Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Айдентика информационных телеканалов в современном медиапространстве

Работа №130599

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. БРЕНДИНГ ТЕЛЕКАНАЛОВ 11
1.1 АЙДЕНТИКА КАК ЧАСТЬ БРЕНДИНГА 11
1.2 ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АЙДЕНТИКИ 22
Глава 2. АЙДЕНТИКА В ЭФИРЕ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ 37
2.1 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛА «РОССИЯ 24» 37
2.2 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛА «РБК» 43
2.3 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛОВ «LifeNews» и «LifeNews 78» 48
Глава 3. АЙДЕНТИКА РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В СЕТИ 55
3.1 «РОССИЯ 24» В ИНТЕРНЕТЕ 56
3.2 «РБК» В ИНТЕРНЕТЕ 71
3.3 «LifeNews» И «LifeNews 78» В ИНТЕРНЕТЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 105

Телевидение в России начало регулярное вещание ещё в 1939 году1 и с тех пор сумело занять в сознании россиян почётное место наиболее доступного, увлекательного и относительно удобного источника самой разнообразной инфор­мации. Причём это касается и платных трансляций.
Доказательством тому является исследование ежемесячной стоимости услуг за телевещание, проведённое компанией Telecom Daily. В списке из 20 стран с наибольшим ВВП Россия занимает последнее и, в данном случае, наиболее приятное для нас место: средний ежемесячный платёж за абонемент в нашей стране составляет 2,5 доллара, в то время как в тех же США его стоимость превышает 100 долларов2.
Доступность и улучшение качества телевещания, безусловно, способствуют расширению телеаудитории. Тем не менее, есть некоторые тенденции, которые бросают тень на развитие данной отрасли в России. Например, всё популярнее становится регулярное обращение к Интернету. Так, по данным Роспечати, только 25% городских семей не имеют доступа в сеть3.
По данным уже другого доклада того же источника: «Интернет - это един­ственная растущая отрасль экономики в сегменте массовых коммуникаций»4. Только за 2015 год Рунет сделал вклад в ВВП нашей страны равный 2,3%5. Таким образом, мы можем предположить, что конкуренция между онлайн и телевизион­ными СМИ уже не только растёт, но телевидение плавно начинает проигрывать в этой холодной экономической войне.
В среде потребителей также становятся заметны весьма интересные тенден­ции. Исходя из данных, предоставленных в отраслевом докладе Роспечати о состоянии телевидения в нашей стране за 2015 год, мы можем сказать, что россияне стали смотреть телевизор в день в среднем на 2 минуты больше (4 часа 6 минут). При этом ежедневная аудитория телевидения по стране составляет 70%1. Несмотря на такие, казалось бы, положительные показатели, следует учитывать и тот факт, что объём телепросмотра по России увеличивается только за счёт людей в возрасте за 50. По данным того же отчёта, за последние два года эта аудитория увеличила среднесуточное время просмотра в своей группе на 23 минуты, что в результате составило 6 часов 12 минут в сутки6 7.
Среди людей в возрасте от 15 до 24 лет показатели просмотра телевизора в день всё ещё остаются низкими. Авторы отчёта объясняют это явление тем, что: «Молодое поколение традиционно более аполитично и привыкло получать информацию из Интернета»8. Таким образом, мы можем сказать, что в среде телевизионной аудитории наблюдается старение. Молодое поколение же наобо­рот уходит всё дальше от телевизоров и всё ближе к компьютерам, смартфонам и планшетам. В долгосрочной перспективе телеканалы могут потерять большой пласт потребителей, если не предпримут каких-либо мер.
В решении данной проблемы одним из самых очевидных и действенных способов сохранить и даже преумножить свою аудиторию для телеканалов является их переход в сеть. По данным еженедельного опроса «ФОМнибус» за сентябрь-ноябрь 2015 года, по популярности среди россиян информационные сайты стоят на втором месте после телеканалов9. Зная это, телеканалы дублируют контент и ведут онлайн-трансляции, ведь такая конвергенция, по идее, должна способствовать их укреплению, а, следовательно, и росту.
Однако ведение онлайн-трансляций в Интернете практически ничем не от­личается от привычного телевещания. Поэтому, сайты телеканалов превращаются в полноценные информационные порталы, по наполненности данными превыша­ющие свои эфиры в несколько раз. Это уже совсем другие СМИ хотя бы потому, что такие сетевые издания регистрируются отдельно10.
Не остаются без внимания и социальные сети, как ресурсы информации, по популярности у молодой аудитории стоящие на третьем месте11. То есть, теоретически, в сети каналы имеют не один и не два сайта, что может способство­вать потере чёткой линии восприятия телеканала на информационном рынке. Особенно, если в подаче информации не уделяется должного внимания соблюде­нию айдентики ресурса (от англ. visual identity - визуальная идентичность; фирменный образ; фирменный стиль). Именно фирменный стиль, на наш взгляд, является важным подспорьем в позиционировании канала среди потребителей. В том числе и в сети.
В понимании термина «айдентика» у дизайнеров часто возникают разночте­ния. Дело в том, что это очень обширное понятие и некоторые специалисты, как, например, Павел Родькин в книге Марии Кумовой «Айдентика», определяют его таким образом: «...это сложная коммуникативная система корпоративной иден­тичности и брендинга в целом»12. Однако тут же Родькин добавляет: «.для удобства под визуальной айдентикой в данном контексте будут подразумеваться, прежде всего, фирменный знак и логотип»13. То есть это понятие настолько ёмкое, что в его трактовке возможны уточнения до минимальных составляющих.
Однако одного лишь логотипного блока (изображение и текст) в нашем случае будет недостаточно. В контексте данного исследования более уместно использовать определение Салтыковой: «единство постоянных графических и текстовых элементов во всех рекламных разработках и средствах <...> набор цветовых, графических и словесных констант и компонентов для идентификации товаров и/или услуг фирмы.. ,»
Это значит, что айдентика - такой же элемент борьбы за аудиторию СМИ, как и его контент. Свежие данные об актуальных событиях всегда пользуются большим спросом, но без должной подачи и оформления, сведения теряют свою привлекательность. Информация - это продукт. Как и всё, что предлагается к покупке, новости должны иметь привлекательную «упаковку». И дело не просто в дизайне оформления, а в позиционировании телеканала в Интернете, в его визуальной узнаваемости.
Говорить о современном телевидении в отрыве от сети сейчас очень сложно, так как теперь все телеканалы имеют официальные страницы и паблики (от англ. public - публичный, общедоступный) в социальных сетях. Поэтому мы собираем­ся рассматривать определённые телеканалы в контексте «современного медиа­пространства».
Под этим понятием мы будем подразумевать не единое информационное поле, включающее в себя все виды СМИ, а только область телевидения и Интер­нета. Данные ограничения вызваны спецификой телевещания. Дело в том, что как мы заметили ранее, онлайн-трансляции программ - это обычное дело. С другой стороны, даже простое упоминание телеканала в радио-эфире происходит скорее в рекламных, чем в информационных целях. Также стоит заметить, что айдентика требует постоянного визуального восприятия, которое в полной мере потребите­лю могут обеспечить только телевидение и Интернет.
Таким образом, мы можем сказать, что в контексте противостояния тради­ционного телевидения и современных онлайн-ресурсов, тема айдентики инфор­мационных каналов является актуальной.
Основываясь на вышеизложенных данных, в качестве объекта исследова­ния мы выбрали айдентику трёх наиболее крупных российских информационных телеканалов, а именно «Россия 24», «РБК» и «LifeNews». Кроме того, мы собира­емся рассмотреть канал «LifeNews 78», так как он является региональным отделе­нием федерального «LifeNews». В случае дочерних информационных проектов нередко наблюдается визуальная отсылка к «родителю», в чём мы хотим убедить­ся в процессе исследования.
Стоит уточнить, что под «информационными» мы понимаем каналы, основ­ной контент которых составляют новостные и аналитические программы и сообщения.
Предметом же стал процесс трансформации айдентики данных телеканалов при их переходе в сеть. Это значит, что помимо оформления телевещания выше­указанных каналов нами будут рассмотрены их официальные сайты, а также страницы в наиболее популярных среди россиян социальных медиа, позволяющих осуществлять онлайн-вещание телеконтента. Среди них: «Вконтакте», «Одно­классники», Facebook и Youtube.
Чтобы уточнить значение понятия «социальные медиа» мы обратились к работе Шестёркиной Л. П., которая определила их как: «интерактивные цифро­вые способы доставки информации, <...>, где главным коммуникативным источ­ником является Интернет»14. По данным Роспечати именно подобного рода сети являются вторым по популярности источником новостной информации в сети во всех возрастных группах. Более того, процент людей, обращающийся в поис­ках новостей к конкретным онлайн-СМИ почти вдвое меньше тех, кто предпочи­тает использовать для этого социальные медиа15.
Мы занимаемся исследованием элементов айдентики данных каналов, их сайтов и станиц в социальных сетях, с целью выявления нарушений, возникаю­щих в процессе переноса телевизионной идентичности в сеть.
На наш взгляд, влияние онлайн-среды может серьёзно исказить представле­ние о бренде телеканала, что в современных условиях постоянно ожесточающей­ся конкуренции, является серьёзной проблемой.
Как уже было замечено выше, заходя на сайт, пользователь сразу сталкива­ется с большим количеством информации. Поэтому многие информационные ресурсы стремятся упростить восприятие аудитории через оформление. Таким образом, среда Интернета накладывает свой отпечаток на композиционно-графические модели сайтов.
Также, при рассмотрении айдентики конкретного СМИ в социальных сетях мы рассчитываем столкнуться с ситуацией наложения одной айдентики на другую. То есть, дизайн страниц, характерный, например, для Facebook, будет сужать оформительские возможности телеканала.
Поэтому гипотезой нашего исследования является предположение о том, что под влиянием интернет-среды, айдентика телеканалов будет видоизменяться или даже нарушаться.
Задачи исследования:
1. Выделить основные элементы айдентики и использовать их в качестве критериев для дальнейшего сравнительного исследования.
2. Основываясь на выделенных критериях, провести анализ оформления телеканалов «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78».
3. Таким же образом проанализировать дизайн официальных сайтов рас­сматриваемых каналов; их страниц в «Одноклассники», «Вконтакте», Facebook и Youtube.
4. В ходе сравнительного анализа полученных данных, определить ос­новные закономерности в изменениях айдентики «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78» в Интернете.
Основными методами, которые мы использовали в этой работе стали: срав­нительный и декомпозиционный анализ, а также анализ медиа-рынка.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка ли­тературы и приложений. В первой главе описывается теория формирования визуальной идентичности телеканалов. Вторая и третья главы посвящены разбору дизайна телевизионного эфира и страниц телеканалов в Интернете, а также в обозначенных выше социальных сетях. В заключении предлагаются выводы по проделанной работе.
Рассмотрение айдентики российских телеканалов мы начали с обращения к основам журналистики, в чём очень полезными нам оказались: Цвик В. Л., Саруханов В. А., Саппак В. С.,16 а также многие другие.
В ходе изучения вопросов связанных с дизайном СМИ мы воспользовались исследованиями таких авторов как: Арнхейм Р., Иттен И.17 и др. Мы также обра­тились к таким исследователям и практикам айдентики как: Эйри Д., Кумова М., Салтыкова Г. М., Васильев И.18 и др. Мы также обнаружили множество книг и статей, посвящённых изучению брендообразования, а так как эта область неразрывно связана с фирменным стилем, мы также рассмотрели и эти работы, авторами которых были: Хэли М., Домнин В. Н., Биляева И. Г.19 и др.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что, иссле­дуя эту область, мы не просто задаёмся вопросом узнаваемости СМИ на инфор­мационном рынке. Мы надеемся обратить внимание деятелей журналистики на проблему потери идентичности телевизионных каналов в сети, на то, как они обезличиваются и практически теряются на просторах Интернета.
Кроме того, всё время исследования, в работах по брендингу разного рода коммерческих предприятий, мы не нашли упоминаний о российских телеканалах. В примеры нам, как читателям данной литературы ставились ВВС и CNN, что, на наш взгляд, не совсем корректно для российской действительности. В этом же мы видим научную новизну данного исследования.
Практическая значимость же заключается в том, что в результате мы сможем не просто понять, как Интернет влияет на айдентику телеканалов, но и выявить все слабые места в позиционировании брендов «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78» на российском информационном рынке. В результате данная работа может послужить серьёзным теоретическим подспорьем для формирования конкретных путей улучшения узнаваемости рассматриваемых телеканалов не только в сети, но и в телеэфире.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начиная данное исследование, мы предполагали обнаружить наличие изме­нений и даже нарушений в айдентике рассматриваемых информационных каналов в процессе их деятельности в сети. Для этого нами были обозначены задачи, первой из которых являлось выявление критериев для дальнейшего анализа дизайна «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78». Основываясь на выделенных пунктах, мы провели анализ дизайна эфиров, официальных сайтов и страниц в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», Facebook и Youtube). Весь дальнейший процесс был разделён нами в зависимости от среды функционирования масс-медиа: телевидение или Интернет.
Во второй главе мы начали анализ, основываясь на дизайне эфиров упомя­нутых выше телеканалов. Уже на этой стадии нами были обнаружены серьёзные несоответствия. Оказалось, что «Россия 24» во многом визуально позиционирует себя как программа «Вести». Подобным же образом дела сложились и с офици­альным сайтом данного телеканала, а также с его группами в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники», Facebook и Youtube.
В случае «РБК» мы столкнулись с очень чёткой корпоративной идентично­стью телеканала и информационного агентства, которая проявлялась в отсутствии серьёзных визуальных отличий. В группах данного СМИ мы заметили тенденцию к упрощению: отказу от многочисленных паттернов и использованию меньшего количества логотипных вариантов.
Также довольно близки как структурно, так и внешне оказались телеканалы «LifeNews» и «LifeNews 78». Однако, чем больше они «отдалялись» от эфира, тем сильнее становились их визуальные различия.
В результате мы достигли цели исследования и убедились в том, что Все­мирная паутина не только накладывает определённый отпечаток на айдентику СМИ, но ещё и проявляет все недочёты, допущенные на стадии её формирования. Мы привели все замеченные нарушения к общим знаменателям и выделили ряд закономерностей.
Во-первых, ни один телеканал не сохранил своего эфирного логотипа в со­циальных сетях. Мы видели, как варианты, явно предусмотренные айдентикой («РБК»), так и попытки создать нечто совершенно иное («Россия 24», «LifeNews» и «LifeNews 78»). Также мы столкнулись с переименованием СМИ в Интернете: так «Россия 24» превратился в «Вести.ру», а «LifeNews 78» в «Life Петербург».
Во-вторых, нередки были случаи отказа от фирменного цвета телеканала. Например, «Россия 24» в социальных сетях пытался эксплуатировать свою принадлежность государству, используя в дизайне аватаров и шапок страниц сочетания синего, красного и белого цветов. Однако в телеэфире и на официаль­ном сайте подавляющее число графических элементов было окрашено в белый и оттенки синего. У «LifeNews 78» также произошло своего рода отторжение фирменного красного цвета: на сайте и в социальных сетях он имел либо сине­фиолетовый, либо сине-голубой оттенок.
В-третьих, также наблюдался отказ от фирменных шрифтов. Где-то оправ­данный, а где-то нет. Так, можно понять, почему «РБК» не стал использовать своё название в аватарах социальных сетей: выбранный логотип канала и так прекрас­но в них вписывается. А вот причина внезапной замены шрифта «LifeNews 78», остаётся для нас загадкой.
Кроме того, всё соцсети имеют собственные шрифты - это помогает уни­фицировать внешний вид контента и сохранить собственную визуальную иден­тичность. Также не всегда возможно использовать фирменный шрифт на офици­альных сайтах.
В-четвёртых, в социальных сетях мы нередко сталкивались как с отказом от паттернов, так и с их использованием вопреки оформлению телевизионного эфира. «РБК» во многом упростил подачу информации, так как не стал использовать многочисленные варианты фирменных фонов из телеэфира. Только на его канале в Youtube мы увидели часть такого паттерна. Можно даже сказать, что в случае данного телеканала произошла трансформация фирменного стиля с учётом особенностей работы интернет-ресурсов. Таким образом, отказ от лишних графических элементов должен был ускорить восприятие аудитории
Сложнее всего с фирменными узорами дела обстоят у телеканалов «News Media». В результате многие тематические группы во всех рассматриваемых социальных сетях получили собственный паттерн, правда, выполненный в одном стиле. Не исключено, что скоро и оставшиеся группы сменят свой внешний вид.
В целом, айдентика российских информационных каналов в современном медиапространстве оказалась весьма неоднородной. Безусловно, группы в соци­альных сетях пытаются копировать друг друга и это хорошо видно на примерах «Россия 24», «РБК» и «LifeNews». Тем не менее в их числе есть такой пример парного подражания как «LifeNews 78», у которого аватары на страницах в Youtube и «Одноклассники» соответствуют друг другу, но сильно отличаются от тех, что используются этим же каналом во «Вконтакте» и Facebook.
Назвать точные причины всех вариантов выявленных несоответствий слож­но, так как для этого требуется более глубокое внедрение в структуры рассматри­ваемых СМИ. Так, например, отсутствие чётко просматриваемой айдентики может быть связано как с нарушениями корпоративной идентичности, так и с особенностями организации работы отделов телеканалов.
Дело в том, что, как правило, телеконтент производится в отрыве от сайта или социальных сетей. Фактически, под именем одного СМИ существует не­сколько разных. В таких случаях продуманная и строго соблюдаемая айдентика помогает сохранить и даже преумножить вес определённого масс-медиа на информационной арене, потому что аудитория, посредством фирменного стиля, привлекается к одному конкретному СМИ, а не к нескольким разным. Хорошим примером тому является телеканал «РБК» и его монолитный бренд, строго контролирующий деятельность всех подвластных ему медиа. Даже в социальных сетях кроме содержания шапок главных страниц мы не нашли серьёзных визуаль­ных различий. Выбор разных изображений был оправдан специализацией данных СМИ: информационное агентство использовало иллюстрации своих продуктов, а телеканал остановился на фотографии телестудии.
С другой стороны, стремление остальных объектов нашего исследования выглядеть не так как в эфире может скрывать под собой протест и желание быть более самостоятельными на рынке масс-медиа.
В ходе апробации данной работы мы неоднократно сталкивались с недове­рием со стороны опытных журналистов к тому, что продуманный фирменный стиль может улучшить узнаваемость конкретных медиа-ресурсов среди аудито­рии. Мнения специалистов по брэндингу и маркетингу здесь оказались бесполез­ны, а потому мы считаем, что в перспективе данную работу следовало бы допол­нить количественными исследованиями узнаваемости. Тем не менее, полученные результаты также представляют определённую научную ценность и могут послу­жить теоретическим и практическим обоснованием, для внесения изменений в фирменные стили рассмотренных СМИ.


1. Facebook - Подробнее [Электронный ресурс] URL: https://www.facebook.com/pg/FacebookRussia/about/?ref=page internal
2. facebook.com Analytics - Market Share Stats & Traffic Ranking [Электронный ресурс] URL: https://www.similarweb.com/website/facebook.com
3. Google купил видеосервис YouTube_ Медиа_ Lenta.ru [Электронный ресурс] URL: https: //lenta. ru/news/2006/10/10/youtube/
4. How Facebook Was Founded - Business Insider [Электронный ресурс] URL: http://www.businessinsider.com/how-facebook-was-founded-2010-3#we-can-talk- about-that-after-i-get-all-the-basic-functionality-up-tomorrow-night-1
5. LIFE _ Новости - YouTube [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/channel/UC3wf1pcRkwV-NvUpBfHovPw
6. LIFE 78 - YouTube [Электронный ресурс] URL: https://www.Youtube.com/channel/UChq6HlMSSscLIs1ZYa6X9rg
7. Life Новости - Главная [Электронный ресурс] URL: https://www.facebook.com/lifenews.ru/
8. Life Новости _ OK.RU [Электронный ресурс] URL: https://ok.ru/lifenews
9. LIFE Петербург _ OK.RU [Электронный ресурс] URL: https://ok.ru/life78
10. Life|Streams [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/lfstreams
11. Life [Главное [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/life ru
12. Life|Новости [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/life
13. Life Шоу [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/lfshow
14. Life78|Питер решает [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/life78spb
15. Mail.ru Group - Исследование аудитории социальных сетей [Электронный ресурс] URL: https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ