Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты изучения заглавия книги А. Ахматовой «Белая стая» в школе 5
1.1.Заглавия в истории и теории литературы..5
1.2. Методика изучения заглавий в школе…9
1.3. Символика цвета и птицы в русской культуре и творчестве А. Ахматовой………13
Глава 2. Книга А. Ахматовой «Белая стая» как эстетическое целое: изучение в школе18
2.1. Место книги «Белая стая» в творчестве А. Ахматовой 18
2.2. Методика изучения заглавия книги «Белая стая» А. Ахматовой в школе 20
Заключение 24
Список литературы 26
Символика заглавий книг и отдельных произведений А.Ахматовой – уже достаточно разработанная тема в литературоведении. Особый интерес ученых к заглавию объясняется целым рядом причин: структурным разнообразием, уникальным положением в тексте, множественностью выполняемых функций. Все эти проблемы активно разрабатываются лингвистами и литературоведами. Но при этом специфика каждой дисциплины определяет свой угол зрения на заглавие.
Актуальность и новизна настоящей темы исследования заключается в том, что на основании изученных научных источников предложена методическая разработка урока по изучению поэтики заглавия книги «Белая стая» А. Ахматовой в школе.
Объектом исследования является книга лирики «Белая стая»
Предмет исследования – методика изучения семантики заглавия книги лирики «Белая стая».
Цель работы – выяснив, какую смысловую нагрузку выполняет заглавие в контексте книги «Белая стая» А.Ахматовой, предложить методическую разработку урока по изучению этого аспекта в школе.
Исходя из цели работы, объекта и предмета исследования, определены следующие задачи:
– охарактеризовать историю и теорию заглавия в литературе, литературоведении и методике изучения литературы;
– систематизировать информации о символике цвета и птиц в мифологии, фольклоре и художественной литературе;
– обозначить место книги «Белая стая» в творчестве Ахматовой;
– определить роль заглавия в книге «Белая стая» А. Ахматовой;
– предложить методическую разработку урока по изучению заглавия книги «Белая стая» А. Ахматовой в школе.
Методология настоящего исследования опирается на фундаментальные труды теоретиков заглавия: И.Р., Гальперина, Н.А. Веселовой, С.Д. Кржижановского, В.А. Кухаренко и других.
Для решения поставленных задач использованы методы и приемы структурно-семиотического подхода и мотивного анализа.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать материалы данной курсовой работы на уроках литературы в школе, при составлении сценария внеклассного мероприятия по творчеству Анны Ахматовой.
В рамках выполненного исследования описаны основные положения истории и теории заглавия в литературе, литературоведении и методике изучения литературы. Определено, что на данный момент не принято единого определения «заглавия». Однако все исследователи сходятся во мнении, что заглавие выполняет смыслообразующую и структурнообразующую функцию в тексте. Нами были рассмотрены определения заглавия, предложенные Л.С. Выготским, И.Р. Гальпериным и другими исследователями.
Описаны основные структуры выражения заглавий в текстах художественных произведений: одно слово, сочинительное сочетание слов, подчинительное словосочетание, целостное предложение. Обозначено, что с учетом применения семантического подхода заглавие является текстовым знаком, содержание и выражение которого направлено к автору и читателю одновременно. Рассмотрена типология заглавий А.В. Ламзиной с учетом их соотнесенности с другими структурно-содержательными компонентами художественного произведения.
При работе с заглавиями важно учитывать метаконтекст написания и появления художественного произведения. Это обусловлено, прежде всего, аллюзиями, которые используются в заглавиях. Выявлено, что изучать заглавия необходимо на различных этапах работы с текстом в школе: дотекстовый (этап антиципации); текстовый (контроль понятия содержания); послетекстовый (анализ и оценка).
При изучении заглавий и применения подхода семантизации важно использовать информацию из мифологии и символах. При систематизации информации о символике цвета и птиц в мифологии, фольклоре и художественной литературе обозначены особенности белого цвета в творчестве А. Ахматовой.
Выявлено, что общее количество разных единиц птиц в творчестве А.Ахматовой. в том числе в книге «Белая стая» составляет порядка 30 единиц, однако наиболее встречающимися можно отметить таких как голубь, лебедь и ворона. Особое внимание уделено месту книги «Белая стая» в творчестве А. Ахматовой. Определена смыслообразующая роль заглавия в книге «Белая стая» А. Ахматовой.
Предложена методическая разработка урока по изучению заглавия книги «Белая стая» А. Ахматовой в школе с использованием межпредметного подхода на основе литературы, русского языки и риторики. При работе с заглавием книги «Белая стая» применены приемы семантизации, ассоциации, аллюзии, сравнения. В процессе работы с заглавием обучающиеся изначально опираются на ассоциативные связи, далее изучают словарные статьи, повторяют основные термины, знакомятся с текстом произведения.