АННОТАЦИЯ 4
ABSTRACT 5
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования физического Я у девушек, вовлеченных в сферу модной индустрии 11
1.1 Физическое Я как составная часть Я - концепции личности 11
1.2. Содержание Физического Я 16
1.3. Современные подходы к изучению Физического Я в зарубежной и отечественной психологии 20
1.4. Особенности формирования физического Я в юношеском возрасте 23
1.5. Социальный контекст формирования физического Я 25
1.6. Исследования отношения к Физическому Я у женщин 30
Основные теоретические выводы 35
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 37
2.1. Постановка проблемы 37
2.2. Методы и методики исследования 38
2.3. Описание выборки исследования 46
2.4. Процедура исследования 46
2.5. Математико-статистические методы обработки данных 48
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование особенностей физического Я у девушек, вовлеченных/ не вовлеченных в модную индустрию 49
3.1. Исследование компонентов физического Я у девушек 49
3.1.1. Исследование значимости характеристик физического Я образа и удовлетворенности ими у девушек 49
3.1.2. Исследование оценочно-содержательной интерпретации девушками характеристик своего внешнего облика 54
3.1.3. Исследование поведенческого компонента физического Я 60
3.1.4. Исследование самооценки Физического Я у девушек с помощью модифицированной методики Дембо-Рубинштейн 65
3.2. Исследование физического Я в составе Я-концепции 69
3.2.1. Исследование Образа Я у девушек 69
3.2.2. Исследование самоотношения у девушек 74
3.2.3. Корреляционный анализ взаимосвязей компонентов физического Я и показателей самоотношения 77
3.3. Результаты кластерного анализа полученных данных 87
3.4. Сравнительный анализ отношения к физическому Я в группах студенток и моделей с высокими показателями самоотношения 90
3.5. Обсуждение результатов 92
ВЫВОДЫ 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ А 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 114
ПРИЛОЖЕНИЕ В 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 125
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 127
ПРИЛОЖЕНИЕ З 128
ПРИЛОЖЕНИЕ И 129
ПРИЛОЖЕНИЕ К 130
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 132
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей физического «Я» у девушек, вовлеченных в модную индустрию. Проблема восприятия собственного тела в связи с социально навязываемыми стандартами красоты является относительно новым направлением в рамках психологии личности, большинство исследований направлены на изучение общепсихологических аспектов формирования образа себя, таких как этапы формирования Я-образа в подростковом и юношеском возрасте, влияние детско-родительских отношений на формирование Я-образа и другое.
Высокая степень актуальности и социальной значимости исследования физического Я у молодых людей обусловлена тем, что в современном стандарте успешной личности телесная красота и связь с модным миром занимает у молодежи одно из лидирующих мест. Эту тенденцию можно отследить в социальных сетях, таких как «Инстаграм», «ВКонтакте» и т.д. Количество девушек, вовлекаемых в модную индустрию, в качестве манекенщиц с каждым годом увеличивается. Однако, мало изученной остается проблема отношения к своему физическому Я у молодых девушек, включенных в данную сферу в качестве моделей. В связи с тем, что требования к их внешним характеристикам очень жесткие, и отношение к своему Физическому Я формируется в условиях сильной конкуренции, возникает необходимость исследования адекватности восприятия ими своего тела и отношения к своей личности в целом. С практической точки зрения, такие данные могут быть положены в основу разработки для моделей психологических программ профилактики возможных проблем с осознанием и принятием своего Физического Я, и успешной дальнейшей социальной адаптации.
Понятие «Физическое Я» рассматривается многими авторами. Этот термин используется в теории личности У.Джемса (2000), в иерархической структуре Я-концепции Р.Бернса (1986), в концепции К. Роджерса (1994), в современных исследованиях А.Г. Черкашиной (2008), Лабунской (2009), В.А. Каминской, Н.А., Айламазян А.М. (2016), Панферова В.Н (2000), Буренковой Е.В. (2009) и др.
В литературе можно встретить противоположные мнения относительно того, каким образом - положительно или отрицательно - влияет вовлечение в модную индустрию на формирование личности: одни авторы считают, что это повышает уверенность в себе, другие- что это деформирует личностное становление. (Рамси Н., Харкорт Д., 2009). Такие авторы, как Г.Г. Шубин (2000), И.Г. Добросмыслова (2000), утверждают, что модная индустрия повышает эстетическое развитие личности. В работах социолога Г. Блумера (1998) модная индустрия выделяется как форма, позволяющая молодежи отчетливо демонстрировать свое «Я», производить постоянное отграничение элитарных классов, но, в то же время, она служит средством идентификации молодежи, которая занимает низкое положение в социальной иерархии. Другие авторы указывают, что чаще всего эталон успешности и красоты, навязываемый молодым девушкам, является недостижимым для них. Этот недостижимый образ и формируется модельными агентствами и модной индустрией в целом. Находясь под таким негативным социальным воздействием, индивид оказывается в положении неудовлетворенности собой и вынужден прибегать к адаптационно-компенсаторным стратегиям преобразования своей внешности, что в ряде случаев ведет к действиям, приводящим даже к потере здоровья, например, анорексии у девушек-моделей.
Цель исследования: Выявить и описать особенности физического Я у девушек, вовлеченных в индустрию моды, на основе сравнительного анализа физического Я у девушек, вовлеченных и не вовлеченных в индустрию моды.
Были выдвинуты гипотезы:
1. У девушек, вовлеченных в индустрию моды, в когнитивной составляющей Я-концепции (Я-образе) будет выявлено большее содержание характеристик, касающихся внешности и телесных особенностей.
2. У девушек, вовлеченных в индустрию моды, по сравнению с их сверстницами, не связанными с модной индустрией:
• в когнитивном компоненте физического Я будут более значимы характеристики, связанные со стандартами красоты (рост, вес, выразительные движения и другие);
• эмоциональный компонент физического Я будет отличаться более негативной самооценкой; будет выявлено более негативное самоотношение в целом;
• будет отличаться частота и содержание поведенческих стратегий по отношению к физическому Я (действий, направленных на коррекцию фигуры, лица, внешности в целом).
Объект исследования: Физическое Я у девушек, вовлеченных в модную индустрию.
Предмет исследования: Структурные и содержательные особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов физического Я у девушек, вовлеченных в модную индустрию по сравнению с их сверстницами, не вовлеченными в эту сферу.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблемам исследования Я-концепции, физического Я
2) Подобрать инструментарий для исследования физического Я у девушек
3) Эмпирически исследовать и описать когнитивный компонент физического Я у девушек и его место в структуре Я образа ;
4) Исследовать эмоциональный компонент - отношение девушек к своему физическому Я, в аспекте удовлетворённости собственным телом (разными его частями) и внешностью в целом
5) Исследовать поведенческие аспекты физического Я у девушек
6) Провести сравнительный анализ содержания и структуры компонентов физического Я и их взаимосвязей с самоотношением в группах девушек, вовлеченных и не вовлеченных в модную индустрию
Выборка:
В исследовании приняли участие 61 девушка, манекенщицы из модельных агентств «LMA», «Select Models Management» Санкт-Петербурга, связанные со сферой модной индустрии от года и более, и учащиеся 1 курса экономического факультета СПБГУ, в возрасте от 17 до 22 лет. Средний возраст составил 18,9 лет.
Методы исследования:
Анализ литературы, психодиагностические методики, контент-анализ, методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, сравнительный, корреляционный, кластерный анализ).
Методики исследования:
1) методика «Исследование самоотношения к образу физического Я» А.Г. Черкашиной для выявления значимости и удовлетворенности различными компонентами физического Я у девушек;
2) методика «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика», разработанная В.А. Лабунской и Е.В. Белугиной для исследования эмоционального компонента физического «Я»;
3) опросник «Адаптационно-компенсаторные стратегии преобразованию внешности» для изучения поведенческого компонента физического «Я»; автор Гавриленко А.А;
4) «Тест - Опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева для исследования компонентов самоотношения;
5) Методика 20 определений «Какая Я?» (М.Кун, модификация Юрченко В.И.) для изучения когнитивной составляющей Я-концепции с последующей обработкой данных при помощи контент-анализа;
6) Модификация методики Дембо-Рубинштейн для исследования Реального, Идеального и Зеркального образа Я.
Для обработки данных были задействованы качественные и количественные методы.
Структура работы:
Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы изучения физического Я-образа в составе Я-концепции, подходов к пониманию Физического Я, особенностей его формирования в юношеском возрасте и факторов, влияющих на его формирование в социуме.
Вторая глава посвящена описанию процедуры исследования и обоснованию выбора методик.
Третья глава посвящена анализу и интерпретации данных, полученных в ходе исследования.
Общий объем работы 100 страниц, без списка литературы и приложений.
Исследование было посвящено выявлению и описанию особенностей физического Я у девушек, вовлеченных в модную индустрию в качестве манекенщиц, работающих от года и более. Актуальность проблемы была обоснована противоречивыми данными о влиянии модной индустрии на развития личности в юношеском возрасте, и недостатком данных об особенностях представлений о себе и своей внешности у девушек, вовлеченных в эту сферу.
В процессе анализа литературы были рассмотрены ключевые понятия с позиций различных авторов и школ, отражены подходы к классификации Я- концепции, проанализировано понятие физического Я, рассмотрены имеющиеся современные зарубежные и отечественные исследования.
Были получены данные, подтвердившие некоторые изначально выдвинутые гипотезы: в Я-образе моделей (в когнитивной составляющей Я- концепции) больше характеристик, связанных с внешностью, телом, лицом, девушки-модели; девушки-модели более удовлетворены отдельными параметрами своей внешности (состоянием своей кожи, формой ног, макияжем, считают свое лицо более привлекательным и выразительным, а тело более сексуальным, чем студентки). Девушки -модели также считают себя более социально успешными.
Однако высокие оценки Физического Я были выявлены и у значительной части девушек-студенток. Наибольшие различия между группами были обнаружены в том, что в группе моделей оценки зеркального Физического Я отрицательно коррелировали с компонентами самоотношения: девушки с очень позитивным отношением к себе предполагали низкие оценки их внешних данных от окружающих, тогда как студентки с позитивныи отношением себе ожидали позитивных оценок их внешности от других. Полученные данные позволяют предполагать неадекватность образов себя, неконгруэнтность Реального и Зеркального Физического Я и ожидание негативных оценок окружающих, что требует дальнейшего уточнения и разработки программ психологической поддержки и сопровождения, направленных на повышение адекватности и конгруэнтности образов Я у девушек-моделей, профилактику нарушений образа тела в когнитивной составляющей у девушек. .
Проведенное исследование позволяет уточнить имеющиеся в психологии представления об особенностях формирования физического Я под влиянием социальных стандартов.
Полученные результаты могут быть реализованы на практике в виде обучающих курсов, направленных на управление своей внешностью, ее восприятием и самопрезентацией (appearance self-management), которые разрабатываются и реализуются в обучающих программах по предотвращению психологических нарушений, связанных с образом тела.
1. Алмазова С.Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности // Психология телесности (2009): теоретические и практические исследования. Интернет-ресурс http://psyjoiirna1s.iTi/psyte12009/issiie/40807 ИП^НПпКдата обращения 10.05.17)
2. Асылбекова А. М. Отношение девушек первокурсниц к своему телесному Я. Магистерская диссертация. Медицинский университет. Астана. Интернет ресурс http://ko11egi.kz/pub1/35-1-0-7558 (дата обращения 03.10.2016)
3. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. - УМК Психология Москва, 2003. - С.320.
4. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории. - Минск: Пропилеи, 2000. С. 297-346;
5. Бем С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОСПЭН, 2004.
6. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 320 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. — 420 с.
8. Бернс Р. Что такое Я-концепция.// Хр. Психология самосознания/ Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ, 2000.-с. 333-392.
9. Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалёв - М., 1982. - 200 с.
10. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
11. Бунак В. В. Нормальные конституциональные типы в свете данных о корреляции отдельных признаков // Ученые записки МГУ. Вып. 34. М., 1940.
12. Буренкова Е.В. Образ тела как метафорическая репрезентация эмоционального состояния девушек 19-20 лет / Е.В.Буренкова // Психология телесности: теоретические и практические исследования. - 2009.- C. 63-74.
13. Буренкова Е.В., Орлова Д.В. Образ Я как оценка собственной внешности девушками 17-18 лет // Психология телесности: теоретические и практические исследования 2008 // http://psyjournals.ru/psytelesnost/issue/30455 full.shtml (дата обращения: 02. 05. 2017).
14. Визгина А.В., Пантилеев С.Р., Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин// Вопр. Психология, 2001. №3. С.100
15. Вулф Н. Миф о красоте. Как представления о красоте используются против женщин // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М.: Московский Центр гендерных исследований, 2001. с. 281-287.
...