Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у третьеклассников творческого воображения в процессе реализации проекта «Пуговичная поляна» на материале декоративно-прикладного искусства (Организация детской проектной и исследовательской деятельности, Вятский государственный университет)

Работа №130777

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: КОГОБУ Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов (Кировская область, Шабалинский район, пгт Ленинское).
Выборка: 43 учащихся (ученики 3 «А» и 3 «Б» классов).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения учащихся младших классов общеобразовательной школы 7
1.1. Основные характеристики процесса развития творческого воображения учащихся младших классов 7
1.2. Способы развития творческого воображения учащихся в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Эмпирическое исследование развития у третьеклассников воображения на основе декоративно-прикладного искусства проекта «Пуговичная аллея» 23
2.1.Оценка уровня сформированности творческого воображения учащихся 23
2.2. Апробация развития творческого воображения у младших школьников в процессе реализации проекта «Пуговичная поляна» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 46

Актуальность работы в области развития творческого воображения у школьников подтверждается основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования: сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его творче-ского потенциала, развитие способности применять свои способности в жизни, в практических ситуациях. Интеллектуальное развитие человека начинается в утробе матери, после рождения - через образование и позна-ние, в дошкольном периоде - через основы и различные формы работы, в школе - через обучение и самоорганизацию. Творчество проявляется на каждом этапе формирования личности и помогает человеку стать более гармонично развитым. Детство - это начало формирования психических процессов, важных для дальнейшего развития личности. Поэтому очень важно развивать ребенка в самом начале его образовательной деятельно-сти. Учащиеся начальных классов испытывают интенсивное развитие всех психических сфер: интеллекта, воображения, мышления, восприятия, па-мяти, внимания. В связи с этим требования к начальному школьному об-разованию все более возрастают, что служит ориентиром для дальнейшего развития методов и приемов школьного образования.
Проблема исследования в том, что современные дети все менее моти-вированы на развитие творческого воображения благодаря тому, что их сознание становится клиповидным, мгновенным, а также технологиям, ко-торые активно рвутся в мир детства, иногда отвлекают внимание ребёнка и не позволяют ему в полной мере раскрыть своё воображение. Педагогика констатирует факт: методические рекомендации по развитию творческого воображения развиты недостаточно; они не всегда соответствуют быстро меняющимся темпам развития гаджетов, привлекающих красочных и при-митивных учеников младших классов. Наиболее подходящими формами работы являются те, которые смещают акцент с зрительного напряжения и сменяются улучшением тонкой моторики ребенка, его сенсорно-обонятельными способностями и т. д. Если интегрировать элементы худо-жественной деятельности в педагогику, мы сможем добиться положитель-ных результатов в формировании познавательных процессов у учащихся начальных классов. Проблема развития творческого воображения школь-ников актуальна в современном мире. В XXI веке в новых социально-экономических условиях значение образования растет. Возрастает роль творческой личности, которая характеризуется гибким и продуктивным мышлением и развитым активным воображением. Это требует создания новых образовательных концепций, а также разработки новых методов и инструментов для реализации этих концепций. В результате необходимо разработать новые адекватные средства формирования творческого вооб-ражения, поскольку предыдущие не соответствуют образовательной моде-ли нового века. В связи с этим перед современными школами стоит важная задача развития творческого воображения подрастающего поколения.
Цель исследования– теоретически обосновать и проверить на прак-тике приемы работы декоративно-прикладного искусства на учащихся младшей школы в ходе реализации проекта «Пуговичная поляна»
Объект исследования: процесс развития воображения, фантазии и умения самоорганизации в творческой работе у третьеклассников.
Предмет исследования: индивидуальное задание в проектной дея-тельности «Пуговичная поляна», реализуемое для совершенствования творческих талантов учащихся, для расширения их познавательной актив-ности через знакомство с предметом, цветом, композицией.
Гипотеза исследования. С помощью занятий по декоративно-прикладному искусству и методом проектной работы «Пуговичная поля-на» в 3х классах можно добиться успеха в становлении творческого потен-циала учащихся при следующих условиях:
1. Подбор материала декоративно-прикладного искусства для начальной школы
2. Использование материала с целью проверки гипотезы.
Задачи исследования:
1) провести анализ литературы по теме развития декоративно-прикладного искусства в начальной школе;
2) изучить возможности внеурочной и проектной работы в школе по теме декоративно-прикладного искусства
3) подобрать и провести диагностику развития творческих навы-ков у обучающихся 3 класса начальной школы;
4) апробировать результаты на учащихся третьих классов по формированию творческих навыков у младших школьников с помощью проектной работы «Пуговичная поляна»;
5) интерпретировать и проанализировать полученные результа-ты.
Теоретическая база исследования. Исследование зарубежных психо-логов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса, Л. Термена, Р. Стерн-берга, М. Воллаха, а также отечественных: Л.В. Даниловой, П.Я. Галь-перина, З.И. Калмыковой, Д.Б. Богоявленской, Я.П. Пономарева, В.Н. Пушкина, В.Д. Шадрикова, В.И. Тютюнника, С. Медника, Е.Г. Алиевой, Н.М. Гнатько, В.Н. Дружинина, Н.В. Хозратовой в области творческого воображения.
К основным методикам исследования можно отнести: методика «До-рисовывание фигур» О.М. Дьяченко, методике Е. Туник, методика «Пять рисунков» Н.А. Лепской.
Методы исследования:
- теоретические: (изучение, анализ и обобщение педагогической, пси-хологической, методической литературы по исследуемой проблеме; анализ программ обучения детей дошкольного возраста);
- практические: наблюдения, тестирование, беседа, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контроль-ный этапы, направленный на формирование творческого воображения младших школьников.
Опытно-экспериментальная база исследования:
В экспериментальной работе взяты 2 класса одной параллели: 3 «А» и 3 «Б» - по 25 человек от каждого класса.
Полученные данные имеют прикладное значение и могут использо-ваться для развития творческого воображения младших школьников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в определении уровня развития творческого воображения младших школь-ников в экспериментальной группе и использование результатов исследо-вания в практической деятельности педагога.
Элементы научной новизны исследования:
-экспериментально обоснованы формы развития творческого воображения младших школьников на учебную деятельность учащихся начальной школы.
Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческое воображение является основой визуально-образного мышления, которое позволяет ученику начальной школы ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практи-ческих действий. Это очень помогает ему в тех жизненных ситуациях, ко-гда практические действия либо невозможны, либо сложны, либо просто нецелесообразны (нежелательны). Творческое воображение отличается от восприятия тем, что его образы не всегда соответствуют действительности; они содержат элементы фэнтези и фантастики. Если воображение притяги-вает к сознанию картины, ничего или мало соответствующие реальности, то это называется фантазией. Если, кроме того, творческое воображение направлено в будущее, оно называется мечтой.
Целью исследования было выявление и доказательство эффективно-сти условий, направленных на реализацию процесса развития творческого воображения у школьников начальных классов во внеучебной деятельно-сти.
Для достижения этой цели на начальном этапе была проанализиро-вана психолого-педагогическая литература на исследовательскую тему. Развитие творческого воображения школьников начальных классов - сложный и многогранный процесс. В ходе анализа психолого-педагогической литературы на тему исследований были определены поня-тия «воображение», «творческое воображение», «внеклассная деятель-ность». Творческое воображение - особый тип воображения, который направлен на создание новых образов, составляющих основу творчества. Особенность творческого воображения в том, что в его основе - сознатель-ный процесс. Умение творчески предвидеть результаты собственных дей-ствий дает направление творческому воображению.
В ходе экспериментальной работы мы определили критерии разви-тия творческого воображения и отобрали методы диагностики для опреде-ления уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста. Экспериментальные исследования показали, что у большинства детей низкий или средний уровень творческого воображения. В связи с этим на формирующем этапе эксперимента во внеклассную дея-тельность был внедрен комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого воображения учеников младших классов. Работа во внекласс-ных мероприятиях была организована с учетом комплексного подхода; создавалась творческая, психологически комфортная атмосфера; Исполь-зовались различные виды художественно-творческой деятельности млад-ших школьников.
Далее была проведена контрольная диагностика уровня развития творческого воображения у школьников начальных классов. При сравне-нии данных на этапах констатации и контроля выявилась положительная динамика уровня развития творческого воображения у школьников начальных классов. В экспериментальной группе высокий уровень вырос с 17% до 33%, средний уровень развития творческого воображения немного снизился с 62% до 61%, а низкий уровень снизился с 21% до 6%. Резуль-таты контрольной диагностики показали эффективность внеклассной дея-тельности с учащимися начальных классов.
В качестве апробации предложена развивающая программа «Пуго-вичная поляна», рассчитанная на 3 месяца начальной школы 3 класса обучения.
Таким образом, цель данного исследования была достигнута; выполнены все поставленные задачи, а гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и разви-тие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство: Сборник научно-методических статей. – Челябинск: Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольно-го возраста: учебник и практикум для среднего профессионального обра-зования / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 195 с.
4. Балаклеец, В. В. Особенности творческого воображения млад-ших школьников / В. В. Балаклеец // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 1(28). – С. 395-399.
5. Баранова, А. Н. Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности / А. Н. Баранова, Л. В. Балахнина // MENDELEEV. New Generation: сборник материалов LIII Региональной научно-практической конференции студен-тов, аспирантов и молодых учёных, Тобольск, 25 февраля 2022 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образова-нии, 2022. – С. 79-81.
6. Благих, А. В. Декоративно-прикладное творчество как средство развития познавательной активности и социализации младших школьни-ков / А. В. Благих, Н. Н. Дьяченко // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, Белгород, 26 октября 2020 года. – г.Белгород: ООО ГиК, 2020. – С. 211-215.
7. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
8. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 218 с.
9. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие простран-ственного мышления и графических умений: учебное пособие для вузов / М. А. Габова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.
10. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практи-кум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 253 с.
11. Гомзякова, Н. Н. Декоративно-прикладное искусство как сред-ство приобщения обучающихся начальной школы к изучению народных традиций [Текст] / Н. Н. Гомзякова, В. Н. Коркина // Векторы образова-ния: от традиций к инновациям: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Анапа, 19–20 сентября 2019 года - 2019. – С. 10-14.
12. Горбунова, О. И. Роль инновации в современной дошкольной педагогике / О. И. Горбунова // Роль инноваций в трансформации и устой-чивом развитии современной науки: сборник статей по итогам Междуна-родной научно-практической конференции, Омск, 03 июня 2020 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2020. – С. 38-40.
13. Гудкова, А. В. Роль декоративно-прикладного искусства и народных традиций в обучении будущих педагогов дошкольного образо-вания / А. В. Гудкова // Пространство диалогов: декоративно-прикладное искусство и дизайн: коллективная монография. – Уфа: Общество с ограни-ченной ответственностью "Аэтерна", 2018. – С. 72-86.
14. Занина, В. В. особенности развития творческого воображения в младшем школьном возрасте / В. В. Занина // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2018. – № 4(8). – С. 95-103.
15. Корешков, В. В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей / В. В. Кореш-ков, Л. В. Новикова // Вестник Нижневартовского государственного уни-верситета. – 2017. – № 3. – С. 26-30.
16. Красавина, О. К. Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки / О. К. Красавина, Е. Д. Трофимова // Со-временные проблемы музыкального и художественного образования: Ре-гиональный сборник научных трудов (с международным участием), Ека-теринбург, 01 декабря 2021 года. – Екатеринбург: [б.и.], 2021. – С. 59-63.
17. Лепешкина, В. А. Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников / В. А. Лепешкина // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. – Казань: ООО "СитИвент", 2018. – С. 234-236.
18. Мадаев, У. М. Реализация творческой деятельности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства / У. М. Мада-ев // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6(85). – С. 86-88.
19. Мержоева, Л. М. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании личности младшего школьника / Л. М. Мержоева // Вестник Ингушского научно-исследовательского инсти-тута гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. – 2019. – № 1. – С. 148-152.
20. Минаева Л.А. Формы и методы развития творческого вообра-жения у младших школьников средствами «хэндмейд» в системе дополни-тельного образования [Текст]// Международный научный журнал «ВЕСТ-НИК НАУКИ» - 2019 - № 3 (12) – с.18-21.
21. Минсабирова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство в под-готовке педагогов к формированию национального самосознания обуча-ющихся в системе дополнительного образования / В. Н. Минсабирова // Kant. – 2019. – № 2(31). – С. 104-109.
22. Митрофанова, Т. Ю. Знакомство младших школьников с деко-ративно-прикладным искусством Карелии / Т. Ю. Митрофанова, Д. В. Кузьмицкая // Педагогическое образование в Республике Карелия: опыт поколений и перспективы развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педа-гогического образования в Республике Карелия, Петрозаводск, 30 ноября – 10 2021 года– Петрозаводск: Петрозаводский государственный универ-ситет, 2021. – С. 263-267.
23. Моргунова, О. И. Народное декоративно-прикладное искус-ство как средство воспитания эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в современной общеобразовательной организации / О. И. Моргунова // Гуманитарное пространство. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 434-440.
24. Питенко, С. В. Педагогические условия развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искус-ства / С. В. Питенко, Т. М. Третьяк // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2021. – № 2(71). – С. 130-133.
25. Пронина, В. Д. Специфика развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразова-тельной школе / В. Д. Пронина // Современные проблемы и технологии инновационного развития образования: Сборник материалов II Междуна-родной студенческой научно-практической конференции, Тула, 07 апреля 2022 года. – Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2022. – С. 172-175.
26. Сакердонова, А. С. Развитие творческого воображения млад-ших школьников в процессе слушании музыкальных произведений / А. С. Сакердонова, Н. В. Назарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-3. – С. 158-160.
27. Спирина, В. А. Особенности развития воображения младших школьников / В. А. Спирина // Наука и общество: взгляд молодых иссле-дователей: Материалы пятнадцатой Всероссийской научной конференции школьников и студентов с международным участием, Абакан, 25–26 нояб-ря 2021 года / Науч. редактор Е.Н. Власова. – Абакан: Хакасский госу-дарственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2021. – С. 74-75.
28. Старикова, В. В. Использование народного декоративно-прикладного искусства в повышении качества начального образования / В. В. Старикова // Технологии образования. – 2019. – № 1(3). – С. 364-366.
29. Сюркова, О. И. Работа с бумагой на уроках технологии как средство развития творческого воображения младших школьников / О. И. Сюркова // Академическая публицистика. – 2021. – № 4. – С. 612-618.
30. Сюркова, О. И. Работа с бумагой на уроках технологии как средство развития творческого воображения младших школьников / О. И. Сюркова // Академическая публицистика. – 2021. – № 4. – С. 612-618.
31. Шешукова, Е. И. Развитие творческого воображения младших школьников с помощью нетрадиционных техник рисования / Е. И. Шешу-кова, А. М. Ершова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 2. – С. 42-46.
32. Юрченко, В. К. Декоративно-прикладное искусство как сред-ство приобщения младших школьников к национальной культуре / Моло-дежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссий-ской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года / Под ре-дакцией Е.В. Толокнёвой, Г.С. Чесноковой. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 419-420.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ