ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ВИЗУАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН» СПбГУ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА 8
1.1 Структура и графическая традиция дизайнерского образования на примере школ первой половины XX века 8
1.2 Становление новой типографики и швейцарского школы графического дизайна 14
1.3 Графические принципы и традиции формообразования школ дизайна разных стран во второй половине XX века 19
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В СПБГУ И ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ 25
2.1 Истоки формирования концептуального дизайна в идеологии школы 26
2.2 Принципы авторской методики дизайн-образования в магистерской программе СПбГУ и “связи” предметов внутри учебного процесса 33
2.3 Визуальные основы графического сопровождения многостраничного печатного издания 44
2.4 Дизайн информации: инфографические материалы на печатном и электронном носителе 50
Глава 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В СПБГУ 53
3.1 Дизайн - проектирование печатного издания 53
3.2 Разработка инфографических карт 57
3.3 Перспективы применения графической модели в мультимедийной среде 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение 1. Обзор графических работ XX века по типографике 69
Раздел 1. Печатные издания 70
Раздел 2. Плакаты 79
Приложение 2. Современные примеры печатных изданий на разные темы 94
Раздел 1. Издания с преобладающими текстовыми материалами 95
Раздел 2. Издания с преобладающими иллюстративными материалами 126
Раздел 3. Обложки 145
Приложение 3. Инфографика 155
Настоящая дипломная работа посвящена исследованию специфики магистерской образовательной программы “Графический дизайн” в СПбГУ и разработке её визуальной идентификации.
В рамках исследования ставится задача изучить графические аналоги, относящиеся к школам дизайна, образованию в сфере дизайна и искусства, исследовать изобразительные принципы проектирования графического стиля школ дизайна XX-XXI веков, выявить хронологию их становления и развития.
Главная идея работы заключается в разработке концепции, которая может применяться к аналогичным образовательным программам. Дизайн-графическая интерпретация программы направлена на систематизацию учебного процесса и на дальнейшее улучшение его структуры.
Исследование является актуальным, поскольку предмет исследования не имеет существующего графического стиля, помогающего структурировать образовательный процесс и представить магистерскую программу для будущих абитуриентов.
Стоит отметить, что преподаватели школы XX века Баухаус, оказавшей сильное влияние на современное дизайн образование, выступали с манифестами, публиковали статьи, доклады и книги. Несколько студентов написали книги с воспоминаниями об обучении в школе. Этот факт отчасти объясняет, почему школа Баухаус до сих пор имеет большое значение и влияние. Дизайнеры по прежнему читают Иттена, Мис ван дер Рое, Кандинского, Клее. Это, несомненно, сказывается на оценке школы современниками. Сегодня существует потребность описания авторской методики преподавания, описания учебного процесса в данном учебном заведении.
Целью проекта является представление взаимодействия теоретических и практических дисциплин в программе магистратуры в СПбГУ. Для реализации цели проекта было решено использовать различные принципы создания графической модели — печатное издание и инфографические карты. Для обеспечения выполнения поставленной цели, был выявлен ряд задач:
• исследование и систематизация визуальных стилей школ дизайна XX века;
• изучение основных хронологических этапов развития образовательных программ в области дизайна;
• определение специфики «школы» графического дизайна в образовательной программе магистратуры;
• исследование принципов разработки печатного издания;
• изучение средств инфографики.
Объектом исследования является графическая система представления образовательных программ XX-XXI веков.
Предметом исследования является концепция школы графического дизайна в магистерской программе СПбГУ.
Прежде чем приступать к разработке графической модели, стоило обратить внимание на существующие художественные принципы и стратегии школ дизайна XX-XXI веков. По данной теме были рассмотрены такие теоретические работы, как «История дизайна, науки и техники» Рунге В. Ф., «Швейцарская школа графического дизайна» Ващук О.А., «Почему нельзя научить искусству» Элкинс Дж., «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе» Беньямин В. ,«Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм» Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б.Х.Д., Джослит Д. и другие труды.
В процессе приближения к графической разработке проекта, особое внимание было уделено работам в области типографики, вёрстки, модульных сеток и печатных изданий. Среди работ, посвященных теоритическим аспектам графического дизайна можно выделить книги Яна Чихольда «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера» и «Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении и типографике», «Типографика. Руководство по оформлению» Эмиля Рудера. В рамках данного исследования особое внимание было уделено работам Иоханнеса Иттена «Искусство цвета» и «Искусство формы», которые стали основополагающими в обучении художников, архитекторов, дизайнеров. Также особое внимание было уделено современным работам Герчук Ю.Я. «Художественная структура книги», Кричевского В.Г. «Типографика в терминах и образах» и Адамов Е.Б. «Ритмическая структура книги».
Для работы над аналитической и концептуальной частью проекта был проведён обзор существующих работ по философии, дизайн-методологии, а также работ, посвященных актуальным проблемам и перспективам развития дизайна. Среди них важную роль при разработке проекта сыграли такие труды как «Дизайн код: методология семиотического дискурсивного моделирования» Г.Н. Лолы, «Спекулятивный мир» Рэби Ф., Данн Э., « Искусство как валоризация неценного. Художник как куратор плохого искусства» Гройс Б., «Бытие и время» Хайдеггер М. и другие.
На основе исследований, проведённых после изучения трудов, описанных выше, была сформирована работа, представленная в нескольких главах диссертации.
В первой главе — «Основные принципы и стратегии визуализации образовательных программ в области дизайна», рассматриваются художественные принципы школ и направлений в дизайне XX века. Подробно рассматриваются проблемы становления и развития графических формообразований. Особое внимание акцентируется на таких течениях как дадаизм, интернациональных стиль, минимализм, новая волна и японский дизайн. Исследование строилось на анализе характерных особенностей приемов дизайн-графики данных направлений.
Во второй главе — «Концепция методики дизайн-образования в СПбГУ и графические средства ее визуальной идентификации» рассматриваются исторические процессы формирования концептуального дизайна, который нашел свое применение в авторских методиках на программе магистратуры в СПбГУ. Также подробно рассматриваются теоретические и практические курсы и их взаимосвязи в рамках образовательной программы Графический дизайн. Поскольку средствами визуальной идентификации были выбраны печатное издания и инфографические карты, во второй главе подробно рассматриваются принципы разработки печатного издания и основные виды инфографики и представления данных.
В третьей главе — «Разработка концепции проекта “графическая модель образовательного процесса в магистерской программе СПбГУ”» подробно представлены этапы разработки проекта. Также раскрыта концепция проекта и описание его технических особенностей. В главе рассматриваются аспекты создания образа печатного издания: разработка сетки, основные цвета, принципы подачи материала и структура издания.
Проект может решать рекламные задачи, так и в такой же мере помогать вопросами оптимизации учебного процесса. Структура печатного издания может быть представлена в презентациях кафедры, на дне открытых дверей, а также на различных конференциях. Разработанный подход и принцип раскрытия авторских методик и представления процесса обучения может быть применён к другой образовательной программе или даже использован для анализа отдельного практического или теоретического курса.
Проведённое исследование показало, что современные школы дизайна и образовательные программы унаследовали художественные традиции и теоретические основы, заложенные в начале XX века. Тем не менее, можно наблюдать определённые изменения и адаптацию графических принципов к культурной и социальной среде, формирующей новое поколение специалистов в области дизайна.
На основании полученной информации, я смогла выявить особенности обучения на магистерской программе в СПбГУ, что позволило разработать концепцию и графический образ проекта.
В ходе практической части работы были решены следующие задачи:
• представление взаимодействия теоретических и практических дисциплин;
• визуализация данных образовательного процесса в графической форме;
• создание принципа анализа и разработка графической модели образовательной программы.
Теоретическое исследование показало необходимость описания авторской методики, а одним из наиболее подходящих инструментов ее раскрытия было выбрано печатное издание. Анализ изображений, представленных в приложениях, помог выявить основные принципы и особенности типографской верстки, сочетания различных гарнитур и изображений на развороте в печатном издании. Помимо этого, было рассмотрено множество инфографических материалов с конференций, научных форумов, выставок и сайтов.
Проектная часть работы может использоваться как исследовательский инструмент для оптимизации образовательного процесса. Подробное изучение специфики магистерского образования в стенах университета показало, что существует концепция дизайн-образования, которая может развиваться и совершенствоваться. Созданные инфографические материалы могут решать эту задачу, наглядно демонстрируя все достоинства и недочеты образовательного процесса.
Таким образом, проведенное исследование является неотъемлемой частью масштабного проекта, направленного на представление, анализ и совершенствование образовательного процесса средствами инфографических карт и печатного издания.
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне, М.: Мир, 1982
2. Адамов Е.Б. Ритмическая структура книги, М.: Книга, 1988.
3. Андреева Е. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.
4. Аронов В. Концепции современного дизайна. 1990-2010. - М.: Артпроект, 2011.
5. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна XX века / В.Р. Аронов. Вып. I. М.: ВНИИТЭ, 1992
6. Аронов В.Г. Советский дизайн в зеркале истории, М, 1990
7. Аронов В.Г. Традиции дизайнерского образования в Великобритании, М,1989
8. Бабич И.А. К вопросу о философии визуального: путь пройденный до конца (эссе) / И. А. Бабич // Обсерватория культуры. - 2015. - № 1.
9. Барт Р. Camera lucida. M., 1997.
10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989.
11. Бахтин М.М. Автор и герой. Спб., 2000
12. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе. М., 1996.
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995
14. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М .: «Добросвет», 2000.
15. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. / Ред. русск. изд., прим. В. Ефимова; пер. с англ. Г. Северской. М.: Д. Аронов, 2006.
...