Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Японская антивоенная литература первой половины XX века

Работа №130678

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…
Глава 1. Появление патриотической литературы в Японии…………...........8
1.1 Патриотизм в японской литературе до эпохи Мэйдзи………….........….8
1.2 Первая патриотическая литература в Японии………………….......…..10
1.2.1 Тояма Тюдзан
1.2.2 Ёсано Тэккан
1.3. Японская патриотическая литература эпох Тайсё: и Сё:ва……...........23
Глава 2. Японская антивоенная и антимилитаристическая
литература
2.1 Антивоенная литература времён Русско-японской войны…
2.1.2 Ёсано Акико…
2.1.3 Киносита Наоэ…
2.1.4 Таяма Катай……
2.2 Антивоенная литература времён японской интервенции в Сибири......32
2.2.1 Куросима Дэндзи……………………………………………...….....….32
2.3 Антивоенные произведения времён Второй Мировой Войны…...........35
2.3.1 Хаяси Фумико………………………………………………….....….....35
2.3.2 Нома Хироси…………………………………………………….......….38
2.3.3 Оока Сёхэй………………………………………………………........…42
Глава 3. Японская литература о последствиях войны …………….....…....46
3.1 Типы послевоенной литературы………………….………………..........47
3.2 Соно Аяко………………………………………….……………...............49
3.3 Ариёси Савако……………………………………………………....…….53
23.4 Оэ Кэндзабуро…………………………………………………………….57
Заключение…………………………………………………………………....62
Список использованной литературы и
источников
Приложение………………………………………………………………..….68
Перевод повести Куросима Дэндзи «Сани»………………………………...68
Оригинальный текст…

Понятие «патриотизм» появилось в японской литературе достаточно поздно — в начале эпохи Мэйдзи (「明治時代」 - «Мэйдзи дзидай» - 1868-1912). До этого периода из-за островного положения у Японии было относительно мало контактов с другими странами, вследствие чего и конфликты, которые вызвали бы необходимость воспевать силу и отвагу своих солдат в борьбе с иноземными захватчиками, не возникали. Исключением являются, пожалуй, только попытки монгольских вторжений в Японию 1274 и 1281 годов соответственно, но никакого резонанса в литературе они не получили, так как быстро обернулись неудачей для монголов.
Однако в стране происходило большое количество внутренних конфликтов и междоусобных войн, сражений между враждующими кланами, например, война Тайра и Минамото ( 「 源 平 合 戦 」 - «Гэмпэй гассэн» — 1180-1185), породивших большое количество литературы на военную тематику, которая прославляла доблесть определённых кланов. В основном, такая литература относилась к «гунки моногатари» (「軍記物語」) и поначалу распространялась в устной форме. Однако именно после «открытия» страны понятие «патриотизм» стало всё чаще и чаще появляться в японской литературе, что позже привело к возникновению течения нео-романтизма, крайне националистической поэзии и прозе, которые поддерживали японский милитаризм. Параллельно с этим развивалась абсолютно противоположная литература — антимилитаристическая. После поражения Японии во Второй Мировой войне появилось большое количество литературы, которая анализировала последствия войны для страны и японского народа. Именно эти три течения будут рассмотрены в данной работе.
Объект исследования — японская патриотическая и антимилитаристическая литература, послевоенная литература о войне.
Предмет исследования — произведения японских писателей на военную тематику.
Несмотря на то, что патриотические произведения занимают не самое последнее место в японской литературе, причины, по которым такие произведения появились в Японии, не были изучены ни отечественными, ни иностранными японистами-литературоведами. Несмотря на это, многие учёные подробно описывали подобную литературу, к примеру, патриотическая поэзия Ёсано Тэккан весьма подробно изучена и описана А.А. Долиным, а военные дневники Хаяси Фумико были рассмотрены А.М. Сулейменовой.
Цели работы:
● Выявить причины, по которым понятие «патриотизм» появилось в японской литературе
● Провести анализ японской литературы на военную тематику
● Рассмотреть и проанализировать антимилитаристическую литературу
● Описать японскую литературу второй половины XX века на военную тематику
Для решения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
● Рассмотреть вопрос c исторической стороны
● Подробно описать биографию авторов, которые писали в рамках литературы о войне
● Рассмотреть произведения, являющиеся наиболее наиболее важными для понимания всех трёх течений, которые будут проанализированы в данной работе
● Разобрать, какие исторические события вдохновляли писателей на создание того или иного произведения
Для выполнения поставленных задач использовался комплексный подход: анализ самих произведений и описание биографии авторов; изучение исторической составляющей, выявление событий и причин, которые так или иначе заставили авторов обратиться к воинственной или антимилитаристической тематике.
Методологическую и теоретическую базу составили работы таких отечественных учёных-литературоведов и социологов, как А.А. Долин, А.М. Сулейменова, Б.В. Поспелов. Из работ иностранных учёных были рассмотрены труды К.Курахара, С.Ицуро, Х.Танака. Материалом для анализа послужили художественные произведения Ёсано Тэккан, Тояма Тюдзан, Ёсано Акико, Таяма Катай, Куросима Дэндзи, Токутоми Сохо, Нома Хироси, Оока Сёхэй, Хаяси Фумико, Соно Аяко, Ариёси Савако, Оэ Кэндзабуро и других японских авторов.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе будет рассмотрено появление принципов «патриотизма» в японской поэзии и прозе, их развитие, изменение этой литературы под влиянием японского милитаризма, а также формирование нео-романтизма.
Вторая глава посвящена прямо противоположной литературе — антимилитаристической. Рассматриваются основные предпосылки к появлению антивоенной поэзии и прозы, исторические события, которые повлияли на писателей этого течения.
В третьей главе будет описана литература на военную тематику послевоенного периода, которая анализировала последствия войны для Японии.
Также в качестве практической работы будет представлен перевод повести «Сани» японского писателя Куросима Дэндзи. До настоящего момента данная повесть ещё ни разу не была переведена на русский язык.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «патриотизм» появилось в японской литературе только в начале периода Мэйдзи. До этого произведения на данную тематику были представлены только военно-феодальным эпосом «гунки моногатари», где описывалась война между кланами и «локальный» патриотизм, то есть воспевание доблести и мощи своего клана в противовес другим.
В эпоху Мэйдзи Япония развернула активную внешнюю политику, из-за чего возникло много конфликтов с другими странами. Многие писатели воспевали мощь японского оружия против других стран, например Кореи и Китая. Сначала эта тематика была представлена только в поэзии. Первопроходцами стали профессор Токийского университета Тояма Тюдзан, и одни из первых реформаторов хайку Отиаи Наобуми и Ёсано Тэккан. Конечно, эти писатели яро поддерживали милитаристическую и завоевательную политику Японии. Для многих стартом к написанию патриотической поэзии послужила первая Синояпонская война.
Позже, начиная с Русско-японской войны, начался прилив антимилитаристической литературы. Писатели описывали все ужасы войны, подчёркивали, что в войне нет ничего «славного» и «доблестного», фокусировали внимание на бессмысленности военных действий и жертв молодых парней, которые даже жизни ещё не видели. Развивались принципы гуманизма, для многих писателей, таких как Ёсано Акико и Киносита Наоэ, «духовным наставником» стал Л.Н.Толстой. После японской интервенции в Сибири автор Куросима Дэндзи, основываясь на своём собственном военном опыте, написал ряд рассказов, в которых призывал людей отказаться от войны и кровопролития; в некоторых произведениях присутствовали призывы к неисполнению приказов командования. Во время Второй Мировой войны такие авторы, как Оока Сёхэй и Нома Хироси, осуждали военный режим, а в своих антимилитаристических произведениях, сюжет которых построен на их собственном опыте, показывали разрушающее и опустошающее влияние милитаристического режима на страну. К антивоенным же произведениям относятся такие труды, которые фокусируются непосредственно на ужасах самой войны, а не режима. Например, «На передовой» Хаяси Фумико.
После Второй Мировой войны появилось большое количество литературы, направленной на анализ и осмысление войны, рассуждения о том, как эти события повлияли на Японию и о том, как в дальнейшем построить «новую Японию» без милитаризма.


1. Куросима Дэндзи. Сори. (黒島伝治。橇。筑摩書房出版社、東京 、
1971。) — Сани. — Токио: Издательство «Тикумасёбо:», 1971. — 18
с. (оригинал - 1925).
2. Нома Хироси. Синку: титай. (野間宏。真空地帯。岩波書店出版社、
東京、1952。) — Зона пустоты. — Токио: издательство «Иванами
сётэн», 1952. — 243 с.
3. Оока Сёхэй. Ноби. (大岡昇平。野火。新潮社出版社、東京、1951。) —
Огни на равнине. — Токио: издательство «Синтё:ся», 1951. — 182 с.
4. Оэ Кэндзабуро:. Сэбунти:н. (大江健三郎。セブンティーン、新潮社出版
社 、 東 京 、1961 。) — Семнадцать. — Токио: издательство
«Синтё:ся», 1961. — 42 с.
5. Соно Аяко. Энрай-но о-кякутати. (曽野綾子。遠来のお客たち。角川
書 店 出 版 社 、 東 京 、1983 。) — Заморские гости. — Токио:
издательство «Кадокава», 1983. — 298 с. (оригинал - 1954)
6. Таяма Катай. Иппэйсоцу. (田山花袋。一平卒。 岩波書店出版社、東
京、2002.) - Рядовой. — Токио: издательство «Иванами сётэн»,
2002. — 14 с. (оригинал — 1904).
7. Хаяси Фумико. Сэнсэн. (林芙美子。戦線。ゆまに書房出版社、東京、
2000。) — На передовой. — Токио: Издательство «Юмани», 2000. —
228 с. (оригинал - 1938).
64Научная литература
На русском языке
8. Бреславец Т.И. Уроки сострадания. Творчество японской
писательницы Соно Аяко. — СПб. : Издательство Гиперион, 2006.
— 21 с.
9. Долин А.А. История Новой японской поэзии в очерках и
литературных портретах. — СПб.: Издательство Гиперион, 2006. —
416 с.
10. Долин А.А. Багряные пионы. Шедевры поэзии танка серебряного
века. — СПб.: Издательство Гиперион, 2000. — 384 с.
11. Ицуро С. Современные японские мыслители / Перевод
А.А.Бабинцева и Д. П. Бугаевой. — М.: Издательство иностранной
литературы, 1958. — 360 с.
12. Курахара К. Статьи о современной японской литературе / Редакция
перевода и примечания Н.И. Фельдман. - М.: Издательство
восточной литературы, 1959. — 212 с.
13. Поспелов Б. В. Очерки философии и социологии современной
Японии. - М.: Издательство «Наука», 1974. — 303 с.
14. Сулейменова А.М. Модернизация японской поэзии традиционных
форм. — Владивосток: Издательство Дальневосточного
государственного университета, 2008. — 299 с.
15. Сулейменова А.М. Военные дневники Хаяси Фумико // Проблемы
литератур Дальнего Востока Том 2. — СПб.: Издательство НППринт, 2014. — С. 417-426.
65Статьи
На японском языке
16. Бушмакин Вадим. Мисима Юкио-но «айкоку» то Оэ Кэндзабуро:-
но «Сэбунти:н»: миру сюдзинко:-то мирарэру сюдзинко: //
Канадзава дайгаку дайгакуин нингэн сякай канкё: кэнкю:. - (ブシマキ
ンバジム。三島由紀夫の『憂国』と大江健三郎の『セヴンティーン』 : 見る主
人公と見られる主人公 // 金沢: 金沢大学大学院人間社会環境研究,
2012) - «Патриотизм» Мисима Юкио и «Семнадцать» Оэ
Кэндзабуро: Главный персонаж как наблюдатель и наблюдаемый //
Канадзава: университет Канадзава, отдел социологических наук,
2012. — С. 87-99.
17. Танака Хироаки. Гэндай Нихон-но айкокусюгитокосумопоритаридзуму — кэмпо: — кё:ику — рэкиси — (1) //
Миядзаки: Миядзаки ко:рицу дайгаку дзинбунгакубу. - (現代日本の愛
国主義とコスモポリタニズム(1) : 憲法・教育・歴史 // 宮崎: 宮崎公立大学
人 文 学 部 , 2005) - Патриотизм и космополитизм в современной
Японии — конституция — образование — история — (1) //
Миядзаки: государственный университет Миядзаки, факультет
гуманитарных наук, 2005. — С. 99-118.
18. Танака Хироаки. Гэндай Нихон-но айкокусюги-то
косумопоритаридзуму — кэмпо: — кё:ику — рэкиси — (2) //
Миядзаки: Миядзаки ко:рицу дайгаку дзинбунгакубу. - (現代日本の愛
国主義とコスモポリタニズム(2) : 憲法・教育・歴史 // 宮崎: 宮崎公立大学
人 文 学 部 , 2005) - Патриотизм и космополитизм в современной
Японии - конституция — образование — история — (2) // Миядзаки:
66государственный университет Миядзаки, факультет гуманитарных
наук, 2005. — С. 127-148.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ