ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КОНСЕРВАТИЗМ: ИСТОКИ, ОСОБЕННОСТИ 16
1.1. Идеология консерватизма 16
1.2. Русский консерватизм: истоки 24
Глава 2. РОЛЬ НАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 32
2.1. Нация и государственность 32
2.2. Нация и религия 42
Глава 3. РЕШЕНИЕ «ОКРАИННОГО ВОПРОСА» 48
3.1. Этнополитический портрет окраин Российской Империи в конце XIX - начале XX веков 48
3.2. Русификация как механизм для решения «окраинного вопроса» 59
3.3. Роль православия в национальном вопросе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Актуальность исследования. Российский консерватизм второй половины XIX - начала XX вв., затрагивал важные и актуальные, и по сей день, вопросы, среди которых была и национальная проблематика.
Российский консерватизм как политическая идеология второй половины XIX - XX вв. охватывал широкий спектр не теряющих своей актуальности проблем, среди которых и вопросы национальной политики.
Дискурс российской консервативной мысли представляет особый интерес для комплексного изучения, в виду двух факторов. Первый обусловлен тем, что во второй половине XIX в. происходил процесс интеграции иноэтничного и иноконфессионального населения в пространство империи, одним из последствий которого является этническая карта современной России. Поэтому представления, и, что еще более важно, различия подходов в среде российских консерваторов, в отношении перспектив имперской этнополитики того времени, крайне актуальны. Как известно, многие этнополитические конфликты на постсоветском пространстве берут свое начало как раз в этот период.
Второй фактор обусловлен ростом интереса к консервативной мысли среди политической элиты в российском обществе.
В работе рассматриваются взгляды виднейших теоретиков русского консерватизма на национальный вопрос. Он нашел отражение в трудах М.Н. Каткова К.П. Победоносцева, К.Н. Леонтьева и Л.А. Тихомирова. Выбор данных деятелей обусловлен их весомым вкладом в развитие консерватизма, а также широким спектром взглядов на национальную проблематику.
Творческое наследие консерваторов иногда находило отражение во внутренней политики государства, во обозначенный рамками исследования период.
В наши дни национальный вопрос принял кризисную форму. Это выражается в распространении этнических конфликтов на территории всего бывшего СССР, в связи с распадом государства, изменением политической системы, форм собственности и т.д. Для России в прошлом и в настоящем времени национальная проблематика является насущным вопросом безопасности. Это объясняется большим количеством национальностей, проживающих на территории Российской Федерации.
При этом национальный вопрос для России имеет собственную историю развития, специфику проявления и т.д. Вторая половина XIX века характеризуется ростом национализма, модернизацией и изменениями в политической жизни в стране. На этом фоне актуальность получил национальный вопрос. Восстания в Польше, создание революционных организаций с национальной окраской таких как: Армянская партия «Дашнакцутюн» (Единство), «БУНД», польская социалистическая партия - «1111С» и её террористическое отделение - «боювка», финляндская партия активного сопротивления - «ПАС» и другие. Это раскрывало национальный вопрос как проблему. Причиной этому был рост национального самосознания. Входящие в Российское государство народы приносили новые аспекты в «национальный вопрос». Ситуация, сложившаяся в России во второй половине XIX - начала XX веков, имеет много общего с нашим временем. Это делает особенно ценным тот опыт, который был накоплен российскими консерваторами по национальному вопросу. Изучение концепций и опыта национальной политики российского консерватизма может благоприятно повлиять на современную ситуацию в данном вопросе.
Степень научной разработанности темы. Литературе, посвященной теме консерватизма в России, свойственна полярность мнений. Ни одна другая идеология не удостоилась столь негативных и резких оценок исследователей.
Литературу можно разделить на три блока: дореволюционный, советский и современный.
Первый блок представляет собой дореволюционную литературу. Исторические рамки: конец XIX - начало XX веков (до 1917г.). Этот период представлен многообразием точек зрения на консервативную проблематику. Сам консерватизм представлен следующими теоретиками: Л.А. Тихомиров, К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков и К.П. Победоносцев. Им оппонировали представители социализма и либерализма. В этом периоде можно выделять работы, осмысляющие теоретическое наследие консерваторов. В.В. Розанов в сборнике «Литературные изгнанники» дал оценку воззрениям К.Н. Леонтьева, среди прочего были рассмотрены взгляды консерватора и по национальному вопросу1. Автор критиковал К.Н. Леонтьева за его пессимистическое отношение ко многим народам, которые ему представлялись этнографическим материалом2.
Рассматривались концепции консервативных деятелей и самими консерваторами. Так, Л.А. Тихомиров исследовал идеалы К.Н. Леонтьева в области вопроса, касающегося роли русской нации. По его словам К.Н. Леонтьева волновали интересы русских: «Он дал возможность понять отличие русского народа от славянского, стать значительно не славянином, а русским»3. В области государственного устройства, по мнению Льва Александровича, Леонтьев хотел соединить русский народ с византийской государственностью. Реалистом К.Н. Леонтьева считал И. Фудель, который соглашался с Константином Николаевичем в вопросе сильной церкви4.
Следует отметить, что дореволюционный период отличает то, что труды консерваторов еще не были оценены в достаточной мере. Связано это, в первую очередь, с тем, что для этого не хватило времени.
Второй блок характеризуется политизированностью и однобокостью рассмотрения трудов теоретиков российского консерватизма. В эпоху господства марксизма-ленинизма оценки воззрений консерваторов носили негативный характер. Так, воззрения консерваторов по национальному вопросу освещались как националистические и шовинистические. При этом можно утверждать, что идейная составляющая, по большей части, игнорировалась. Основное внимание уделялось практикам, а не теоретикам.
Исследователей, которые эмигрировали из России, в противоположность советским ученым, интересовали, в первую очередь, теоретики консерватизма. Рассматривались религиозные, культурные и философские аспекты в трудах консерваторов. Среди эмигрантского исследовательского направления можно выделить Н.А. Бердяева, В.В. Леонтовича, протоирея Г. Флоровского и других. Так, протоирей Флоровский особое внимание уделял роли церкви в воззрениях консерваторов. Он критиковал К.П. Победоносцева, называя его «ретроградом»5, считал, что Константин Петрович верил в русский народ, но не верил в Бога, а церковь, как нечто второстепенное и присущее народу, пытался использовать в государственных нуждах. Повествуя о непосредственной вере в Бога, Г. Флоровский обвинял К.П. Победоносцева в мистицизме и подмене веры инстинктом6. Это вело к тому, что К.П. Победоносцев поступался интересами православной церкви, более того - он был нестерпим к «господствующей церкви»7, за что и обвинялся в своём «протестантизме». К.Н. Леонтьева Г. Флоровский наоборот рассматривал как человека, ставившего интересы церкви выше интересов наций. Таким образом, Г. Флоровский разделял консерваторов на две стороны: тех, кто ставил интересы народа выше церкви, и тех, кто вопросы веры, наоборот, ставил выше интересов народа.
Общественно-политические воззрения К.Н. Леонтьева были рассмотрены Н.А. Бердяевым8. Николай Александрович попытался раскрыть вопрос о византизме в области государства и национальной политики.
Писавший о роли консерватизма в общественной жизни Российской Империи второй половине XIX - начала XX века В.В. Леонтович, в частности, определил М.Н. Каткова как консервативного либерала9, правда в определенный исторический период. Определения «реакционер» удостоился К.П. Победоносцев, которому В.В. Леонтович приписывал «идеологию попечительства»10. Это означает, что Константин Петрович считал важным проявление участия в судьбе русского народа. При этом В.В. Леонтович полагал, что Победоносцев готов был пожертвовать интересами церкви ради народа. С учетом, что К.П. Победоносцев желал «заморозить общество», В.В. Леонтович его характеризовал как истинного консерватора.
В Советском Союзе оживление интереса к наследию российских консерваторов в научном сообществе произошло с 70-х годов XX века. Консерватизм по-прежнему рассматривался с точки зрения марксизма- ленинизма и вопроса, связанного с борьбой с революционными силами в начале XX века. Как и в первые годы становления СССР, большее внимание уделялось практикам, а не теоретикам. Исследовалась роль церкви в революционных событиях начала века, политика П.А. Столыпина, выразившаяся, в частности, в лишении конституционных привилегий Финляндии.
Освещение теоретиков консерватизма имело свои особенности. Пожалуй, наиболее часто освещаемой фигурой был К.П. Победоносцев. Он как правило рассматривался как обер-прокурор Святейшего Синода, влияющий на государственную политику. К.П. Победоносцев обвинялся в крайней реакции исследователем Н.Г. Королёвой11. П.А. Зайончковский вменял в вину К.П. Победоносцеву то, что он возглавлял и направлял реакционные силы «в течение 20 лет»12. Касательно национальной политики, Константина Петровича упрекали в угнетении нерусских наций, так как он выступал за русификацию, что, в свою очередь, выявлялось в нападках на культуру и религиозные предпочтения других народов. Исследователь роли церкви в революции Н.П. Зырянов отмечал, что К.П. Победоносцев пытался оставить все как есть в области национальных отношений, поэтому был противником любых новшеств13.
Такой же участи удостоился и М.Н. Катков. Признавалось его влияние на правительство через «Московские ведомости» - издание, которое признавалось П.А. Зайончковским определяющим «правительственный официоз»14. Представляет интерес исследование по идеологии самодержавия В.А. Твардовской15. Она утверждает, что деятельность М.Н. Каткова в качестве редактора была направлена на формирование положительного мнения о самодержавии. Несмотря на такую пользу, приносимую правительству, Михаил Никифорович часто был в оппозиции к власть имущим. Относительно национального вопроса М.Н. Катков объявлялся В.А. Твардовской сторонником всеобщей русификации национальных окраин.
В связи с революционным прошлым Л.А. Тихомирова, исследователей больше интересовал именно этот период жизни Льва Александровича, а сам Тихомиров рассматривался как «ренегат народовольчества»16. Рассматривались взгляды Л.А. Тихомирова на современные ему явления политической жизни страны: например, отношение Тихомирова к институту Государственной Думы в России в работе Е.Д. Черменского17, или институту политических партий в труде Г.З. Иоффе18.
Третий блок представлен современной литературой. Исторические рамки: начало 90-х годов XX века - настоящее время. Коренные изменения практически во всех сферах общества, отход от идеологии - всё это сказалось и на издаваемой литературе. В этом блоке можно говорить о сосуществовании старых и новых взглядов на консервативную проблематику. Появляются научные статьи, пытающиеся объяснить неудачи консервативной идеологии в начале XX века. В работе Э.Г. Соловьёва выражалось мнение о том, что российскому консерватизму присуща раздробленность19.
Был издан ряд журнальных статей, посвященных личностям консервативного лагеря. Д.Р. Авдеева пыталась рассмотреть К.Н. Леонтьева20, В.А. Гусев в своей статье рассматривал воззрения К.П. Победоносцева21. Статья В.Н. Костылева раскрывает биографические данные жизни Л.А. Тихомирова22. К.Н. Леонтьеву было уделено особое внимание, его взгляды рассматривали ряд исследователей23. Исследователи рассматривали религиозную и политическую составляющую воззрений К.Н. Леонтьева.
С наступлением нового тысячелетия российский консерватизм начал изучаться более детально. В работе А.Л. Брутян освещаются взгляды М.Н. Каткова на общество и процессы, в нём происходящие24. Труд исследователя консерватизма В.А. Гусева посвящен российскому консерватизму как имеющей право на жизнь идеологии25. Он же выделял различия во взглядах в консервативном лагере. Вопрос русской консервативной журналистики исследован А.Э. Котовым. Идеи, взгляды и позиции по самым различным вопросам общества и государства, консерваторы освещали именно через журналы, когда как издание книг было редкостью и зачастую они печатались уже после публикации в журналах. Особая ценность работы Котова состоит в изучении особой стороны периодических изданий, а именно - феномена общественных дискуссий, разворачивающихся на страницах журналов. Отметим, что в данной работе К.П. Победоносцев и М.Н. Катков относятся к «бюрократическому национализму»26. Консервативная полемика о «народности» и аристократии рассмотрена в работе «"Народность" и "сословность": два полюса русского консерватизма»27.
Целый ряд работ О.А. Милевского посвящены наследию Тихомирова. В том числе рабочему вопросу28,29, взаимоотношению государства и церкви30,31, социальном строе32,33, сравнению идей о корпоративном государстве Тихомирова и корпоративном государстве Муссолини34 и ряду других важных тем35,36,37, в том числе обобщающему труду о Тихомирове38 написанным вместе с другим видным исследователем российского консерватизма А.В. Репниковым. Александр Витальевич - один из ведущих исследователей российского консерватизма второй половины XIX - начала XX вв., автор ряда работ как по отдельным персоналиям или явлениям, так и по русскому консерватизму в целом39,40 ,41,42.
Заслуживает внимания работа саратовского исследователя Ю.Г. Степанова, посвященная К.П. Победоносцеву43. Представляет интерес работа С.М. Сергеева, который рассматривал и типологизировал российских консерваторов со стороны традиционализма44. Небезынтересна и работа А.С. Карцова. Изучая консерватизм, он выделил три критерия, руководствуясь которыми можно обозначить идейные направления консерваторов: социальное-политические концепции, государство и принципы исторического пути России45. Обобщающий труд по консервативной проблематике, в котором, среди прочих, рассматривается вопрос о перспективах консерватизма в современной России, издан под авторством В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова, Т.П. Вязовика, А.С. Карцова, С.А. Ланцова и др.46 Неподдельный интерес представляет энциклопедия, посвященная русскому консерватизму середины XVIII - начала XX веков47.
Национальный вопрос в воззрениях консерваторов затронут в работах, посвященных национализму. Этой проблематикой занимались Д.А. Коцюбинский, В. Коротеева, Э.А. Попов, А.С. Кисиль, А.Н. Сахаров, А.Н. Дьяченко, А.Л. Янов48. Национализму посвящена антология «Национализм: pro et contra»49. Заслуживает интерес работа этнолога В.А. Тишкова, посвященная национализму и нации50. Взгляд на русский консерватизм с позиций национальных и политических присущ работе А.В. Репникова51. В данных исследованиях авторы не пришли к согласию в определении русского национализма. Однако, ряд исследователей считают, что русский национализм отличается от западного понимания и был явлением исключительно российским, являлся способом достижения идеального государства52. Отношения государства и религий были рассмотрены А.А. Сафоновым53.
В зарубежной научной литературе также присутствует ряд работ, представляющей интерес. Исследователь Таден рассматривал консервативный национализм, опираясь на Леонтьева, Победоносцева, рассматривал воззрения Тихомирова. Несмотря на то что, по мнению Тадена, действия консерваторов не были удачными, их идеи были оригинальны54. «Мысли» и жизнь Победоносцева были рассмотрены Бирнсом55. Большое внимание российской политической мысли, в том числе, консерватизму, уделял Р. Пайпс56,57. Взгляды Тихомирова были рассмотрены японским ученым Вадой56 57 58, работа которого основывалась на дневниках Тихомирова, исследователь Глисон попытался рассмотреть изменение в воззрениях Тихомирова59.
Можно утверждать, что в научной литературе консервативное направление представлено серьезными исследованиями. При этом, за данной идеологией признается политический потенциал. Научные труды посвящены не только консерватизму в целом, но и национальному вопросу в частности. Воззрения теоретиков консерватизма конца XIX - начала XX веков исследуются с позиции экстраполяции на современную обстановку в России. Однако о таком положении вещей можно утверждать лишь для научных работ, вышедших в современной России. При всей положительной тенденции, воззрения российских консерваторов конца XIX - начала XX веков на национальный вопрос требуют дополнительного изучения.
Объектом исследования является теоретическое наследие русских консерваторов конца XIX - начала XX веков и соответствующая им политическая практика в области межнациональных взаимоотношений в России того периода.
Предмет исследования - взгляды русских консерваторов конца XIX - начала XX веков на национальный вопрос.
Цель исследования: выявить концепции национальной политики в теоретических воззрениях российских консерваторов конца XIX - начала XX веков.
Задачи исследования сводятся к следующему:
1) Рассмотреть подходы в научной среде к консерватизму и истоки русского консерватизма:
2) изучить воззрения российских консерваторов на роль и место наций в системе государственных и общественных отношений;
3) выявить механизмы решения «окраинного вопроса».
Анализ источников. В ходе проведения исследования было задействовано несколько групп источников. Первая группа состоит из трудов теоретиков российского консерватизма. К данной группе относятся статьи в периодических изданиях, научные исследования, изданные брошюры, дневники и т.д.
Нельзя не отметить что после крушения СССР был переиздан целый ряд работ русских консерваторов, в том числе и К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, Л.А. Тихомирова и К.Н. Леонтьева60. Однако ряд источников были опубликованы еще в Советском Союзе, так дневники Л.А. Тихомирова печатались в историческом журнале «красный архив»61. Они представляют особый интерес, так как Лев Тихомиров охарактеризовал ряд консерваторов, дал оценку действиям и событиям связанных с консервативными персоналиями.
Вторая группа источников представлена справочными изданиями62. Данная группа имеет значение для наполнения исследования категориальным аппаратом. Особое внимание можно уделить первой всеобщей переписи населения Российской Империи в 1897 году, изданной под редакцией Н.А. Тройницкого. Было изучено 16 томов, описывающих окраинные губернии и области. Данный материал представляет интерес для выявления национального и конфессионального портрета окраин Российской Империи.
Важной составляющей источниковой базы диссертации стали документы Русского журнального фонда российской национальной библиотеки.
В работе использованы: диахронический и компаративный методы; герменевтический, исторический, сравнительно-сопоставительный и проблемно-хронологический виды анализа.
Апробация исследования. Часть положений исследования были апробированы 10-14 апреля 2017 года на в XXIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». На конференции был представлен доклад: «Роль и место нации в образе государства Л.А.Тихомирова».
Структура
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Российский консерватизм второй половины XIX - начала XX веков был богат на крупных мыслителей. Их взгляд на устройство в России национальной политики представляет неподдельный интерес и в наше время. Русский консерватизм был родственен консерватизму Западной Европы, однако, несмотря на общие ценности, российский консерватизм развивался собственным путем. Развитие консерватизма в России берет своё начало в реакции на угрозы, ведущие к разрушению основ народа и государства: либеральные реформы Александра I, галломания, агрессия Наполеона, практика экуменизма. При этом нельзя говорить, что консерваторам удалось избежать плюрализма во мнениях. С другой стороны, для всех российских консерваторов играли важную роль элементы триады «Православие. Самодержавие. Народность».
Несмотря на существующий стереотип, в рассмотрение консерватизма как идеологии противной прогрессу, представляется непродуктивным противопоставление терминов «традиция - модернизация», так как ни то, ни другое не является безоговорочной ценностью для консерватизма. Не все реформы и изменения негативно оцениваются консерваторами, верно и обратное - контрреформы иногда могут восприниматься негативно.
Российская Империя была сложным, многоэтничным образованием, однако, для российского консерватизма был присущ «взгляд» на западные окраины. Причиной тому и русская культура, которая является частью европейской, более высокое развитие западных окраин по сравнению с азиатской частью страны, а также расцвет национализма среди народов, обитавших именно по западной границе империи.
Представители консерватизма предлагали свои варианты развития России. Несмотря на схожие цели и идеи, подход к их достижению мог различаться среди отдельных исследователей. Общие ценности и идеалы, которые роднили их, были взяты из истории России, именно их суть они и пытались выразить в своих концепциях национальной политики.
Национальный вопрос в воззрениях российских консерваторов занимал важное место. По мнению консерваторов, во многом именно из состояния межнациональных отношений зависела устойчивость государства. Проблематика национального вопроса рассматривалась российскими консерваторами с политической точки зрения и культурной. Это, а также рост самосознания у ряда наций населяющих Российскую Империю, послужил развитию взглядов и концепций по национальному вопросу у российских консерваторов.
Лагерь консерваторов второй половины XIX - начала XX веков отличает многообразие подходов к разрешению национального вопроса. Предлагаемые решения в области национальной политики были шире идеи «заморозки» общества. Хотя для всего консервативного лагеря присуще видение русского народа, главенствующего в России. Признание за православием первой роли в государстве. Предоставления особого внимания государству и его интересам, в том числе целостности страны, сохранения особенной роли России на международной арене, мирного сосуществования народов, населяющих России и т.д. Основанные на данных постулатах, способы разрешения национального вопроса и вошли в основу предлагаемой консервативным лагерем способ решения проблем национальной политики Российского государства.
Во второй половине XIX - начала XX веков происходили схожие процессы в межэтнической сфере. Российский консерватизм пытался осмыслить и решить национальный вопрос. Особую ценность для современной России представляет то, что часть наработок российских консерваторов были задействованы на практике. Всё это позволяет применять и использовать разработанные решения российского консерватизма второй половины XIX - начала XX веков, переосмыслив под актуальные реалии, ряд решений на практике в современной России.
Большой вклад в разработку национальной политики был сделан консерваторами, отдающими больший приоритет государственным интересам. Такими можно признать К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова. Именно государство в их взглядах должно было решать национальный вопрос. Касаясь актуального для того времени «окраинного вопроса», государству также отводилась роль основного участника в данной проблеме. Национальная политика для них, прежде всего, выражалась в единении народов, населяющих Россию. Для этого было необходимо провести унификацию по единому для всей страны русскому образцу. Русская нация была выбрана из-за того, что именно она является государствообразующей. Проводить русификацию предполагалась административными мерами. При этом было важно соблюдение государственных интересов, ради которых русификация и должна была проводиться. На православную церковь также была возложена задача унификации различных наций. Административные ресурсы православной церкви предполагалось использовать в политике русификации для разрешения «окраинного вопроса». К.П. Победоносцев, будучи обер-прокурором Святейшего Синода, реализовывал на практике данную политику. Православие как вера части народов России, играло связующую роль этих народов, в частности - русской нации.
Наиболее осторожно к методам русификации относился К.Н. Леонтьев, проживший в Европе по долгу службы несколько лет. Он весьма негативно оценивал современную ему европейскую культуру. Подчас многое расценивалось именно с позиций оберегания от неё. Национальная политика определялась, исходя из его культурно-философской концепции развития народов - византизма, совокупности православия и самодержавия. В нации концепция византизма проявляется через нравственность. Нравственность эта воплощается в отношении народа к государству и правительств. Власть, в лице царя, ничем не должна быть ограничена. Все же остальные должны повиноваться закону. Для России византизм - залог благополучного благоденствия. При этом византизм ставился выше самой нации. Византизм присущ русскому народу. Для Российской Империи это означало дистанцироваться от влияния европейской культуры. Соответственно альтернативой европейского пути должен был стать самобытный русский путь, который важной частью состоял из православия. Леонтьев был противником закрепления привилегий для каких-либо наций, в том числе для русской. Культурные и религиозные особенности для него были выше и важней национальных и государственных характеристик.
Настаивал на гармонии между религией, нацией и государством Л.А. Тихомиров. В православии он видел вектор развития российского государства, как во внутренней политике, так и во внешней. Так как в Российской Империи церковь была подчинена государству, Лев Александрович выступал за принцип симфонии церкви и государства. Тихомиров большое внимание уделял и государственному аппарату. Предполагая разделять нации по предоставляемым им правам, Л.А. Тихомиров исходил из принципа лояльности и влияния нации на становление российского государства. Собственно, и русификацию он разделял на государственную и национальную. Государственная русификация, можно утверждать, что требовала лишь лояльности России. При этом Л.А. Тихомиров видел возможным реализовать национальную политику не только на территории Российской Империи, но и вне её границ. Миссионерская деятельность православной церкви виделась ему инструментом для обеспечения безопасности религиозной и культурной самобытности народов населяющих Россию. В дальнейшем, новокрещенные нации могли входить в состав России, и их новая вера облегчала русификацию. Касательно миссионерской деятельности, надо отметить, что регионом её деятельности Л.А. Тихомиров видел Дальний Восток. После русско-японской войны его взгляды на национальную политику в данном регионе стали менее амбициозными и перешли в разряд охранительной деятельности.
Тихомиров совмещал в своих воззрениях интересы государства и православия. При этом, для него, как и для всего консервативного лагеря, в национальной политике этнический фактор отходил на второй план, уступая место ценностям религиозным и культурным.
Сложная обстановка в стране, широкие политические права национальных окраин, распространение чуждых самодержавию идей. В этой тяжелой для страны обстановке консервативные деятели вырабатывали своё видение национальной политики для России. Часть которых, с переменным успехом, пытались реализовать на практике. Революция, повлекшая за собой крах консервативной идеологии в России, стала возможна в том числе и из-за ошибок консерватизма. Не были учтены изменения, происходившие в обществе. Тихомиров, как и многие другие видевшие в русском крестьянстве образцы для русификации, был разочарован в нём после первой русской революции 1905 года. В кризисе консерватизма повинна и власть, которая не восприняла выработанными консерваторами решения.
Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, как и во второй половине XIX - начала XX веков, носит фундаментальный характер. Несмотря на все трудности, консерватизм развивается и продолжает быть востребованной идеологией в современной России. Консерватизм способствует стабилизации общества, сохранению его основ. При этом не мешает разумным изменениям к лучшему. Теоретическое наследие консерваторов второй половины XIX - начала XX вв. по национальному вопросу нельзя назвать единственной опорой современной политики государства в данном вопросе, но изучение истории русского консерватизма и переработка её под современные реалии может оказать помощь в проблемах настоящего времени.
1 Воспоминания Льва Тихомирова // Красный архив. М.-Л., 1930. Т. 1 (38). С. 20-69; Т.2 (39). С. 47-75; Т. 3 (40). С. 59-96; Т. 4 (41). С. 103-147; 1933, Т. 6(61). С. 82-128; М., 1935. Т. 5 (72). С. 120-159; Т. 61 (73). С. 170-190; М., 1936. Т. 1 (74). С. 162-191; Т. 2 (75). С. 171-184.
2 Катков М.Н. Капитуляция и жалованные грамоты Петра Великого // Имперское слово. Сборник статей. М., 2002. С. 99-107.
3 Катков М.Н. Политическая зрелость русского народа. URL: http://dugward.ru/library/katkov/katkov_politicheskaya_zrelost.html (Дата обращения: 22.02.2018)
4 Катков М.Н. Собрание статей по польскому вопросу, помещавшихся в Московских ведомостях, Русском вестнике и Современной летописи. 1863 год. Вып. 1. М., 1887. С. 276.
5 Катков М.Н. Собрание статей по польскому вопросу, помещавшихся в Московских ведомостях, Русском вестнике и Современной летописи. 1863 год. Вып. 1. М., 1887. С. 662.
6 Катков М.Н. В России есть национальная Церковь //Идеология охранительства. Сборник статей. М., 2009. C. 411-414.
7 Катков М.Н. В чем состоит национальная политика России //Идеология охранительства. Сборник статей. М., 2009. C. 149-152.
8 Катков М.Н. Важность для России истинно-национальной политики //Идеология охранительства. Сборник статей. М., 2009. C. 152-156.
9 Катков М.Н. Вопросы самоуправления //Идеология охранительства. Сборник статей. М., 2009. C. 37-43.
10 Катков М.Н. Задачи внешней политики России //Идеология охранительства. Сборник статей. М.,2009. C. 156-163.
11 Катков М.Н. Заметка для издателя «Колокола»//Идеология охранительства. Сборник статей. М.,2009. C. 328-346.
12 Катков М.Н. К какой принадлежим мы партии?//Идеология охранительства. Сборник статей. М.,2009. C. 100-112.
13 Катков М.Н. Национальная и антинациональная партии в России //Идеология охранительства. Сборник статей. М.,2009. C.310-315.
14 Катков М.Н. Неразрывная связь русского народа с Верховной властью//Идеология охранительства. Сборник статей. М., 2009. C.82-85.
15 Катков М.Н. Польский вопрос //Идеология охранительства. Сборник статей. М., 2009. C. 179-191.
...