Введение 3
1. Постановка задачи 4
2. Обзор литературы 5
3. Описание математической модели 6
4. Постановка задачи терминального управления 11
5. Построение траектории и вычисление программных управлений 12
6. Нахождение оптимальной по времени траектории движения 15
7. Построение управлений в форме обратных связей 18
8. Реализация программного комплекса 19
9. Результаты компьютерного моделирования 20
9.1. Моделирование маневров БПЛА 20
9.1.1. Смена эшелона (снижение ЛА) 20
9.1.2. Смена эшелона (набор высоты ЛА) 23
9.1.3. Разворот БПЛА на 180 градусов 26
9.1.4. Смена бокового смещения 29
Выводы 32
Заключение 34
Список литературы 35
Приложение 36
В современном мире, в связи с развитием технологий, появилась возможность использовать беспилотные летательные аппараты для решения целого спектра задач, как гражданских, так и военных. Беспилотный летательный аппарат (в дальнейшем БПЛА, либо же БЛА) — летательный аппарат, выполняющий полет без человека (пилота) на борту, управляемый удаленно оператором с поверхности Земли, либо же полностью автоматический, двигающийся по заранее заданным с помощью алгоритмов траекториям.
В настоящее время основным направлением развития БПЛА является повышение автономности работы, а также разработка более совершенных алгоритмов автономного движения. Это позволяет расширить круг выполнимых задач и начать использовать беспилотные летательные аппараты там, где раньше это не представлялось возможным. Так, например, их используют в различных спасательных операциях для мониторинга местности, а также для наблюдения, контроля и патрулирования территории. Кроме того, стало возможным решать прикладные задачи в таких областях, как:
• аэрофото- и видеосъёмка (картографирование местности);
• разведывание природных запасов;
• метеоразведка;
• мониторинг различных промышленных объектов.
Во время полета управление БПЛА, как правило, осуществляется автоматически с помощью бортового комплекса навигации и управления, в состав которого входят различные виды антенн, система инерциальных датчиков для определения ориентации и параметров движения БПЛА. Также обычно присутствует приемник спутниковой навигации и система воздушных сигналов (для измерения высоты и воздушной скорости).
В рамках данной работы особое внимание было уделено:
• рассмотрению литературы по тематике задачи и дальнейшему применению материала в своих вычислениях;
• описанию математической модели управляемого движения БПЛА, основанной на концепции обратных задач динамики, и ее использованию;
• постановке и решению задачи терминального движения летательного аппарата;
• разработке алгоритма поиска оптимального времени полёта для дальнейшего построения пространственной траектории;
• нахождению оптимальной программной траектории и необходимых управлений;
• исследованию управлений в форме обратных связей.
Основным этапом стало создание программного комплекса на основе пакета прикладных задач MATLAB [6], который позволил:
• реализовать разработанный алгоритм поиска оптимальной по времени траектории;
• визуализировать полученные при компьютерном моделировании результаты;
• проанализировать, сравнить поведение БПЛА при различных заданных ограничениях, а также оценить адекватность полученной модели.