Инновации в наше время являются главным конкурентным преимуществом на рынке среди фирм, нацеленных на постоянное развитие, устойчивый рост, и лидерство на рынке. Это объясняется, в частности, ускорением темпа изменений, которые происходят в глобальной экономике. Новые технологии быстро
устаревают, а вкусы потребителей меняются, что вынуждает
фирмы постоянно пересматривать стратегии управления исследованиями и разработками. В наше время остро стоит проблема эффективного управления исследованиями и разработками
при различных условиях на рынке. Положим, что на рынке
есть монополист и фирма, которая только собирается выйти на
рынок. Тогда инновации могут послужить фирме-новичку пропуском на рынок, и в тоже время пошатнуть позиции фирмы монополиста. Но может быть и наоборот инновации укрепят позиции монополиста и обеспечат уверенностью, что на рынок не проникнет ни одна фирма-новичок. Таким образом монополист и фирма-новичок будут вовлечены в соревнования, целью
которых является сделать открытие, которое приведет к производству нового продукта или улучшит технологию производства старого продукта. Такие соревнования мы будем называть
патентными гонками. Но патентные гонки ведутся не только между монополистом и новичком, в них могут участвовать и фирмы, которые занимают схожие позиции на рынке. Тогда открытие может привести к укреплению позиций на рынке фирмы победителя.
Патентные гонки, чаще всего, обладают неопределенной продолжительностью и требуют больших вложений, поэтому фирме, участнику патентной гонки, важно найти оптимальную стратегию, которая максимизирует прибыль фирмы. В связи с этим исследуются модели патентных гонок, наиболее приближенных к реальным условиям, которые помогают найти оптимальную стратегию поведения фирмы в области исследований
и разработок.
В работе исследованы несколько моделей патентных гонок.
Первая — патентная гонка без памяти (пуассоновского типа).
Для нее было доказано, что в явном виде невозможно найти равновесие по Нэшу. Проведен анализ модели, разработан и программно реализован алгоритм численного решения задачи нахождения равновесия по Нэшу. Для базового примера проведен анализ чувствительности равновесия в зависимости от параметров модели. Вторая модель патентной гонки представляет собой стохастическую дифференциальную игру. Для данной модели был проведен анализ чувствительности равновесия
в зависимости от параметров модели. На основании рассмотренных моделей была построена стохастическая многошаговая игра, моделирующая патентные гонки. Для нее был разработан и программно реализован алгоритм нахождения равновесия по Нэшу, также рассчитан базовый пример
1. Tirole J. The Theory of Industrial Organization. London: The
MIT Press, 1990. P. 619–623.
2. Agnion P., Howwit P. A model of growth through creative
destruction // Econometrica, 1992. Vol. 60, No 2. P. 323–351.
3. Lee T., Wilde L. Market structure and innovation: a
reformulation // The Quart. J. Econ, 1980. Vol. 194. P. 429–
436.
4. Reinganum J. F. A dynamic game of R and D: patent protection
and competitive behavior // Econometrica, 1982. Vol. 50, No 3.
P. 71–688.
5. Dasguspta P., Stiglitz J. Uncertainty, industrial structure and
the speed of reseaching and development // Bell J. Econom,
1980. No 11. P. 1–28.
6. Sennewald K. Controlled stochastic differential equations under
poisson uncertainty and with unbounded utility // J. Econ.
Dynam. Control, 2007. No 31. P. 1106–1131.
7. Gayle P. G. Market structure and product innovation // Boulder
(Colorado) / University of Colorado, 2001. P. 1–15.
488. Sutton J. Technology and Market Structure. London: The MIT
Press, 2000. P 692.
9. Шевкопляс Е. В, Костюнин С. Ю Об упрощении интегрального выигрыша в дифференциальных играх со случайной продолжительностью // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия 10: Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2011. є 4. С. 47–56
10. Dockner E. J. Differential Games in Economics and
Management Science // Cambridge / Cambridge University
Press, 2000. P. 721.
11. Reinganum J. F. A dynamic game of R
and D: patent protection and competitive
behavior // Econometrica, 1982. Vol. 50, No 3.
P. 71–688.
12. Mehlmann A. Applied Differential Games. New York: Plenum
Press, 1988. P 201.
13. Keller A. A. Stochastic differential games and queueing models
to innovation and patenting // Contributions to game theory
and management / Ed. by L. A. Petrosjan and N. A. Zenkevich.
St. Petersburg: Graduated School of Management St. Petersburg
State University, 2007. P. 245–269.
4914. Doraszleski U. Rent Dissipation in R and D Races // The
Economics of Innovation, 2008. No 286. P. 3-13
15. Reinganum J. F. "The timing of Innovation: Research,
Development, and Diffusion"in R // Schamalensee and R.D.
Willig: Handbook of Industrial Organization(I). Amsterdam,
1989.
16. Fudenberg D., Gilbert R., Stiglitz J., Tirole J. Preemption,
leapfrogging and competition in patent races. // European
Economic Review, 1983. No 22. P. 3-31.
17. Петросян Л. А., Зенкевич Н. А., Шевкопляс Е. В. Теория
игр. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 432 с.
18. Петросян Л. А., Седаков А. А. Многошаговые сетевые игры
с полной информацией.// Управление большими системами.
2009. є 26-1. С. 121–132.
19. Волков И. К., Зуев С. М., Цветкова Г. М. Случайные
процессы: Учеб. для вузов / Под ред. Зарубина В. С., Крищенко А. П.-М:Изд-во МГТУ им. Баумана Н. Э., 1999. 448 с.
20. Петросян Л. А., Зенкевич Н. А., Янг Д. В. К. Динамические
игры и их приложения в менеджменте. СПб: Изд-во "Высшая школа менеджмента 2009. 415 с.
5021. Набатова Д. С. О формировании процесса обучения решению биматричных игр с помощью алгоритма Лемке-Хоусона
// Труды МАИ, 2009. є 35. С. 1-14