Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Саботаж как коммуникативная стратегия в диалоге

Работа №130931

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

английский язык

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение .................................................................................................................... 4
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникативного сабота-
жа в диалоге ............................................................................................................. 8
1.1. Коммуникативный саботаж как предмет лингвистических и когнитивных
исследований ............................................................................................................. 8
1.1.1. Понятия «стратегия» и «коммуникативная стратегия» ............................... 8
1.1.2. Коммуникативный саботаж как инструмент непрямой коммуникации ... 12
1.1.3. Исследование коммуникативного саботажа в работах отечественных и
зарубежных авторов ................................................................................................. 15
1.2. Диалог в художественном произведении как форма дискурсивного взаимо-
действия .................................................................................................................... 19
1.2.1. Понятие «дискурс» в современной лингвистике ........................................ 20
1.2.2. Диалог и особенности диалогического взаимодействия в тексте
художественного произведения .............................................................................. 26
1.2.3. Коммуникативная ситуация как единица текста ......................................... 28
Выводы по главе 1 ................................................................................................ 31
Глава 2. Коммуникативная стратегия саботажа в диалогах серии романов
Рекса Стаута о Ниро Вульфе .............................................................................. 35
2.1. Чем интересны романы о Ниро Вульфе с точки зрения исследования ком-
муникативного саботажа ........................................................................................ 35
2.2. Стратегии и тактики, использующиеся при коммуникативном саботаже.. 39
2.2.1. Стратегия уклонения ..................................................................................... 41
2.2.2. Стратегия открытого негативного реагирования ........................................ 46
2.2.3. Стратегия игнорирования ............................................................................. 51
2.3. Факторы использования коммуникативной стратегии саботажа в различ-
ных коммуникативных ситуациях ......................................................................... 53
2.3.1. Иерархия ......................................................................................................... 54
2.3.2. Интересы ........................................................................................................ 59
2.3.3. Межличностные отношения ......................................................................... 64
2.4. Языковая репрезентация коммуникативного саботажа .............................. 72
2.4.1. Средства выражения коммуникативного саботажа при вербальной ком-
муникации ............................................................................................................... 72
2.4.2. Средства выражения коммуникативного саботажа при невербальной ком-
муникации .............................................................................................................. 74
Выводы по главе 2 ................................................................................................ 76
Заключение ........................................................................................................... 78
Список источников примеров ........................................................................... 82
Список словарей и энциклопедий ..................................................................... 84
Список используемой литературы и интернет-ресурсов .............................. 86

Зачастую участник коммуникации не готов прямо ответить на вопрос
собеседника, поэтому он пытается либо как-то уклониться от ответа, сменить
тему, либо дать весьма неясный ответ. Это явление в научной литературе
получило название «коммуникативный саботаж»; саботаж может иметь
вербальное и невербальное выражение. При этом он может принимать разные
формы, начиная с ухода от ответа до попытки обидеть собеседника, навязать
свое мнение об обсуждаемой теме.
Актуальность данного исследования состоит в том, что знание принципов
коммуникативного саботажа и его лингвистических средств выражения в
диалоге способствует успешной межкультурной коммуникации. Понимание
когнитивного и прагмалингвистического аспектов коммуникативного саботажа
позволяет правильно интерпретировать намерения собеседника и повысить
эффективность речевого воздействия.
Гипотеза: выбор средств выражения коммуникативного саботажа зависит от
коммуникативной ситуации и отношений участников ситуации, а также от
принадлежности собеседников к тому или иному гендеру, социальной и
возрастной группе, профессии, культуре и т. д. При этом необходимо учитывать
не только вербальную, но и невербальную составляющие коммуникативного саботажа.
Объектом данного исследования является коммуникативный саботаж.
Предметом — вербальные и невербальные средства выражения
коммуникативного саботажа в диалоге.
Цель настоящего исследования — системное описание стратегии
коммуникативного саботажа и выявление разнообразных способов его
выражения в англоязычной речи.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) дать описание саботажу как явлению коммуникации;
2) проанализировать причины использования приема коммуникативного саботажа;
3) обозначить компоненты коммуникативного саботажа;
4) охарактеризовать лингвистические и нелингвистические способы
выражения коммуникативного саботажа;
5) исследовать явление коммуникативного саботажа применительно к
социокультурным реалиям американского общества середины XX века.
При решении поставленных задач в ходе исследования применялись
следующие методы исследования: метод сплошной выборки,
контекстологический метод с использованием узкого / широкого контекста,
дискурс-анализ.
Материалом исследования послужили романы американского писателя
Рекса Стаута о частном детективе Ниро Вульфе на английском языке, но для
решения некоторых задач исследования использовались также переводы этих
романов на русский.
В основном исследования по речевому воздействию представляют собой
руководства по коммуникации (например, как в споре убедить собеседника или
доказать несостоятельность какой-либо теории), а именно по
коммуникативному саботажу работ немного. И в основном отечественные
исследования коммуникативного саботажа базируются на русском языковом
материале (на примере российских ток-шоу, политических интервью или
рекламных объявлений). Поскольку термин «(коммуникативный) саботаж» не
является общепринятым и его наполнение дискуссионно, то научная новизна
данного исследования состоит в том, что в нем даны детальное описание
коммуникативного саботажа, наиболее полное определение и классификация.
Данная работа построена на материале произведений одного англоязычного
автора, что позволило нам исследовать не только саму репрезентацию
коммуникативного саботажа в диалоге, но и обратить внимание на
экстралингвистические факторы его использования персонажами и роль
коммуникативного саботажа как средства в создании художественного образа персонажей.
Теоретической основой исследования послужили работы по дискурсу (О. В.
Александрова, Н. Д. Арутюнова, В. З. Демьянков, Т. В. Журавлёва, В. И.
Карасик, Ю. А. Кошеварова, Е. С. Кубрякова, Е. Г. Мартиросьян, Н. С. Олизько,
Т. Б. Самарская, Е. В. Темнова, М. Фуко, В. Е. Чернявская, Teun A. Van Dijk),
коммуникации и диалогу (Г. Р. Власян, Г. П. Грайс, Э. Гриффин, Е. П. Ильин, Е.
В. Падучева, Ю. С. Панова, А. А. Романов), речевой агрессии и конфликтам
(Н. В. Гришина, И. И. Гулакова, Т. Н. Иванова, Л. Р. Комалова, В. П. Шейнов, Т.
Шеллинг, Ю. В. Щербинина), стратегии и целеполаганию (Л. И. Дорофеева,
Г. Минцберг, Дж. Куинн, С. Гошал, М. Младенович, П. А. Цыганков),
коммуникативным стратегиям, тактикам и коммуникативному саботажу
(В. Ю. Андреева, Н. В. Буренина, В. Н. Василина, Г. Р. Власян, Л. Б. Гнездилова,
Л. Б. Головаш, Б. Б. Ерманова, О. С. Иссерс, Н. Н. Кириллова, М. А. Кравец, О.
П. Малышева, Е. С. Никитина, В. Н. Шмелев, Е. Э. Яренчук) и детективу (Е.
А. Варлакова, С. П. Бавин, Н. В. Бугорская, О. А. Мельничук, Т. А. Мельничук,
H. Haycraft, F. Kelleghan, S. Knight, J. M. Reilly, M. F. Rodell).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в исследовании
наиболее полно описано и проанализировано явление коммуникативного
саботажа на основе англоязычного материала, выявлена специфика стратегии
коммуникативного саботажа, причины ее применения и языковая репрезентация.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут
быть использованы в курсе прагматической и когнитивной лингвистики,
лингвокультурологии и основ теории межкультурной коммуникации.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Коммуникативный саботаж — сложное явление в речевом воздействии,
которое нуждается в комплексном исследовании.
• Коммуникативный саботаж реализуется с помощью трех стратегий (стратегии
уклонения, открытого негативного реагирования, игнорирования), которые
в свою очередь делятся на тактики соответственно:
— тактики ухода от ответа, уклонения от темы, смены темы, контроля над
темой и переадресации;
— тактики отказа, возражения, возмущения, оскорбления, отрицания;
— тактики игнорирования и молчания.
• Основными факторами коммуникативного саботажа могут служить
социальная иерархия (принадлежность к той или иной социальной группе),
сходство или различие интересов в данной коммуникативной ситуации и
межличностные отношения (определенная манера общения, особые
отношения собеседников, строящиеся на взаимных «подколах»,
припоминании прошлых ошибок и т.д.).
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы и интернет-источников. Во введении даются
актуальность, гипотеза, объект, предмет, цель, задачи, методы, материал
исследования, теоретическая основа настоящего исследования, поясняются
теоретическая и практическая значимость исследования и основные
положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основы
исследования коммуникативного саботажа в диалоге» даются определения
коммуникативной стратегии, тактики, коммуникативной ситуации как единице
текста и др. Вторая глава «Коммуникативная стратегия саботажа в диалогах
серии романов Рекса Стаута о Ниро Вульфе» посвящена языковой
репрезентации коммуникативного саботажа в романах Р. Стаута, факторам
использования этой стратегии и средствам выражения при вербальной и
невербальной коммуникации. В заключении даны выводы по проведенному
исследования. Также прилагается список использованной литературы,
включающий в общей сложности 198 наименований, список использованных
словарей и энциклопедий, включающий 16 наименований, список источников примеров.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное диссертационное исследование посвящено анализу саботажа как
коммуникативной стратегии в диалоге.
Цель данного исследования состояла в системном описании стратегии
коммуникативного саботажа и выявлении способов его выражения в
англоязычной речи.
Языковым материалом исследования послужили 33 романа серии о
частном детективе Ниро Вульфе и его помощнике Арчи Гудвине (1934—1975),
созданной американским писателем Рексом Стаутом (1886—1975). В процессе
работы с текстами художественных произведений было отобрано 862 примера
коммуникативных ситуаций, в которых один или несколько собеседников
используют стратегии и тактики коммуникативного саботажа.
В первой главе «Теоретические основы исследования коммуникативного
саботажа в диалоге» были проанализированы теоретические работы
отечественных и зарубежных исследователей по данной теме и приведены
определения наиболее значимых понятий таких, как «стратегия» и «тактика»,
«коммуникативная стратегия», «коммуникативный саботаж», «диалог»,
«дискурс», «коммуникативная ситуация» и др. Также было выявлено, что по
стратегическому речевому воздействию написаны многочисленные
исследования, однако по стратегиям и тактикам коммуникативного саботажа
относительно немного фундаментальных исследований, но они в основном
базируются на русскоязычном материале политического, бытового дискурса и
дискурса ток-шоу.
В рамках исследования «коммуникативный саботаж» понимается как
коммуникативный и психологический прием оказания речевого воздействия в
диалоге, предполагающий скрытое сопротивление и направленный на
игнорирование содержательной части высказывания собеседника.
Во второй главе данного диссертационного исследования
«Коммуникативная стратегия саботажа в диалогах серии романов Рекса Стаута
о Ниро Вульфе» были проанализированы языковая репрезентация
коммуникативного саботажа в романах Р. Стаута, факторы использования этой
стратегии и средства выражения при вербальной и невербальной коммуникации персонажей.
На материале романов о Ниро Вульфе было доказано, что
коммуникативный саботаж реализуется с помощью трех стратегий, которые в
свою очередь делятся на тактики: стратегия уклонения (тактика ухода от
ответа, тактика уклонения от темы, тактика смены темы, тактика контроля над
темой, тактика переадресации); стратегия открытого негативного
реагирования (тактика отказа, тактика возражения, тактика возмущения, тактика
оскорбления, тактика отрицания), стратегия игнорирования (тактика
игнорирования, тактика молчания).
В ходе исследования было обнаружено, что чаще всего встречаются
примеры использования стратегии уклонения и стратегии открытого
негативного реагирования. Среди тактик наибольшей популярностью
пользуются тактики ухода от ответа, уклонения от темы, смены темы (в рамках
стратегии уклонения), тактики отказа, возражения, оскорбления (в рамках
стратегии открытого негативного реагирования), тактика игнорирования (в
рамках стратегии игнорирования).
В результате проведенного анализа было также выявлено, что основными
факторами применения стратегии коммуникативного саботажа могут быть
социальная иерархия, сходство или различие интересов в данной
коммуникативной ситуации и межличностные отношения.
Если в конфликтной ситуации на выбор вербальных и невербальных
средств «саботирования» влияют социальное положение, статус, должность,
полномочия, то можно сказать, что в этом проявляется Иерархический фактор.
Помимо этого, коммуникативный саботаж может быть обусловлен наличием
или отсутствием общих интересов, когда один из собеседников «саботирует»
высказывания другого, если использование прямой коммуникации (прямой
ответ на вопрос / просьбу / заявление и т.д.) в конкретной коммуникативной
ситуации будет противоречить интересам говорящего. И наконец, в случае, если
серьезных причин «саботирования» нет, но у собеседника некооперативный
настрой, а у некоторых персонажей складываются особые межличностные
отношения, строящиеся на постоянном «саботировании» друг друга, действует
фактор «Межличностные отношения».
Коммуникативный саботаж в диалоге проявляется с помощью вербальных
и невербальных средств. Языковая репрезентация коммуникативного саботажа
в текстах художественных произведений Р. Стаута состоит из средств,
описывающих «саботирование» при невербальной (авторские ремарки) и
вербальной (прямая, диалогическая речь и авторские ремарки) коммуникации.
С помощью инструментов и приемов невербальной коммуникации таких,
как жесты, мимика, походка, взгляд, интонация, пауза, кашель, рукопожатие,
дистанция и др. передается эмоциональное состояние персонажа и его способ
«саботирования» собеседника. В авторских ремарках относительно
невербального поведения собеседника при коммуникативном саботаже в
романах о Ниро Вульфе чаще всего указывается на мимику, кивок головой,
мимику, интонации, жесты. Главный персонаж — детектив Ниро Вульф —
прибегает к жестикуляции или другим инструментам невербального общения
крайне редко, в самых трудных конфликтных ситуациях.
При передаче диалогической речи персонажей особенно часто
используются такие приемы и средства, как междометия, восклицания,
ругательства, оскорбления, переспрос, риторические вопросы, ирония,
самоирония, сарказм и др. В авторских ремарках относительно вербального
поведения героев при «саботировании» встречаются глаголы и наречия,
указывающие на используемую тактику «саботирования» и эмоциональность
произнесения реплики.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что на выбор средств
выражения коммуникативного саботажа влияют коммуникативная ситуация и
отношения участников ситуации (их социальная, профессиональная,
культурная, возрастная принадлежность). При этом «саботирование»
проявляется не только на вербальном, но и невербальном уровне.
В результате проведенного анализа были выполнены цели и задачи
исследования, состоявшие в системном описании стратегии коммуникативного
саботажа, анализе причин использования приема коммуникативного саботажа и
выявлении способов его выражения в англоязычной речи.
Данная работа может быть использована в курсе прагматической и когнитивной
лингвистики, лингвокультурологии и основ теории межкультурной коммуникации.
В дальнейшем исследование может быть продолжено за счет сравнения
использования стратегий и тактик коммуникативного саботажа в англоязычном
и русскоязычном художественном дискурсе.
Также стоит отметить, что поскольку языковым материалом исследования
послужили 33 романа из цикла произведений о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине, в
который еще входят 39 повестей, возможен дальнейший анализ
коммуникативных ситуаций «саботирования» в этих повестях.


• Стаут Р. Полное собрание сочинений: пер. с англ. / Р. Стаут. — М.:
Центрполиграф, 1996 — .
Т. 1: Фер-де-ланс : романы / Р. Стаут. — М.: Центрполиграф, 1997. — 509 с.
Т. 2: Снова убивать : Романы. — М.: Торгово-изд. об-ние "Центрполиграф",
1996. — 585,[2] с.: ил.
Т. 3: Через мой труп : Романы. — М.: Торгово-изд. об-ние "Центрполиграф",
1996. — 587,[2] с.: ил.
Т. 4: Умолкнувший оратор : [Роман, повести]. — М.: Торгово-изд. об-ние
"Центрполиграф", 1996. — 453,[2] с.: ил.
Т. 5: И быть подлецом: Романы. — М.: Торгово-изд. об-ние "Центрполиграф",
1996. — 599,[2] с.: ил.
Т. 6: Три двери к смерти / Р. Стаут. — М.: Центрполиграф, 1996. — 583 с.
Т. 7: Тройной риск / Р. Стаут. — М.: Центрполиграф, 1997. — 586 с.
Т. 8: Золотые пауки : романы / Р. Стаут. — М.: Центрполиграф, 1996. — 494 с.
Т. 9: Черная гора : [Романы]. — М.: Торгово-изд. об-ние "Центрполиграф",
1996. — 520,[2] с.: ил.
Т. 10: Умри как собака! : [романы] / Рекс Стаут. — М.: Центрполиграф, 1996. — 551 с.
Т. 11: Смертельный плагиат: [романы] / Рекс Стаут. — М.: Центрполиграф,
1996. — 537 с.
Т. 12: Отрава входит в меню : [Сборник]. — М.: Торгово-изд. об-ние
"Центрполиграф", 1996. — 517,[2] с.: ил.
Т. 13: Роковые деньги. — М.: Торгово-изд. об-ние "Центрполиграф", 1996. —
533,[2] с.: ил.
Т. 14: Право умереть. — М.: Торгово-изд. об-ние "Центрполиграф", 1996. —
549,[2] с.: ил.
Т. 15: Погоня за отцом: романы / Р. Стаут. — М.: Центрполиграф, 1996.
Т. 16: Семейное дело: романы / Р. Стаут. — М.: Центрполиграф, 1997. – 519 с.
Т. 17: Смертельный дубль: Романы. — М.: Торгово-изд. об-ние
"Центрполиграф", 1997. — 487,[2] с.: ил.
Т. 18: Рука в перчатке: Романы. — М.: Торгово-изд. об-ние "Центрполиграф",
1997. — 487,[2] с. : ил.
• A Family Affair — Random House Publishing Group, 2011. — 208 p.
• A Right To Die — Random House Publishing Group, 2010. — 208 p.
• And Be a Villain — Random House Publishing Group, 2011. — 256 p.
• Before Midnight — Random House Publishing Group, 2010. — 224 p.
• Champagne for One — Random House Publishing Group, 2010. — 224 p.
• Death of a Doxy — Random House Publishing Group, 2010. — 192 p.
• Death of a Dude — Random House Publishing Group, 2010. — 204 p.
• Fer-de-Lance — Random House Publishing Group, 2010. — 304 p.
• Gambit — Random House Publishing Group, 2011. — 155 p.
• If Death Ever Slept — Random House Publishing Group, 2010. — 208 p.
• In the Best Families — Random House Publishing Group, 2010. — 272 p.
• Might As Well Be Dead — Random House Publishing Group, 2010. — 224 p.
• Murder by the Book — Random House Publishing Group, 2010. — 256 p.
• Over My Dead Body — Bantam Books, 1993. — 272 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ