ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА В АСПЕКТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ 8
1.1 Лингвокультурология и её понятийный аппарат 8
1.1.1 Лингвокультурология как наука 8
1.1.2 Соотношение лингвокультурологии и смежных дисциплин 10
1.1.3. Понятие «картина мира» 13
1.1.3.1 Понятие «языковая картина мира» 14
1.1.3.2 Наивная картина мира 17
1.2 Понятие «концепт» 19
1.2.1 Структура концепта 23
1.2.2 Классификация концептов 25
1.3. Методика концептуального анализа 28
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА II. КОНЦЕПТ «ЛУНА» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (НА ФОНЕ КИТАЙСКОЙ) 34
II.1 Историко-этимологическая составляющая слова-имени концепта «луна» 34
II.2. Понятийная составляющая концепта «луна» 37
II.3. Анализ словообразовательной парадигмы 44
11.3.1. Концептуальные признаки лексемы лунный 45
11.3.2. Концептуальные признаки лексемы полнолуние 48
11.3.3 Концептуальные признаки лексемы лунатик 49
11.3.4 Концептуальные признаки лексемы безлунный 51
II.4. Образная составляющая концепта «луна» 52
II.5. Ценностная составляющая концепта «луна» 59
II.6. Свободный ассоциативный эксперимент и тематические группы, отражающие составляющие концепта «луна» 63
ВЫВОДЫ 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Работа посвящена исследованию концепта «луна» как фрагмента русской языковой картины мира (на фоне китайской).
Исследование выполнено с позиции лингвокультурологического подхода. На современном этапе лингвокультурология принадлежит к наиболее активно развивающимся областям лингвистики, и описание культурных концептов актуально и важно: они отражают менталитет языковой личности, в них сконцентрирован многовековой опыт, культура и идеология народа. Концепт является центральной категорией в научно-лингвистическом описании языкового отражения мира, помогающей вскрыть механизмы преломления в сознании человека объективной реальности (Н.Д.Арутюнова, А.П.Бабушкин, А.Вежбицкая, В.И.Карасик, Ю.Н.Караулов, В.В.Колесов, Е. С.Кубрякова, Д.С. Лихачев, З.Д.Попова, Ю.С.Степанов, И.А.Стернин, В.Н.Телия, Р.М.Фрумкина и др.).
Актуальность исследования определена тем, что:
во-первых, исследование включается в антропоцентрическую парадигму научного познания, в соответствии с которой приоритетное значение получают вопросы взаимодействия языка, сознания и культуры;
во-вторых, содержание концепта «луна» ярко отражено в русском и китайском фольклоре, поэзии, художественной и публицистической литературе, в религиозных и философских текстах;
в-третьих, данное исследование будет способствовать взаимопониманию двух наций.
Новизна исследования состоит в том, что концепт «луна» впервые рассматривается как лингвокультурный концепт и фрагмент русской языковой картины мира на фоне китайской.
Гипотеза исследования заключается в том, что концепт «луна», являющийся общекультурным, универсальным концептом, в то же время обладает ярко выраженной национально-культурной спецификой как в русской, так и в китайской языковых картинах мира. Причем, представленность и значимость данного концепта в китайской лингвокультуре явно выше, чем в русской.
Объектом исследования служит концепт «луна» в русской языковой картине мира на фоне китайской.
В качестве предмета исследования выступают вербальные средства выражения концепта «луна»; совокупность семантических признаков, языковых метафор, образных реализаций, ассоциаций, которые являются составом концепта луна в русском и китайском языковом сознании.
Цель работы заключается в том, чтобы исследовать вербальное представление концепта «луна» как одного из базовых концептов русской языковой картины мира на фоне китайской.
В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования;
2. Отобрать материал исследования на основании лексикографических и других источников;
3. Выделить и проанализировать понятийную составляющую концепта «луна», отражающую его дефиниционную структуру (на фоне китайского языка);
4. Проанализировать и описать словообразовательную парадигму, которая состоит в выделении концептуальных признаков в словах с корнем лун-;
5. Описать образную составляющую данного концепта в русской лингвокультуре на фоне китайской;
6. описать ценностную составляющую исследуемого концепта в русской лингвокультуре на фоне китайской;
7. Провести свободный ассоциативный эксперимент (опрос) с русскими и китайскими информантами для определения состава ассоциативно-вербальных полей концепта «луна» в русском и китайском языковом сознании;
8. Проанализировать и описать данные свободного ассоциативного эксперимента (опроса).
Для решения поставленных задач применяются следующие методы: -приём сплошной (из словарей) и частичной (из электронной базы данных и из других текстов) выборки материала;
• метод концептуального анализа;
• метод компонентного анализа;
• описательный метод;
• сопоставительный метод;
• метод свободного ассоциативного эксперимента;
• метод словообразовательного, этимологического анализа, приёмы стилистической и частотно-статистической характеристики.
Материалом исследования являются данные словарей русского и китайского языка разных типов (историко-этимологических, толковых, фразеологических словарей, словарей синонимов, ассоциативных словарей, данные словарей русской и славянской ментальности), данные проведенного нами ассоциативного эксперимента (опроса), фрагменты текстов художественных и публицистических произведений, входящие в информационно-справочную систему «Национальный корпус русского языка», а также отобранные самостоятельно.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что она включается в круг работ по описанию концептов в русской языковой картине мира в аспекте лингвокультурологии на фоне китайского языка.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы непосредственно в практике преподавания РКИ, в частности, в китайской аудитории; в составлении учебников и учебных пособий для изучающих русский язык как неродной; в лекционных и семинарских курсах по лингвокультурологии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концепт «луна» - сложное ментальное образование, состоящее из нескольких концептуальных признаков, имеющее образное осмысление, вступающее в парадигматические связи и характеризуемое определенной оценкой со стороны членов этносоциума;
2. Концепт «луна» играет важную роль в русском национальном сознании и обладает национальной спецификой, но концепт луна гораздо значимее представлен в китайской языковой картине мира, чем в русской языковой картине мира.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В последние десятилетия XX века особый интерес исследователей связан с вопросами изучения концептов и концептуальной системы языка. Концептуальная система языка - это основа языковой картины мира.
Согласно методике, разработанной в отечественной лингвистике (см., например, [Зиновьева, Юрков 2006: 122-123]), лингвокультурологическое исследование концепта должно включать в себя этимологию ключевого слова, выявление концептуальных признаков слова-имени концепта, анализ словообразовательной парадигмы, метафорических употреблений, ценностной составляющей, а также определение ассоциативного поля слова-концепта.
Концепт «луна» - сложное ментальное образование, состоящее из нескольких концептуальных признаков, имеющее образное осмысление, вступающее в парадигматические связи и характеризуемое определенной оценкой со стороны членов этносоциума.
Понятийная основа концепта - сложное образование. Так, различным концептуальным признакам концепта «луна» могут быть присущи специфические оценки, ассоциации и образное осмысление.
Словообразовательное гнездо с корнем лун- насчитывает 28 единиц, что свидетельствует о важности концепта «луна» для русского языкового сознания.
Концепту «луна» присущи следующие образные осмысления.
В русской языковой картине мира, во-первых, метафорически описывается состояние луны (например: спокойная луна); во-вторых, концепт «луна» образно реализуется в функции сравнения, ярко выражено в устойчивых сравнениях (например, ваза ... , как луна; кругла лицом как [глупая] луна, лицо у кого [круглое] как [полная] луна); в-третьих, луна может восприниматься как собирательный образ какой-либо живой сущности, что выражается в сочетаемости с глаголами, обозначающими различные активные действия (например, луна глядит; луна спряталась}; в-четвёртых, концепт «луна» образно же реализуется во фразеологизмах (например, с луны свалиться; ничто не вечно под луной); в-пятых, концепт «луна» образно реализуется в славянской мифологии и стихотворениях. В китайской языковой картине мира во-первых концепт «луна» образно реализуется во фразеологизмах (например, красивая как цветы, прекрасная как луна» (^^Л ^) ); во-вторых, концепт «луна» реализуется в легенде (например, на луне живёт красавица Чанъэ); в-третьих, концепт «луна» тоже реализуется в древних китайских стихотворениях и текстах современных песен, в них луна всегда связана с родиной, красавицей, или любовью.
Обращаясь к ценностному аспекту, мы выяснили, что концепт «луна» в русской языковой картине мира оценивается как положительно, так и отрицательно, и нейтрально, а в китайской языковой картине мира концепт «луна» имеет положительную оценку.
Анализ результатов проведенного свободного ассоциативного эксперимента показал, что в современном русском и китайском языковом сознании луна имеет ассоциативные связи с различными областями и явлениями жизни, что объясняется наличием у концепта «луна» различных концептуальных признаков, актуализируемых в данных ассоциациях. Так, ассоциативное поле концепта «луна» представлено следующими общие тематическими группами: 1)Ассоциации мистического и мифологического характера; 2) Ассоциации, связанные с животными и их поведением; 3) Ассоциации, связанные с космосом; 4)Ассоциации, связанные с временем суток, временем года, временным периодом; 5) Ассоциации, связанные с жизнью человека; 6) Ассоциации, связанные с творчеством человека; 7) Ассоциации, связанные с человеком, в том числе и с собственным именем; 8) Ассоциации, связанные с цветом, светом и формой; 9) Ассоциации, связанные с ощущением, чувством; 10) Ассоциации, связанные с мультфильмами; 11) Ассоциации, связанные с природой. Несмотря на то, что названия этих групп совпадают, но единица ассоциаций и количество разные.
В результате у китайских информантов существуют следующие ассоциации, которые характерны для китайцев и отражают культуру Китая (появляются больше десяти раз): Праздник луны, Богиня Чанъэ, лунный заяц, скучать по родине, семье или родным, красивая девушка, собраться всей семьёй, известные поэты, у которых стихотворения связаны с образом “луны”.
Таким образом, концепт «луна» играет важную роль в русском и китайском национальном сознании и обладает национальной спецификой. Концепт «луна» гораздо значимее в китайской картине мира, чем в русской картине мира.
1. Апресян Ю. Д. Избранные труды. — Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — С.348-385.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. — С. 258-261.
3. Арутюнова Н.Д. Введение // логический анализ языка: Ментальные действия. — М.: Наука, 1993. — С. 3-7.
4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. —Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1998. — 41 с.
5. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И.а. Стернина. — Воронеж: ВорГУ, 2001. — С. 25-35.
6. Вайсгербер, Й.Л. Родной язык и формирование духа / Й.Л. Вайсгербер //Перевод с нем. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1993. — 224 с.
7. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 654 с.
8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Индрик, 2005. — 1308 с.
9. Воркачёв С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования [Текст]: [монография] / ВолГУ; под общ. ред. проф. С. Г. Воркачева. — Волгоград: ВолГУ, 2007. — 400 с.
10. Воркачёв С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. — М.: Гнозис, 2004. — 236 c.
11. Воркачёв С.Г. лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. — 2001. - 1 1. — С. 64—72.
12. Воробьев В.В. Лингвокультурология: Монография. —М.: РУДН, 2008. — 336с.
13. Зиновьева Е.И. Юрков Е.Е. Лингвокультурология: Теория и практика / Е.И. Зиновьева, Е.Е. Юрков. — СПб. ООО «Издательский дом «МИРС», 2009. — 291 с.
14. Карасик В.И. Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А.Стернина. — Воронеж: ВГУ, 2001. — С. 75-80.
15. Касевич, В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык / В.Б. Касевич. — СПб. Центр Петербургское востоковедение, 1996. — 288 с.
...