Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка

Работа №130719

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2023
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность и значение смыслового чтения 7
1.2. Техника чтения как фактор, обеспечивающий смысловое чтение 13
1.3. Приемы работы с текстом на уроках русского языка 17
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 25
2.1. Цель, задачи и условия организации опытно-экспериментальной работы 25
2.2. Проведение работы по формированию навыков смыслового чтения через организацию работы с текстом на уроках русского языка в начальной школе 33
2.3. Анализ результативности опытно-экспериментальной работы 34
Вывод по 2 главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50


Актуальность исследования данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что на современной ступени развития нашего общества большое значение получает вопрос формирования навыка чтения. На данный момент наблюдается переизбыток количества доступной информации в самых различных формах при этом, качество ее редко может отвечать потребностям общества в целом и отдельно взятой личности в частности. Появляется тенденция бездумного усвоения любой информации, которая попадет в поле зрения человека. В таких условиях перед системой образования стоит цель – воспитать и обучить граждан духовно развитых, имеющих способность подстраиваться под быстрые изменения окружающего мира. Для достижения этой цели людям необходимо уметь полноценно воспринимать, осмысливать и извлекать информацию, которая содержится во всевозможных источниках, от статей в ежедневных газетах до фундаментальной художественной литературы.
Вопросами смыслового чтения занимались многие авторы: Ф.И.Буслаев, ввел термин «отчетливое чтение», К.Д. Ушинский стал основателем метода объяснительного чтения, продолжателями его идей были В.И.Водовозов, Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров. Над теорией и методикой чтения работал русский языковед С.И.Абакумов. Принцип многочтения был предложен М.И. Омароковой, В.Г. Горецким и Л.Ф. Климановой.
Проблема состоит в том, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей. 34% россиян книги не читают совсем, 21% - читают произведения в кратком изложении, 17% отдают предпочтение электронной книге, 37% родителей не читают детям книги, а включают мультфильмы. По результатам международных исследований (PISA), за последние 10 лет российские подростки не поднимались выше 32-34 места по пониманию текста [11].
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате выполнения данной выпускной квалификационной работы нами был сделан ряд выводов.
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования навыка чтения у младших школьников показал следующее.
Важность чтения подчеркивалась множеством авторов – философов, педагогов, психологов. Чтение – это непростая работа, в которой выделяют процесс перекодировки письменной речи в звучащую речь и понимание смысла прочитанного текста.
Смысловое чтение – сложный, многосторонний процесс, который активно изучается учеными уже на протяжении многих столетий и развитие этого процесса не должно останавливаться.
Существует немало подходов к определению понятия чтения, исследователи всесторонне подходят к изучению его и выделяют типы, выводят закономерности, условия созревания, компоненты и составляющие процесса чтения. Отдельно стоит вопрос о соразмерности умений и навыков чтения, и ученым еще необходимо над его решением работать в дальнейшем.
Очень важна работа над техникой чтения, которая включает в себя способ чтения, темп чтения, правильность чтения и понимание содержания и смысла текста. Для этого существуют различные приёмы и специальные упражнения, которые помогают при чтении регулировать дыхание и зрительное восприятие, а также развивают артикуляционный аппарат и помогают предотвратить ошибки при чтении.
...


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"). – М. : Просвещение, 2021. – 51 с.
2. Беленький, Г. П. Комментированное чтение текста / Г. П. Беленький // Методика преподавания литературы : учебная хрестоматия - практикум для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Юрайт, 2019. – С. 54 – 56.
3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – Режим доступа : www.school 2100.ru (дата обращения 04.10.2022)
4. Бунеева, Е.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах (технология формирования типа правильной читательской деятельности) / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова // Образовательные технологии: сборник материалов. – М. : Баласс, 2014. - С. 35-39.
5. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. - М.: практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – М. : Юрайт, 2019. – 266 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2019. – 432 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2022. – 672 с.
8. Галактионова, Т. Г. Учимся успешному чтению : учебно-методический комплект для реализации междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в начальной школе / Т. Г. Галактионова, и др.. – М.: Просвещение, 2022. – 88 с.
9. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М. : КомКнига, 2019. – 144 с.
10. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : МГУ, 2015. – 231 с.
11. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой / Г. Г. Граник, Л. А. Концевая, С. М. Бондаренко; под ред. М. Э. Витвицкой. – М. : Мой учебник, 2017. – 256 с.
12. Гребешев, И. В. Философия воспитания и образования М. М. Рубинштейна / И. В. Гребешев. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-vospitaniya-i-obrazovaniya-m-m-rubinshteyna (дата обращения 04.10.2022)
13. Григоренко, Е. Л. Влияние индивидуальных особенностей когнитивного развития на овладение навыками чтения и письма младшими школьниками : дис. ... д-ра психол. наук / Е. Л. Григоренко. – М. , 2022. – 299 с.
14. Дидро, Д. Избранные атеистические произведении / Д. Дидро. – Режим доступа : http://padabum.com/d.php?id=96056 (дата обращения 04.10.2022)
15. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению / Т. Г. Егоров. – Режим доступа : https://studfile.net/preview/1669205/page:87/ (дата обращения 04.10.2022)
...
всего 33 источника

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ