ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
1.1. Психолого-педагогические особенности дошкольников с ОВЗ……7
1.2. Специфика развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ ……………………………………………………………18
1.3. Коррекция нарушения звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ…………………………………………………………….24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
2.1. Организация обследования звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ на констатирующем эксперименте……………………31
2.2. Характеристика выявленных уровней развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ……………………………………36
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
3.1. Содержание формирующего эксперимента по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ на занятиях по обучению грамоте……………………………………………………………….41
3.2. Динамика уровней развития звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ ……………………………………………………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….67
Актуальность исследования. Одной из самых важных задач в системе дошкольного образования является развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста. На занятиях по обучению грамоте у детей происходит формирование и развитие грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. А развитие речевого слуха и фонематического восприятия создают фундамент для успешного овладения грамотой и звуко-буквенного анализа и синтеза слов. В соответствии с ФГОС ДО важным является преемственность между дошкольным и школьным образованием. Поэтому занятия по обучение грамоте являются основой для подготовки дошкольников к школе.
Исследованием звукобуквенного анализа и синтеза занимались такие исследователи как Р. И. Лалаева, Л. А. Парамонова, Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова. На основе их исследований, мы пришли к выводу, что необходимо и важно проводить логопедическую работу по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ.
В нашем исследовании участвовали дошкольники, имеющие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья: общее недоразвитие речи III уровня, на фоне нарушения иннервации артикуляционного аппарата, нарушение вербально-логического компонента высших психических функций.
По мнению Л. Е. Журовой и Н. С. Варенцовой процесс подготовки детей к обучению грамоте включает в себя развитие звуковой системы языка и звуко-буквенного анализа слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука. [42]
...
В теоретической части нами была поставлена цель: развить звуко-буквенный анализ и синтез у детей с ОВЗ на занятиях по обучению грамоте. У данной группы детей нарушены не только компоненты устной речи, но и вербально-логические компоненты высших психических функций, что в большей степени нарушает овладение грамотой.
По результатам констатирующего эксперимента у всех детей исследуемой группы отмечались нарушения звуко-буквенного анализ и синтеза. Для детей вызвало большие трудности определить количества звуков в слове, составить слова по отдельно названным звукам, определить последовательность звуков в слове, места гласного и согласного звука в слове и определение мягких и твердых, звонких и глухих согласных. Все это является следствием общего недоразвития речи и нарушения вербально-логического компонента ВПФ.
По результатам логопедической работы на формирующем эксперименте дети овладели такими умениями, которые способствовали развитию звуко-буквенного анализа и синтеза: дифференцировать фонематически сходные звуки, определять звуки в словах; их место и количество, различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», находить слова с заданным звуком, называть последовательности звуков в словах, слов в предложении, различать гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие, парные – непарные, звуковому анализу слов, составлять схемы слов, предложений и наоборот, составлять предложения и слова по схемам.
...
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2013. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
4. Алёхина Ю.Г. Эффективность использования SMART-игр в работе логопеда для развития лексико-грамматического строя речи у детей ОНР. // Научные горизонты. 2018. № 1 (5). С. 8-11.
5. Баранова М.Л. Агурийцева Е.А., Леонтьева Е.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений. Опыт экспериментальной деятельности ДОУ N 293 г. Ростова-на-Дону. - Ростов-н/Д,2004.
6. Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду. 2006. № 3 (12). С. 42-48.
7. Богатая О.Ф. Методическое пособие, программа и тематическое планирование к уч.пос. Обучение грамоте детей с ТНР – М., 2018
8. Болдинова О.Г. Социализация дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзии.- Ростов-на-Дону, 2018.
9. Бондаренко Л. Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2008. - № 1. - С. 33-40.
10. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений). - М., 2010.
11. Вихарева М.Б., Колодяжная Т.П. Роль инклюзивной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста. / В сборнике: Непрерывное инклюзивное образование: теория, история, методология материалы XI Международного теоретико-методологического семинара. 2019. С. 149-153.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
13. Выготский Л.С. Раннее детство. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
14. Герасимова С.П., Архипова С.Н. Развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 51-54.
15. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Монография. – Пермь, 2011.
...
всего 62 источника