Введение 3
Историография 6
Глава 1. Модерн как ведущее направление в художественной практике костюма и текстиля 1890-1910-х годов 25
1.1. Проблема синтетического искусства на примере «художественного платья» Анри ван де Вельде 26
1.2. Эксперименты австрийских художников и объединения Венские мастерские в проектировании костюма и разработке орнамента тканей 1900-1910-х годов 32
1.3. Влияние венского стиля на ранний этап ар деко: 1910-е годы 40
Глава 2. Авангардные опыты в области проектирования костюма и текстиля 1920-х годов 43
2.1. Эстетика конструктивизма в костюмах и текстиле (на примере работ В. Степановой и Л. Поповой) 50
2.2. Влияние авангардного искусства на декоративное оформление художественного текстиля Рауля Дюфи 62
2.3. Изоморфизм и орнаментация текстиля Сони Делоне 67
Глава 3. 1920-1930-е годы: особенности платья и художественного языка текстиля в школе Баухауз и на территории США 85
3.1. Ткацкая мастерская школы Баухауз 85
3.2. Платье и декоративное решение текстиля в США 93
Заключение 103
Список использованной литературы 107
Список иллюстраций 117
Приложение 1. Иллюстрации 143
Первая половина ХХ века - эпоха формирования новых направлений и течений, характеризующаяся концом стиля модерн и становлением «передового» искусства в лице авангардистов. Изменения и новые традиции, которые принесли в своё время модерн и авангард, коснулись, прежде всего, архитектуры и изобразительного искусства. Тем не менее прикладные практики, в частности текстиль и костюм, также откликнулись на новые тенденции и отразили глубокие формообразующие процессы ХХ столетия на территории Европы и США.
В этой связи целью данной работы представляется отразить, как мотивы стиля модерн и авангардных направлений нашли своё выражение в декоративном оформлении текстиля и художественном решении и формообразовании костюма в первой половине ХХ века.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи в соответствии со структурой данной работы:
• изучить ключевые исследования, посвящённые общим проблемам стилевых направлений, а также вопросам, которые касаются изучения принципов и приёмов декоративного решения текстиля и костюма ведущих дизайнеров, определить степень изученности проблемы;
• представить модерн как ведущее направление в художественной практике костюма и текстиля 1890-1910-х годов, предварительно изучив концепцию «эстетического платья» художников-прерафаэлитов, и рассмотреть проблему синтетического искусства на примере «художественного платья» Анри ван де Вельде, работ австрийских живописцев и объединения Венские мастерские;
• проанализировать художественный язык экспериментов в области проектирования текстиля и костюма авангардных художников 1920-х годов на примере конструктивизма в России (творчество Л. Поповой и В. Степановой) и фовизма и симультанизма во Франции (работы Р. Дюфи и С. Делоне);
• выявить особенности текстильных разработок учреждений промышленного типа (на примере школы Баухауз);
• исследовать основные работы в области костюма и текстиля на территории США и определить степень преемственности работ европейских мастеров.
Таким образом, объектом данной работы являются орнамент текстиля и художественное оформление и формообразование костюма стран Европы и США на протяжении первой половины ХХ столетия, а в качестве предмета исследования выступают эксперименты художников в этой области.
Хронологические границы данного исследования составляют авторские ткани и платья первой половины ХХ столетия. Именно на рубеже XIX-XX веков, когда проявился особый интерес к оформлению костюма и текстиля, стиль модерн повлиял на образность художественного решения данной разновидности прикладных практик. Тенденция влияния стилевых направлений на формообразование платья и орнаменты тканей, таким образом, утвердится на протяжении первой половины века и в дальнейшем определит общее развитие моды послевоенного времени.
Территориальные рамки исследования обусловлены ведущим положением Западной Европы в данной области. Такие страны, как Франция, Германия и Австрия, стали трендсеттерами в сфере декоративного решения текстиля и разработки костюма первой половины ХХ века. В этой связи эксперименты в области проектирования тканей и платья на территории России также представляют особенный интерес. Тесная связь с западной традицией, что было обусловлено контактами между европейскими и советскими мастерами, позволяет нам говорить о России в рамках европейских опытов. Такой подход даёт возможность сравнить творческие разработки советских и европейских дизайнеров, а также прийти к выводу, что именно западноевропейские тенденции повлияли на формирование в советской культуре такого понятия как «мода», несмотря на самобытность данного явления. В этом же ключе рассматриваются творческие эксперименты на территории США. Соединённые Штаты, благодаря Парижской выставке 1925 года и сотрудничеству американских дизайнеров с европейскими мастерами, переняли европейские разработки в области проектирования платья, что впоследствии сформировало их собственную американскую традицию.
В работе было использовано несколько методов, позволяющих комплексно исследовать данный вопрос. С помощью компаративного метода были изучены особенности текстиля и костюма разных стран, выявлены сходства и различия между представителями различных направлений. Художественно-стилистический метод позволил проанализировать специфику орнамента тканей и выявить степень влияния стилевых направлений на декоративное решение художественного текстиля и костюма.
Актуальность темы работы заключается в повышенном внимании исследователей к теме костюма и текстиля, взаимодействия изобразительного искусства и архитектуры с прикладными практиками и влияния определённых направлений (в данном случае стиля модерн и авангарда) на художественные особенности платья и тканей. В последнее время учёные всё чаще обращаются к изучению данного вопроса, что связано с феноменом современной моды, перенимающей стилистику опытов художников, дизайнеров и модельеров первой половины ХХ века. В связи с этим за последние два десятилетия было опубликовано большое количество исследований, касающихся данной тематики, и проведено несколько выставок, посвящённых наиболее значимым работам и мастерам этой области.
Таким образом, выбор данной темы позволяет выяснить, как особенности стиля модерн и авангарда, ярко проявившиеся в изобразительном искусстве и архитектуре, нашли своё отражение в эскизах и образцах костюма и текстиля, которым долгое время была отведена второстепенная роль. Именно они стали одной из наиболее популярных прикладных практик, отразивших все основные стилевые тенденции первой половины ХХ века в странах Европы и США.
На основании проведенного исследования и изучения всех поставленных во введении аспектов можно прийти к общему выводу, что эстетика и философия основных стилевых направлений первой половины ХХ века, их основные идеи и мотивы оказали существенное влияние на декоративное оформление художественного текстиля и костюма. Несмотря на то, что первыми откликнулись на происходящие в искусстве той эпохи изменения архитектура и изобразительное искусство, новые тенденции нашли своё отражение и в прикладных практиках. С начала ХХ столетия именно они начали играть важную роль в развитии современной теоретической и практической мысли.
Тема теории и практики текстиля и костюма первой половины ХХ века актуальна в современной науке, однако систематического исследования, посвящённого изучению взаимовлияния изобразительных и прикладных практик в данной области проведено не было. Некоторые аспекты выбранной темы особенно в отечественном искусствознании изучены недостаточно. К таким вопросам можно отнести ткацкое ремесло школы Баухауз, эксперименты в области проектирования текстиля на территории США, а также творчество отдельных мастеров. Среди западных исследователей отмечается больший интерес к изучению данной проблематики, их работы отличаются вариативностью и глубиной подхода к исследованию темы, особенно в период авангарда. Однако зачастую монографии носят обобщающий характер, в котором опыты в области проектирования платья или текстиля упоминаются лишь в контексте творчества определённых мастеров.
В данной работе основной фокус исследования составили стиль модерн и авангардные течения, которые стали основой декоративных приёмов для решения текстиля и женского платья первой половины ХХ века на территории Европы и США.
В первой главе для того, чтобы охарактеризовать модерн как ведущее направление в художественной практике костюма и текстиля 1890-1910-х годов, были проанализированы феномен «эстетического платья» художников- прерафаэлитов, теоретические и практические эксперименты А. ван де Вельде, платья А. Мутезиус, практика австрийских художников (Г. Климт и Э. Шиле) и Венских мастерских, а также отдельные работы П. Пуаре, Л. Бакста и модные иллюстрации Э. Саккетти. Взяв за основу идею единения искусств «гезамткунстверк» Р. Вагнера, художники спроектировали платья, вписанные в окружающую среду. Популярность флоральных, витиеватых форм, присущих стилю ар нуво, отразилась и на декоративном решении платья. В то же время развивающаяся параллельно традиция архитектуры функционализма задала геометризированную тенденцию венского стиля, особую сторону модерна, присущую австрийским мастерам. Лаконичные и геометризированные платья австрийских художников и образцы текстиля Венских мастерских оказали существенное воздействие и на стиль ар деко, что видно на отдельных работах европейских модельеров и иллюстраторов.
Во второй главе были рассмотрены две концепции искусства: конструктивная и живописная точки зрения. В связи с этим была определена и структура главы. Для того, чтобы проанализировать первую концепцию, было рассмотрено творчество художников-конструктивистов на примере работ B. Степановой и Л. Поповой. Принципы конструктивизма были умело реализованы в декоративном решении текстиля и формообразовании костюма, о чём говорят использование геометризации в качестве основного приёма, конструктивный подход в подчинении цвета форме, лаконичность и тектоничность форм, ограниченность и ёмкость пространства и следование математическим законам в проектировании орнамента.
Художественный подход является формообразующим в экспериментах европейских художников-авангардистов, в частности в работах Р. Дюфи и C. Делоне. Р. Дюфи является одним из новаторов текстильного орнамента. Он использует абсолютно новые сюжеты, например, цветочно-растительные и анималистические, африканские мотивы, и в то же время увлечение ритмической абстракцией. В этом, несомненно, видится влияние популярных в то время авангардных течений, среди которых мы выделяем экспрессионизм, кубизм и в особенности фовизм. Геометрические принципы и лаконичное понимание цвета, которые художник использовал в произведениях изобразительного искусства, стали характерной особенностью спроектированных им тканей и стали предвосхищением одной из разновидностей кинетического искусства, искусства оп-арт.
Существенный вклад в проектирование текстиля и костюма внесла и французская художница С. Делоне, которая так же, как и Р. Дюфи, придерживалась живописной концепции. Симультанность выступила основой декоративных приёмов в образцах и эскизах текстиля, где художницей была в полной мере реализована идея визуализации импульса цвета. Для художественного текстиля, оформленного С. Делоне в духе симультанизма, характерны господство цвета, усложнённые цветовые сочетания, абстрактность, живая геометричность, отсутствие строго выверенной формы, небрежная манера и «поэтический лиризм» в исполнении рисунка. Деятельность С. Делоне является наиболее значительным дизайнерским экспериментом, олицетворявшим развитие авангардного текстиля в духе созданного ею и её супругом направления.
В третьей главе фокус исследования составили работы в области проектирования текстиля и костюма более позднего времени, середины 1920- конца 1930-х годов, которые были рассмотрены на примере деятельности школы Баухауз и экспериментов американских мастеров. Благодаря сильно развитой технической составляющей, представителям Баухауза удалось создать абсолютно новый текстиль, отличающийся художественным разнообразием и высокотехничным исполнением. Влияние по-новому переосмысленной идеи «гезамткунстверк», эстетики конструктивизма, что проявляется в следовании геометрическим приёмам и ориентации на функциональную составляющую, а также авангардных практик в восприятии цвета и ритма не подвергается сомнению. Тем не менее мастера Баухауза были более свободны в выборе художественных форм и различных вариаций, что тоже отразится на искусстве оп-арта.
Мануфактурное текстильное производство на территории США больше ориентировано на традиции производства таких компаний, как «Либерти и Ко». Тем не менее данные образцы тканей были выполнены в геометрических традициях, популярных на территории Европы. Таким образом, была отмечена высокая степень заимствования американскими дизайнерами разработок европейских мастеров, что отразилось и в дизайне женского костюма. На западе Соединённых Штатов существовала более самобытная традиция, которая была выявлена на примере ковровых изделий и одеял амишей, отчасти напоминающих эксперименты ткацкой мастерской Баухауза.
Данное исследование, таким образом, позволило подчеркнуть значимость первой половины ХХ века в области проектирования костюма и текстиля, выявить существенное влияние стилей в лице произведений изобразительного искусства и архитектуры на характер орнамента и декоративное оформление и крой платья, а также определить особенности и самобытность художественного решения тканей и женского костюма на территории Европы и США.
1. Адаскина, Н. Весна 1914 года. Русские Авангардисты в Париже // Искусствознание. - 2013. - № 1/2. - С. 444-455.
2. Акико, Ф., Тамами, С. История моды с XVIII по ХХ столетие. Коллекция института костюма Киото. - М.: Арт-Родник, 2003. - 736 с.
3. Аранович, Д. М. Первая ситценабивная фабрика в Москве // Искусство одеваться. - 1928. - № 1.
4. Арватов, Б. И. Натан Альтман. - Берлин: Петрополис, 1924. - 62 с.
5. Аркин, Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности / худ. С. Телингатер. - М.: ОГИЗ, 1932. - 174 с.
6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
7. Ахматова, О. В. Русский конструктивизм: (Опыт социал.-филос. анализа). - М.: Спутник+, 2001. - 50 с.
8. Блюмин, М. А. Влияние искусства авангарда на орнаментальные мотивы тканей 1910-1930-х годов (на примере стран Западной Европы и России). Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия, 2006. - 287 с.
9. Блюмин, М. А. Идеи симультанной живописи в тканях Сони Делоне / Под ред. Калашниковой Н. М. - Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии [Материалы 7-й международной научной конференции, 30 июня-3 июля 2004 г.]. - СПб.: СПГУТД, 2004. - С. 242-244.
10. Блюмин, М. А. Симультанный костюм Сони Делоне / Под ред. Калашниковой Н. М. - Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии [Материалы 11-й международной научной конференции, 23-25 июня 2008 г.]. - СПб.: СПГУТД, 2008. - С. 16-21.
11. Брик, О. М. Любовь Попова // Зрелища. - 1924. - № 88. - С. 9.
12. Брик, О. М. От картины к ситцу // ЛЕФ. - 1924. - № 2 (6).
13. В гостях у Родченко и Степановой // Под ред. А. Лаврентьева. - М., 2014. • 268 с.
14. Варст /Степанова, В./. Костюм сегодняшнего дня - прозодежда // ЛЕФ. - 1923. - № 2. - С. 65-68.
15. Васильев, А. А. Красота в изгнании. - М.: Слово, 2005. - 480 с.
...