Готовая ВКР на тему: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ № 14», Г. ЮРГА)
|
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Мотивация труда. Структура мотива труда
1.2 Сущность системы мотивации труда персонала организации
1.3 Порядок разработки и внедрения системы материального и
нематериального стимулирования
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МБОУ «СОШ № 14», Г. ЮРГА
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ хозяйственной деятельности организации
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
МБОУ «СОШ № 14», г. Юрга
3.1 Анализ документов, регламентирующих стимулирование труда
персонала образовательной организации
3.2 Анализ системы стимулирования труда работников организации...
3.3 Анализ динамики и структуры заработной платы персонала организации
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА МБОУ «СОШ №14»
4.1 Основные проблемы мотивации персонала МБОУ «СОШ № 14»,
г. Юрга
4.2 Основные рекомендации по повышению мотивации труда
педагогического состава МБОУ «СОШ № 14», г. Юрга
4.3 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию
образовательных инноваций в учебном процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Мотивация труда. Структура мотива труда
1.2 Сущность системы мотивации труда персонала организации
1.3 Порядок разработки и внедрения системы материального и
нематериального стимулирования
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МБОУ «СОШ № 14», Г. ЮРГА
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ хозяйственной деятельности организации
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
МБОУ «СОШ № 14», г. Юрга
3.1 Анализ документов, регламентирующих стимулирование труда
персонала образовательной организации
3.2 Анализ системы стимулирования труда работников организации...
3.3 Анализ динамики и структуры заработной платы персонала организации
4 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА МБОУ «СОШ №14»
4.1 Основные проблемы мотивации персонала МБОУ «СОШ № 14»,
г. Юрга
4.2 Основные рекомендации по повышению мотивации труда
педагогического состава МБОУ «СОШ № 14», г. Юрга
4.3 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию
образовательных инноваций в учебном процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Самой важной проблемой современной экономики остается проблема, связанная с работой с персоналом современного предприятия. Одной из до сих пор нерешенных проблем в области управления персоналом остается проблема анализа потребностей персонала организации и его стимулирование. Понятие мотивации и стимулирования труда персонала тесно переплетено с управлением персоналом организации. Рыночные экономические отношения выдвигают особые требования к персоналу любой организации. Мотивация является процессом побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации в целом. Основными целями мотивации выступают: формирование у персонала осознания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам организационного общения; формирование у руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение анализа действующей в организации системы стимулирования труда персонала и разработка методов совершенствования данной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы системы стимулирования труда персонала; дать краткую характеристику исследуемому объекту;
провести анализ основных технико-экономических показателей его деятельности;
провести анализ существующей системы стимулирования труда персонала организации;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации данной организации.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает МБОУ «СОШ № 14», г. Юрги, а предметом исследования - система стимулирования и мотивации его педагогического персонала.
Высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение анализа действующей в организации системы стимулирования труда персонала и разработка методов совершенствования данной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы системы стимулирования труда персонала; дать краткую характеристику исследуемому объекту;
провести анализ основных технико-экономических показателей его деятельности;
провести анализ существующей системы стимулирования труда персонала организации;
разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации данной организации.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает МБОУ «СОШ № 14», г. Юрги, а предметом исследования - система стимулирования и мотивации его педагогического персонала.
МБОУ "СОШ №14" подведомственна отделу образования администрации г. Юрги. Школа является муниципальным, гражданским некоммерческим средним общеобразовательным учреждением.
Таким образом, МБОУ «СОШ № 14» финансируется практически исключительно из местного бюджета, а также имеет доходы от сдачи спортивных залов в аренду. Однако доля этих средств в общей структуре доходов ничтожно мала и составляет 0,15 %.
Проведенный анализ показал также, что за исследуемый период 2014 - 2015 годы бюджетное финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» возросло не существенно - всего на 1,1%.
Подавляющую долю в структуре расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа составляют расходы на оплату труда работников школы. Доля этих расходов в общей структуре составляет около 90 %.
Вторая по величине статья расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» - оплата коммунальных услуг школы - от 7,27 % до 9,36 %.
Следует также отметить некоторые изменения в структуре расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»:
- значительно возросли расходы на оплату услуг связи и коммунальных
услуг (на 273 %), но в еще большей степени - расходы на оплату услуг по содержанию имущества (в 22 раза) и прочих услуг (в 25 раз);
- снизились на 25 % расходы на формирование материальных запасов школы.
Непосредственное руководство школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Директор, назначаемый Учредителем. Назначение и освобождение Директора производится Управлением образования администрации города Брянска по согласованию с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города.
Проведенный анализ показал, что используемые в МБОУ «СОШ № 14» стимулирующие надбавки для преподавательского коллектива направлены на стимулирование:
1) расширения должностных обязанностей, выполнения дополнительной трудовой нагрузки (доплаты за проверку тетрадей и письменных работ, за заведование теплицами, кабинетами, за выдачу заработной платы, за организацию питания школьников, организацию ремонтов и уборок);
2) приверженности своей профессии (доплата за педагогический стаж работы);
3) достижения высоких показателей в педагогической деятельности (надбавки за участие в профессиональных конкурсах, за награждение почетными знаками и званиями.);
4) профессионального развития, роста (надбавки за руководство методическим объединением);
5) воспитательской деятельности (доплаты за классное руководство);
6) творческого подхода к своей работе, развития инновационной составляющей в педагогической деятельности (надбавки за внедрение инноваций в учебный процесс).
С точки зрения удовлетворения потребностей педагогических сотрудников, их трудовая деятельность в «СОШ № 14» способствуют удовлетворению следующих личностных потребностей:
- потребности существования (материальные) - недостаточно;
- потребности в общении, причастности, признании коллективом;
- потребности в самовыражении, росте.
Данный стимулирующий комплекс, несмотря на широту направлений стимулирования, имеет следующие недостатки:
1) Для мотивации педагогических работников школы используются преимущественно только инструменты материального стимулирования и не используются возможности нематериальной мотивации, в то время как известно, что одного только денежного вознаграждения, особенно при небольших размерах надбавок, явно недостаточно. Использование механизмов нематериальной мотивации для педагогической мотивации особенно актуально, так как в структуре удовлетворенности трудом этой категории работников социально-личностные потребности (потребности высшего порядка) преобладают над потребностью в материальном благосостоянии.
2) В условиях высокой потребности российского образования в инновациях, в развитии форм и методов обучения учащихся, необходимо достаточно эффективное стимулирование инновационной активности педагогических работников. В то же время в мотивационном комплексе МБОУ "СОШ № 14" явно недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников школы, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.
Предлагается провести мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МБОУ "СОШ №14" в указанных направлениях:
1) активное использование публичной похвалы и признания успехов учителей: организовать ежеквартальные общие открытые собрания коллектива школы с анализом показателей отчетного периода и публичным признанием достижением отдельных преподавателей
2) ввести корпоративные (внутри школы) награды, например, "лучшему педагогу", "за творческие заслуги", "лучшему классному руководителю" с ежегодным вручением почетных грамот и переходящих кубков;
3) внедрить в практику издание ежемесячной стенгазеты, издаваемой редколлегией учеников с помещением в ней репортажей о жизни школы, о проблемах и перспективах образовательного процесса, нововведениях, поздравления с праздниками учителей и классных руководителей, а также репортажи о конкретных учителях и их достижениях.
4) расширение для учителей возможности повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания, например, в области информационных технологий (работа на персональном компьютере, разработка электронных презентаций, работа с использованием интернет-ресурсов) и использовать их в образовательном процессе.
5) активизировать проведение корпоративных мероприятий творческого характера (творческих конкурсов ученических коллективов во главе с классными руководителями, викторин, спортивных и туристических мероприятий, праздников с участием всего коллектива школы).
Внедрение предложенных рекомендаций по развитию мотивации работников МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 14» позволит:
1) повысить мотивацию педагогических работников к качественному выполнению своих основных и дополнительных обязанностей;
2) повысить удовлетворенность трудом работников (главным образом за счет повышения степени удовлетворения вторичных потребностей);
3) повысить инновационную активность педагогических работников.
Таким образом, МБОУ «СОШ № 14» финансируется практически исключительно из местного бюджета, а также имеет доходы от сдачи спортивных залов в аренду. Однако доля этих средств в общей структуре доходов ничтожно мала и составляет 0,15 %.
Проведенный анализ показал также, что за исследуемый период 2014 - 2015 годы бюджетное финансирование МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» возросло не существенно - всего на 1,1%.
Подавляющую долю в структуре расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа составляют расходы на оплату труда работников школы. Доля этих расходов в общей структуре составляет около 90 %.
Вторая по величине статья расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» - оплата коммунальных услуг школы - от 7,27 % до 9,36 %.
Следует также отметить некоторые изменения в структуре расходов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»:
- значительно возросли расходы на оплату услуг связи и коммунальных
услуг (на 273 %), но в еще большей степени - расходы на оплату услуг по содержанию имущества (в 22 раза) и прочих услуг (в 25 раз);
- снизились на 25 % расходы на формирование материальных запасов школы.
Непосредственное руководство школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Директор, назначаемый Учредителем. Назначение и освобождение Директора производится Управлением образования администрации города Брянска по согласованию с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города.
Проведенный анализ показал, что используемые в МБОУ «СОШ № 14» стимулирующие надбавки для преподавательского коллектива направлены на стимулирование:
1) расширения должностных обязанностей, выполнения дополнительной трудовой нагрузки (доплаты за проверку тетрадей и письменных работ, за заведование теплицами, кабинетами, за выдачу заработной платы, за организацию питания школьников, организацию ремонтов и уборок);
2) приверженности своей профессии (доплата за педагогический стаж работы);
3) достижения высоких показателей в педагогической деятельности (надбавки за участие в профессиональных конкурсах, за награждение почетными знаками и званиями.);
4) профессионального развития, роста (надбавки за руководство методическим объединением);
5) воспитательской деятельности (доплаты за классное руководство);
6) творческого подхода к своей работе, развития инновационной составляющей в педагогической деятельности (надбавки за внедрение инноваций в учебный процесс).
С точки зрения удовлетворения потребностей педагогических сотрудников, их трудовая деятельность в «СОШ № 14» способствуют удовлетворению следующих личностных потребностей:
- потребности существования (материальные) - недостаточно;
- потребности в общении, причастности, признании коллективом;
- потребности в самовыражении, росте.
Данный стимулирующий комплекс, несмотря на широту направлений стимулирования, имеет следующие недостатки:
1) Для мотивации педагогических работников школы используются преимущественно только инструменты материального стимулирования и не используются возможности нематериальной мотивации, в то время как известно, что одного только денежного вознаграждения, особенно при небольших размерах надбавок, явно недостаточно. Использование механизмов нематериальной мотивации для педагогической мотивации особенно актуально, так как в структуре удовлетворенности трудом этой категории работников социально-личностные потребности (потребности высшего порядка) преобладают над потребностью в материальном благосостоянии.
2) В условиях высокой потребности российского образования в инновациях, в развитии форм и методов обучения учащихся, необходимо достаточно эффективное стимулирование инновационной активности педагогических работников. В то же время в мотивационном комплексе МБОУ "СОШ № 14" явно недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников школы, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.
Предлагается провести мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МБОУ "СОШ №14" в указанных направлениях:
1) активное использование публичной похвалы и признания успехов учителей: организовать ежеквартальные общие открытые собрания коллектива школы с анализом показателей отчетного периода и публичным признанием достижением отдельных преподавателей
2) ввести корпоративные (внутри школы) награды, например, "лучшему педагогу", "за творческие заслуги", "лучшему классному руководителю" с ежегодным вручением почетных грамот и переходящих кубков;
3) внедрить в практику издание ежемесячной стенгазеты, издаваемой редколлегией учеников с помещением в ней репортажей о жизни школы, о проблемах и перспективах образовательного процесса, нововведениях, поздравления с праздниками учителей и классных руководителей, а также репортажи о конкретных учителях и их достижениях.
4) расширение для учителей возможности повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания, например, в области информационных технологий (работа на персональном компьютере, разработка электронных презентаций, работа с использованием интернет-ресурсов) и использовать их в образовательном процессе.
5) активизировать проведение корпоративных мероприятий творческого характера (творческих конкурсов ученических коллективов во главе с классными руководителями, викторин, спортивных и туристических мероприятий, праздников с участием всего коллектива школы).
Внедрение предложенных рекомендаций по развитию мотивации работников МБОУ «Средней общеобразовательной школы № 14» позволит:
1) повысить мотивацию педагогических работников к качественному выполнению своих основных и дополнительных обязанностей;
2) повысить удовлетворенность трудом работников (главным образом за счет повышения степени удовлетворения вторичных потребностей);
3) повысить инновационную активность педагогических работников.



