Аннотация 6
Введение 8
Глава 1. Роль установок, ценностей и целей в восприятии внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга 9
1.1. Восприятие как социально-психологическая характеристика 9
1.2. Установки. Общая характеристика 11
1.3. Ценности. Общая характеристика 18
1.4. Цели. Общая характеристика 25
1.5. Представление о международных отношениях между Россией и США 27
1.6 Основные теоретические выводы 28
Глава 2. Организация и методы исследования 29
2.1. Постановка проблемы 29
2.2. Методы и методики исследования 30
2.3. Процедура исследования 33
2.4. Описание выборки исследования 34
2.5. Математико-статистические методы обработки данных 35
Глава 3. Эмпирическое исследование восприятия внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга 36
3.1. Анализ влияния установок, ценностей и целей на восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга 36
3.2. Эмпирические результаты анализа восприятия внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга 41
3.3. Обсуждение общих выводов по результатам исследования 44
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложение 48
«Люди могут разделять или не разделять развития общества, действующую идеологию, соглашаться или не соглашаться с основными направлениями развития политической, социальной и экономической жизни. Властителям необходимо формировать и поддерживать социальную группу, слой людей, для которых действующие законы будут их законами. По этим законам построена жизнь этих групп людей, именно они дали возможность достичь успеха, статуса, благосостояния, положения и т. д. Властителю необходимо определенным образом формировать мнение представителей этих групп. Власть обязана создавать себе социальную опору в лице среднего класса, пенсионеров, молодежи, научной, творческой или технической интеллигенции, силовых структур и т. д., которые будут понимать, что своим успехом, благосостоянием, уровнем жизни и влиянием на происходящее они обязаны именно этой власти. В этом случае власть может получить с их стороны необходимую поддержку. От успеха в решении этой задачи зависит эффективность власти и ее поддержка со стороны заинтересованных в этой власти социальных слоев» - А.Г. Конфисахор [10, стр.69].
Для поддержки работы государства со стороны социальных слоев необходимо понимания и анализ процессов, которые происходят в обществе. Необходимо понимать какие установки, ценности и цели имеет общество, какие приоритеты существуют у граждан. Главная задача власти — создать благоприятные условия для удовлетворения потребностей народа. Когда власть с этой задачей справляется, то общество положительно воспринимает как внутреннюю политику государства, так и внешнюю политику.
Большинство исследователей, занимавшихся данной проблемой изучали разные аспекты общества, которые могли влиять на положительное или отрицательное восприятие внешней политики государства. Но установки, ценности и цели в совокупности не изучались в аспекте изучения отношения к внешнеполитическим процессам.
Цель исследования: исследовать особенности восприятия внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга.
Практическое применение заключается в возможности использования теоретических и эмпирических результатов исследования в анализе установок, ценностей и целей общества, для налаживания диалога между обществом и государством.
Гипотеза:
1) восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга определяется установками, ценностями и целями
2) положительное восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга определяется такими установками как опора на помощь других людей; готовность к изменениям собственных взглядов под внешним воздействием; конформизм
3) положительное восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга определяется такими ценностями как принятие приоритета государства над интересами человека; соблюдение принятых традиций, норм и обычай; доминирование прошлого над настоящим и будущим
4) положительное восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга определяется такими целями как создание семьи и воспитание детей; карьера в органах государственной власти; сохранение системы политических отношений
5) положительное восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга определяется такими установками как опора на помощь других людей; готовность к изменениям собственных взглядов под внешним воздействием; конформизм
6) положительное восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга определяется такими ценностями как принятие приоритета государства над интересами человека; соблюдение принятых традиций, норм и обычай; доминирование прошлого над настоящим и будущим
7) положительное восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга определяется такими целями как создание семьи и воспитание детей; карьера в органах государственной власти; сохранение системы политических отношений
Предмет: установки, ценности, цели.
Задачи:
1. провести анализ теоретических работ, исследующих восприятие как социально-психологическую характеристику, определяющею отношение студентов к внешней политике государства, то есть построения системы международных отношений
2. провести анализ имеющихся психологических и социальных исследований, изучающих отношение людей к таким политическим событиям как
3. обосновать и подготовить проведение эмпирического исследования
4. провести эмпирическое исследование
Объект исследования: в исследовании приняли участие 70 женщин в возрасте от 18 до 23 лет; 30 мужчин от 18 до 23 лет. Из них 34 женщины родились в Санкт-Петербурге, 36 женщин родились в других городах Российской Федерации; 14 мужчин родились в Санкт-Петербурге, 16 мужчин родились в других городах Российской Федерации. Опрос производился среди магистрантов экономического факультета Санкт- Петербургского государственного университета и среди бакалавров факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, 40 и 60 человек соответственно. Всего было опрошено 100 человек.
Методики исследования: В. Н. Карандашев: методика Шварца для изучения ценностей личности; Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; Методика «Показатели индивидуализма— коллективизма» (ПИК) Л.Г. Почебут; Авторская методика «Показатели приоритетов: семья/карьера».
В ходе исследования было подробно рассмотрено влияние установок, ценностей и целей на восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга. Изучение влияния направленности на восприятие внешнеполитических решений, дает основание предположить, что именно цели человека влияют на положительное или отрицательное восприятие внешнеполитических решений студентами Санкт-Петербурга.
В дальнейшем было бы интересно провести данное исследование на большем количестве респондентов для проверки полученных результатов и для внесения некоторых корректив.
Данное исследование имеет практическую значимость в политической психологии при анализе психологии масс и определении вектора направления развития общества, его установок, ценностей и целей.
Подводя итог, стоит отметить, что определение целей и приоритетов человека очень влияют на одобрение или неодобрение работы государства.
Доминирующим в формировании направленности является социальное окружение, семья, друзья, особенности воспитания, которые формируют содержание направленности, то есть идеалы, убеждения, установки, ценности и цели. Поэтому основная цель страны и государства обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его более продуктивного и качественного развития. Отношения между государством и обществом должны носить такой характер, который способствовал бы совершенствованию как внутренней политики, так и внешней.
1. Адлер А. «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»/ Когито-Центр, 2002
2. Рубинштейн С.Л. «Бытие и сознание»/ Спб., 2003
3. Адлер А. «Понять природу человека»/ Академический проспект, 1997
4. Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человекознания»/ М., 1989
5. Ананьев Б.Г. «Человек как предмет познания»/ Спб., 2001
6. Андреева Г.М. «Психология социального познания»/ М., 1997
7. В.В. Крамник «Социально-психологический механизм политической власти»/ Изд-во Ленинградского финансово-экономического института, 1991
8. Гришина Н.В. «Экзистенциальная психология: учебник»/ Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2018
9. Карандашев В.Н. «Методика Шварца для изучения ценностей личности»/СПб.: Речь, 2004
10. Конфисахор А.Г. «Политология для психологов: учебное пособие»/ Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2017
11. Лебон Г. «Психология народов и масс»/ М.: Академической проект, 2015
12. Леонтьев Д.А. «Психология смысла»/ М., 2003
13. Леонтьев Д.А. «Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции»// Вопросы философии, 1996. №4
14. Лэнгле А. «Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия»/ М., 2009
15. Наследов А.Д. «Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных»/ Спб., 2004.
...