Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концерты И.С. Баха: разновидности фугированных форм

Работа №130635

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы157
Год сдачи2018
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
2. «Concerto» у И. С. Баха, место фуги в концертах разных видов 10
3. Фуги в быстрых частях концертов 18
4. Фуги и имитационные формы в медленных частях концертов 33
5. Фугированные и имитационные формы в быстрых частях
концертов 39
6. Заключение 45
7. Список литературы 53
8. Приложения 64
Приложение


Изучение музыкального искусства эпохи барокко ставит многоплановые и разноаспектные задачи, вскрывая комплекс взаимосвязанных вопросов из областей искусства и культуры, истории исполнительства, музыкальных жанров и форм, техники композиции. Один из авторитетнейших отечественных исследователей барочной музыки Ю. С. Бочаров пишет: «Эпоха барокко была исторически первой эпохой в западноевропейской музыке с безусловным господством мажоро-минорной системы. При этом важнейшим композиционным принципом оказался так называемый генерал-бас, нередко в гибком сочетании с имитационной полифонией и принципом концертирования» [11, с. 11]. Настоящая работа посвящена фугам в концертах И. С. Баха — одной из ключевых форм эпохи в рамках важнейшего барочного жанра.
Многие аспекты техники композиции барочной музыки проистекают из особенностей полифонического мышления, своеобразия полифонических форм и жанров. О такой тесной взаимосвязи пишет Ю. Н. Холопов, подчеркивая специфический подход к классификации барочных, и в том числе баховских форм: «Более тесная (чем в классический период, — прим. наше, И. Маркелова) "взаимовстроенность" формы и жанра в эпоху барокко объяснима спецификой социального функционирования музыки того времени <...> Поэтому и произведение как форма в первую очередь — не столько художественно-логическая идеально выверенная структура, сколько воплощение требований жанра» [61, с. 353].
В ряду вопросов барочных музыкальных форм фуга выступает как существенная составляющая музыкального языка — как организующий принцип разных уровней музыкального мышления, структурирующий форму в целом, музыкальную ткань, тональное движение, имитационную и контрапунктическую работу. Фуга и фугированные формы в изучаемых концертах — разновидность формы, специфические свойства которой преобразуются под воздействием состава исполнителей и влиянием принципа концертирования — чередования и взаимодействия групп испол-нителей / оркестра и солистов.
Актуальность исследования связана с раскрывающимися в изучаемых частях концертов И. С. Баха особыми средствами построения фуги, своеобразным преломлением ее формообразующих свойств, связанных с жанром концерта и исполнительскими составами конкретных сочинений. Актуальность настоящей работы обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных данной проблеме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях оркестра фуга как форма с определенным количеством голосов, или форма, которая тяготеет к конкретному и определенному количеству голосов, требует группировки исполнителей, их распределению для ведения темы фуги и контрапунктов. В результате, в такой фуге проявляются следующие проблемы, которые можно рассматривать не только как проблемы анализа полифонической композиции (нумерации единиц фактуры, определения регистровых средств и тематического материала), но и как формулировка условий голосоведения: объединения партий оркестра и солистов, голосов многоголосных инструментов и continuo, и так далее.
Распределение и объединение голосов в разных частях концертов нестабильно по-разному. Для фуги в быстрых частях концертов, в большин¬стве своем, характерно следующее распределение партий исполнителей: первая скрипка-соло с первыми оркестровыми скрипками, вторая скрипка- соло со вторыми оркестровыми скрипками, альт в большинстве случаев в роли сопровождения, в группе continuo — клавесин и бас, иногда к ним примыкает партия виолончели, если она выписывается отдельно, при этом она представляет собой мелодический голос, на который опирается continuo. В камерных частях партии скрипки-соло и клавесина-соло выступают с разными функциями: скрипка обнаруживается и в функции удвоения оркестрового голоса и как концертирующий солист, клавесин выступает и как солист, и как часть continuo, при этом в качестве солистов эти исполнители могут выступать в интермедиях и каденциях.
В медленных частях состав оркестра в большинстве случаев остается таким же, что и в быстрых, тогда солисты проводят имитационную работу в сопровождении всего оркестра, у которого реализуется гармоническая основа continuo.



1. Абызова, Е. Н. Некоторые вопросы тематизма и формы скрипичных концертов И. С. Баха // сб. Вопросы теории музыки. Вып. 3. / сост. Т. Мюллер - М. : Музыка, 1975. - С. 237-271.
2. Анисимов, А. В. Взаимодействие солиста и оркестра в
западноевропейском скрипичном концерте XVII - XIX веков : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : защищена 24.10.2011 / Александр
Владимирович Анисимов - Магнитогорск, 2011. - 22 с.
3. Антонова, Е. Г. Жанровые признаки инструментального концерта и
их преломление в предклассический период : автореферат дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 : защищена 24.01.1990 / Елена Григорьевна
Антонова - Киев : Киевск. гос. ордена Ленина консерватория
им. П. И. Чайковского, 1989. - 21 с.
4. Арановский, М. Г. История музыки и тип творческого процесса (к
постановке вопроса) / М. Г. Арановский // Процессы музыкального творчества : сб. тр. вып. 2 / ред.-сост. Е. В. Вязкова. - М. : РАМ
им. Гнесиных, 1997. - С. 40-52. - (Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 140).
5. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М. Г. Арановский // Музыкальный современник: сб. ст. -
Вып. 6. - М. : Сов. композитор, 1987. - С. 5-44.
6. Арановский, М. Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества : сб. тр. РАМ им. Гнесиных. - Вып. 130. - М. : РАМ им. Гнесиных, 1994. - с. 56-77.
7. Афонина, Н. Ю. Малые формы в музыке высокого ренессанса и
барокко: формообразующая роль музыкального синтаксиса. Лекции. /
Н. Ю. Афонина - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2006. - 168 с.
8. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. - М. : Музыка, 1978. - 332 с.
9. Богатырев, С. С. Второй Бранденбургский концерт Баха, I часть // С. С Богатырев . Исследования, статьи, воспоминания / ред.-сост. Г. А. Тюменева, Ю. Н. Холопов - М. : Сов. композитор, 1972. - С. 23-28.
10. Бочаров, Ю. С. Увертюры Генделя в контексте истории жанра :
дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 : защищена 23.09.1993 / Юрий
Семёнович Бочаров - М. : МГК им. П. И. Чайковского, 1993. - 187 с.
11. Бочаров, Ю. С. Увертюра в эпоху барокко. Исследование. / Юрий Семёнович Бочаров - М. : Композитор, 2005. - 280 с.
12. Бочаров, Ю. С. О сюитах «правильных» и «неправильных» // Старинная музыка. 2008. № 1-2 (39-40). — С. 2-9.
13. Бочаров, Ю. С. Жанры инструментальной музыки эпохи барокко: Учебное пособие. / Юрий Семёнович Бочаров - М. : НИЦ «Московская консерватория», 2016. - 232 с.
14. Бочаров, Ю. С. Английские сюиты И. С. Баха — загадка названия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Том 8. Искусствоведение. 2018. № 1. — С. 3-16.
15. Бутир, Л. М. Заметки о тональных планах в концертной форме И. С. Баха (модуляция как выбор и сочетание) / Л. М. Бутир // Теория, история и психология музыкального искусства. - Петрозаводск, 1990. -
С. 10-16.
16. Вёльфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Генрих Вёльфлин - М. : В. Шевчук, 2009. - 62 с.
17. Вёльфлин, Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии / пер. Е. Г. Лундберга ; под ред. E. H. Козиной - СПб. : Азбука-классика, 2004. - 287 с.
18. Вязкова, Е. В. О принципе повторности в композиционном строении фуг И. С. Баха [электронный ресурс] URL: http://gnesinstudy.ru/?p=90 (дата обращения: 28.03.2018).
19. Вязкова, Е. В. Искусство фуги / Е. Вязкова — М. : РАМ им. Гнесиных, 2006. — 482 с.
20. Горюхина, Н. А. Стиль музыки И. С. Баха // И. С. Бах и современность : сб. ст. / сост. Н. А. Герасимова-Персидская - Киев : Музыка,
1985. - С. 19-33.
21. Дабаева, И. П. Русский духовный концерт в отечественной культуре XIX - начала XX века: автореферат дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02: защищена 23.01.2017 / Ирина Прокопьевна Дабаева — Ростов-на- Дону, 2017. - 38 с.
22. Денисов, Э. В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие / Э. Денисов // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. Л. Раппопорт ; ред. А. Н. Сохор, Ю. Н. Холопов. - М. : Сов. композитор, 1971. - С. 95-133.
23. Дмитриев, А. Н. Полифония как фактор формообразования
/ А. Дмитриев - Л. : Музгиз, 1962. - 488 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ