ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..6
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……8
1.1 Классификация маркетинговых исследований……………………………8
1.2 Постановка проблемы и определение целей исследования…………….10
1.3 Этапы проведения маркетинговых исследований……………………….11
1.4 Этические требования к исследователям и клиентам……………….…..20
2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Г. КЕМЕРОВО………………………………………………………………...23
2.1 Анализ основных индикаторов жизни…………………………………...23
2.2 Анализ потребительских цен………………………………………..…….26
2.3 Анализ тарифов на жилищно - коммунальные услуги…………….……29
2.4 Анализ среднемесячной начисленной заработной плате по видам
экономической деятельности. Просроченная задолженность по
заработной плате……………………………………………………………31
3 МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ СОКОЙ ПРОДУКЦИИ
Г. КЕМЕРОВО…………………………..…………………………………….35
3.1 Цель и задачи исследования……………………………………………....35
3.2 Методы исследования…………………………………………………..…35
3.3 Общее сведение о респондентах …………………………………………36
3.4 Результаты изучения предпочтений кемеровчан в выборе соковой
продукции…………………………………………………………...………38
3.4.1 Места покупки продукции и вкусовые предпочтения……………...38
3.4.2 Предпочитаемые торговые марки производителей соков и выбор
упаковки……………………………………………………………..…41
3.4.3 Места покупок с учетом возраста и пола респондентов……...……4310
3.4.4 Сопряженность частоты употребления сока с возрастом
респондентов и местом покупки сока………………………………46
3.4.5 Предпочтения покупателей в отношении марок соков, с учетом
уровня дохода…………………………………………………………50
3.4.6 Предпочтения покупателей в отношении цены на сок, с учетом
уровня дохода и пола респондента…………………………………...52
3.4.7 Отношение покупателей к новинкам соковой продукции с учетом их
возраста и пола……………………………………………………….…54
3.4.8 Сопряженность пола и возраста опрошенных респондентов к
их отношению при выборе новинок в овощных соках……………...56
3.4.9 Анализ результатов выбора вкуса овощного сока…………………...57
3.4.10 Анализ емкости упаковки сока……………………………………....58
3.4.11 Общие выводы по результатам исследования………………………59
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ И РАЗРАБОТЧИКАМ
СОКОВОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………..62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….69
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………..…………………........71
В нашем питании особую роль играет продуктовый ассортимент
ежедневного рациона, благодаря которому повышается его питательная
ценность, усвояемость, а также обеспечиваются основные потребности
организма. Высоко ценится наличие овощей в рационе, поскольку они не
только насыщают наш организм необходимыми витаминами и
микроэлементами, но и улучшают процесс усвоения организмом других
веществ, в том числе белков и жиров. Кроме того, многие овощи обладают
бактерицидными свойствами, поэтому являются необходимой составной
частью рациона, как больных, так и здоровых людей. Употребление овощей
способствует улучшению аппетита, стимулирует функции слюнных желез,
желудка и поджелудочной железы, улучшает процессы желчеобразования и
желчевыделения, нормализует микрофлору кишечника, предотвращает
самоотравление организма ядовитыми веществами, которые поступают из
кишечника, способствуют поддержанию и сохранению биохимического
баланса в организме. Кроме того, овощные соки являются
прекрасным средством очищения организма от накопившихся шлаков и
токсинов.
Объектом исследования в данной работе являлись жители г.Кемерово.
Метод исследования поставленных целей выбрано – анкетирование.
Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного
опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с
помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного
процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить
большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные
проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс
ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.12
Кемеровчанам необходимо было ответить на 10 вопрос. Опрос
проводился анонимно. Ответы носили информационный характер
используемые для дальнейшего изучения.
Целью работы является: изучение рынка соковой продукции г.
Кемерово, изучение предпочтений кемеровчан при покупке соковой
продукции, изучение отношения жителей города к новинкам соковой
продукции из овощей, изучение предпочтений вкусов кемеровчан при
разработке новых соков из овощного сырья.
Задачами данной работы выступили: характеристика рынка соковой
продукции г. Кемерово, раскрытие потенциала рынка соковой продукции,
анализ деления рынка между производителями, обработка полученных
данных о состояние рынка соковой продукции г. Кемерово.
Оценкой эффективного управления в социально-экономической
системе является высокий уровень жизни населения. Используя термин
социально-экономическая система, предполагается взаимодействие объектов
экономических и социальных институтов в отношении производства,
распределение материальных и не материальных благ, обмена товара и услуг.
В Кемеровской области социально - экономическая система находится
в тесной зависимости от добывающей промышленности, что не всегда ведет
к положительным результатам. Изменения на углеродных рынках отражается
на СЭС в первую очередь через цены на потребительских рынках,
платежеспособности населения. К сожалению, в Кемеровской области еще не
созданы альтернативы добывающей промышленности, что в
неблагоприятные экономические времена смогли не только бы удержать
область, но и повысить ряд социально-экономических показателей.
В данной работе проведены исследования по изучению рынка соковой
продукции г. Кемерово, предпочтений кемеровчан при покупке соковой
продукции, отношение жителей к новинкам соковой продукции из овощей с
учетом вкусов особенностей.
С помощью полученных данных была дана характеристика рынку
соковой продукции г. Кемерово с выявлением основных поставщиков
продукции.
На основании обработанных данных анкет, была дана консультацию
рекомендационного характера, не являющуюся обязательной к применению,
производителям соковой продукции. На основании которой, производитель
сможет получить характерные и присущие черты рынка соковой продукции
г. Кемерово.
Большая роль в улучшении ассортимента принадлежит разработчикам
рецептуры. В Кемеровском институте пищевой промышленности на базе73
кафедры «Технология брожения и консервирования» проводят исследования
по разработке технологии сброженных соков. На данной кафедре, студенты и
аспиранты занимаются разработкой производства соков сброженных – это
совершенно новый продукт, не имеющийся в продаже. Разработчики
продукта заинтересованы в продвижении своего продукта на рынок. Однако,
не имея поддержки со стороны университета и предприятий по переработки
овощной продукции, практически нет возможности для производства и
выхода на продуктовый рынок города Кемерово.
Аакер Д.А., Улар В. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер,
2004. - 256 с.
2 Багиев Г.Л. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
3 Беляевский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ,
прогноз: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
4 Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России.
- М.: Вершина, 2005. - 432 с.
5 Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и
методы. - СПб.: Вектор, 2005. - 228 с.
6 Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. - СПб.:
Питер, 2004. - 304 с.
7 Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и
практика. - М.: Финпресс, 2003. - 496 с.
8 Григорьев М.Н. Маркетинг: учебное пособие для студентов вузов. -
М.: Гардарики, 2006. - 366 с.
9 Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993. -
572 с.
10 Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга. - М.: Вильямс, 2000.
- 668 с.
11 Зозулев А.В., Солнцев С.А. Маркетинговые исследования: теория,
методология, статистика. - М.: Знания, 2008. - 257 с.
12 Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования. - М.:
Вузовский учебник, 2006. 439 с.
13 Коротков А.В. Маркетинговые исследования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2005. - 304 с.
14 Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Коруна, 2000. - 519 с.
15 Крылова Г.Д. Маркетинг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 519 с.
16 Лебедев О.Т. Основы маркетинга. - СПб.: Мим, 1999. - 289 с.75
17 Мак-Куэрри Э.Ф. Методы маркетинговых исследований. - СПб.:
Питер, 2005. - 178 с.
18 Моосмюллер Г. Маркетинговые исследования. - М.: ИНФРА-М,
2007. - 160 с.
19 Романов А.Н. Маркетинг. - М.: Банки и биржи, 2004. - 560с.
20 Черчилль Г.А., Якобуччи Д. Маркетинговые исследования. - СПб.:
Нева, 2004. - 832 с.