Понятие и принципы реализации избирательного права в Российской Федерации (Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Сочинский филиал))
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1. Понятие, предмет и метод избирательного права РФ 11
1.2. Система избирательного права и ее место в системе российского права 22
1.3. Принципы избирательного права 27
Глава 2. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1. Понятие и классификация принципов реализации избирательного права 37
2.2.Принципы организации и проведения выборов 41
2.3. Принципы участия граждан в выборах 52
2.4. Нарушения и допустимые отклонения от принципов реализации избирательного права в РФ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1. Понятие, предмет и метод избирательного права РФ 11
1.2. Система избирательного права и ее место в системе российского права 22
1.3. Принципы избирательного права 27
Глава 2. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1. Понятие и классификация принципов реализации избирательного права 37
2.2.Принципы организации и проведения выборов 41
2.3. Принципы участия граждан в выборах 52
2.4. Нарушения и допустимые отклонения от принципов реализации избирательного права в РФ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Актуальность исследования. В современном демократическом обществе избирательное право является значимым публично-правовым институтом. Российская Федерация не стала исключением. В соответствии с Конституцией РФ Россия является демократическим государством, предполагающим систему выборов, что опосредует организацию и проведение выборов. Избирательное право стало неотъемлемым признаком российской государственности. На протяжении довольно длительного периода в стране не существовала система выборов, что не позволяло развиваться избирательному праву. В настоящее время общественные отношения изменились существенно. Конституция Российской Федерации закрепила систему выборов, предусмотрев три уровня: федеральный, региональный и местный, что соответственно детально регламентируется нормативно-правовыми актами.
Объем законодательства, регламентирующего общественные отношения в избирательной системе, позволяет говорить о сформированной самостоятельной отрасли права. В специальной литературе ведется дискуссия о возможности рассмотрения избирательного права как самостоятельной отрасли права, что подчеркивает актуальность настоящей темы.
Регулирование электоральных отношений затрудняется наличием большого количества нормативных актов, которыми регулируются общественные отношения, связанные с подготовкой к проведению выборов и участием граждан в них.
Особое внимание специалистов к проблемам избирательного права обусловлено проведением в 2024 году выборов Президента Российской Федерации, что актуализирует вопрос электронного голосования как реализации принципа всеобщности и равенства. Так как, дистанционное электронное голосование упрощает процедуру волеизъявления, доступно в любой части страны, независимо от погодных условий, отдаленности избирателя от ближайшего участка для голосования, чем реализуется его право выбора.
Особый интерес к избирательному праву обусловлен также существенными изменениями, связанными с развитием информационных технологий, предоставляющих возможность проведения выборов в форме онлайн посредством интернета. Возникают вопросы практического характера о соблюдении принципов избирательного права и прав граждан при голосовании.
Рассмотрение избирательного права требует исследование принципов избирательного права, которым отводится роль начальных, фундаментальных основ, влияющих на формирование и развитие права. Сложность в исследовании принципов обусловлена отсутствием их закрепления в Конституции Российской Федерации.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.
Предмет диссертационного исследования составляют нормы отечественного законодательства, закрепляющие принципы реализации избирательного права в Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования заключается в изучении понятия и принципов реализации избирательного права в Российской Федерации, поиске проблем реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации и предложении путей их решения.
Для достижения указанной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
дать понятие и раскрыть предмет и метод избирательного права Российской Федерации;
охарактеризовать систему избирательного права и ее место в системе российского права;
рассмотреть принципы избирательного права;
дать понятие и привести классификацию принципов реализации избирательного права;
раскрыть принципы организации и проведения выборов;
обозначить принципы участия граждан в выборах;
выявить нарушения и допустимые отклонения от принципов реализации избирательного права в РФ.
Степень разработанности темы. Вопросы избирательного права исследовались такими авторами: Р.Т Биктагиров, А.С Марков, К.Ю. Яровой, В.П. Столяров, С.А. Авакьян, М.В. Баглай, С.В. Зайганов, В.Б. Исраелян, С.Д. Князев, О.Е. Кутафин, Н.В. Лебедева, Д.И. Паньшин, И.В. Петров, А.Е. Постников, др.
Научная новизна работы заключается в проведении авторского теоретического исследования избирательного права, принципов реализации избирательного права, особенностей отклонения от принципа реализации избирательного права, системных изменений, связанных с изменением законодательства.
Методологическая основа исследования. учитывая поставленную цель и обозначенные задачи в рамках настоящей диссертации, исследование требовало междисциплинарного подхода, интегрирующего формально-логический, функциональный, системно-структурный, логический, диалектический методы научного исследования.
Теоретической основой исследования составили научные положенич и концепции, сформулированные в работах таких ученных как Р.Т. Биктагиров, А.В. Жиляева, М.С. Савченко, С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, С.Д. Князева, Л.А. Нуденко, О.М. Осавелюк, М.А. Смирнова, С.В. Юсова, др.
Нормативную основу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие реализацию принципов избирательного права. В первую очередь, необходимо отметить Конституцию Российской Федерации , Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ), «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» , «О выборах Президента Российской Федерации» , «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.
Эмпирическая основа исследования положения нормативных правовых актов, регулирующих избирательное право, материалы судебной практики, труды ученых, исследовавших разные аспекты реализации принципов избирательного права.
Положения, выносимые на защиту. Основными тезисами, выявленными и сформулированными в результате диссертационного исследования и, соответственно, выносимыми на защиту, являются:
1. Выявлено отсутствие единого понимания предмета и метода правового регулирования избирательного права. Представляется возможным говорить о методе избирательного права как о совокупности инструментов, способов, позволяющих реализовать избирательные права (активные и пассивные), закрепить права и обязанности участников электоральных правоотношений. Метод избирательного права по своей правовой природе в большей степени предполагает публично-правовой характер, что обусловлено необходимостью четкого регулирования электоральных правоотношений, не допускающих диспозитивности.
Предметом избирательного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и направленные на регламентирование процесса выборов, реализации избирательных прав, как в период выборов, так и в межвыборный период.
2. Выявлена дискуссия относительно возможности выделения избирательного права в самостоятельную отрасль права. Избирательное право следует рассматривать как самостоятельную отрасль права, которая выделилась из конституционного права, частично сохранив с ней связь. Выделение избирательного права в самостоятельную отрасль обусловлено наличием своего предмета и метода правового регулирования; возможностью выделения общей и особенной части, наличием подотраслей в ее составе.
3. Выявлено, что принципы избирательного права находятся в постоянном развитии, что позволяет формироваться новым принципам. В специальной литературе ведется дискуссия относительно количества принципов избирательного права, проведения их классификации.
Принципы избирательного права в связи с их многочисленностью предлагается разделить на две группы:
на принципы организации и проведения выборов.
на принципы, которые определяют участие граждан России в выборах.
Такое деление обусловлено соотношением принципов с активным и пассивным избирательным правом.
4. Выявлена необходимость закрепления в Конституции РФ универсальных принципов избирательного права:
принцип всеобщего избирательного права;
принцип тайного голосования;
принципа равенства;
принцип прямого избирательного права.
5. Представляется обоснованным, учитывая опыт зарубежных стран, разработать избирательный кодекс РФ, который вберет в себя положения основных федеральных законов, регулирующих избирательные отношения, а также учитывающий современное развитие цифровых технологий и их применении при проведении выборов в РФ.
6. Выявлены:
1) дискуссия относительно установления обязательного вотума. Представляется, что для России такой вариант неприемлем, поскольку Конституция РФ предполагает свободу выборов, что исключает возможность любого принуждение. Введение обязательного вотума грубейшим образом будет нарушать конституционное право на свободу выборов. Изменение Конституции РФ в части установления обязательного вотума будет пресекать возможность развития России как демократического правового государства, стремящегося защитить права граждан;
2) проблема низкой явки на выборы, что обусловлено отсутствием доверия к власти, в том числе избирательным комиссиям, а также исключением из бюллетеня графы «Против всех»;
3) проблема формального подхода к реализации принципа альтернативности выборов, что выражается в наличии «технических кандидатов» в рамках выборов;
4) проблема абсентеизма, что влечет отмену на законодательном уровне порога явки избирателей. Такая проблема может быть решена поднятием уровня правового сознания граждан;
5) различного положения лиц, участвующих в качестве кандидатов на выборах. Установлено, что положение самовыдвиженцев несколько отличаются от положения кандидатов от политических партий, а положение кандидатов от политических партий будет различаться в зависимости от политической партии, которая выдвинула кандидата, и присутствия партии в составе Государственной Думы РФ. Такая ситуация свидетельствует о нарушении принципа равенства при реализации пассивного избирательного права.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в формулировании автором диссертационного исследования выводов и предложений, которые могут представлять теоретический интерес и являться основой для дальнейшего развития теории по рассматриваемой теме.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования выводов и предложений автора в целях совершенствования реализации принципов избирательного права. Результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями в качестве дополнительного материала, а также применяться в качестве основы для дальнейших исследовательских работ.
Публикации и апробация результатов. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных работах:
1. Тепляков В. В. Нарушения и допустимые отклонения от принципов реализации избирательного права в РФ // Тенденции, факторы и механизмы повышения результативности отечественной науки: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 июня 2023 г., г. Омск). – Уфа: Аэтерна, 2023. – С. 153-158;
2. Тепляков В. В. Принципы участия граждан в выборах // Направления совершенствования научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде: сборник статей Международной научно–практической конференции (г. Тюмень, РФ, 15 июня 2023 г.). – Уфа: Аэтерна, 2023. – С. 145 - 150.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Объем законодательства, регламентирующего общественные отношения в избирательной системе, позволяет говорить о сформированной самостоятельной отрасли права. В специальной литературе ведется дискуссия о возможности рассмотрения избирательного права как самостоятельной отрасли права, что подчеркивает актуальность настоящей темы.
Регулирование электоральных отношений затрудняется наличием большого количества нормативных актов, которыми регулируются общественные отношения, связанные с подготовкой к проведению выборов и участием граждан в них.
Особое внимание специалистов к проблемам избирательного права обусловлено проведением в 2024 году выборов Президента Российской Федерации, что актуализирует вопрос электронного голосования как реализации принципа всеобщности и равенства. Так как, дистанционное электронное голосование упрощает процедуру волеизъявления, доступно в любой части страны, независимо от погодных условий, отдаленности избирателя от ближайшего участка для голосования, чем реализуется его право выбора.
Особый интерес к избирательному праву обусловлен также существенными изменениями, связанными с развитием информационных технологий, предоставляющих возможность проведения выборов в форме онлайн посредством интернета. Возникают вопросы практического характера о соблюдении принципов избирательного права и прав граждан при голосовании.
Рассмотрение избирательного права требует исследование принципов избирательного права, которым отводится роль начальных, фундаментальных основ, влияющих на формирование и развитие права. Сложность в исследовании принципов обусловлена отсутствием их закрепления в Конституции Российской Федерации.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.
Предмет диссертационного исследования составляют нормы отечественного законодательства, закрепляющие принципы реализации избирательного права в Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования заключается в изучении понятия и принципов реализации избирательного права в Российской Федерации, поиске проблем реализации избирательных прав гражданами Российской Федерации и предложении путей их решения.
Для достижения указанной цели в работе будут поставлены следующие задачи:
дать понятие и раскрыть предмет и метод избирательного права Российской Федерации;
охарактеризовать систему избирательного права и ее место в системе российского права;
рассмотреть принципы избирательного права;
дать понятие и привести классификацию принципов реализации избирательного права;
раскрыть принципы организации и проведения выборов;
обозначить принципы участия граждан в выборах;
выявить нарушения и допустимые отклонения от принципов реализации избирательного права в РФ.
Степень разработанности темы. Вопросы избирательного права исследовались такими авторами: Р.Т Биктагиров, А.С Марков, К.Ю. Яровой, В.П. Столяров, С.А. Авакьян, М.В. Баглай, С.В. Зайганов, В.Б. Исраелян, С.Д. Князев, О.Е. Кутафин, Н.В. Лебедева, Д.И. Паньшин, И.В. Петров, А.Е. Постников, др.
Научная новизна работы заключается в проведении авторского теоретического исследования избирательного права, принципов реализации избирательного права, особенностей отклонения от принципа реализации избирательного права, системных изменений, связанных с изменением законодательства.
Методологическая основа исследования. учитывая поставленную цель и обозначенные задачи в рамках настоящей диссертации, исследование требовало междисциплинарного подхода, интегрирующего формально-логический, функциональный, системно-структурный, логический, диалектический методы научного исследования.
Теоретической основой исследования составили научные положенич и концепции, сформулированные в работах таких ученных как Р.Т. Биктагиров, А.В. Жиляева, М.С. Савченко, С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, С.Д. Князева, Л.А. Нуденко, О.М. Осавелюк, М.А. Смирнова, С.В. Юсова, др.
Нормативную основу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие реализацию принципов избирательного права. В первую очередь, необходимо отметить Конституцию Российской Федерации , Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ), «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» , «О выборах Президента Российской Федерации» , «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.
Эмпирическая основа исследования положения нормативных правовых актов, регулирующих избирательное право, материалы судебной практики, труды ученых, исследовавших разные аспекты реализации принципов избирательного права.
Положения, выносимые на защиту. Основными тезисами, выявленными и сформулированными в результате диссертационного исследования и, соответственно, выносимыми на защиту, являются:
1. Выявлено отсутствие единого понимания предмета и метода правового регулирования избирательного права. Представляется возможным говорить о методе избирательного права как о совокупности инструментов, способов, позволяющих реализовать избирательные права (активные и пассивные), закрепить права и обязанности участников электоральных правоотношений. Метод избирательного права по своей правовой природе в большей степени предполагает публично-правовой характер, что обусловлено необходимостью четкого регулирования электоральных правоотношений, не допускающих диспозитивности.
Предметом избирательного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и направленные на регламентирование процесса выборов, реализации избирательных прав, как в период выборов, так и в межвыборный период.
2. Выявлена дискуссия относительно возможности выделения избирательного права в самостоятельную отрасль права. Избирательное право следует рассматривать как самостоятельную отрасль права, которая выделилась из конституционного права, частично сохранив с ней связь. Выделение избирательного права в самостоятельную отрасль обусловлено наличием своего предмета и метода правового регулирования; возможностью выделения общей и особенной части, наличием подотраслей в ее составе.
3. Выявлено, что принципы избирательного права находятся в постоянном развитии, что позволяет формироваться новым принципам. В специальной литературе ведется дискуссия относительно количества принципов избирательного права, проведения их классификации.
Принципы избирательного права в связи с их многочисленностью предлагается разделить на две группы:
на принципы организации и проведения выборов.
на принципы, которые определяют участие граждан России в выборах.
Такое деление обусловлено соотношением принципов с активным и пассивным избирательным правом.
4. Выявлена необходимость закрепления в Конституции РФ универсальных принципов избирательного права:
принцип всеобщего избирательного права;
принцип тайного голосования;
принципа равенства;
принцип прямого избирательного права.
5. Представляется обоснованным, учитывая опыт зарубежных стран, разработать избирательный кодекс РФ, который вберет в себя положения основных федеральных законов, регулирующих избирательные отношения, а также учитывающий современное развитие цифровых технологий и их применении при проведении выборов в РФ.
6. Выявлены:
1) дискуссия относительно установления обязательного вотума. Представляется, что для России такой вариант неприемлем, поскольку Конституция РФ предполагает свободу выборов, что исключает возможность любого принуждение. Введение обязательного вотума грубейшим образом будет нарушать конституционное право на свободу выборов. Изменение Конституции РФ в части установления обязательного вотума будет пресекать возможность развития России как демократического правового государства, стремящегося защитить права граждан;
2) проблема низкой явки на выборы, что обусловлено отсутствием доверия к власти, в том числе избирательным комиссиям, а также исключением из бюллетеня графы «Против всех»;
3) проблема формального подхода к реализации принципа альтернативности выборов, что выражается в наличии «технических кандидатов» в рамках выборов;
4) проблема абсентеизма, что влечет отмену на законодательном уровне порога явки избирателей. Такая проблема может быть решена поднятием уровня правового сознания граждан;
5) различного положения лиц, участвующих в качестве кандидатов на выборах. Установлено, что положение самовыдвиженцев несколько отличаются от положения кандидатов от политических партий, а положение кандидатов от политических партий будет различаться в зависимости от политической партии, которая выдвинула кандидата, и присутствия партии в составе Государственной Думы РФ. Такая ситуация свидетельствует о нарушении принципа равенства при реализации пассивного избирательного права.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в формулировании автором диссертационного исследования выводов и предложений, которые могут представлять теоретический интерес и являться основой для дальнейшего развития теории по рассматриваемой теме.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования выводов и предложений автора в целях совершенствования реализации принципов избирательного права. Результаты исследования могут быть использованы студентами и преподавателями в качестве дополнительного материала, а также применяться в качестве основы для дальнейших исследовательских работ.
Публикации и апробация результатов. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных работах:
1. Тепляков В. В. Нарушения и допустимые отклонения от принципов реализации избирательного права в РФ // Тенденции, факторы и механизмы повышения результативности отечественной науки: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 июня 2023 г., г. Омск). – Уфа: Аэтерна, 2023. – С. 153-158;
2. Тепляков В. В. Принципы участия граждан в выборах // Направления совершенствования научно-технического потенциала общества в стратегическом периоде: сборник статей Международной научно–практической конференции (г. Тюмень, РФ, 15 июня 2023 г.). – Уфа: Аэтерна, 2023. – С. 145 - 150.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографического списка.
Проведенное исследование позволяет сформулировать несколько выводов.
Предметом избирательного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и направленные на регламентирование процесса выборов, реализации избирательных прав, как в период выборов, так и в межвыборный период.
Методом избирательного права является совокупность инструментов, способов, позволяющих реализовать избирательные права (активные и пассивные), закрепить права и обязанности участников электоральных правоотношений. Метод избирательного права по своей правовой природе в большей степени предполагает публично-правовой характер, что обусловлено необходимостью четкого регулирования электоральных правоотношений, не допускающих диспозитивности.
Избирательное право следует рассматривать как самостоятельную отрасль права, которая выделилась из конституционного права, частично сохранив с ней связь. Выделение избирательного права в самостоятельную отрасль обусловлено наличием своего предмета и метода правового регулирования.
Принципы избирательного права находятся в постоянно развитии. Исследователи отмечают новые принципы, обосновывают необходимость их установления. Безусловно, не со всеми предлагаемыми принципами можно согласиться, но научная ценность от таких исследований бесспорно имеется. В специальной литературе ведется дискуссия относительно количества принципов избирательного права, проведения их классификации. Говорить об единственной классификации принципов, которая может быть признана эталонной, невозможно. В каждой из них имеются свои достоинства и недостатки.
Проведенное исследование свидетельствует о возможном делении принципов избирательного права:
— на принципы организации и проведения выборов.
— на принципы, которые определяют участие граждан России в выборах.
Представляется необоснованно говорить о синонимичности понятий «принципы избирательного права» и «принципы избирательной системы». Избирательная система предполагает рассмотрение понятия, как структурирование избирательного права, так и система голосования и выборов.
Представляется, что принцип обязательности может быть расценен с двух аспектов: обязательности для государственных органов и обязательство для граждан. В последнем случае необходимо отметить противоречие такого принципа ст. 29 Конституции РФ, в которое предусмотрено право на свободное выражение своих мнений и убеждений.
Существует несколько основных принципов, которые обуславливают деятельность по подготовке и проведению выборов. Соблюдение всех перечисленных и иных принципов подготовки и проведения выборов повлечет за собой проведение легитимных выборов. Укрепление позиций власти, авторитета к нему позволит повысить явку избирателей. Такие мероприятия в конечном итоге скажутся на формировании России как демократического государства.
Принципы избирательного права в соответствии с действующим законодательством ограничиваются различными цензами: возрастной ценз, ценз оседлости при выборах Президента РФ, ценз гражданства, ценз несовместимости, ценз неизбираемости, ценз судимости, ценз неизбираемости, ценза несовместимости.
Выявлены:
1) дискуссия относительно установления обязательного вотума. Представляется, что для России такой вариант неприемлем, поскольку Конституция РФ предполагает свободу выборов, что исключает возможность любого принуждение. Введение обязательного вотума грубейшим образом будет нарушать конституционное право на свободу выборов. Изменение Конституции РФ в части установления обязательного вотума будет пресекать возможность развития России как демократического правового государства, стремящегося защитить права граждан;
2) проблема низкой явки на выборы, что обусловлено отсутствием доверия к власти, в том числе избирательным комиссиям, а также исключением из бюллетеня графы «Против всех»;
3) проблема формального подхода к реализации принципа альтернативности выборов, что выражается в наличии «технических кандидатов» в рамках выборов;
4) проблема абсентеизма, что повлекло отмену на законодательном уровне порога явки избирателей.
5) граждане реализуют избирательные посредством с учетом нескольких принципов, которые вытекают из всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
6) различное положение лиц, участвующих в качестве кандидатов на выборах. Установлено, что положение самовыдвиженцев несколько отличаются от положения кандидатов от политических партий, а положение кандидатов от политических партий будет различаться в зависимости от политической партии, которая выдвинула кандидата, и присутствия партии в составе Государственной Думы. Такая ситуация свидетельствует о нарушении принципа равенства при реализации пассивного избирательного права;
7) сохранения за осужденными лицами избирательного права. Представляется оправданным сохранить за осужденными лицами право на голосование (активное право), но лишив по-прежнему пассивного избирательного права.
Выявлена необходимость закрепления в Конституции РФ универсальных принципов избирательного права:
— принцип всеобщего избирательного права;
— принцип тайного голосования;
— принципа равенства;
— принцип прямого избирательного права.
Предметом избирательного права являются общественные отношения, урегулированные нормами права и направленные на регламентирование процесса выборов, реализации избирательных прав, как в период выборов, так и в межвыборный период.
Методом избирательного права является совокупность инструментов, способов, позволяющих реализовать избирательные права (активные и пассивные), закрепить права и обязанности участников электоральных правоотношений. Метод избирательного права по своей правовой природе в большей степени предполагает публично-правовой характер, что обусловлено необходимостью четкого регулирования электоральных правоотношений, не допускающих диспозитивности.
Избирательное право следует рассматривать как самостоятельную отрасль права, которая выделилась из конституционного права, частично сохранив с ней связь. Выделение избирательного права в самостоятельную отрасль обусловлено наличием своего предмета и метода правового регулирования.
Принципы избирательного права находятся в постоянно развитии. Исследователи отмечают новые принципы, обосновывают необходимость их установления. Безусловно, не со всеми предлагаемыми принципами можно согласиться, но научная ценность от таких исследований бесспорно имеется. В специальной литературе ведется дискуссия относительно количества принципов избирательного права, проведения их классификации. Говорить об единственной классификации принципов, которая может быть признана эталонной, невозможно. В каждой из них имеются свои достоинства и недостатки.
Проведенное исследование свидетельствует о возможном делении принципов избирательного права:
— на принципы организации и проведения выборов.
— на принципы, которые определяют участие граждан России в выборах.
Представляется необоснованно говорить о синонимичности понятий «принципы избирательного права» и «принципы избирательной системы». Избирательная система предполагает рассмотрение понятия, как структурирование избирательного права, так и система голосования и выборов.
Представляется, что принцип обязательности может быть расценен с двух аспектов: обязательности для государственных органов и обязательство для граждан. В последнем случае необходимо отметить противоречие такого принципа ст. 29 Конституции РФ, в которое предусмотрено право на свободное выражение своих мнений и убеждений.
Существует несколько основных принципов, которые обуславливают деятельность по подготовке и проведению выборов. Соблюдение всех перечисленных и иных принципов подготовки и проведения выборов повлечет за собой проведение легитимных выборов. Укрепление позиций власти, авторитета к нему позволит повысить явку избирателей. Такие мероприятия в конечном итоге скажутся на формировании России как демократического государства.
Принципы избирательного права в соответствии с действующим законодательством ограничиваются различными цензами: возрастной ценз, ценз оседлости при выборах Президента РФ, ценз гражданства, ценз несовместимости, ценз неизбираемости, ценз судимости, ценз неизбираемости, ценза несовместимости.
Выявлены:
1) дискуссия относительно установления обязательного вотума. Представляется, что для России такой вариант неприемлем, поскольку Конституция РФ предполагает свободу выборов, что исключает возможность любого принуждение. Введение обязательного вотума грубейшим образом будет нарушать конституционное право на свободу выборов. Изменение Конституции РФ в части установления обязательного вотума будет пресекать возможность развития России как демократического правового государства, стремящегося защитить права граждан;
2) проблема низкой явки на выборы, что обусловлено отсутствием доверия к власти, в том числе избирательным комиссиям, а также исключением из бюллетеня графы «Против всех»;
3) проблема формального подхода к реализации принципа альтернативности выборов, что выражается в наличии «технических кандидатов» в рамках выборов;
4) проблема абсентеизма, что повлекло отмену на законодательном уровне порога явки избирателей.
5) граждане реализуют избирательные посредством с учетом нескольких принципов, которые вытекают из всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
6) различное положение лиц, участвующих в качестве кандидатов на выборах. Установлено, что положение самовыдвиженцев несколько отличаются от положения кандидатов от политических партий, а положение кандидатов от политических партий будет различаться в зависимости от политической партии, которая выдвинула кандидата, и присутствия партии в составе Государственной Думы. Такая ситуация свидетельствует о нарушении принципа равенства при реализации пассивного избирательного права;
7) сохранения за осужденными лицами избирательного права. Представляется оправданным сохранить за осужденными лицами право на голосование (активное право), но лишив по-прежнему пассивного избирательного права.
Выявлена необходимость закрепления в Конституции РФ универсальных принципов избирательного права:
— принцип всеобщего избирательного права;
— принцип тайного голосования;
— принципа равенства;
— принцип прямого избирательного права.



