Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИКОНОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ В РОСПИСИ ФАРФОРА А.В.ЩЕКАТИХИНОЙ-ПОТОЦКОЙ В 1920 - 1960-Е ГОДЫ

Работа №130562

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. История изучения творчества А.В. Щекатихиной-Потоцкой и
становление ее творческой практики 7
2. Творческая деятельность А.В. Щекатихиной-Потоцкой в первый
период работы на Государственном фарфоровом заводе 22
3. Творческая деятельность Щекатихиной-Потоцкой в период ее
пребывания заграницей 36
4. Художественная деятельность А.В. Щекатихиной-Потоцкой после
1936 г. и ее творческое наследие 45
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Использованные интернет ресурсы 63
Список иллюстраций 64
Иллюстрации 70

Настоящая работа посвящена исследованию искусства А.В. Щекатихиной-Потоцкой в 1920-1960-е годы. В последние несколько десятилетий творчество Александры Васильевны постоянно привлекает внимание ценителей искусства XX века и специалистов. Однако ее произведения показываются и публикуются крайне редко, хотя составляют одну из ярчайших страниц российской культуры. Разнообразные влияния со стороны многочисленных учителей Щекатихиной -Потоцкой и художественно-культурные тенденции ее эпохи ассимилировались в творчестве художницы и ее яркой живописной манере росписи на фарфоре, очень легко и безошибочно угадываемой.
Творчество Александры Васильевны очень богато и разнообразно. Оно охватывает различные жанры и художественные техники: живопись станковую и театрально-декорационную, графику, декоративно-прикладное искусство.
Изучение феномена искусства Щекатихиной в последнее десятилетие значительно продвинулось. Научного внимания удостоились самые яркие работы, выполненные художницей в период работы на заводе под руководством Чехонина. Отечественные и зарубежные исследователи осуществили работу по выявлению, систематизации и изучению предметов этого этапа.
Однако во многих статьях и монографиях, посвященных художнице, как правило, рассматриваются предметы первой половины 1920-х годов. Произведения следующих десятилетий обходят вниманием, хотя указывают на их значимость.
В этой связи представляется необходимым ввести в научный оборот и представить более подробный анализ развития искусства Щекатихиной - Потоцкой на протяжении всей ее деятельности. Это позволит по-новому взглянуть на то, как оно формировалось и эволюционировало.
Определенной новизной работы будет являться попытка дать подробный анализ каждого этапа деятельности Александры Васильевны и ее творческого наследия, чтобы выявить аналитическое обоснование утверждению о том, что фарфор Щекатихиной-Потоцкой демонстрирует цельность ее мироощущения, неповторимость образного мышления и сделал художницу носителем в советском декоративном искусстве высокой культуры, яркой выразительной формы, которое декларируется многими специалистами, но не находит в их работах подтверждения на примере комплексного анализа обширной подборки произведений. Результаты подобного исследования позволят актуализировать самоценную роль творчества Александры Васильевны в истории искусств, а также существенно расширить границы понимания широты ее художественного диапазона.
Исходя из выше изложенного, цель данной работы следует определить, как выявление устойчивых форм принципов оформления декорирования и художественной образности предметов фарфора, характерных для отдельных этапов ее деятельности, и формирование ее творческого наследия.
Цель работы определила следующие задачи:
1. На основе источников междисциплинарного характера (фактологические, историко-культурные, материальные, иконографические) представить историографический образ научного представления о творчестве А.В. Щекатихиной-Потоцкой;
2. Определить особенности историко-культурного контекста 1920-1960-х годов, оказавших влияние на развитие художественной образности произведений художницы;
3. Проследить степень влияния развития общих декоративных решений, используемых на Государственном фарфоровом заводе в исследуемый период, на деятельность Александры Васильевны;
4. Выявить характерные декоративные черты произведений и творческие приемы художницы на протяжении всей ее деятельности;
5. Определить степень самобытности и преемственности традиций в фарфоре Александры Васильевны.
Предметом данного исследования являются художественные особенности творческой практики Щекатихиной-Потоцкой и эволюция ее декоративных решений и принципов оформления фарфора, наблюдаемая в отдельных произведениях на разных этапах ее творческого развития. Объект исследования определен как художественный фарфор А.В. Щекатихиной - Потоцкой и ее творческое наследие в 1920-1950-е годы.
Методологическая основа работы представляет собой совокупность исследовательских приемов, направленных на изучение исторических, культурных, профессионально-художественных предпосылок и условий развития, и формирования иконографии и художественно-образных решений фарфора Александры Васильевны. В основу была положена комплексность в подходах и выборе методов.
Историко-культурный метод, сопряженный с принципами иконологического исследования, позволил воссоздать художественную среду, в условиях которой происходило творческое формирование Щекатихиной. Принципы компаративной аналитики, а также отдельные приемы иконографического метода (отчасти заимствованного из классической традиции) в полной мере способствовали раскрытию художественной образности фарфора Александры Васильевны, выявлению изобразительных источников и творческих импульсов, повлиявших на его развитие, а также определению декоративных качеств рассматриваемых предметов.
Источниковедческую базу исследования составили оформленные Щекатихиной-Потоцкой фарфоровые изделия, эскизы, рисунки, а также некоторые ее живописные работы. Они составили группу изобразительных источников. В группу письменных источников вошли статьи и отдельные заметки, написанные непосредственно участниками художественной жизни рассматриваемого периода.
Широкая выборка методов в сочетании с авторской выборкой произведений и изобразительных источников сделали в данной работе возможным целостно отразить многогранный характер искусства фарфора Щекатихиной-Потойкой и убедительно показать его самобытность на отдельных этапах деятельности художницы. Подобный принцип позволил вывести произведения Александры Васильевны, относящиеся к ее самым ранним пробам на Государственном фарфоровом заводе, к ее работе за пределами Родины, из периферии исследовательского поля и показать их как оригинальные явления в искусстве советского фарфора.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследования, проведенного в рамках выпускной квалификационной работы, на примере творчества Щекатихиной-Потоцкой нашел подтверждение тезис отечественных и зарубежных исследователей о высокой художественной ценности авторского советского фарфора. Это удивительный феномен в области русского искусства XX века, привлекательность которого скрыта в высокой степени его
индивидуализированности и многогранности приемов декорирования и принципах работы с формой. Важно отметить, что, впитывая и перерабатывая актуальные идеи современной художественной жизни, Щекатихина создала собственный выразительный художественный язык, наполненный разнообразием мотивов и форм.
На протяжении всей своей деятельности художественная манера Александры Васильевны не раз меняла свое «лицо», но при этом всегда сохраняла свою самобытность. Цель настоящей работы заключалась именно в том, чтобы выявить и конкретизировать истоки художественной образности искусства Щекатихиной-Потоцкой на фоне изменяющихся условий ее деятельности и развивающихся тенденций в области фарфора. Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Формирование и сложение художественной манеры А.В. Щекатихиной-Потоцкой происходило в различных мастерских и школах (отечественных и зарубежных), отличающихся своими взглядами на искусство. Важно, что в период своего обучения Александра Васильевна получила широкий диапазон представлений и навыков от преподавателей, занимающихся различными видами искусства. Художница не была скована рамками единообразия взглядов и направлений. Наибольшее влияние на нее оказал Н.К. Рерих, однако, ей остались чужды его рационализм и сложная литературность, поэтому нельзя отнести ее к прямым последовательницам Николая Константиновича. Последнее верно и по отношению к И.Я. Билибину: здесь прямые подражания художницы были крайне редки и не могли привести к успеху. Таким образом, можно говорить о том, что ни один из педагогов «не сломал Щекатихину под себя». Принцип «лучше недоучить, чем переучить» крайне благотворно отразился в деятельности Александры Васильевны.
Исследовательский интерес к искусству Щекатихиной-Потоцкой прослеживается с самого начала ее деятельности, однако, до сих пор подробнее всего изучены ее произведения, относящиеся к агитационному фарфору, и изделия массового производства позднего периода.
2. С 1918 года до середины 1920-х годов стиль Александры Васильевны претерпевает изменения. Вначале ее живопись на фарфоре не редко превращалась в абстрактную схему, позже она будет становиться более лаконичной. Большинство художественных решений Щекатихиной - Потоцкой в 1920-е годы отличаются условностью. Эта особая условность ее изображений совсем не мешает, а наоборот, усиливает определенные настроения. В этот период росписи Щекатихиной выполнены чаще всего в широкой кистевой манере с использованием приемов древнерусской живописи и народного искусства, чаще всего именно на этом этапе она прибегала к фольклорным сюжетам, элементам русского текстиля и броским цветам.
В вещах Александры Васильевны, бесспорно, чувствуется ее необычайная творческая самобытность, особенно ярко выявляющаяся на фоне подражательности концепций предыдущих эпох. Работы Щекатихиной- Потоцкой первых послереволюционных лет лишь условно могут быть отнесены к агитационному фарфору, т.к. в них слишком субъективная трактовка новых идей и образов советского государства.
3. Период пребывания Щекатихиной-Потоцкой на Востоке оказался не очень продолжительным, но весьма плодотворным в творческом отношении. Большое значение в восточный период для Александры Васильевны играют ее творческие изыскания в области графики. У художницы нет механического заимствования восточных форм. Фарфор Щекатихиной- Потоцкой этого периода отличается своей тонкой интерпретацией восточного стиля.
Несмотря на чрезвычайно любопытный и благотворный для работы материал, который развернул перед мастером Восток, он все же не удержал ее на продолжительное время. С 1925 года начинается французский период творчества художницы. Это вполне соотносится с общими тенденциями того времени. К тому моменту русские художники начали все чаще приезжать в Париж, который стал центром мировой художественной жизни, где рождались и сменяли друг друга новейшие художественные течения. Этот мировой центр искусства стал желанным местом паломничества выходцев из российских столиц и провинций, стремившихся приобщиться к новейшим исканиям.
Работы Щекатихиной-Потоцкой обладают ретроспективизмом, культом традиционных художественных ценностей и русской тематикой, что было очень характерно для творчества эмигрантов в середине 1920 -х годов. Вероятно, их искусство в начале своего развития неизбежно должно было «переболеть» своеобразным «национализмом».
В 1930-е годы щекатихинские росписи фарфора концентрируются вокруг главного мотива, а не рассыпаются как в калейдоскопе. В этот же период композиции Щекатихиной-Потоцкой обретают большую уравновешенность, но при этом остаются внутренне драматичными. Все эти явления довольно сильно контрастируют с чертами, характерными для раннего этапа творчества художницы, что говорит о несомненной эволюции ее искусства, и его органичном развитии на зарубежной платформе.
Говоря о зарубежном периоде творчества художницы, невозможно не отметить ту органичность, с которой она смогла адаптироваться к новым условиям жизни. Подвижная русская ментальность Щекатихиной-Потоцкой, открытость и коммуникативность, импульсивная творческая натура давали контакт с новой страной и культурой.
4. Щекатихина-Потоцкая весьма органично вписалась в новую суетинскую школу. В последний период своего творчества художница отдавала предпочтение наиболее лаконичным средствам выразительности, более сдержанному декоративному языку. В произведениях фарфора этого времени Александра Васильевна по-новому обнаруживает преемственную связь с народным творчеством. Здесь декор, покрывающий форму предмета, обретает классическую ясность и все богатство колористического видения концентрируется в нескольких чистых цветах. Однако, конечно же, Щекатихина-Потоцкая не занимала бы значительного места в истории искусств, если бы ее творческий путь был ограничен лишь этим эпизодом. Творческое наследие Александры Васильевны продолжает быть актуальным до сих пор в большей степени, благодаря предыдущим этапам ее деятельности. Произведения Александры Васильевны активно используется в современном арт-мире. Постоянный интерес со стороны аукционов и музеев говорит о широкой востребованности искусства Щекатихиной- Потоцкой.



1. Агаркова Г. Ломоносовский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1744-1994. СПб., 1994.
2. Агаркова Г.Д. К 120-ти летию со дня рождения А.В. Щекатихиной- Потоцкой (1892-1967)// Среди коллекционеров / М., 2012.
3. Андреева Л. В. Советский фарфор. 1920-1930. М., 1975.
4. Астраханцева Т.Л. Тема войны и «героическое» начало в керамической фарфоровой скульптуре 1940х годов // Декоративное искусство и предметно - пространственная среда. Вестник МГХПА. М., 2011.
5. Багдасарова И.Р. Поднесение к Рождеству. Эхо русских сезонов. СПб., 2009.
6. Багдасарова И.Р. Цвет небесный, синий цвет. СПб., 2007.
7. Биографический альманах. 1. М.; СПб., 1992.
8. Болотова А.И., Галушкина А.С., Захарова Д.В. Выставки советского изобразительного искусства. 1948 - 1953 гг. Справочник. Т.4. М., 1975.
9. Болотова А.И., Галушкина А.С., Ростовцева И.Т. Выставки советского изобразительного искусства. 1954 - 1958 гг. Справочник. Т.5. М., 1981.
10. Борисов В.П., Канищева Н.И. Русское зарубежье Золотая книга эмиграции. Первая треть 20 века. М., 1997.
11. Галушкина А.С., Коровкевич С.В., Смирнов И.А. Выставки советского изобразительного искусства. 1917 - 1932 гг. Справочник. Т.1. М., 1965.
12. Галушкина А.С., Смирнов И.А. Выставки советского изобразительного искусства. 1941 - 1947 гг. Справочник. Т.3. М., 1973.
13. Голлербах Э.Ф. Государственный фарфоровый завод и художники // Русское искусство. Л., 1924.
14. Голлербах Э.Ф. Сюжеты и характер живописи по фарфору // Русский художественный фарфор. Л., 1924.
15. Голынец С., Голынец Г. И. Я. Билибин, А. В. Щекатихина-Потоцкая. Каталог выставки. Л., 1977.
16. Голынец С., Голынец Г. Искусство Александры Щекатихиной - Потоцкой // Декоративное искусство СССР. №8. М., 1997.
17. Егорова-Котлубай М. Искусство росписи по фарфору: А.В.
Щекатихина-Потоцкая // Ленинград. Вып.9. Л. 1946.
18. Иванова Е. Александра Щекатихина-Потоцкая. Каталог выставки. СПб., 2009.
19. Каталог выставки изделий Государственного фарфорового завода, Национальной Петергофской гранильной фабрики и Шатра смальт, Петроград, 1919.
20. Клемп К., Вебер К. Fragile. Царские столы и фарфор революционеров. Франкфурт, 2008.
21. Ковтун Е.Ф. Русский авангард 1920-х-1930-х годов: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство из собрания Государственного Русского музея. СПб., 1996.
22. Козырева Н., Круглов В., Солонович Ю. Государственный Русский музей. Русский Париж 1910-1960 гг. Альманах, №35, СПб., 2003.
23. Коробова Э.Б., Прибульская Г.И., Шведова В.М. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л., 1956.
24. Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. Минск, 2003.
25. Кудрявцева Т.В. Поднесение к Рождеству. Вокруг квадрата. СПб., 2005.
26. Кумзерова Т.В. Поднесение к Рождеству. В некотором царстве. СПб., 2015.
27. Кумзерова Т.В. Поднесение к Рождеству. Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда. СПб., 2018.
28. Лебедев Н. Русский фарфор // Ленинградская правда. Вып.162. Л., 1944.
29. Левшенков В. Творчество сестер Данько. СПб., 2012.
30. Майстренко И.К. Поднесение к Рождеству. Академия фарфора. СПб.,
2004.
31. Мельцер П.С., Шведова В.М. Александра Васильевна Щекатихина- Потоцкая. Каталог выставки 1955. Л., 1958.
32. Михайловская К. Н. Цветущий кобальт. Очерки о художественном фарфоре. М., 1980.
33. Носкович В. С. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая // Искусство. Л., 1956.
34. Носкович В. С. Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая. Л., 1959.
35. Носович Т, Попова И. Государственный фарфоровый завод 1904-1944, СПб., 2005.
36. Портнова И.В. Анималистическая скульптура малых форм 1930-1960, тенденции развития // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. М., 2011.
37. Русакова А. Жизнерадостное искусство // Нева. Л., 1955.
38. Самецкая Э. Советский агитационный фарфор. М., 2004.
39. Самецкая Э. Советский фарфор 1920-1930-х годов в частных собраниях Санкт-Петербурга. М. 2005.
40. Сарабьянов А.Д. Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Т. 2. М., 2013.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ