ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1 Понятие персонала, его роль в деятельности организации 10
1.2 Классификация персонала 10
1.2 Основы обучения персонала в системе управления персоналом 18
1.3 Методика развития персонала в организации 34
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» 41
2.1 История развития предприятия 41
2.2 Ассортимент выпускаемой продукции 42
2.3 Конкуренты и рынок сбыта продукции 46
2.4 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия.. .52
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОАО «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» 57
3.1 Анализ структуры персонала 57
3.2 Анализ образовательной и возрастной структуры ОАО «ЛКХ» 58
3.3 Анализ структуры стажа работы и увольнения работников 60
3.4 Анализ обучения и повышения квалификации сотрудников 63
4 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОАО «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ» 66
4.1 Повышение квалификации сотрудников ОАО «ЛКХ» 66
4.2 Совершенствование работы по адаптации новых сотрудников 67
4.3 Проведение семинаров, тренингов для развития персонала 68
4.4 Стимулирование работников с целью сокращения текучести кадров
как основной причины неэффективности системы подбора персонала 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены система обучения и развития персонала, имеющие распространение на различных предприятиях. Эта тема также интересна и тем, что позволит выявить, на сколько предприятия уделяют интерес вопросу обучения и развития персонала.
Система обучения персонала - это система подготовки персонала, включающая различные методики обучения, а также материально-технические средства, обеспечивающие процесс обучения. Внутрифирменная система обучения персонала - это система подготовки персонала, которая осуществляется непосредственно на территории компании или в корпоративных учебных центрах.
Прежде чем строить какую-либо обучающую систему, необходимо выявить потребности компании. Как правило, они вытекают из ее стратегии и должны быть подчинены целям и задачам, которые она решает на данном этапе. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.
В настоящее время выдвигаются все новые и новые требования к обучению персонала, которые предполагают регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний рабочих, специалистов и руководителей всех уровней. Система обучения и развития персонала является определяющей для принятия многих ключевых управленческих решений в кадровом менеджменте - решений, касающихся перераспределения компетенций и полномочий, создания кадрового резерва, перемещение работников на новые должностные позиции, формирования проектных групп, оценки эффективности использования кадровых ресурсов.
Организация обучения стала одной из основных функций управления персоналом, а его бюджет - наибольшей (после заработной платы) статьей расходов многих компаний, осознавших, сколь мощным рычагом повышения общей эффективности работы предприятия оно является. Это объясняется тем, что многие компании, изменив кадровую политику, в соответствии с передовыми тенденциями в современном менеджменте, стали рассматривать знания и квалификацию наемного работника, как принадлежащий организации и приносящий прибыль капитал, а затраты на обучение - как доходные капиталовложения.
Все больше руководителей российских предприятий задумываются над целесообразностью повышения профессионального уровня своих сотрудников, т.к. в сложившейся ситуации усиления конкурентной борьбы развитие персонала является важнейшим условием развития организации. Несоответствие квалификации персонала потребностям организации чревато низкими показателями ее деятельности.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня нужен качественно другой подход к организационному обучению, когда само понятие «обучение» наполняется более глубоким смыслом. Нет больше разницы между учебой, работой и жизнью - это один непрерывный процесс. Обучение не вмещается в привычные рамки учебных программ, семинаров и тренингов, оно не может быть навязано человеку. Единственное, что в организации может способствовать обучению людей - это создание условий, в которых оно станет естественной потребностью человека своего рода организационной нормой.
Существует огромное разнообразие систем, методов и форм обучения. Выбор того или иного метода обучения в каждом конкретном случае определяется множеством факторов, в том числе целями и задачами обучения, уровнем квалификации и профессиональной подготовкой обучаемых, их мотивационными установками.
Предмет исследования - обучение персонала ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
Объект - система управления персоналом в ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы обучения и развития персонала в ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить теоретические и методические аспекты системы обучения и развития персонала:
- основы обучения персонала;
- методы развития персонал;
- программы развития персонала;
2. Рассмотреть организационно - экономическую характеристику ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
3. Изучить область развития и обучения персонала в ОАО «Ленинск- Кузнецкий хлебокомбинат».
4. Разработать проект повышения эффективности системы обучения и развития персонала в ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат».
Эффективность работы организации и ее подразделений в значительной мере зависит от того, насколько качественно было осуществлено обучение и развитие персонала.
Для эффективности обучения нужно, чтобы люди были заинтересованы в нем. Необходимо создать благоприятную для обучения атмосферу, сложные навыки должны отрабатываться последовательными частями, с соответствующим закреплением, учащиеся должны чувствовать ответную реакцию на результаты их учебы. Подготовку управленческих кадров можно осуществлять путем организации различных курсов, семинаров или
наставничества кадров.
Каждая организация, проводящая обучение, стремится, чтобы его эффективность была максимально. Чтобы добиться этой цели требуется уделить достаточно внимания каждому этапу процесса обучения. Невнимание к любому из этапов, скорее всего, сведёт на нет все результаты этого или будущих процессов обучения персонала в организации. Процесс обучения персонала - это неотъемлемая часть кадровой политики успешной организации.
Основными методами обучения и развития персонала являются способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Было выявлено, что на предприятии слабо проводятся мероприятия по управлению кадрами, а именно слабо проводятся мастер - классы, курсы по повышению квалификации, тренинги и т.д., что негативно влияет на предприятие в целом.
Выполненный в настоящей выпускной квалификационной работе анализ хозяйственной деятельности предприятия, позволяет сделать вывод о том, что у предприятия достаточно неэффективно ведется работа по подбору персонала. Об этом свидетельствует высокие коэффициенты текучести за 2012-2014 гг.
Это снижает эффективность работы предприятия в целом и отрицательно сказывается на конечных результатах его деятельности, о чем свидетельствуют коэффициенты платежеспособности, ни один из них не соответствует нормативному значению.
Анализ образовательной и возрастной структуры предприятия показал, что наибольшую долю представляют сотрудники со средним специальным образованием, в то же время доля сотрудников с высшим образованием с каждым годом увеличивается. На предприятии численность персонала с возрастной категорией 34 - 41 год лидирует. Увеличение численности персонала старше 30 лет обоснованно тем, что они имеют большой стаж работы.
За счёт предложенных мероприятий, выручка от продажи продукции от первого мероприятия увеличится на 26290,2 тыс. руб., от второго мероприятия - на 21181,6 тыс. руб. Прибыль от продаж возрастет на 47471,8 тыс. руб., Выработка одного работника ППП от первого мероприятия увеличится на 52 тыс. руб., что составит 1092 тыс. руб., от второго мероприятия увеличится на 41,6 тыс. руб. и составит 1081,6 тыс.руб.
Предложенные мероприятия благоприятно скажутся на финансовом состоянии предприятия.
1. Акберин, Р.З. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования: учебное пособие / Р.З. Акберин, А.К., Кибанов. - М.: ГАУ,2003. - 134с.
2. Бавыкин, В.К. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов [ Текст ] / В. Бавыкин . - М.: Экономика, 2002.- 198с.
3. http://www.economy-web.org/?p=410
4. Гордиенко, Ю.Ф., Обухов, Д.В., Самыгин, С.И. Управление персоналом. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
5. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
6. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
7. Цветаев, В.М. Управление персоналом. - СПб: Питер.
8. Организация работы по обучению персонала//Управление персоналом. - 2004. - №1.
9. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
10. http://www.bibliotekar.ru/biznes-33/23.htm
11. Кузнецова Н.В. Подбор и расстановка кадров: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 305 с.
12. http://www.danone.ru/rus/investors/kemerovskiy. wbp
13. Борисов А.Ф. Два подхода к оценке персонала // Управление персоналом. - 2010. - №4. - с. 21
14. Вотлужских Е.А. Преимущества и недостатки системы оплаты труда// Справочник по управлению персоналом. - 2009. - №9. - с.104-107.
15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 2001. - 365 с.
16. Глухов В.В. Менеджмент. - СПб.: Специальная литература, 2004. - 700 с.
17. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М., 2004. - 247с.
18. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 2008. - 365 с.
19. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2007. -522 с.
20. Основы менеджмента / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Пер. с англ. - М.: Дело,1992. - 624с.
21. Основы управления персоналом. Под ред. Розарёновой Т.В.- М.: ГАСБУ, 2008. - 328 с.
22. Управление персоналом / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М.: Приор, 2005. - 432 с.
23. Балашов Ю.К. Мотивация и стимулирование персонала // Кадры предприятия. - 2009. - №7. - с. 15.