Введение
Задачи исследования
Глава 1. Структура личностного потенциала в различных подходах .... 6
Глава 2. Методологические принципы оценки личностного потенциала
и прогнозирования реализуемых поведенческих стратегий .................. 12
2.1. Обоснование методики побуждения индивида к самоидентификации различных аспектов своего психического, психоэмоционального и физического статуса, а также принимаемых регуляторных стратегий выхода из кризисных ситуаций
2.2. Обоснование внутренней структуры стимульного материала.. 18
2.3. Обоснование типового алгоритма процессуальных действий при
осуществлении самоидентификации показателей личностного потенциала
2.4. Обоснование алгоритма обработки и оценки первичных данных
самоидентификации частных характеристик личного потенциала. 23
2.5. Представление результатов тестирования
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение ...
Возрастание психологических, психоэмоциональных, психофизиологических и физических нагрузок на различные категории населения способствовало существенному возрастанию требований к уровню личностного потенциала индивида, прямо определяющего выбор адекватных поведенческих стратегий для решения текущих и стратегических задач, а также их эффективность.
Однако сама по себе проблема эффективного формирования и использования
психовегетативных ресурсов, необходимых для обеспечения высокой профессиональной работоспособности, а также для излечения и восстановления здоровья, является все еще недостаточно разработанной как в методическом, так и в организационном плане. Это обусловлено отсутствием комплексных физиологически и психологически обоснованных способов ее решения, большой трудоёмкостью, сложностью оценки и формирования функциональных резервов, отсутствием надежных методов мобилизации наличных внутренних ресурсов, включая и те 10-15 % неприкосновенных биологических запасов, которые в обычных условиях находятся под защитой высшей нервной деятельности человека.
Осознавая это, во многих высокоразвитых странах разрабатывают и применяют интегративные лечебные технологии, позволяющие существенным образом улучшить качество физического и психического здоровья населения, увеличить продолжительность жизни, сократить сроки лечения и повысить его эффективность. Главная особенность этих технологий состоит в признании положения о том, что "тело" не может быть вылечено без оздоровления "души", равно как и наоборот − "душа" не может быть вылечена без оздоровления "тела". Под "душой" в данном случае подразумевается сознание человека и его внутренний психический мир.4
Это предположение согласуются с общей теорией медицины и психологии, согласно которой нормальные сложные взаимоотношения целого организма с внешним миром обеспечиваются только благодаря адекватной нейронной активности различных структур мозга, согласованной и совместной работе коры и подкорковых образований, правого и левого полушарий, хорошо отлаженных межанализаторных взаимосвязей, а также при наличии высокого уровня личностного потенциала и адаптивного потенциала систем психовегетативного обеспечения жизнедеятельности организма [1]. Все эти состояния, в конечном счете, отражаются в свойствах личностного потенциала каждого индивида, методология оценки которого на практике крайне затруднена.
Проблема исследования. Применяемые в настоящее время технологии оценки личностного потенциала и прогнозирования поведенческих стратегий, в том числе в кризисных ситуациях, не позволяют выработать оптимальные программы для профилактики неадекватного реагирования. В связи с чем отмечается не только снижение эффективности профессиональной деятельности, но и затруднена выработка адаптационного потенциала, компенсирующего возможные неблагоприятные воздействия на организм человека.
Задачи исследования.
1. Проанализировать современное состояние знаний по проблеме оценки
личностного потенциала индивида и прогнозирования стратегий поведенческого реагирования.
2. Проанализировать современные методы оценки структурно-функциональной организации личностного потенциала индивидов.
3. Разработать программное обеспечение для реализации алгоритма экспресс-оценки личностного потенциала.5
4. Проверить применимость разработанной программы для оценки личностного потенциала на практике.
Гипотеза исследования. Использование единого критерия измерения и оценки параметров свойств личностного потенциала через отношение индивида к предъявляемым для самоидентификации суждениям о себе, мире и об отношениях с миром, выраженного уровнем (в %) испытываемого психологического комфорта при обладании определенным качеством, позволяет осуществить избирательную структурно-компонентную и интегральную квалиметрию личностного потенциала и прогнозирование
выбираемых стратегий поведенческого реагирования.
С этой целью при составлении опросника могут быть выбраны параметры, определяющие потенциалы:
внутренней сбалансированности личности, такие как мотивационная,
психоэмоциональная и когнитивная (познавательная) сферы;
внешней сбалансированности личности, такие как профессиональная и
бытовая психосоциальная активность, межличностные и внутриличностные психологические ресурсы, а также рекреационные психологические ресурсы.
Практическая значимость результатов исследования. Применение разработанной технологии тестирования состояния личностного потенциала позволяет повысить объективность результатов исследований, исключить негативное отношение индивидов к многократному повторному тестированию, повысить производительность за счет упрощения процедуры тестирования, сокращения времени прохождения и времени обработки результатов тестирования, повысить наглядность результатов тестирования, которое в этом случае выступает не только в качестве диагностирующего приема, но и в качестве лечебного приема, способствующего мобилизации внутренних ресурсов на устранение очевидных для человека слабых сторон его организма. Благодаря наличию компьютерной программы также сводится к минимуму влияние предшествующих результатов исследований на текущее тестирование.
Разработанное в ходе данной работы программное обеспечение для оценки личностного потенциала показало свою эффективность во время экспериментальных тестирований. Однако, ввиду отсутствия достаточной выборки данных, проверить эффективность группового сравнения индивидов не удалось. По той же причине пока не реализован алгоритм дополнения результатов тестирования на основании ответов других испытуемых, схожих по
остальным показателям с нынешним, в случае, когда тестирование по какой-либо причине было прервано до его завершения. Также поставлена задача увеличения количества представляемой статистической информации для упрощения процедуры назначения лечения.
Алгоритм оценки и представления результатов планируется совершенствовать до, как минимум, преодоления вышеуказанных затруднений.
1. Гальперин С. И. Физиология высшей нервной деятельности и психология // Вопросы психологии, 1990. №6. С. 110–115.
2. Леонтьев Д. А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры
неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл,
2006. С. 134–147.
3. Ягунова Н. А. Управленческая психология: Учебно-методическое пособие. // Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. 73 с.
4. Леонтьев Д. А. Личностная зрелость как опосредствование личностного
роста // Культурно-историческая психология развития / Под ред. Петуховой. И. А. М.: Смысл, 2001. С. 154 – 161.
5. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред. Леонтьева Д. А. Смысл, 2011. 680 с.
6. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих // Автореф. дис. …д-ра психол.наук.
СПб.: СПбГУ, 1996. 392 с.
7. Зараковский Г. М., Степанова Г.Б. Психологический потенциал индивида и популяции // Человек. 1998. №3. С. 50 – 60.
8. Касатова Е. Н., Дрягалова Е. А. Личностный потенциал человека как
условие развития профессионально значимых качеств // редкол.:
И. С. Соболь, Н. Д. Жилина [и др.] – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016.
С. 27 – 31.
9. Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы
психологии, 1989. Вып. 3. С. 11 – 21.33
10.Мандрикова Е. Ю. Автономная каузальная ориентация как составляющая личностного потенциала сотрудников // Альманах современной
науки и образования, 2010. Вып. 12. С.135 – 138
11.Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – С.675
12.Потенциал личности. http://www.psychologos.ru/articles/view/potencial_lichnosti