Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика работы с заглавием «Белая стая» А. Ахматовой (Методика обучения литературе, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №130725

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы26
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты изучения заглавия книги А. Ахматовой «Белая стая» в школе 5
1.1.Заглавия в истории и теории литературы..5
1.2. Методика изучения заглавий в школе…9
1.3. Символика цвета и птицы в русской культуре и творчестве А. Ахматовой………13
Глава 2. Книга А. Ахматовой «Белая стая» как эстетическое целое: изучение в школе18
2.1. Место книги «Белая стая» в творчестве А. Ахматовой 18
2.2. Методика изучения заглавия книги «Белая стая» А. Ахматовой в школе 20
Заключение 24
Список литературы 26

Символика заглавий книг и отдельных произведений А.Ахматовой – уже достаточно разработанная тема в литературоведении. Особый интерес ученых к заглавию объясняется целым рядом причин: структурным разнообразием, уникальным положением в тексте, множественностью выполняемых функций. Все эти проблемы активно разрабатываются лингвистами и литературоведами. Но при этом специфика каждой дисциплины определяет свой угол зрения на заглавие.
Актуальность и новизна настоящей темы исследования заключается в том, что на основании изученных научных источников предложена методическая разработка урока по изучению поэтики заглавия книги «Белая стая» А. Ахматовой в школе.
Объектом исследования является книга лирики «Белая стая»
Предмет исследования – методика изучения семантики заглавия книги лирики «Белая стая».
Цель работы – выяснив, какую смысловую нагрузку выполняет заглавие в контексте книги «Белая стая» А.Ахматовой, предложить методическую разработку урока по изучению этого аспекта в школе.
Исходя из цели работы, объекта и предмета исследования, определены следующие задачи:
– охарактеризовать историю и теорию заглавия в литературе, литературоведении и методике изучения литературы;
– систематизировать информации о символике цвета и птиц в мифологии, фольклоре и художественной литературе;
– обозначить место книги «Белая стая» в творчестве Ахматовой;
– определить роль заглавия в книге «Белая стая» А. Ахматовой;
– предложить методическую разработку урока по изучению заглавия книги «Белая стая» А. Ахматовой в школе.
Методология настоящего исследования опирается на фундаментальные труды теоретиков заглавия: И.Р., Гальперина, Н.А. Веселовой, С.Д. Кржижановского, В.А. Кухаренко и других.
Для решения поставленных задач использованы методы и приемы структурно-семиотического подхода и мотивного анализа.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать материалы данной курсовой работы на уроках литературы в школе, при составлении сценария внеклассного мероприятия по творчеству Анны Ахматовой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выполненного исследования описаны основные положения истории и теории заглавия в литературе, литературоведении и методике изучения литературы. Определено, что на данный момент не принято единого определения «заглавия». Однако все исследователи сходятся во мнении, что заглавие выполняет смыслообразующую и структурнообразующую функцию в тексте. Нами были рассмотрены определения заглавия, предложенные Л.С. Выготским, И.Р. Гальпериным и другими исследователями.
Описаны основные структуры выражения заглавий в текстах художественных произведений: одно слово, сочинительное сочетание слов, подчинительное словосочетание, целостное предложение. Обозначено, что с учетом применения семантического подхода заглавие является текстовым знаком, содержание и выражение которого направлено к автору и читателю одновременно. Рассмотрена типология заглавий А.В. Ламзиной с учетом их соотнесенности с другими структурно-содержательными компонентами художественного произведения.
При работе с заглавиями важно учитывать метаконтекст написания и появления художественного произведения. Это обусловлено, прежде всего, аллюзиями, которые используются в заглавиях. Выявлено, что изучать заглавия необходимо на различных этапах работы с текстом в школе: дотекстовый (этап антиципации); текстовый (контроль понятия содержания); послетекстовый (анализ и оценка).
При изучении заглавий и применения подхода семантизации важно использовать информацию из мифологии и символах. При систематизации информации о символике цвета и птиц в мифологии, фольклоре и художественной литературе обозначены особенности белого цвета в творчестве А. Ахматовой.
Выявлено, что общее количество разных единиц птиц в творчестве А.Ахматовой. в том числе в книге «Белая стая» составляет порядка 30 единиц, однако наиболее встречающимися можно отметить таких как голубь, лебедь и ворона. Особое внимание уделено месту книги «Белая стая» в творчестве А. Ахматовой. Определена смыслообразующая роль заглавия в книге «Белая стая» А. Ахматовой.
Предложена методическая разработка урока по изучению заглавия книги «Белая стая» А. Ахматовой в школе с использованием межпредметного подхода на основе литературы, русского языки и риторики. При работе с заглавием книги «Белая стая» применены приемы семантизации, ассоциации, аллюзии, сравнения. В процессе работы с заглавием обучающиеся изначально опираются на ассоциативные связи, далее изучают словарные статьи, повторяют основные термины, знакомятся с текстом произведения.



1. Арнольд И. В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. – №4. – С. 23–31.
2. Ахматова A.A. Сочинения в 2-х т. Т. 1. Стихотворения и поэмы. – М.: Ху-дож. лит., 1986. – 511 с.
3. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. – М.: Флинта; Наука, 2005. – 496 с.
4. Васильченко Л.П. Природа славян. – Томск: Томский государственный университет, 2002. – 235 с.
5. Веселова, Н.А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тверь, 1998. – 24 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.:УРСС, 1981. – 140 с.
8. Дёмин В.Н. Гиперборейские тайны Руси. – М.: Вече, 2011. – 479 с.
9. Жирмунский В. Анна Ахматова // A.A. Ахматова: pro et contra. СПб: РХГИ, 2001. С. 140–150.
10. Каверина О.Н. Лексический анализ семантической структуры художественного текста: учебно-метод. пособие для студ. факультетов иностранных языков. – Балашов: Николаев, 2007. – 84 с.
11. Кожина Н.А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии // Проблемы структурной лингвистики-1984 / под ред. В.П. Григорьева. – М., 1988. – С.167–183.
12. Котлярова Т.Я. Роль сильных позиций текста в организации рефлективной деятельности реципиента // Lingua mobilis. – 2010. – №4 (23). – С. 7–12.
13. Кржижановский С.Д. Страны, которых нет. – М.: Радикс, 1994. – 156 с.
14. Купина Н.А. Филологический анализ художественного текста: практикум. – М.: ФЛИНТА; Наука, 2011. – 408 с.
15. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
16. Ламзина А.В. Заглавие // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. – М., 1999. – С. 63–72.
17. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
18. Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. – Минск: Высшая школа, 1997. – 156 с.
19. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Том 1. А-К / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская Энциклопедия, 1987. – 720 с.
20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под общ. ред. Л.И. Скворцова. – М.: Мир и образование, 2015. – 1376 с.
21. Программа «Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы / под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2016. – 42 с.
22. Пугачева Э. В. Ассоциативные поля образа Птицы в поэзии А. Ахматовой // Наука и современность. – 2010. – №4-2. – С. 139–143.
23. Рыжкова-Гришина Л.В. Черно-белая натурфилософия и психологизм творчества А. А. Ахматовой // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1-2. – С. 163–167.
24. Хомяков С.А. Композиционная организация поэтического сборника «Белая стая» А. А. Ахматовой // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. – 2020. – №5. – С. 121–127.
25. Художественный текст в современной лингвистической парадигме [Электронное издание] / сост. Л.М. Кольцова, О.А. Лунина. – Воронеж, 2007. – 51 с. URL: http://window.edu.ru/resource/558/59558/files/may07122.pdf
26. Lunkova L.N. The anatomy of an artistic text // Русистика. – 2016. – №3. – С. 14–17.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ