Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРХИТЕКТУРА КАК ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ЯД ВА-ШЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ)

Работа №130575

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЯД ВА-ШЕМ 5
1.1 История учреждения 5
1.2 Зал памяти 13
1.3 Детский мемориал 19
1.4 Мемориал Депортированным 22
1.5 Архитектор Моше Сафди 23
1.6 Реконструкция Яд ва-Шем 26
1.7 Конкурс; Архитектурные проекты 27
1.8 Исторический музей 31
1.9 Символизм архитектуры 35
1.10 Сионистский нарратив 38
Глава 2. АРХИТЕКТУРА ЯД ВА-ШЕМ КАК ДРАМАТУРГИЧЕСКОЕ
ИСКУССТВО 51
Заключение 66
Библиография 71
Приложение

Яд ва-Шем — мемориальный комплекс Катастрофы и героизма еврейского народа, расположенный в Иерусалиме. Иерусалимские холмы — земля, свободная от исторических воспоминаний трагедии Шоа, но по причинам своей священности невероятно значимая для сионистского движения.
В данной работе будет рассмотрена особая связь Яд ва-Шем с землей, на которой он возведен, его значение для национального духа Израиля и для еврейского народа. Также будет исследована метафора «архитектурной драматургии» в визуальном воплощении музея.
Идея архитектуры как драматургического искусства в искусствоведении нашей страны исследована достаточно мало. А в контексте музея Холокоста не рассматривалась ни разу. Архитектор комплекса, Моше Сафди, чьи работы очень экспрессивны и эмоциональны сами по себе, спровоцировал интерес узнать, как эти явления взаимодействуют друг с другом.
В данной работе поставлены следующие цели:
• изучить мемориальный комплекс Яд ва-Шем как архитектурный объект;
• выявить, какими архитектурными средствами в данном комплексе выражено самосознание еврейского народа, пережившего Холокост;
• проанализировать значение комплекса Яд ва-Шем для современного самосознания еврейского народа;
• исследовать драматургические эффекты архитектуры комплекса Яд ва-Шем.
Для достижения этой цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
• изучить историю комплекса и выбор места для его строительства;
• понять творческое кредо автора — Моше Сафди;
• описать архитектурный ансамбль музея;
• раскрыть архитектурные метафоры, использованные архитектором;
• рассмотреть влияние архитектурной композиции на восприятие посетителя.
Объект исследования — метафора «архитектурной драматургии».
Предмет исследования — музейный комплекс Яд ва-Шем.
Ведущая гипотеза работы: мемориальный комплекс Яд ва-Шем — воплощение архитектурно-драматургических парадигм «пути» и «восхождения» в целях духовного преображения посетителя.
Методы, использованные в работе: анализ натурных впечатлений, изучение литературы, сравнительный анализ, изучение идеологических и теоретических установок.
В первой главе работы будет исследована история основания Яд ва-Шем, рассмотрены основные объекты комплекса, сделан архитектурный анализ, исследована личность архитектора и выявлено значение комплекса для современного самосознания еврейского народа.
Во второй главе будут рассмотрены различные «архитектурные метафоры», проведена аналогия между архитектурой и драматургией и исследовано перевоплощение посетителя через переживание архитектуры.
В заключении будут представлены выводы из исследований, осуществленных в основных главах работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как и во многих других случаях, архитектура — и на практике, и в теории — пришла к вопросу о репрезентации Холокоста относительно поздно, по сравнению с другими возможными способами коммеморации, главным образом потому, что воплощение архитектурных идей является медленным и дорогостоящим процессом, который требует согласия различных сторон и властей. Яд ва-Шем был одним из первых, воплощенным в архитектуре (после строительства «Бейт Лохамей ха-Геттаот» — дома-мемориала борцов гетто, расположенного на севере Израиля). Использование архитектурных приемов в Яд ва-Шем опиралось в основном на две модели коммеморации: одна — на музейное пространство, а другая — на памятные объекты, которые проявляют себя скорее в пространстве, нежели в твердых объемах.
С тех пор, особенно в 1990-х годах, музейное пространство стало главным образцом памятования многих архитектурных памятников, посвященных Холокосту. В течение последнего десятилетия XX века по всему миру — от Японии до Европы и Северной Америки было построено большое количество музеев - памятников трагедии Шоа. Эти музеи представляли собой конкурентов для Яд ва-Шем как в сборе средств, так и в способах коммеморации и репрезентации трагедии. Так, например, мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне, спроектированный Джеймсом Инго Фридом, и Берлинский Еврейский музей, спроектированный Даниэлем Либескиндом, являются самыми известными из международных музеев Шоа. Музеи Вашингтона и Берлина определили новые способы меморизации Холокоста: Вашингтонский музей использует прямую визуальную иллюстрацию, в то время как Берлинский музей обращается к деконструктивной архитектуре. Экспозиции, представленные в обоих музеях, были более полными и актуальными, чем выставка в старом музее Яд ва-Шем. Строительство Музея Истории Холокоста на территории всего памятного комплекса стало самым крупным проектом расширения Яд ва-Шем, инициированным и активно поддержанным нынешним директором администрации Авнером Шалевым.
Эта инициатива возникла отчасти именно как ответ на масштабное строительство музеев Холокоста в 1990-х годах. Сейчас Яд ва-Шем уверенно занимает позицию одного из выдающихся музеев, посвященных проблеме еврейского геноцида, осуществленного нацистами.
Изучение различий в методах коммеморации, представленных в различных музеях, показывает уникальность метода Яд ва-Шема, в котором территория, ландшафт и пространство связаны актом поминовения. С самых первых этапов формулирования идеи строительства мемориала в честь жертв Холокоста, а затем и на протяжении многих лет архитектурная практика стремилась объединить территорию с местными пейзажем и пространством. Цель сопоставления этих трех элементов заключалась в стремлении создать символическую связь между святостью земли и кровью убитых жертв. Но кровь европейских евреев не была пролита на израильской территории, и именно поэтому на протяжении многих лет предпринимались неоднократные попытки «импортировать» Европу в сценическую реальность Израиля. Война и истребление были завезены на Иерусалимские холмы, например, ценой размещения подлинных объектов военных лет в живописном контексте Иерусалима. Кроме того, при реализации проекта учитывались местные ландшафтные особенности. Таким образом, расстояние между Освенцимом и Иерусалимом было сокращено, а законность использования памяти о Холокосте была укреплена.
Акт политизации памяти Холокоста, как и любого другого историографического акта широко обсуждался во всем мире, и Израиль не был исключением. Написание истории предполагает писателя, его голос, может даже его агентство, у которого уже сформулированы задачи на повестку дня и идеология, даже если предопределены они еще не четко. Точно так же память о Холокосте и способы, которыми рассказывается эта история, отражают идеологию и политическую точку зрения. В Израиле критически настроенные историки и философы, такие, как Идит Зертал, Ади Офир, Ариэлла Азулай и другие, исследовали политику коммеморации и то, как она вписывается в национальную концептуализации их страны как еврейского государства, непосредственно связанного с Холокостом. Использование территории в качестве основного средства увековечения памяти в Яд ва-Шем хорошо согласуется с их аргументами: Израильско-Палестинский конфликт закончился присвоением местности; поэтому неудивительно, что нация, которая, вполне вероятно, одержима вопросами владения землей, предпочла бы увековечить память о Холокосте территориальными средствами.
Помимо связи между территорией и национальным возрождением, случай Яд ва-Шем интересен тем, что он предоставляет возможность исследовать средства, с помощью которых архитектура может манипулировать территорией, землей и ландшафтом и рассматривать их как элементы в создании национального и личного сознания. Столь смелое использование территории в Яд ва-Шем является одним из способов укрощения природы человечеством, ее аккультурации и включения ее в «систему». Одна из самых давних проблем архитектуры вращается вокруг вопроса отношений культуры и природы. Раньше роль архитектуры заключалась в укрощении природы, предоставлении убежища от нее. Вовлечение природы в экспозиционное пространство Яд ва-Шем через памятники и особую архитектуру зданий отсылает к идеям в современной архитектуре, где природа романтизирована и объективирована, чтобы стать частью культурных нарративов. Зачастую — это «истории» о взаимосвязи природы и смерти.
В чем актуальность архитектуры Яд ва-Шем в контексте данного вопроса? Мемориальный комплекс Катастрофы демонстрирует новые идеи того, как история и память могут взаимодействовать или даже стать частью природы. Уникальность Яд ва-Шем заключается в том, что эти архитектурные идеи реализуются на территории, не имеющей действительной связи с представленными событиями. Это может быть служить причиной для постоянного развития новых идей и методов коммеморации, которыми отличается Яд ва-Шем.
Действительно, с годами использование пространственных методов репрезентации, а также связи между территорией, ландшафтом и памятниками претерпели изменения. Хотя первоначально связь между способами коммеморации и ландшафтными особенностями была прямой, со временем она превратилась в риторику относительно деконструкции репрезентации (например, Детский Мемориал и Исторический музей до реконструкции). После же реализации проекта «Яд ва-Шем 2001», когда пространственная репрезентация за счет местного ландшафта и территории, а также благодаря историческому значению выбранного места, заняла основное место в способе коммеморации в Яд ва-Шем, «успех» этого метода был заметен, что привело к его усилению и превращению в центральную парадигму репрезентации Холокоста в Яд ва-Шем.
Все элементы и особенности строительного подхода, воспроизведенные в конструкции комплекса, разработаны Сафди посредством многочисленных архитектурных метафор, для достижения коммеморативного эффекта, а также для сильного эмоционального воздействия на посетителя. Форма здания, его подземное расположение с особенным выходом, материалы, использованные при строительстве, композиционные особенности, пространственные формы, свет и тень, детали антуража — все это подобрано и выстроено таким образом, что посетитель ощущает атмосферу Шоа, он погружается в нее. Ему на ум постоянно приходят скрытые смыслы и метафоры, заложенные архитектором в свое «драматургическое произведение».
«Архитектурная постановка» будто одушевлена, создается стойкое ощущение, что она не менее, чем ее посетитель, обладает памятью и эмоциями. Она стремится передать их ему, чтобы для не осталось слепых пятен в «этой истории». Происходит конфликт в переживании окружающего, который достигается благодаря архитектуре, образно-метафорически интерпретирующей представленные в музее трагические события.
Да, драматическая трактовка архитектуры не является новаторской идеей. Но драматическую композицию принято рассматривать в условиях городской среды, Моше Сафди же смог добиться столь крепкого взаимодействия архитектуры и человеческих эмоций посредством одного здания. Он справился без городской композиции, где можно увидеть театральное взаимодействие фасадов домов, панорам улиц и т. д. Своей работой он смог рассказать историю, спровоцировать посетителя на ассоциативную и метафорическую игру, а также добиться эффекта катарсиса. И благодаря этому эмоциональному потрясению он смог воздействовать на посетителя сильнее, чем прямая трансляция информации.



1. Аль Д. Н. Основы драматургии. Ленинград, 1988.
2. Аристотель. Риторика: Поэтика. М.: Лабиринт, 2000.
3. Ассман А. Новое недовольство мемориальной культурой. Новое литературное обозрение. М., 2016.
4. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии, 56:5. М.: Издание Московской Патриархии, 1990.
5. Дзеви Б. Уметь видеть архитектуру. М., 1972.
6. Зерубавель Я. Смерть памяти и память смерти: Масада и Холокост как исторические метафоры // История и коллективная память. Сборник статей по еврейской историографии. М.: Мосты культуры, 2008.
7. Нора П. Всемирное торжество памяти// «Неприкосновенный Запас», 2005 г. № 2-3.
8. Раппапорт А. Г. Зрители и герои "архитектурного театра". Архитектура СССР, № 10, 1979.
9. Соловьев В.С. Общий смысл искусства. Собр. соч.: в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1988.
10. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память //
Неприкосновенный запас. М., 2005. №2-3.
11. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. М.: Стройиздат. 1996.
12. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское: пер. с фр. /Мирча Элиаде. М.: Ладомир, 2000.
13. Alba A. The Holocaust Memorial Museum. Palgrave Macmillan, 2015.
14. Catalog. Yad Vashem publications, 2001.
15. Cattle Car Monument — Deportees Memorial. Yad Vashem publication for the inauguration of the monument. Jerusalem, 1990.
16. Cohen A. and Mendes P., Contemporary Jewish Religious Thought: Original Essays on Critical Concepts, Movements and Beliefs. New York: Free Press, 1988.
17. Etlin R. The Space of Absence. Symbolic Architecture: French Enlightenment Architecture and Its Legacy. Chicago, 1994.
18. Feldman J. Between Yad Vashem and Mt. Herzl: Changing Inscriptions of Sacrifice on Jerusalem’s “Mountain of Memory”. Anthropological Quarterly. 2007. Vol. 80 No. 4.
19. Friedlander S. and Adam Seligman B., The Israeli Memory of the Shoah: on Symbols, Rituals and Ideological Polarization. Now Here: Space, Time and Modernity. Los Angeles, 1994.
20. Kattermann V. Endlich fertig erinnert? Ein psychoanalytischer Beitrag zur Diskussion kollektiver Vergangenheitsarbeit. Merkur, 2012.
21. Levin D. Fighting Back: Lithuanian Jewry’s Armed Resistance to the Nazis, 1941-1945. N.Y.: Holmes & Meier, 1985.
22. Liebman C. and Don-Yehiya E. Civil Religion in Israel. Berkeley, 1983.
23. Machado R., El-Khoury R., Monolithic Architecture. New York, 1995.
24. Neuman E. Shoah Presence: Architectural Representations of the Holocaust. Ashgate Publishing limited, 2014.
25.Ofer D. The Strength of Remembrance: Commemorating the Holocaust during the First Decade of Israel // Jewish Social Studies, New Series. 2000. Vol. 6. No 2.
26.Reichlin B. Jeanneret le Corbusier, Painter-Architect. Architecture and Cubism. Cambridge, 2002.
27.Safdie M. Form and Purpose. Ed. John Kettle. Boston: Houghton Mifflin Co., 1982.
28.Stauber R. The Holocaust in Israeli Public Debate in the 1950s: Ideology and memory. Vallentine Mitchell, 2007.
29. The New Memorial Shrine in Jerusalem, Yad Vashem Archive, Jerusalem, 1961.
30. Yad Vashem booklet 1. 1960.
31. Yediot Yad Vashem. Yad Vashem Newsletter, 1961.
32. Zandberg E. Har Hazikaron. Ha’aretz, 1997.
Электронные ресурсы
1. Мегаструктуры (архитектура) [Электронный ресурс] // Новые знания.
2002. URL: http://ru.knowledgr.com/02124142/ (Дата обращения:
20.04.2017)
2. Музей истории Катастрофы (Шоа). Архитектура Музея истории Шоа.
[Электронный ресурс] // Официальный сайт музея. 2018. URL: http://www.yadvashem. org/yv/ru/museum/architecture. asp (Дата
обращения: 1.04.2017)
3. Музей катастрофы — Яд ва-Шем. Создание национального мемориала катастрофы и героизма. [Электронный ресурс] // Марк Гершом. Ваш гид в Израиле. 2016. URL: https://www.markgershom.com/ (Дата обращения: 6.04.2017)
4. Раппапорт А. Г. Городская среда и драматургия архитектурной
композиции. [Электронный ресурс

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ