Введение 4
Глава 1. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОРЕЕ 8
1.1 История дистанционного образования в Корее 10
1.1.1 Экономическая модель дистанционного обучения для потребителя 15
1.2 Методическая структура видео-лекции для школьников и студенто в 25
1.2.1 Организация работы сайтов по дистанционному образованию 25
1.2.2 Образовательная модель сайта «видео-лекция и учебник» 26
1.2.3 Ресурсы визуализации видео-лекций 29
1.3 Изучение русского языка в Корее в дистанционном формате 30
1.3.1 Дистанционное филологическое образование в Корее 31
1.3.2 История изучения русского языка в университете 32
1.3.3 История изучения русского языка в школе 35
Выводы по главе 36
Глава 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРАКТИК ПОСТРОЕНИЯ ВИДЕО-ЛЕКЦИЙ 38
2.1.Организация и проведение диагностики 39
2.1.1. Диагно стиче ский инструментарий 39
2.1.2. Выборка исследования 42
2.2. Анализ результатов и основные выводы исследования 43
2.2.1. Цель образования корейских школьников и студентов 43
2.2.2. Уровень владения русским языком корейскими школьниками и студентами 46
2.2.3. Способы изучения русского языка корейскими школьниками и студентами 47
2.2.4. Ценностное суждение корейских школьников и студентов о видео-лекциях 52
2.2.5. Отношение корейских школьников и студентов к самообразованию 53
2.3 Сравнительный анализ отношения к самообразованию школьников и студентов Кореи и Китая 58
Вывод по вторую главе 61
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА «ТЫ-СУПЕРУЧИТЕЛЬ» - СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВИДЕО КОНТЕНТА 66
Заключение 93
Литература 98
Приложение 106
Актуальность
В данной работе рассмотрен вопрос мотивации к дистанционному самообразованию для корейских школьников и студентов. Проведено анкетирование и разработан статистический анализ данных анкет. Представлены разные цели использования видео-лекций студентов.
В 2004 году в Республике Корея появился первый государственный ресурс с видео-лекциями. Поставленная цель была направлена на решение проблемы образовательного неравенства, возникшего из-за региональных различий.
После этого началось активное развитие дистанционного образования в Корее, позволяющие выявить наиболее успешные практики, которые можно положить в основу российских проектов в данном направлении. Массовое школьное образование в Корее и дистанционное образование в области русского языка строятся на различных дидактических принципах. Это приводит к ряду исследовательских вопросов об эффективности и востребованности дистанционного образования школьников и студентов, изучающих русский язык с использованием формата видео-лекций. Высокая популярность видео-лекций в Корее позволяет подробно анализировать сегмент лекций для изучающих русский язык. Выявление и анализ наиболее успешных практик в этом сегменте образования может быть полезно для проектирования российского дистанционного школьного образования.
Цель работы - проанализировать методические практики построения видео-лекций как дистанционного ресурса для самообразования корейских школьников и студентов.
Цель предполагает решение следующих научно-исследовательских задач:
1. Проанализировать научные статьи и современные исследования по методике создания видео-лекций для школьников и студентов.
2. Провести контент анализ открытых образовательных сайтов по выявлению лучших методических практик видео-лекций.
3. Организовать и провести онлайн анкетирование среди школьников и студентов Кореи «Мотив к дистанционному самообразованию».
4. Произвести статистический анализ данных анкет.
5. Сравнить результаты между корейскими и китайскими студентами данных анкет.
6. Создать услуги консультации видео контента по русскому языку как иностранному языку для корейских преподавателей.
Предмет исследования - видео-лекции для самообразования школьников и студентов в Корее.
Объект данного исследования - мотивы к дистанционному самообразованию школьников и студентов из Республики Кореи.
Методы исследования
В ходе написания данной работы были задействованы различные методы научного исследования.
В первой части работы анализируются актуальные научные статьи и исследования в области дистанционного образования (на примере изучения иностранного языка).
Во второй части работы организуется и проводится онлайн анкетирование среди корейских школьников и студентов «Мотив к дистанционному самообразованию» и проводится статистический анализ данных анкет.
В третьей - создан образовательный проект «Ты-суперучитель». В данном случае применяется метод моделирования ситуаций и бизнес- планирования по созданию образовательного видео контента
Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
1. Качество восприятия видео-лекции зависит от ее структуры, длительности и социокультурного контекста.
2. Мотивом самообразования школьников и студентов является расширение собственного кругозора.
3. Мотивом самообразования школьников является системное получение знаний для решения прагматичных задач: учёба, работа, сдача экзамена.
База исследования: история видео-лекций в Корее слабо изучены российскими педагогами и учёными исследователями. К данной теме обращались Beom Jeonghui (2008); Jeong Yeongsik (2008); Jin Yangsu (2012); Kwag Joohyun (2018); Lee Myungju (2010); Lee Seungjun (2007); Won Jeonghui (2013); Арсентьева И. И. (2006); Гусев А. Н., Кашфуллина К. Р., Насонов К. А. (2014); Дондукова Н. Н. (2014); Мехдиев Э.Т. (2017); Самылкина Н. Н. (2016); Седова Е. А. (2016).
Изучение русского языка в Корее описано в работах Bae Eui-suk (2001); Kim Hyuntaek (2003); Хохлов А.А. (2008).
Положения, выносимые на защиту:
1. Видео-лекции являются одной из популярной форм самообразования среди корейских студентов. Популярность видео-лекций в первую очередь зависит от ее длительности и квалификации преподавателя.
2. Основным мотивом самообразования корейских школьников и студентов является государственная аттестация или профессиональное саморазвитие, за которое они готовы платить самостоятельно.
3. Сравнительное исследование корейских и китайских студентов показывает, что, несмотря на развитие учебных дистанционных ресурсов, студенты пока предпочитают традиционные методы изучения русского языка.
4. Эффективность онлайн лекций определяется прежде всего уровнем квалификации педагога-лектора и структурой видео-лекций. В практической части работы предлагается проект создания образовательного видео контента «Ты-суперучитель», повышающий конкурентоспособность онлайн ресурсов и предполагающий консультирование преподавателей при планировании содержания онлайн лекций по русскому языку.
Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, трех глав, выводов после каждой главы, заключения, списка литературы, источников (43 источников) и сайтов(6сайтов). Работа выполнена на 114 страницах.
Цель данной работы заключалась в необходимости проанализировать методические практики построения видео-лекций как дистанционного рес урса для самообразования корейских школьников и студентов. В результате решения поставленных исследовательских задач нам удалось сделать следующие выводы.
1. Дистанционное обучение представляет собой особую «организацию учебного процесса на основе методов обучения в условиях опосредованного взаимодействия обучающегося и преподавателя с преимущественным использованием средств информатизации и телекоммуникаций (технологий дистанционного обучения)»
2. В Республике Корея в 2004 году появился первый государственный ресурс с видео-лекциями, чтобы решить проблему образовательного неравенства из-за региональных различий.
Популярность видео-лекций в Корее настолько высока, на государственном онлайн лекционном сайте, за первые дни зарегистрировалось 140 тыс. человек. Кроме государственного сайта, в Корее есть частные онлайн лекционные компании.
Поскольку в нашей работы мы исследуем видео-лекции конкретной социальной и возрастной категории - школьники и студенты, то даем следующее определение этому понятию: целью самообразования школьников и студентов является системное получение знаний для решения практичных задач.
3. Корейское массовое школьное и университетское дистанционное образование строятся на различных дидактических принципах.
Чтобы улучшить свои конкурентоспособность, корейские частные онлайн лекционные сайты постоянно разрабатывают маркетинговую стратегию и стараются обладать хорошими учителями.
6. Предпочтительная продолжительность онлайн лекции зависит от возрастной группы студентов
Респонденты в возрасте 13-15 лет ответили, что лекция должна длиться 30, но не более 45 минут. Шесть из 12 респондентов в возрасте 16-18 лет ответили, что подходят 30, но не более 45 минут. Четыре человека выбрали 45, но не более 60 мин, а два человека ответили, что лекция может продолжаться более 75 мин.
Девять из 56 респондентов в возрасте от 19 до 24 лет ответили, что согласны смотреть лекцию от 30, но не более 45 минут. Пятнадцать человек выбрали от 45 до 60 минут. Двадцать два человека выбрали лекции с продолжительностью от 60 до 75 мин, и десять человек - более 75 мин. Из 33 респондентов в возрасте 25-29 лет 1 человек выбрал менее 30 мин. 4 человека - от 30 до 45 мин. 10 человек - от 45 до 60 минут. 10 человек выбрали лекции от 60 - 75 минут, а 3 человека - более 75 мин.
Корейская школьная лекция длится 45 минут в средней школе и 50 минут в старшей школе. Считается, что предпочтение студентов в отношении времени лекции в возрасте от 13 до 18 лет связано с этим. Что касается двадцатилетних респондентов, можно предположить, что они предпочитают более 60 минут, что похоже на время лекции в университете, поскольку университетский класс составляет более 50 минут.
Так, наша гипотеза о том, что качество восприятия видео-лекции зависит от ее структуры, длительности и социокультурного контекста частично не подтверждается.
7. Качество онлайн лекции не зависит от цены, а квалификация преподавателя является решающим фактором для качества лекции.
На следующий вопрос: «Чем дороже стоит лекция, тем она лучше», 81 человек ответили «Нет» (80%) и 21 ответили «Да» (20%).
На вопрос: «Эффективность лекции зависит, прежде всего, от квалификации лектора» 87 человек ответили «Да» (84%) и 16 (16%) человек дали отрицательный ответ.
Также «Когда вы выбираете курсы русского, что главное для вас? (множественный выбор)». Первое место занимает «Репутация учителя». 83 человека выбрали этот ответ. Второе место занимает ответ на вопрос «Цена». 70 человек выбрали ответ «Рекомендации от коллег и друзей». Это ответ не сильно отличается от результатов вопроса «Цена». 53 человека ответили на «Рекомендации от коллег и друзей». 35 человек ответили «Образец лекции» и только 19 человек ответили «Репутация сайта».
Как мы уже видели, корейские студенты и школьники не считают, что хорошие лекции не должны быть дорогими. Поскольку лекционный стиль преподавателя является самым важным, одним из ключевых факторов выбора лекции является репутация лектора.
Эти данные частично не подтверждают гипотезу, что качество восприятия видео-лекции зависит от ее структуры, длительности и социокультурного контекста.
8. Цель самообразования отличается от возраста респондента.
13 Школьников в возрасте 13-18 лет ответили, что получили «Развитие обучения навыков» и «Помощь в учёбе или работе».
Большинство респондентов в возрасте 19-24 года (56 человека) ответили «Помощь в учёбе или работе» - 22 человека, но в этом возрасте, людям также важно «Саморазвитие» (11 человек). Для 12 человек важен «Новый образовательный опыт».
Возрастную группу от 25 до 29 лет составили 33 человека. Их ответы отличаются от ответов других возрастных групп. 16 человек ответили «Саморазвитие». «Помощь в учёбе или работе» - 10 человек.
Для корейских школьников и студентов, самая важная цель самообразования - это помощь в учёбе и работе. Однако, чем выше возраст респондентов, тем более разнообразными становятся их цели при онлайн обучении.
Так, подтверждается наша гипотеза о том, что мотивом самообразования школьников является системное получение знаний для решения прагматичных задач: учёба, работа, сдача экзамена. частично подтверждается.
9. Корейские школьники и студенты активно используют дистанционные ресурсы для решения образовательных задач.
Первый вопрос был «Вы когда-нибудь использовали онлайн лекции?». 52 из 102 респондента ответили «Да» (51%) и 51 человек ответили «Нет» (49%).
Второй вопрос был «Вы когда-нибудь использовали платные онлайн лекции?». Среди 52 респондентов, которые отвечали на первый вопрос, что они использовали онлайн лекцию, 32 человека ответили положительно (62%). 20 человек ответили отрицательно (38%).
Эти вопросы позволяют сделать заключение, что многие корейские студенты активно используют онлайн лекции. Кроме того, если онлайн лекция полезна, они готовы заплатить за нее.
10. Многие корейские студенты используют дистанционные ресурсы для будущего.
На вопрос «Для чего самообразование нужно? (выбрайте самые важные 3)» 85 человек ответили «Интеллектуальное наслаждение и интерес». «Лучший шанс в будущей профессиональной конкуренции» получили 45 ответов, а вопрос «Хорошая практика для личного развития» получил 82 ответа. «Более широкий выбор для университета или работы» был выбран 52 раза и «Чтобы заполнить портфель» был выбран 42 раза. Ответ «Это помогает мне поддерживать мою личную веру в ценность обучения на протяжении всей жизни» был выбран только одним респондентом.
Я могу заключить, что многие корейские студенты смотрят онлайн лекции для собственного развития и будущих профессий, а также они готовы за это платить.
Эти данные подтверждают гипотезу, что мотивом самообразования студентов является расширение собственного кругозора.
11. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что, мотивом самообразования корейских школьников и студентов является расширение собственного кругозора и мотивом самообразования корейских школьников является системное получение знаний для решения прагматичных задач: учёба, работа, сдача экзамена, но качество восприятия видео-лекции частично не зависит от ее структуры, длительности и социокультурного контекста
12. В практической части работы предлагается проект создания образовательного видео контента «Ты-суперучитель», базирующегося на методе бизнес-планирования, то есть создания программы действий и операций для реализации проекта создание образовательного видео-контента. Этот проект предполагает консультирование преподавателей при планировании содержания онлайн лекций по русскому языку для школьников, а также помогает учителям в создании их видео-лекций и повышает их конкурентоспособность.
1. Арсентьева И. И., Юй Гао Русский язык в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Южная Корея, Япония, китай) // Вестник ЗабГУ. 2006. №4. - С. 48-54
2. Бейзеров В. А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века // Экономика образования. 2014. №2. - С. 31-37
3. Белоножко М. Л., Абрамовский А. Л. Развитие дистанционного высшего образования в мире на современном этапе // Вестник ЧелГУ. 2014. №24 (353). - С. 88-90
4. Булавинцева М. Г., Зимонина О. В. Традиционные и глобальные ценности в системе непрерывного образования Южной Кореи // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №6. - С. 56-64
5. Власова Е. А. Условия профессионального саморазвития будущих социальных педагогов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №43-2. - С. 66-69
6. Горбатюк В. Ф. Развитие дистанционного образования в ТГПИ // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2008. №1. - С. 102-106
7. Гусев А. Н., Кашфуллина К. Р., Насонов К. А. Реформы высшего образования в Китае и Республике Корея: использование зарубежного опыта в модернизации системы // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. №1. - С. 124-149
8. Дондукова Н. Н. Электронное образование (e-leaming) в Республике Корея // Вестник БГУ. 2014. №15. - С. 17-19
9. Дьяконов Б. П., Исакова Т. Б. Новые функции самостоятельной работы студентов в асинхронном дистанционном обучении // Вестник ВУиТ. 2013. №1 (12). - С. 73-79
10. Ильинская Я. А. Непрерывное образование как социально-педагогическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2015. №1. - С. 99-103
11. Мацибора М. Г. Особенности заочной формы обучения в России на рубеже XIX-XX веков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. - С. 118-124
12. Мехдиев Э.Т., Хонг Серюн Проблемы современного образования в Южной Корее // Juvenis scientia. 2017. №4. - С. 36-38
13. Пинигина О. Н. Студенческая мобильность как фактор повышения качества обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации в вузах // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. №4. - С. 33-37
14. Прохоров А. В. Интернационализация высшего образования в странах Азии // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №7-8. - С. 221-224
15. Самылкина Н. Н. Информатика в старшей школе. Анализ требований образовательных стандартов России и Республики Корея // Наука и школа. 2016. №1. - С. 132-138.
...