ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ…
ГЛАВА 1. Психологические особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью
умственной отсталости……………………………………………………….9
1.1. Общая характеристика детско-родительских отношений….…..9
1.2. Характеристика семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья……………………………………………..21
1.3. Особенности умственно отсталых детей…………………….…27
1.4. Подростковый возраст у детей с нормальным психическим
развитием и детей с легкой степенью умственной отсталости
1.5. Выводы по 1 главе………………………………………………..35
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования восприятия детско-родительских отношений подростками с умственной отсталостью
2.1. Описание выборки исследования……………………………….36
2.2. Методы и методики исследования………………...……………37
2.3. Процедура исследования …..……………………………………42
2.4. Математико-статистические методы обработки данных……...43
ГЛАВА 3. Результаты исследования детско-родительских отношений в
восприятии подростков с легкой степенью умственной
отсталости………………………………………………………………...….44
3.1. Анализ восприятия умственно отсталыми подростками стилей
семейного воспитания…………………………………. ……….…...443
3.2. Анализ смысловых (психосемантических) характеристик
понятий «мама», «папа», «я сам», «моя семья» у умственно
отсталых подростков …………………………………………………49
3.3. Анализ особенностей межличностных отношений в рамках
семьи у умственно отсталых подростков……………………….…..55
3.4. Анализ эмоциональных характеристик внутрисемейных
отношений у умственно отсталых подростков………………….….59
3.5. Анализ визуальных репрезентаций семейных отношений у
умственно отсталых подростков……………………………..………65
3.6. Анализ результатов сравнения средних показателей и
корреляционного анализа………………………………………...…..69
3.7. Обсуждение результатов……………………………………...…82
ВЫВОДЫ………………………………………………………………...…. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..89
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………...…….……….101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………….……….109
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………….…….112
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………….…….117
ПРИЛОЖЕНИЕ Д………………...…………………………………….….118
ПРИЛОЖЕНИЕ Е………………………………………………..…………119
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж……………………..…………………………………..120
ПРИЛОЖЕНИЕ З
ГЛАВА 1. Психологические особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью
умственной отсталости……………………………………………………….9
1.1. Общая характеристика детско-родительских отношений….…..9
1.2. Характеристика семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями здоровья……………………………………………..21
1.3. Особенности умственно отсталых детей…………………….…27
1.4. Подростковый возраст у детей с нормальным психическим
развитием и детей с легкой степенью умственной отсталости
1.5. Выводы по 1 главе………………………………………………..35
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования восприятия детско-родительских отношений подростками с умственной отсталостью
2.1. Описание выборки исследования……………………………….36
2.2. Методы и методики исследования………………...……………37
2.3. Процедура исследования …..……………………………………42
2.4. Математико-статистические методы обработки данных……...43
ГЛАВА 3. Результаты исследования детско-родительских отношений в
восприятии подростков с легкой степенью умственной
отсталости………………………………………………………………...….44
3.1. Анализ восприятия умственно отсталыми подростками стилей
семейного воспитания…………………………………. ……….…...443
3.2. Анализ смысловых (психосемантических) характеристик
понятий «мама», «папа», «я сам», «моя семья» у умственно
отсталых подростков …………………………………………………49
3.3. Анализ особенностей межличностных отношений в рамках
семьи у умственно отсталых подростков……………………….…..55
3.4. Анализ эмоциональных характеристик внутрисемейных
отношений у умственно отсталых подростков………………….….59
3.5. Анализ визуальных репрезентаций семейных отношений у
умственно отсталых подростков……………………………..………65
3.6. Анализ результатов сравнения средних показателей и
корреляционного анализа………………………………………...…..69
3.7. Обсуждение результатов……………………………………...…82
ВЫВОДЫ………………………………………………………………...…. 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..89
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………...…….……….101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………….……….109
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………….…….112
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………….…….117
ПРИЛОЖЕНИЕ Д………………...…………………………………….….118
ПРИЛОЖЕНИЕ Е………………………………………………..…………119
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж……………………..…………………………………..120
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Детско-родительские отношения являются во многом определяющими не только для становления и развития человека (Боулби Дж., 2003, 2004; Выготский Л.С., 1956, 1989; Захаров А.И. , 1988, 2010; Гарбузов В.И., 1977; Эльконин Б.Д., 2007), но и оказывают влияние на его дальнейшую жизнь, оставаясь подчас в значительной степени неосознаваемыми (Фрейд А., 1993; Фрейд З., 2007; Фромм Э., 2004; Хорни К., 2006). Главенствующая роль детско-родительских отношений в структуре функционирования семьи как
системы определяет важность изучения, как целостности семейной системы, так и составляющих ее подструктур. Большинство работ посвящено изучению детско-родительских отношений в контексте отношения родителей к ребенку (Белл Р.К., Шеффер Е.С., 1958; А.Я. Варга, 2001; Захаров А.И., 1988, 2010; Эйдемиллер Э.Г., В.В. Юстицкис, 1999, 2007; Baumrind D., 1971, 1989). Несмотря на ведущую роль родителей в системе детско-родительских отношений, они рассматриваются также с позиции ребенка (Бернс Р., 2003; Вассерман Л.И. , Горьковая И.А. , Ромицына Е.Е., 2004; Лисина М.И., 1986; Шведовская А.А., 2005) и взаимоотношений детей и родителей (Диденко Е.Я., 2016; Марковская И.М., 2000).
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья создает совершенно иной, отличный от привычного, контекст существования и развития семьи. Семьи испытывают стресс на всех уровнях:
эмоциональном, психологическом, социальном, бытовом, финансовом и т.д.
Пролонгированный стресс сказывается на всех членах семьи, приводит к дисгармонии внутрисемейных отношений (Сорокин В.М., 2008, 2011; Ткачева В.В., 1999, 2014; Шипицына Л.М., 2008; Kearney P.M., 2001).
Возможности и потенциал социализации и социальной интеграции для лиц с умственной отсталостью, адаптация и нахождение жизненного пути во многом определяется сложившимися внутрисистемными отношениями. Тема отношения родителей к детям с интеллектуальной недостаточностью (Багдасарьян И.С., 2000; Исаев Д.Н., 2007; Мамайчук И.И., 2010; Мастюкова Е.М 2003; Шипицына Л.М., 2002; Шипицына Л.М., Сорокин В.М., 2008; Bauman S., 2004; Ravindranadan V., Raju.S., 2007) широко представлена в литературе. Внутрисемейные отношения и воспитание ребенка, оставаясь важнейшими источниками детского развития, не отменяют субъектности самого ребёнка. Находясь в системе семейных отношений, ребенок определенным образом воспринимает, осмысляет эти отношения, а также себя в них. Важным механизмом межличностного восприятия выступает рефлексия. В.Н. Мясищев (2005) рассматривал отношения как избирательные связи человека с миром природы, обществом и самими собой. При этом он подчеркивал внечувственную природу отношений. Мышление как познавательный процесс как раз и репрезентирует в сознании отношения между объектами и явлениями окружающего мира. При умственной отсталости в разной степени страдают все формы мышления, в особенности рефлексивного мышления (Выготский Л.С., 1989, Зейгарник Б.В., 1986, Я. Рубинштейн, 2001), благодаря которому осознаются свои собственные отношения с другими людьми.
Увеличение числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимость адекватной психокоррекции на всех уровнях определяет актуальность настоящей работы. В семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью, на качество и особенности межличностных отношений воздействуют многие факторы: личность родителей, их установки, ценностные ориентации, избираемые меры воспитательного воздействия, глубина и вид нарушения ребенка, микросоциальные условия и многое другое. В настоящей работе предпринята попытка выделения собственно особенностей восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости внутрисемейных и детско-родительских отношений, как фактора, влияющего на внутрисемейные отношения. Таким образом, новизна настоящего исследования состоит в том, что приводится изучение восприятия детьми с легкой степенью умственной отсталости собственных родителей и внутрисемейных отношений, а также проводится сравнение восприятия межличностных отношений в рамках семьи с детьми с нормальным психофизическим развитием.
Цель исследования: изучить восприятие ребенком с легкой степенью умственной отсталости собственных родителей и внутрисемейных отношений.
Объектом исследования выступают подростки с умственной отсталостью.
Предмет исследования: восприятие и понимание внутрисемейных отношений умственно отсталыми подростками.
Гипотеза исследования: восприятие и оценка своих межличностных отношений с другими людьми в рамках семьи у умственно отсталых подростков имеет свою специфику, характеризуется недоразвитием в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Для решения цели исследования поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучение восприятия подростками с легкой степенью умственной отсталости стилей семейного воспитания.
2) Изучение психосемантических аспектов характеристик отношения к родителям, семье и себе у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
3) Исследование специфики особенностей межличностных отношений в рамках семьи у умственно отсталых подростков.
4) Выявление эмоциональных характеристик внутрисемейных отношений у умственно отсталых подростков.
5) Изучение визуальных репрезентация семейных отношений у умственно отсталых подростков.
Методы исследования:
1) Психодиагностический метод
2) Математико-статистический метод
системы определяет важность изучения, как целостности семейной системы, так и составляющих ее подструктур. Большинство работ посвящено изучению детско-родительских отношений в контексте отношения родителей к ребенку (Белл Р.К., Шеффер Е.С., 1958; А.Я. Варга, 2001; Захаров А.И., 1988, 2010; Эйдемиллер Э.Г., В.В. Юстицкис, 1999, 2007; Baumrind D., 1971, 1989). Несмотря на ведущую роль родителей в системе детско-родительских отношений, они рассматриваются также с позиции ребенка (Бернс Р., 2003; Вассерман Л.И. , Горьковая И.А. , Ромицына Е.Е., 2004; Лисина М.И., 1986; Шведовская А.А., 2005) и взаимоотношений детей и родителей (Диденко Е.Я., 2016; Марковская И.М., 2000).
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья создает совершенно иной, отличный от привычного, контекст существования и развития семьи. Семьи испытывают стресс на всех уровнях:
эмоциональном, психологическом, социальном, бытовом, финансовом и т.д.
Пролонгированный стресс сказывается на всех членах семьи, приводит к дисгармонии внутрисемейных отношений (Сорокин В.М., 2008, 2011; Ткачева В.В., 1999, 2014; Шипицына Л.М., 2008; Kearney P.M., 2001).
Возможности и потенциал социализации и социальной интеграции для лиц с умственной отсталостью, адаптация и нахождение жизненного пути во многом определяется сложившимися внутрисистемными отношениями. Тема отношения родителей к детям с интеллектуальной недостаточностью (Багдасарьян И.С., 2000; Исаев Д.Н., 2007; Мамайчук И.И., 2010; Мастюкова Е.М 2003; Шипицына Л.М., 2002; Шипицына Л.М., Сорокин В.М., 2008; Bauman S., 2004; Ravindranadan V., Raju.S., 2007) широко представлена в литературе. Внутрисемейные отношения и воспитание ребенка, оставаясь важнейшими источниками детского развития, не отменяют субъектности самого ребёнка. Находясь в системе семейных отношений, ребенок определенным образом воспринимает, осмысляет эти отношения, а также себя в них. Важным механизмом межличностного восприятия выступает рефлексия. В.Н. Мясищев (2005) рассматривал отношения как избирательные связи человека с миром природы, обществом и самими собой. При этом он подчеркивал внечувственную природу отношений. Мышление как познавательный процесс как раз и репрезентирует в сознании отношения между объектами и явлениями окружающего мира. При умственной отсталости в разной степени страдают все формы мышления, в особенности рефлексивного мышления (Выготский Л.С., 1989, Зейгарник Б.В., 1986, Я. Рубинштейн, 2001), благодаря которому осознаются свои собственные отношения с другими людьми.
Увеличение числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимость адекватной психокоррекции на всех уровнях определяет актуальность настоящей работы. В семьях, воспитывающих детей с умственной отсталостью, на качество и особенности межличностных отношений воздействуют многие факторы: личность родителей, их установки, ценностные ориентации, избираемые меры воспитательного воздействия, глубина и вид нарушения ребенка, микросоциальные условия и многое другое. В настоящей работе предпринята попытка выделения собственно особенностей восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости внутрисемейных и детско-родительских отношений, как фактора, влияющего на внутрисемейные отношения. Таким образом, новизна настоящего исследования состоит в том, что приводится изучение восприятия детьми с легкой степенью умственной отсталости собственных родителей и внутрисемейных отношений, а также проводится сравнение восприятия межличностных отношений в рамках семьи с детьми с нормальным психофизическим развитием.
Цель исследования: изучить восприятие ребенком с легкой степенью умственной отсталости собственных родителей и внутрисемейных отношений.
Объектом исследования выступают подростки с умственной отсталостью.
Предмет исследования: восприятие и понимание внутрисемейных отношений умственно отсталыми подростками.
Гипотеза исследования: восприятие и оценка своих межличностных отношений с другими людьми в рамках семьи у умственно отсталых подростков имеет свою специфику, характеризуется недоразвитием в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Для решения цели исследования поставлены следующие задачи исследования:
1) Изучение восприятия подростками с легкой степенью умственной отсталости стилей семейного воспитания.
2) Изучение психосемантических аспектов характеристик отношения к родителям, семье и себе у подростков с интеллектуальной недостаточностью.
3) Исследование специфики особенностей межличностных отношений в рамках семьи у умственно отсталых подростков.
4) Выявление эмоциональных характеристик внутрисемейных отношений у умственно отсталых подростков.
5) Изучение визуальных репрезентация семейных отношений у умственно отсталых подростков.
Методы исследования:
1) Психодиагностический метод
2) Математико-статистический метод
Несмотря на проработанность и обширность темы детско-родительских отношений, в современной коррекционной психологии недостаточно изученным остается вопрос о восприятии подростками с умственной отсталостью их родителей, а также межличностных отношений в рамках семьи. Лица с легкой степенью умственной отсталости вполне способны социализироваться, найти свое место в жизни, создать семью. То, как и какими они воспринимают своих родителей, насколько адекватно их отражение существующей картине во многом определяет специфику межличностных отношений внутри семьи.
Гипотеза исследования состояла в том, что восприятие своих межличностных отношений с другими людьми в рамках семьи у умственно отсталых подростков имеет свою специфику. Результаты исследования показали, что такая специфика выражается в:
- неудовлетворенности подростков сложившимися отношениями внутри семьи, непонимании внутренних механизмов функционирования семьи,
- негативном восприятии образа отца,
- вариативности эмоционального отношения к значимым фигурам родителей и родственников, образу семьи,
- восприятии семейной ситуации, как конфликтной, неблагополучной.
Научная значимость. Данное исследование расширяет представления
о детско-родительских отношениях в контексте семьей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
Перспективными видятся следующие направления исследований:
Изучение особенностей полоролевого восприятия родителей, детьми и подростками с умственной отсталостью.
Изучение особенностей взаимоотношений детей и подростков с умственной отсталостью и их отцов.88
Изучение роли отца в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в коррекционной работе по улучшению и гармонизации внутрисемейных отношений, в том числе в непосредственном процессе воспитания умственно отсталого подростка, так как они расширяют представления родителей и других членов семьи об умственно отсталом ребенке и его особенностях
Гипотеза исследования состояла в том, что восприятие своих межличностных отношений с другими людьми в рамках семьи у умственно отсталых подростков имеет свою специфику. Результаты исследования показали, что такая специфика выражается в:
- неудовлетворенности подростков сложившимися отношениями внутри семьи, непонимании внутренних механизмов функционирования семьи,
- негативном восприятии образа отца,
- вариативности эмоционального отношения к значимым фигурам родителей и родственников, образу семьи,
- восприятии семейной ситуации, как конфликтной, неблагополучной.
Научная значимость. Данное исследование расширяет представления
о детско-родительских отношениях в контексте семьей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
Перспективными видятся следующие направления исследований:
Изучение особенностей полоролевого восприятия родителей, детьми и подростками с умственной отсталостью.
Изучение особенностей взаимоотношений детей и подростков с умственной отсталостью и их отцов.88
Изучение роли отца в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в коррекционной работе по улучшению и гармонизации внутрисемейных отношений, в том числе в непосредственном процессе воспитания умственно отсталого подростка, так как они расширяют представления родителей и других членов семьи об умственно отсталом ребенке и его особенностях
Подобные работы
- ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНАТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Самоотношение матери воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ И УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Внешние признаки тревожности у младших школьников (Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023



