Введение 3
Актуальность 3
Цель работы 4
Основные задачи 5
Глава 1. Обзор существующих сервисов, инструментов и методов 6
Глава 2. Реализация программного комплекса для анализа безопасности маршрута 15
2.1. Сбор необходимых данных 15
2.2. Метод для оценки уровня безопасности построенного маршрута 17
2.3. Обучение программного комплекса 18
2.4. Архитектура программного комплекса 23
2.5. Программная реализация общедоступного веб сервиса 26
2.6. Апробация разработанного комплекса программ 29
Заключение 31
Результаты 31
Перспективы развития 32
Список литературы 33
Приложение 34
Актуальность
Актуальность повышения уровня безопасности на дорогах связана с тем, что дорожно транспортные происшествия (ДТП) являются частой причиной ущерба гражданам и угрозе их жизни и здоровью. Безопасность дорожного движения является одной из важных социально -экономических и демографических задач Российской Федерации.
Согласно данным государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), за 2017 год на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области произошло 6943 аварии. Из этого следует, что в прошлом году в среднем в день происходило около 19 аварий, что значительно меньше, чем показатели за 2016 год - 21 аварий. Однако получается, что практически каждый час на улицах Санкт-Петербурга происходит одна авария.
На сегодняшний день на рынке существует большое количество сервисов и мобильных приложений, позволяющих строить маршрут, наиболее популярные это сервисы Яндекс.Карты, Google Maps, 2GIS и OpenStreetMap. Но в этих проектах не используются для построения маршрутов открытые данные об аварийности, например представленные на официальном сайте ГИБДД. Вышеуказанные сервисы строят наикратчайший маршрут или самый быстрый с учетом загруженности дорог, но информацией о загруженности дорог обладают некоторые из них. Также существует ряд ограничений для использования сервисов в своих проектах, таких как суточное ограничение на количество запросов к сервису. Пользователю выдается очень мало информации о построенном маршруте, время, расстояние и в некоторых информация о том, что маршрут проходит через платный участок.
Для решения вышеописанных проблем былва поставлена задача разработать метод и общедостыпный программный комплекс (веб-сервис) который строит маршрут для водителей, детально анализируя его и классифицируя как опасный или безопасный, опираясь на статистические данные об аварийности. Если существует несколько вариантов маршрутов, то сервис предложит наименее опасный из них. Также программа сообщит об особо опасных участках дороги, которые встретятся пользователю на его пути.
Данное решение позволит пользователям (водителям) получаеть не только стандартную информацию, которую могут предложить современные карты или сервисы, но и детально разобранный по отрезкам (от перекрестка до перекрестка) маршрут с информацией об аварийности на каждом участке и классе всего маршрута (опасный или безопасный). В этом заключается новизна данной магистерской диссертации.
Сервис в работе опирается на уже существующие программные решения в этой области(такие как Google Maps и Яндекс карты). С помощью этих технологий строится маршрут, при этом пользователь видит только обычную карту с проложенным маршрутом, в то время как программа, используя данную технологию, получает координаты перекрестков, длину каждого участка, название улицы, а также общие сведения о маршруте - загруженность дорог и общее время пути. Используя полученные данные, программа проводит заложенные в нее вычисления, а именно считается аварийность маршрута на 1 км и риск попасть в аварию на этом маршруте; в качестве ответа выдает класс построенного маршрута и выделяет наиболее опасные участки дороги.
Цель работы
Основная цель работы, создание методов интеллектуального анализа данных, ориентированных на повышение уровня безопасности на дорогах общего пользования, путем предоставления водителям менее аварийного маршрута, и выявления наиболее аварийных участков.
Интеграция созданных методов анализа данных в общедоступный веб-сервис, позволит пользователям в режиме реального времени получать, через устройства подключенные к интернету, следующую информацию:
• Безопасный маршрут по заданным адресам и детальную информацию об аварийности построенного маршрута (наглядную демонстрацию маршрута на карте, показатели аварийности каждого участка, расстояние участка и краткую инструкцию);
• Статистику аварийности в выбранном регионе за указанный период времени (количество аварий, общее количество участников, количество раненых, погибших и т.д);
• Персонализированную информацию (сохраненью пользователем маршруты и добавленные в избранное адреса)
Показатели аварийности участка используются для поиска наиболее аварийных отрезков маршрута, к аварийным отрезкам маршрута относятся, те на которых количество аварийных ситуаций критично относительно найденных ранее показателей, что является следствием некорректной организации дорожного движения или некачественного дорожного покрытия. Устранение вышеописанных недостатков на аварийных участках, позволит добиться улучшения уровня безопасности на дорогах общего пользования.
Основные задачи
Для достижения выше описанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Обзор существующих сервисов, инструментов и методов построения маршрута;
2. Сбор и автоматизация получения необходимых данных для анализа безопасности;
3. Разработка метода для оценки уровня безопасности построенного маршрута;
4. Разработка архитектуры программного комплекса (веб-сервиса) для хранения, анализа и построения маршрута;
5. Программная реализация общедоступного веб сервиса для построения безопасного маршрута и получения общей статистики об аварийности;
6. Апробация разработанного комплекса и внедрение продукта в сторонние сервисы.
Результаты
В результате проделанной работы удалось реализовать метод интеллектуального анализа данных, который позволяет оценить маршруты и классифицировать их на опасные и безопасные, а также позволяет выявить критические участки на дорогах общего пользования.
Также удалось реализовать общедоступный программный комплекс в виде веб-сервиса, который позволяет пользователям получить общую статистику об авариях по выбранным параметрам.
Рис. 3.1. Общая статистика аварийности
В результате интеграции метода анализа данных, реализована возможность построения безопасного маршрута для проезда пользователя по заданным адресам.
Рис. 3.2. Маршрут с информацией об аварийности каждого участка
Подключена возможность создания личного аккаунта в системе для сохранения маршрутов и добавления часто используемых адресов в избранное.
Перспективы развития
Реализованный программный комплекс получая новые данные начинает более точно классифицировать маршруты, поэтому необходимо заняться привлечением пользователь в сервис, чтобы модель начала работать более точно.
Сервис полноценно функционирует для города Санкт-Петербург. Так как был автоматизирован процесс получения данных об аварийности по все России, то в ближайших перспективах расширить сервис для все России.
[1] Раздел статистики ГИБДД. http://stat.gibdd.ru
[2] Буре В. М., Парилина Е. М. Теория вероятностей и математическая статистика, издательство "Лань", 2013. 416 с.
[3] Орлов А.И., Математика случая: Вероятность и статистика - основные факты, Учебное пособие. - М.: МЗ-Пресс, 2004. 176 с.
[4] Форсье Д., Биссекс П., Чан У., Разработка веб-приложений, издательство Символ-Плюс, 2010. 456 с.
[5] Маккинни У., Python и анализ данных, издательство ДМК Пресс, 2015. 482 с.
[6] Капский Д. В., Пегин П. А. Методика прогнозирования аварийности по методу конфликтных зон в конфликте «транзитный транспорт - пешеход» на основе моделей движения на регулируемом перекрестке // Наука и техника. - 2015. - № 5. - С. 46 - 52.
[7] Jaewoo K., Meeyoung C., Thomas S., SocRoutes: safe routes based on tweet sentiments // WWW ’14 Companion Proceedings of the 23rd International Conference on World Wide Web, 2014. C. 179-182.
[8] OpenStreetMap. https://www.openstreetmap.org
[9] 2GIS. https://2gis.ru
[10] Google Maps. https://www.google.com/maps
[11] Яндекс.Карты. https://yandex.ru/maps
[12] Яндекс. Технология маршрутизации https://yandex.ru/company/ technologies/routes
[13] Vision Zero. http://www1.nyc.gov/site/visionzero/index.page
[14] Безопасныедороги.РФhttps://безоnасныедороги.рф