Прежде чем перейти к всестороннему анализу политико-правового произведения великого английского правового философа эпохи Просвещения Томаса Гоббса, нам необходимо рассмотреть основные вехи его жизни, философской деятельности.
Английский мыслитель XVI-XVII веков по имени Томас Гоббс появился на свет в 1588 году в семье священника. Его воспитанием и содержанием занимался дядя. У него имелись хорошие материальные возможности, что позволило обеспечить племяннику получение превосходного образования. Уже в 14 лет Гоббс свободно владел латынью и греческим языком. Тогда же ему удалось поступить в один из колледжей Оксфорда и закончить его через 5 лет со степенью бакалавра. После этого будущий философ нашел работу гувернером и воспитателем одного из английских графов. Такая деятельность позволяла ему путешествовать со своим подопечным по Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями [2.с.4].
Во время первой поездки он был вдохновлен на ознакомление с трудами авторов античных времен. Позднее в своей автобиографии Гоббс писал, что тот период был самым счастливым в его жизни. По итогам философ сделал перевод «Истории» Фукидида с целью предупредить об опасностях и негативных чертах демократического режима правления (в то время Гоббс был сторонником монархии).
Во время следующего путешествия в 30-х годах XVII века философ стал членом Парижского кружка, в который входили также Декарт, Гассенди. Кроме того, Гоббс посетил Италию и познакомился с учением Галилея, что повлияло на формирование его собственной философской системы. Очень важной идеей того времени, которая пришла ему в голову, была попытка объединения и анализа идей физической механики, чтобы на их основе предсказать и вывести возможное человеческое поведение.
Склонность к философии у Гоббса появилась лишь в среднем возрасте. Он сам считал своим основным вкладом разработку учения об оптике и теорию политического и общественного устройства государства. Первым трактатом считается тот, где была доказана важность наличия одного сильного лидера, в руках которого сконцентрируется вся полнота власти. В труде «О гражданстве» Гоббс говорил о том, каковы границы полномочий главы государства, а также о характере взаимоотношений между церковью и властью.
В 1640 году, спасаясь от революции, Томас Гоббс эмигрировал в Париж, где прожил 11 лет. Именно там окончательно сформировался план его философской системы. Вернувшись в 1651 году в Лондон, Гоббс опубликовал свой самый важный труд - «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», состоящий из 4 частей[3.с.6].
Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Для ученого идеальными образцами научного мышления были геометрия и механика.
К основным идеям Томаса Гоббса следует отнести так называемый «естественный закон», лежащий в основе нравственности, это стремление человека к самосохранению и удовлетворению потребностей.
Английский мыслитель стал одним из основоположников «договорной» теории происхождения государства. Он выделял всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. При этом наиболее совершенной формой он считал монархию, так как демократия ведет к неизбежным гражданским войнам, а аристократия является промежуточным, несовершенным звеном между демократией и монархией.
В 1666 году Палата общин представила законопроект против атеизма и профанации, и научные труды Гоббса попали под статью о ереси. Гоббс лишился права публиковать свои работы в Англии. Опасаясь преследований, он сжег все компрометирующие бумаги.
Последним произведением ученого стала автобиография, написанная в стихах, и английский перевод древнегреческой «Одиссеи».
При изучении биографии Томаса Гоббса следует отметить, что ученый так и не устроил личную жизнь: у него не было ни жены, ни детей. Все свои силы он посвятил науке. Скончался Томас Гоббс 4 декабря 1679 года, в возрасте 91 года. Причиной смерти стал паралитический инсульт.
Исходя из всего вышесказанного следует сделать вывод, что анализируемое произведение является попыткой сформировать политическое мировоззрение человека, объясняя ему основные механизмы функционирования организма через призму человеческих пороков страданий.
Применительно к сегодняшнему дню это произведение имеет лишь поверхностное отношение. Да, Гоббс как бы высказывает некоторые либеральные, демократические воззрения, но вместе с тем, не говорит о некоторых принципах демократии, к примеру о выборе суверена, как-бы принимая и демократическую, и монархическую форму правления одновременно.
Тезис о «войне всех против всех», которому он предает как-бы особое значение, на наш взгляд кажется немного размытым. Он замечает, что раньше все люди вели кровопролитные войны, а потом стали объединяться в государства. Современная история показывает, что люди в разные периоды истории были враждебно настроены друг к другу. Что на сегодняшний день и происходит, любые сообщества, объединенные в государства всегда будут вести военные действия, потому что как отмечает Гоббс человек не идеален, ему свойственны всякие дурные поступки.
Таким образом, Гоббс делает вывод, что государство основывается на взаимном соглашение людей. На наш взгляд незаконченное, не полностью раскрытое суждение. Философ не поясняет на согласие какого числа лиц в социуме определенном, какого происхождения и статуса все эти лица. На наш взгляд, государство намного глубже, институциональней, глобальней, чем это видется Гоббсу.
1. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Пер. с англ. А. Гутермана // Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль1991.- 545с.
2. Полетаев И.И. Политический Левиафан Томаса Гоббса // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1.С 3-8
3. Филиппов А. Ф Критика Левиафана // Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса: смысл и фиаско одного политического символа / Пер. с нем. Д. В. Кузницына. СПб.: Владимир Даль. 2006-С. 5–10
4. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса: смысл и фиаско одного политического символа / Пер. с нем. Д. В. Кузницына. СПб.: Владимир Даль. 2006-123с
5. Шмитт К. Государство как конкретное понятие, связанное с опре деленной исторической эпохой / Пер. с нем. А. Ф. Филиппова // Логос. № 5. 2012-С. 205–215.