ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. БРЕНДИНГ ТЕЛЕКАНАЛОВ 11
1.1 АЙДЕНТИКА КАК ЧАСТЬ БРЕНДИНГА 11
1.2 ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АЙДЕНТИКИ 22
Глава 2. АЙДЕНТИКА В ЭФИРЕ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ 37
2.1 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛА «РОССИЯ 24» 37
2.2 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛА «РБК» 43
2.3 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛОВ «LifeNews» и «LifeNews 78» 48
Глава 3. АЙДЕНТИКА РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В СЕТИ 55
3.1 «РОССИЯ 24» В ИНТЕРНЕТЕ 56
3.2 «РБК» В ИНТЕРНЕТЕ 71
3.3 «LifeNews» И «LifeNews 78» В ИНТЕРНЕТЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 105
Телевидение в России начало регулярное вещание ещё в 1939 году1 и с тех пор сумело занять в сознании россиян почётное место наиболее доступного, увлекательного и относительно удобного источника самой разнообразной информации. Причём это касается и платных трансляций.
Доказательством тому является исследование ежемесячной стоимости услуг за телевещание, проведённое компанией Telecom Daily. В списке из 20 стран с наибольшим ВВП Россия занимает последнее и, в данном случае, наиболее приятное для нас место: средний ежемесячный платёж за абонемент в нашей стране составляет 2,5 доллара, в то время как в тех же США его стоимость превышает 100 долларов2.
Доступность и улучшение качества телевещания, безусловно, способствуют расширению телеаудитории. Тем не менее, есть некоторые тенденции, которые бросают тень на развитие данной отрасли в России. Например, всё популярнее становится регулярное обращение к Интернету. Так, по данным Роспечати, только 25% городских семей не имеют доступа в сеть3.
По данным уже другого доклада того же источника: «Интернет - это единственная растущая отрасль экономики в сегменте массовых коммуникаций»4. Только за 2015 год Рунет сделал вклад в ВВП нашей страны равный 2,3%5. Таким образом, мы можем предположить, что конкуренция между онлайн и телевизионными СМИ уже не только растёт, но телевидение плавно начинает проигрывать в этой холодной экономической войне.
В среде потребителей также становятся заметны весьма интересные тенденции. Исходя из данных, предоставленных в отраслевом докладе Роспечати о состоянии телевидения в нашей стране за 2015 год, мы можем сказать, что россияне стали смотреть телевизор в день в среднем на 2 минуты больше (4 часа 6 минут). При этом ежедневная аудитория телевидения по стране составляет 70%1. Несмотря на такие, казалось бы, положительные показатели, следует учитывать и тот факт, что объём телепросмотра по России увеличивается только за счёт людей в возрасте за 50. По данным того же отчёта, за последние два года эта аудитория увеличила среднесуточное время просмотра в своей группе на 23 минуты, что в результате составило 6 часов 12 минут в сутки6 7.
Среди людей в возрасте от 15 до 24 лет показатели просмотра телевизора в день всё ещё остаются низкими. Авторы отчёта объясняют это явление тем, что: «Молодое поколение традиционно более аполитично и привыкло получать информацию из Интернета»8. Таким образом, мы можем сказать, что в среде телевизионной аудитории наблюдается старение. Молодое поколение же наоборот уходит всё дальше от телевизоров и всё ближе к компьютерам, смартфонам и планшетам. В долгосрочной перспективе телеканалы могут потерять большой пласт потребителей, если не предпримут каких-либо мер.
В решении данной проблемы одним из самых очевидных и действенных способов сохранить и даже преумножить свою аудиторию для телеканалов является их переход в сеть. По данным еженедельного опроса «ФОМнибус» за сентябрь-ноябрь 2015 года, по популярности среди россиян информационные сайты стоят на втором месте после телеканалов9. Зная это, телеканалы дублируют контент и ведут онлайн-трансляции, ведь такая конвергенция, по идее, должна способствовать их укреплению, а, следовательно, и росту.
Однако ведение онлайн-трансляций в Интернете практически ничем не отличается от привычного телевещания. Поэтому, сайты телеканалов превращаются в полноценные информационные порталы, по наполненности данными превышающие свои эфиры в несколько раз. Это уже совсем другие СМИ хотя бы потому, что такие сетевые издания регистрируются отдельно10.
Не остаются без внимания и социальные сети, как ресурсы информации, по популярности у молодой аудитории стоящие на третьем месте11. То есть, теоретически, в сети каналы имеют не один и не два сайта, что может способствовать потере чёткой линии восприятия телеканала на информационном рынке. Особенно, если в подаче информации не уделяется должного внимания соблюдению айдентики ресурса (от англ. visual identity - визуальная идентичность; фирменный образ; фирменный стиль). Именно фирменный стиль, на наш взгляд, является важным подспорьем в позиционировании канала среди потребителей. В том числе и в сети.
В понимании термина «айдентика» у дизайнеров часто возникают разночтения. Дело в том, что это очень обширное понятие и некоторые специалисты, как, например, Павел Родькин в книге Марии Кумовой «Айдентика», определяют его таким образом: «...это сложная коммуникативная система корпоративной идентичности и брендинга в целом»12. Однако тут же Родькин добавляет: «.для удобства под визуальной айдентикой в данном контексте будут подразумеваться, прежде всего, фирменный знак и логотип»13. То есть это понятие настолько ёмкое, что в его трактовке возможны уточнения до минимальных составляющих.
Однако одного лишь логотипного блока (изображение и текст) в нашем случае будет недостаточно. В контексте данного исследования более уместно использовать определение Салтыковой: «единство постоянных графических и текстовых элементов во всех рекламных разработках и средствах <...> набор цветовых, графических и словесных констант и компонентов для идентификации товаров и/или услуг фирмы.. ,»
Это значит, что айдентика - такой же элемент борьбы за аудиторию СМИ, как и его контент. Свежие данные об актуальных событиях всегда пользуются большим спросом, но без должной подачи и оформления, сведения теряют свою привлекательность. Информация - это продукт. Как и всё, что предлагается к покупке, новости должны иметь привлекательную «упаковку». И дело не просто в дизайне оформления, а в позиционировании телеканала в Интернете, в его визуальной узнаваемости.
Говорить о современном телевидении в отрыве от сети сейчас очень сложно, так как теперь все телеканалы имеют официальные страницы и паблики (от англ. public - публичный, общедоступный) в социальных сетях. Поэтому мы собираемся рассматривать определённые телеканалы в контексте «современного медиапространства».
Под этим понятием мы будем подразумевать не единое информационное поле, включающее в себя все виды СМИ, а только область телевидения и Интернета. Данные ограничения вызваны спецификой телевещания. Дело в том, что как мы заметили ранее, онлайн-трансляции программ - это обычное дело. С другой стороны, даже простое упоминание телеканала в радио-эфире происходит скорее в рекламных, чем в информационных целях. Также стоит заметить, что айдентика требует постоянного визуального восприятия, которое в полной мере потребителю могут обеспечить только телевидение и Интернет.
Таким образом, мы можем сказать, что в контексте противостояния традиционного телевидения и современных онлайн-ресурсов, тема айдентики информационных каналов является актуальной.
Основываясь на вышеизложенных данных, в качестве объекта исследования мы выбрали айдентику трёх наиболее крупных российских информационных телеканалов, а именно «Россия 24», «РБК» и «LifeNews». Кроме того, мы собираемся рассмотреть канал «LifeNews 78», так как он является региональным отделением федерального «LifeNews». В случае дочерних информационных проектов нередко наблюдается визуальная отсылка к «родителю», в чём мы хотим убедиться в процессе исследования.
Стоит уточнить, что под «информационными» мы понимаем каналы, основной контент которых составляют новостные и аналитические программы и сообщения.
Предметом же стал процесс трансформации айдентики данных телеканалов при их переходе в сеть. Это значит, что помимо оформления телевещания вышеуказанных каналов нами будут рассмотрены их официальные сайты, а также страницы в наиболее популярных среди россиян социальных медиа, позволяющих осуществлять онлайн-вещание телеконтента. Среди них: «Вконтакте», «Одноклассники», Facebook и Youtube.
Чтобы уточнить значение понятия «социальные медиа» мы обратились к работе Шестёркиной Л. П., которая определила их как: «интерактивные цифровые способы доставки информации, <...>, где главным коммуникативным источником является Интернет»14. По данным Роспечати именно подобного рода сети являются вторым по популярности источником новостной информации в сети во всех возрастных группах. Более того, процент людей, обращающийся в поисках новостей к конкретным онлайн-СМИ почти вдвое меньше тех, кто предпочитает использовать для этого социальные медиа15.
Мы занимаемся исследованием элементов айдентики данных каналов, их сайтов и станиц в социальных сетях, с целью выявления нарушений, возникающих в процессе переноса телевизионной идентичности в сеть.
На наш взгляд, влияние онлайн-среды может серьёзно исказить представление о бренде телеканала, что в современных условиях постоянно ожесточающейся конкуренции, является серьёзной проблемой.
Как уже было замечено выше, заходя на сайт, пользователь сразу сталкивается с большим количеством информации. Поэтому многие информационные ресурсы стремятся упростить восприятие аудитории через оформление. Таким образом, среда Интернета накладывает свой отпечаток на композиционно-графические модели сайтов.
Также, при рассмотрении айдентики конкретного СМИ в социальных сетях мы рассчитываем столкнуться с ситуацией наложения одной айдентики на другую. То есть, дизайн страниц, характерный, например, для Facebook, будет сужать оформительские возможности телеканала.
Поэтому гипотезой нашего исследования является предположение о том, что под влиянием интернет-среды, айдентика телеканалов будет видоизменяться или даже нарушаться.
Задачи исследования:
1. Выделить основные элементы айдентики и использовать их в качестве критериев для дальнейшего сравнительного исследования.
2. Основываясь на выделенных критериях, провести анализ оформления телеканалов «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78».
3. Таким же образом проанализировать дизайн официальных сайтов рассматриваемых каналов; их страниц в «Одноклассники», «Вконтакте», Facebook и Youtube.
4. В ходе сравнительного анализа полученных данных, определить основные закономерности в изменениях айдентики «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78» в Интернете.
Основными методами, которые мы использовали в этой работе стали: сравнительный и декомпозиционный анализ, а также анализ медиа-рынка.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе описывается теория формирования визуальной идентичности телеканалов. Вторая и третья главы посвящены разбору дизайна телевизионного эфира и страниц телеканалов в Интернете, а также в обозначенных выше социальных сетях. В заключении предлагаются выводы по проделанной работе.
Рассмотрение айдентики российских телеканалов мы начали с обращения к основам журналистики, в чём очень полезными нам оказались: Цвик В. Л., Саруханов В. А., Саппак В. С.,16 а также многие другие.
В ходе изучения вопросов связанных с дизайном СМИ мы воспользовались исследованиями таких авторов как: Арнхейм Р., Иттен И.17 и др. Мы также обратились к таким исследователям и практикам айдентики как: Эйри Д., Кумова М., Салтыкова Г. М., Васильев И.18 и др. Мы также обнаружили множество книг и статей, посвящённых изучению брендообразования, а так как эта область неразрывно связана с фирменным стилем, мы также рассмотрели и эти работы, авторами которых были: Хэли М., Домнин В. Н., Биляева И. Г.19 и др.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что, исследуя эту область, мы не просто задаёмся вопросом узнаваемости СМИ на информационном рынке. Мы надеемся обратить внимание деятелей журналистики на проблему потери идентичности телевизионных каналов в сети, на то, как они обезличиваются и практически теряются на просторах Интернета.
Кроме того, всё время исследования, в работах по брендингу разного рода коммерческих предприятий, мы не нашли упоминаний о российских телеканалах. В примеры нам, как читателям данной литературы ставились ВВС и CNN, что, на наш взгляд, не совсем корректно для российской действительности. В этом же мы видим научную новизну данного исследования.
Практическая значимость же заключается в том, что в результате мы сможем не просто понять, как Интернет влияет на айдентику телеканалов, но и выявить все слабые места в позиционировании брендов «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78» на российском информационном рынке. В результате данная работа может послужить серьёзным теоретическим подспорьем для формирования конкретных путей улучшения узнаваемости рассматриваемых телеканалов не только в сети, но и в телеэфире.
Начиная данное исследование, мы предполагали обнаружить наличие изменений и даже нарушений в айдентике рассматриваемых информационных каналов в процессе их деятельности в сети. Для этого нами были обозначены задачи, первой из которых являлось выявление критериев для дальнейшего анализа дизайна «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78». Основываясь на выделенных пунктах, мы провели анализ дизайна эфиров, официальных сайтов и страниц в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», Facebook и Youtube). Весь дальнейший процесс был разделён нами в зависимости от среды функционирования масс-медиа: телевидение или Интернет.
Во второй главе мы начали анализ, основываясь на дизайне эфиров упомянутых выше телеканалов. Уже на этой стадии нами были обнаружены серьёзные несоответствия. Оказалось, что «Россия 24» во многом визуально позиционирует себя как программа «Вести». Подобным же образом дела сложились и с официальным сайтом данного телеканала, а также с его группами в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники», Facebook и Youtube.
В случае «РБК» мы столкнулись с очень чёткой корпоративной идентичностью телеканала и информационного агентства, которая проявлялась в отсутствии серьёзных визуальных отличий. В группах данного СМИ мы заметили тенденцию к упрощению: отказу от многочисленных паттернов и использованию меньшего количества логотипных вариантов.
Также довольно близки как структурно, так и внешне оказались телеканалы «LifeNews» и «LifeNews 78». Однако, чем больше они «отдалялись» от эфира, тем сильнее становились их визуальные различия.
В результате мы достигли цели исследования и убедились в том, что Всемирная паутина не только накладывает определённый отпечаток на айдентику СМИ, но ещё и проявляет все недочёты, допущенные на стадии её формирования. Мы привели все замеченные нарушения к общим знаменателям и выделили ряд закономерностей.
Во-первых, ни один телеканал не сохранил своего эфирного логотипа в социальных сетях. Мы видели, как варианты, явно предусмотренные айдентикой («РБК»), так и попытки создать нечто совершенно иное («Россия 24», «LifeNews» и «LifeNews 78»). Также мы столкнулись с переименованием СМИ в Интернете: так «Россия 24» превратился в «Вести.ру», а «LifeNews 78» в «Life Петербург».
Во-вторых, нередки были случаи отказа от фирменного цвета телеканала. Например, «Россия 24» в социальных сетях пытался эксплуатировать свою принадлежность государству, используя в дизайне аватаров и шапок страниц сочетания синего, красного и белого цветов. Однако в телеэфире и на официальном сайте подавляющее число графических элементов было окрашено в белый и оттенки синего. У «LifeNews 78» также произошло своего рода отторжение фирменного красного цвета: на сайте и в социальных сетях он имел либо синефиолетовый, либо сине-голубой оттенок.
В-третьих, также наблюдался отказ от фирменных шрифтов. Где-то оправданный, а где-то нет. Так, можно понять, почему «РБК» не стал использовать своё название в аватарах социальных сетей: выбранный логотип канала и так прекрасно в них вписывается. А вот причина внезапной замены шрифта «LifeNews 78», остаётся для нас загадкой.
Кроме того, всё соцсети имеют собственные шрифты - это помогает унифицировать внешний вид контента и сохранить собственную визуальную идентичность. Также не всегда возможно использовать фирменный шрифт на официальных сайтах.
В-четвёртых, в социальных сетях мы нередко сталкивались как с отказом от паттернов, так и с их использованием вопреки оформлению телевизионного эфира. «РБК» во многом упростил подачу информации, так как не стал использовать многочисленные варианты фирменных фонов из телеэфира. Только на его канале в Youtube мы увидели часть такого паттерна. Можно даже сказать, что в случае данного телеканала произошла трансформация фирменного стиля с учётом особенностей работы интернет-ресурсов. Таким образом, отказ от лишних графических элементов должен был ускорить восприятие аудитории
Сложнее всего с фирменными узорами дела обстоят у телеканалов «News Media». В результате многие тематические группы во всех рассматриваемых социальных сетях получили собственный паттерн, правда, выполненный в одном стиле. Не исключено, что скоро и оставшиеся группы сменят свой внешний вид.
В целом, айдентика российских информационных каналов в современном медиапространстве оказалась весьма неоднородной. Безусловно, группы в социальных сетях пытаются копировать друг друга и это хорошо видно на примерах «Россия 24», «РБК» и «LifeNews». Тем не менее в их числе есть такой пример парного подражания как «LifeNews 78», у которого аватары на страницах в Youtube и «Одноклассники» соответствуют друг другу, но сильно отличаются от тех, что используются этим же каналом во «Вконтакте» и Facebook.
Назвать точные причины всех вариантов выявленных несоответствий сложно, так как для этого требуется более глубокое внедрение в структуры рассматриваемых СМИ. Так, например, отсутствие чётко просматриваемой айдентики может быть связано как с нарушениями корпоративной идентичности, так и с особенностями организации работы отделов телеканалов.
Дело в том, что, как правило, телеконтент производится в отрыве от сайта или социальных сетей. Фактически, под именем одного СМИ существует несколько разных. В таких случаях продуманная и строго соблюдаемая айдентика помогает сохранить и даже преумножить вес определённого масс-медиа на информационной арене, потому что аудитория, посредством фирменного стиля, привлекается к одному конкретному СМИ, а не к нескольким разным. Хорошим примером тому является телеканал «РБК» и его монолитный бренд, строго контролирующий деятельность всех подвластных ему медиа. Даже в социальных сетях кроме содержания шапок главных страниц мы не нашли серьёзных визуальных различий. Выбор разных изображений был оправдан специализацией данных СМИ: информационное агентство использовало иллюстрации своих продуктов, а телеканал остановился на фотографии телестудии.
С другой стороны, стремление остальных объектов нашего исследования выглядеть не так как в эфире может скрывать под собой протест и желание быть более самостоятельными на рынке масс-медиа.
В ходе апробации данной работы мы неоднократно сталкивались с недоверием со стороны опытных журналистов к тому, что продуманный фирменный стиль может улучшить узнаваемость конкретных медиа-ресурсов среди аудитории. Мнения специалистов по брэндингу и маркетингу здесь оказались бесполезны, а потому мы считаем, что в перспективе данную работу следовало бы дополнить количественными исследованиями узнаваемости. Тем не менее, полученные результаты также представляют определённую научную ценность и могут послужить теоретическим и практическим обоснованием, для внесения изменений в фирменные стили рассмотренных СМИ.