Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ ТАБУ НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛИЗМА

Работа №130712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
70
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Табу: тогда и сегодня 9
1.1. Табу как граница своего и чужого 14
Глава 2. Общественная мораль и табу 26
Глава 3. Закрытые социальные группы. Принципы развития 34
4.1. Эмические и этические ценности 35
4.2. Обряды и ритуалы 38
4.3. Язык 40
4.4. Структура социальной группы 42
4.5. Трансформация ценностной системы в закрытой социальной группе 44
Глава 4. Трансформация табу в националистической среде 47
4.1. Эволюция националистического движения 47
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения 75
Приложение А 75
Приложение Б 76
Приложение В 110
Приложение Г 111
Приложение Д 112

В архаических обществах поведенческие нормы зачастую регламентировались путем запретов, имевших сакральный характер: причина запрета всегда крылась в волеизъявлении высшей инстанции, не обязывающей себя прояснять причину именно такой формы регуляции, но требующей ее неукоснительного исполнения. Социальная антропология привлекла для обозначения подобного рода запретов имеющий полинезийские корни термин «табу»1. Современное общество пользуется сложной системой норм и правил: этикет, законодательство, моральные кодексы предприятий, личные моральные системы каждого индивида. Система норм общественной морали является результатом осознания обществом нормативных систем, перечисленных выше. Общественная мораль неразрывно связана с феноменом взаимовлияния культуры и морали: на формирование этических норм оказывают влияние основные тренды в средствах массовой информации (СМИ) и массмедиа, а также решения, принимаемые политическими институтами. Последние, влияют на общественную мораль косвенно, выступая скорее цензором медийной сферы, издавая регламентирующие законы.
Отмеченные нормативно-ценностные системы периодически входят в конфликт друг с другом, затрудняя принятие решения: нормы поведения размываются и теряют четкие границы. Для либерального общества строгие запреты уже не характерны. Само понятие «табу» в бытовом обиходе сохранилось, но не означает больше «священный запрет»; современный человек трактует это скорее, как нежелательную или неприятную тему.
Табу, собственно, как запретительный феномен очевиднее проявляет себя в небольших по численности социальных группах: при небольшом количестве людей выполнение правила проще контролировать, остается возможность донести суть табу до всех членов группы, что позволяет сохранять четкую формулировку запрета, без условий и оговорок. Предпосылкам возникновения закономерностей развития, деградации и распада закрытых социальных групп уделялось много внимания в разное время рядом исследователей. Однако феномен трансформации табу как атрибута жизни закрытой группы, как один из маркеров изменений в данной группе изучен недостаточно: вводится ли табу раз и навсегда в конкретном социуме или запреты могут «сниматься» и «налагаться» в зависимости от ситуации; изменяется табу волюнтаристским способом или органически вытекает из историко-политического или культурного контекста; - эти вопросы остаются открытыми в настоящее время.
Одним из наиболее тревожащих социальных явлений современной жизни является феномен национализма. Проблема существования организованных националистических группировок давно запущена: радикально настроенные движения, потасовки на национальной почве, «русские марши» под лозунгами национальной нетерпимости в день народного единства - огромная проблема для многонационального государства.
В связи с этим целью настоящей работы является выявление зависимости характера табу внутри закрытых социальных групп (националистических группировок) от условий их существования: состава (внутренние условия) и культурно-политической ситуации в стране (внешние условия).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие табу в условиях современности;
2. Проследить связь между современным феноменом табу и нормами общественной морали
3. Выявить механизмы «табуирования» и «растабуирования» способов поведения в условиях закрытого социума;
4. На примере феномена национализма проанализировать способ влияния общественной морали на табу.
Как было отмечено выше, существование человека в условиях общественной морали сопряжено с целым рядом дилемм, возникающих в результате столкновения одной системы норм и ценностей с другой. Вследствие этого человек нуждается в простых альтернативах для ежедневного руководства: «разрешено-запрещено», «можно-нельзя» для принятия быстрых решений, снижения уровня ответственности за выбор и, как следствие, стресса. Табу поменяли сферу влияния, но мы все еще пользуемся иррациональным характером действия этого механизма. Именно в наши дни как никогда актуально определить:
1) что есть табу для современного человека,
2) характер табу современного общества в целом,
3) националистических группировок, в частности.
Особенно актуально рассмотрение вопроса о путях развития внутренних установок националистических движений в таком многонациональном государстве как Россия.
Чем теснее социум, чем специфичнее причина его образования, тем проще говорить собственно о табу: секты, субкультуры, националистические группировки очень часто имеют свод таких табу, нарушение которых чревато внутригрупповыми санкциями вплоть до исключения члена из коллектива, его «социальной смерти». На протяжении исторического развития, начиная с XIX в., всплески националистических движений часто и регулярно сменялись периодами резкого порицания основных идей движения. Поэтому националистические группы являются важным объектом для изучения. Анализ внутренних табу националистических группировок позволит разрешить ряд гипотез:
1. Смена системы табу в закрытых социальных группах происходит со смещением рамки «свой-чужой»: со сменой состава националистических групп изменяются и нормы поведения.
2. Рамка сдвигается вследствие социальных и политических потрясений
Доказательная база обозначенных гипотез опирается на методологические основы, включая работы ряда признанных антропологов, социологов, историков и культурологов.
В первой главе работы раскрывается актуальная трактовка табу, ее соотношения с классическим антропологическим определением, дана типологизация табу, актуальных для современного общества. Проанализирован процесс проведения границы «свой-чужой» для этнических групп и подчеркнута интегративная, дезинтегративная и защитная функция табу. Теоретическая честь основана на работах Дж. Ферезера «Золотая ветвь», Ф.Б. Джевонса «Введение в историю религии», М. Дуглас «Чистота и опасность», где исследуется взаимосвязь между феноменом табу и полем морали.
Вторая глава раскрывает взаимосвязь современного механизма табу и нормативных установок общественной морали, подробно объясняет сходства и различия в механизме действия. Теоретической основой главы стали статьи, опубликованные по результатам дискуссии об общественной морали: Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов, Е.В. Беляева, Б.Н. Кашникова и анализ, приведенный в Книге немецкого культуролога А. Ассман «Новое недовольство мемориальной культурой».
Вопрос трансформации табу, если и раскрывался ранее в научных работах, то имел общесоциальный контекст и не проверялся на истинность на конкретном социально-историческом материале. В этом и заключается научная новизна работы.
Феномен закрытых социальных групп был изучен недостаточно: не были выделены основные признаки и закономерности функционирования. Чему посвящена третья глава работы. Для определения специфических черт закрытых социальных групп был рассмотрен ряд эмпирических исследований: И.В. Утехина «Очерки коммунального быта», И. Крамер и Д. Браун «Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ- менеджера», Д. Логан «Лидер и племя» так же было проведено собственное эмпирическое исследование (результаты контент-анализа - приложение Б).
В четвертой главе для определения пути, по которому происходит замена одних табу другими - был проанализирован путь развития национального движения: смена основных парадигм и идеалов, а так же качественный состав националистического движения в разные эпохи его развития. Хронологические рамки работы охватывают период от появления национальной идеи (конца XVIII - начала Х1Хвв.) и до сегодняшнего дня. В работу вошли труды отечественных ученых Российской империи, Советского союза, современные авторы и рефлексия зарубежных ученых, таких, как: И.А. Ильин, С.М. Сергеев, Э. Лор; анализ современных националистических движений представлен в работах Н.М. Гиренко, В.Е. Кагана, Д.Н. Нечаева.
Проанализировав весь пласт материала было сформулирован ряд положений, выносимых на защиту:
1. Определение понятия табу, актуальное для современного общества сформулировано как иррациональное чувство долга не совершать какое-либо действие;
2. Граница между механизмом табуирования и запретительными характеристиками общественной морали, заключается в отсутствии ценностной мотивации отказа от совершения действия, в случае табу.
3. Доказано, что трансформация табу происходит в двух случаях:
a. Качественное изменение состава закрытых социальных групп националистического движения;
b. Внешнеполитические или культурные представления в обществе, которые влияют на образ «внешнего врага».
Работа была апробирована на VIII Международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы» с тезисами и докладом «Проблема национализма как пример конкретизации морали» (2016г.)2; на конференции в рамках первой международной летней школы «Кантиана» «Актуальные проблемы этики Канта» с докладом на тему «Pluralism of nationalist ideas: Kant’s mistake or reflections on the formula of the Categorical Imperative?»(2017 г.); на 71-й Международной студенческой научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.В. Чаянова с докладом на тему «Базовые ценности и антиценности представителей националистической группы «Легион обороны русской нации» (2018г.)3; а так же в рамках конференции «Ломоносов» с тезисами и докладом на тему «Табу. Актуальная трактовка» (2018 г.)4.
Работа состоит из четырех глав, семи параграфов, введения, заключения и списка литературы из 48 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подробно рассмотрев все аспекты современного понятия табу, как одной из характеристик закрытых социальных сообществ, мы можем прийти к выводу, что табу, как механизм регуляции, не потерял своей актуальности до сегодняшнего момента. Незначительно изменился источник санкционирования табу: он сместился с проявления сакральной воли на общественный закон, однако, механизмы и принципы функционирования института табуирования сохранились.
В результате анализа теоретического материала, сопоставления традиционной трактовки понятия табу и современной картины было резюмировано, что табу сегодня - это, прежде всего, иррациональное чувство долга человека перед обществом не совершать какое-либо действие. Современное табу, как институт, санкционируется нормами общественной морали. При этом было выделено три различных механизма наложения табу на тот или иной социальный феномен: лексический запрет, табу-действие и тотальное табу. Сила общественного мнения, перспектива наложения социальных санкций «пугает» и «давит» на потенциальных нарушителей табу.
Табу в рамках этнического сообщества призвано охранять ценностное ядро национальной культуры от вмешательства со стороны. Поэтому, моральное поведение индивида в любой замкнутой социальной группе будет всегда оцениваться членами этого коллектива, а, иногда и «чужими», при необходимости межкультурного взаимодействия. Моральная оценка поведения индивида с необходимостью требует «социальной сцены» и зрителей, которые и дадут таковую оценку.
Были определены виды табу по объекту самих табу: внутренние (направленные на членов закрытой социальной группы) и внешние (направленные на «чужих»). Внутригрупповые табу позволяют четко определить «своего» человека в группе, понять, что он не просто знает культуру, с которой он взаимодействует, но и разделяет общие ценности.
«Экзогамные» табу позволяют нормально функционировать в условиях межэтнических отношений.
Эти запреты по способу функционирования в обществе сходны с негативными механизмами общественной морали, и, тем не менее, табу является одним из механизмов, гарантов соблюдения норм общественной морали, но не тождественно общественной морали. Соблюдение табу не несет за собой положительную оценку человека, как высокоморального, скорее, как «нормального» или «здорового». Соблюдение табу так же не подразумевает под собой уважение конкретных человеческих ценностей, оно означает лишь соблюдение общественного договора, исполнение долга социализации.
Чем меньше социум, тем проще проследить взаимосвязи внутри него и его внутренний регламент. В современном обществе множество таких групп: корпоративные коллективы, школьные классы, семьи, жители коммунальных квартир, собственно, националистические группы и так далее. Такие группы принимают в свои ряды новичков с некоторым затруднением, по крайней мере, те должны пройти условный обряд инициации, а, в большинстве своем, закрытые социальные группы имеют иерархичную структуру и не сразу допускают новичков к ценностному ядру. Тем не менее эти социальные группы все же могут изменять предметы внутри- и внешне групповых запретов, это происходит:
1. Под влиянием внешних условий, когда группе для выживания необходимо изменять правила социальной игры;
2. Со сменой состава коллектива: новые члены неизменно привносят свои представления и понимания о нормах и запретах, по которым должна осуществляться коммуникация.
Наблюдая за развитием националистического движения в России, начиная от этапов его формирования и до современного состояния движения мы можем заметить, что формат и предмет табу в закрытой социальной группе напрямую зависит от состава закрытой социальной группы. Для современного национализма крайне важно так же представление о «враге», так как собственное ценностное ядро будет формироваться в зависимости от представлений об образе «врага». Табу, соответственно, будут направлены на сохранение собственного ценностного ядра от «вражеских покушений».
Состав же националистического движения, как движения с политическими целями, зависит от социально-политической ситуации в стране, от основного политического курса правительства, от внешнеполитической ситуации. Националистическое движение всегда будет находиться в оппозиции к современной власти (кроме условий войны), ввиду того, что современная националистическая идея неизменно нуждается в состоянии борьбы для выражения собственной эмоциональной приверженности.
Политическая ситуация будет влиять на систему табу не только косвенно, через состав националистической группы, но и напрямую: формируя образ врага.
Таким образом, процесс трансформации табу напрямую связан с культурно-социальными процессами в обществе и является прямым ответом на внешние конфликты и отражением ценностной системы общественной морали.


1. Dunbar, R.I.M. (1993), Coevolution of neocortical size, group size and language in humans, Behavioral and Brain Sciences 16 (4)
2. Jevons, F. B. An introduction to the history of religion - London, Methuen & co., University of California Libraries, 1902, p. 443
3. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали. Предисловие к дискуссии URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/Apressyan/Ponyatie_OM.html (дата обращения: 15.02.2018)
4. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (Опыт концептуализации). Вопросы философии, № 5, 2006.
5. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой - Новое литературное обозрение, М., 2016.
6. Балакришнан Г. Национальное воображение // Нации и национализм М.: Праксис, 2002.
7. Барт Ф. Границы этнического, М.: Новое Издательство, 2006.
8. Беляева Е.В. Исторические формы общественной морали // Дискуссия об общественной морали URL: http://iph.ras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/bel.html (дата обращения: 17.02.2018)
9. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских терминов - М.: Прогресс, 1995.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Медиум, 1995.
11. Бердяев Н.А. Судьба России, М.: Азбука, 2016.
12. Браун Д. Крамер. И. Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера, М.: Альпина Диджитал, 2015.
13. Брызгалов Л.Г. Современный русский национализм как социально-политический фактор. Мониторинг общественного мнения, Вып. № 1(107)
14. Васильева Е.Б. Образ декабриста на страницах либеральной прессы второй половины XIX - начала ХХвв. (по материалам журналов «Вестник Европы» (1866-1917) и «русское богатство» (1876-1917)). Сибирское отделение РАН/ Публикации/ Электронные публикации URL: http://historv.nsc.ru/publ/1/html/vasileva.htm
15. Гиренко Н.М. интервью, 2006/ Журнал социологии и социальной антропологии, №1, 2006.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ