Введение 3
Глава 1. Историография 6
1.1 Критика и публикации 1870-80х гг. XIX века 8
1.3 Статьи 1900-80-х гг. 15
1.4 Статьи 1990-2000-х гг. 21
Глава 2. Творчество Марии Башкирцевой 30
2.1 Юношеские годы 32
2.2 Ученический период 38
2.2.1 Салонные выставки 60
2.3 Самостоятельный период 81
2.3.1 Поездка в Испанию 81
2.3.2 Группа “juste milieu” 85
2.3.3 Приближение к символизму 102
2.3.4 Скульптура в творчестве Марии Башкирцевой 113
Заключение 115
Список литературы 122
Список иллюстраций 128
Иллюстрации 138
В истории французской живописи второй половины XIX века встречаются и русские имена. Это художники эмигранты (например, И. П. Похитонов), чья творческая деятельность прошла вне пределов родной страны. Именно к такой группе художников относится Мария Константиновна Башкирцева (1858-1884) (Ил. 1). Её короткая творческая жизнь сформировалась и развивалась во Франции. Художественные занятия Башкирцевой продолжались всего в течение семи лет. Ранняя смерть художницы - в 26 лет - не позволяет говорить о зрелом творческом становлении. Несмотря на данные обстоятельства, творчество Башкирцевой характеризуется огромным спектром работ разных жанров и видов искусств: она была и пейзажистом, и портретистом, и скульптором, и графиком, и гравёром. Выполняла свои работы маслом, пастелью. Башкирцева фокусировалась на создании портретов, но была отнюдь не однообразным художником, варьируя темы и сюжеты, обращаясь также к жанровым сценам городского или деревенского быта, пейзажу, силуэтной живописи, натюрморту, религиозным и мифологическим сюжетам. Огромный творческий потенциал и своеобразие личности художницы привлекали французских и русских деятелей культуры, оставивших многочисленные отзывы о ней и ее творчестве. Однако в связи с трагическими обстоятельствами, ставшими причиной утраты большей части наследия, также как и распределения работ по музеям сохранилась лишь небольшая часть наследия, в которой известны лишь поздние работы художницы после 1883 года. Всё это осложняет изучение творчества художницы, плохо ясны период становления и истоки художественной манеры Башкирцевой. Целью нашей работы является попытка определить место художественного наследия Башкирцевой в истории мирового искусства и, в частности, в истории основных течений французской живописи второй половины XIX века. Для достижения поставленной цели определён ряд задач:
• выявить основные научные исследования по данной теме и иную литературу, в том числе исторического жанра, а также источники, включающие критику, художественные произведения, публицистику и др.;
• выполнить историографический анализ с целью выявления степени изученности данного материала, уровня и качества аргументации введенных критиками понятий и критерий оценок творчества М. К. Башкирцевой, а также актуальных проблем и перспектив дальнейшего изучения;
• проследить и проанализировать творческое становление Башкирцевой, особое внимание уделив периоду обучения в Академии Жюлиана;
• проанализировать специфику живописной манеры Башкирцевой с точки зрения формальных приёмов и идейного содержания её творчества;
• определить значение художественного наследия и авторского стиля Башкирцевой в истории европейского искусства рассматриваемой эпохи: ученица великих мастеров-академистов, заимствующая их приёмы, или самородок, стремящийся к новизне?
Актуальность данной работы определяется возрастающим интересом к судьбе и творческому наследию Марии Башкирцевой, вызванным публикацией её дневника, проведением нескольких выставок, а также деятельностью фонда «Возрождение памяти Марии Башкирцевой». В последние годы всё чаще организуются конференции, появляются публикации новых исследований. На родине Башкирцевой, в Полтаве, организовано строительство музея, посвященного художнице. В 2015 году впервые за многие годы Русский музей на несколько месяцев выставил некоторые работы художницы в одном из залов Михайловского дворца. В 2016 году были обнаружены новые работы Башкирцевой: пейзаж «Туман» в музее истории искусств Вены и акварельный рисунок, выполненный художницей в юном возрасте. Всё это свидетельствует об интересе к творчеству Башкирцевой и актуальности его изучения.
В нашей работе помимо историографических глав и искусствоведческого анализа (включая и междисциплинарные методы, такие как привлечение архивных исторических материалов) будут рассмотрены и представлены в альбоме иллюстраций, найденные автором неизвестные до этого работы Марии Башкирцевой: «Офелия» и некоторые рисунки 1877¬1878 гг
Подробный анализ вышеперечисленных аспектов помог понять, что творчество М. К. Башкирцевой мало изучено из-за несохранившегося наследия художницы, славы ее «Дневника» и некоторых лакун в ее биографии. Ещё при жизни Башкирцевой были поставлены проблемы, связанные с ее творчеством: «русскости» и таланта. Авторы вскользь упоминали академическую выучку художницы, отмечая, что её творческий путь развивался не в русле академизма. Изучая источники, становится ясно, что творчество Марии Константиновны Башкирцевой относится к французской школе живописи и никак не связано с русским искусством. Ее приятелями были по преимуществу французы, она училась живописи у французских мастеров, которые работали для Салона. Если и говорить о какой-либо «русскости» в ее работах, то лишь из-за ее происхождения и фамилии. Обзор французской живописи подтверждает мнение историографов, Башкирцева училась в Академии Жюлиана у Родольфа Жюлиана и Тони Робер-Флёри. Позже сблизилась с французским реалистом Жюлем Бастьен-Лепажем. Критиками была выведена еще одна проблема - таланта. На протяжении всей истории изучения ее творчества никто объективно не оценил: значимо ли творчество художницы в истории искусства или нет. Русские критики, не аргументируя, пишут о подражании художницы Бастьен-Лепажу, что связано с неприятием ими этой «русской парижанки». Авторы и сейчас просто констатируют факт либо наличия таланта и специфики творчества Башкирцевой, либо пишут о подражательстве учителям-академистам.
Официальное направление переживало короткий подъём в 70-80-х гг., являясь основой для большинства появившихся течений, заимствуя новые приёмы, чтобы продолжать заинтересовывать публику. Большинство академистов, как Каролюс-Дюран, использовали импрессионистические и реалистические тенденции, отступая от сглаженной академической манеры, поэтому можно с уверенностью сказать, что к 80-м гг. XIX века академизм изживал сам себя, впитывая новые тенденции. Стоит отметить, что и представители новых течений за основу брали академические приёмы. Например, художники, затрагивавшие остросоциальную тематику и считавшие себя последователями Курбе (в работе для определения этих художников вводится термин “juste milieu”), лишь приспосабливали неприглядные темы для салонной публики, исполняя их в свойственной официальным мастерам манере (Бастьен-Лепаж).
Исходя из этого, было необходимо провести обзор и анализ творчества Башкирцевой, с целью выявления мест художественного наследия Башкирцевой в истории мирового искусства и, в частности, в истории основных течений французской живописи второй половины XIX века.
Творчество Башкирцевой развивалось в течение семи лет. К сожалению, ранняя смерть художницы - в 26 лет - не позволяет говорить о полноценном творческом наследии, так как лишь на последние два года ее жизни приходится пик расцвета её таланта. Однако, рассмотрев ее творческое наследие, можно проследить этапы становления художницы, которые напрямую связаны с академическими влияниями: от ученицы до зрелого мастера. Ее творчество легко поделить на условные периоды: юношеские годы (1876-1877 гг.) (до поступления в Академию Жюлиана); «ученический» период (1877-1881 гг.) (от начала обучения в Академии Жюлиана до последнего Салона, где она выставлялась как ученица Академии) и «самостоятельный» период (1881-1884 гг.) (отход от академической манеры).
Еще с юношеских лет Башкирцева, стремясь получить академическое образование, выполняла работы в своеобразной быстрой технике, отвечающей ее характеру. Во время учебы Башкирцевой в Академии Жюлиана видны ее специфичная художественная манера, излюбленный жанр (портрет), идейная направленность ее творчества. Основной акцент она делала на рисунке, первые академические работы: «Портрет Дины» и «В мастерской» выполнены по классическим канонам и опираются во многом на работы Каролюс-Дюрана, который являлся авторитетом для художницы. Обучение в Академии дало ей крепкую базу, выверенный рисунок, чувство красок и известность благодаря продвижению учителями Башкирцевой в Салоне. Однако уже в 1880 году она начинает отказываться от помощи преподавателей, увлеченная республиканскими идеями, бытом и внутренним миром простых людей, и реалистическим направлением в литературе, и все чаще обращает внимание на работы реалиста Бастьен-Лепажа (который также не уходил из лона академической выучки).
1. Асеева Н. Творчество Марии Башкирцевой в контексте демократических тенденций искусства последней трети XIX века // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 70-73.
2. Андреевский С. А. Книга смерти. М., 2005.
3. Антокольский М. М. Письма. М., 1905.
4. Бальзак О. де. Собрание сочинений. Т 19. М., 1960.
5. Барб М. Рисунки Марии Башкирцевой в Парижских музеях // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 14-25.
6. Баршинова О. Мария Башкирцева и украинская школа живописи во второй половине XIX столетия // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 107-110.
7. Башкирцева М. К. Дневник. М., 1893.
8. Башкирцева М. К. Дневник. М., 2014.
9. Брюсов В. Я. Дневник. М., 1925.
10. Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. М., 1896.
11. Бочарова С. Ранние рисунки Марии Башкирцевой из коллекции Полтавского художественного музея. // Материалы первой международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010.
12. Всемирная иллюстрация. №774. СПБ, 1883.
13. Гаккебуш М. М. Нерон и Башкирцева. М., 1898.
14. Герро Ф. Кратико-биографический очерк жизни М. К. Башкирцевой. М., 1905.
15. Гросс В. Мария Башкирцева // Красная панорама. Л., 1929. №43. С. 15.
16. Денисенко О. Творческие судьбы женщин-художниц - Марии Башкирцевой и Зинаиды Серебряковой // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 239-243.
17. Дужа А. Картина Марии Башкирцевой «Горе». К вопросу автобиографичности произведения // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 125-127.
18. Ильина Т В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000.
19. Дьяков Л. Мария Башкирцева // Искусство. №3. Л., 1987. С. 48-53.
20. Калитина Н. Н. «Эпоха реализма» во французской живописи XIX века. Л., 1964.
21. Калитина Н. Н. Французский портрет XIX века. Л., 1984.
22. Каюэ Альберик. Муся, или Жизнь и смерть Марии Башкирцевой. М., 2013.
23. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX вв. в Эрмитаже. Л., 1984.
24. Костеневич А. Г. Ренуар: композиции с лестницей. СПб, 2009.
25. Лясковская О. А. Художница Мария Башкирцева // Искусство. №2. Л., 1961. С. 58-64.
26. Моженок-Нинэн Т. «Белая дама» Бель Эпок. Миф Марии Башкирцевой во французской беллетристике XX-го века // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 139-143.
27. Моженок-Нинэн Т. Муза Серебряного века. Миф Марии Башкирцевой в русской культуре рубежа веков // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 143-149.
28. Мопассан Г. де. Полное собрание сочинений. М., 1958.
29. Недогарко О. Атрибуция некоторых картин Марии Башкирцевой // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 247-251.
30. Нестерова Е. В. Творчество М. К. Башкирцевой в восприятии современников // Проблемы развития русского искусства. Вып. 12. Л., 1980. С. 35-42.
31. Нестерова Е. В. Русско-французские художественные связи второй половины XIX века. Л., 1981.
32. Нестерова Е. В. Русская судьба художницы Марии Башкирцевой // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 34-40.
33. Никольский В. А., Новицкий А. П. История русского искусства. М., 2008.
34. Новое время. №2622. СПб, 18 июня, 1883.
35. Перрюшо А. Эдуард Мане. М., 1976.