Введение 2
Историография 5
Глава 1. Формирование архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития территории «Судебного квартала» 15
Глава 2. Проекты застройки территории, предназначенной для строительства «Судебного квартала» 25
Глава 3. Архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития в Санкт-Петербурге ХХI века 32
Заключение 44
Список литературы 50
Интернет источники 54
Список иллюстраций и приложений 56
Иллюстрации и приложения 59
Данная работа посвящена анализу архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге XXI века. Санкт- Петербург — это город, который активно развивается в настоящее время, и пространственное развитие, происходящее стихийно и поддающееся контролю только в некоторых областях, требует искусствоведческого анализа для наилучшего понимания происходящих процессов и успешности их контроля со стороны градостроителей и архитекторов.
Предметом нашего исследования являются архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития Санкт- Петербурга XXI века. Объект исследования - архитектурные проекты для территории, расположенной между Тучковым и Биржевым мостами, на которой планируется возведение зданий по проекту, получившему название «Судебный квартал» (Ил. 1).
Целью данной работы является описание и анализ исторического развития, проектирования и застройки рассматриваемой территории в контексте современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития Санкт-Петербурга.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо поставить следующие задачи:
1. Проанализировать историю конкурсов на застройку территории Тучкова буяна, прошедших в XXI веке.
2. Проанализировать архитектурно-градостроительные концепции, предложенные для «Судебного квартала».
3. Провести описание и анализ современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт- Петербурге.
Для работы будут привлечены искусствоведческие и архитектуроведческие статьи, специализированная периодика , рассматривающая градостроительные концепции в Санкт-Петербурге XXI века. Автору необходимо провести анализ литературы по градостроительству, отражающей взгляд исследователей, архитекторов и градостроителей на современные концепции пространственного развития, принятые в Санкт- Петербурге.
Изучение Судебного квартала и архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития Санкт-Петербурга XXI века опирается на изложенную в трудах отечественных и зарубежных исследователей историю русской архитектуры в целом, а также на материалы архитектурно-градостроительных конкурсов в Петербурге.
Методология исследования основана на формально-стилевом анализе состоявшихся построек и неосуществлённых проектов в частном случае, что позволят раскрыть эстетические особенности архитектурных решений, предложенных для строительства в границах «Судебного квартала». В сочетании с теоретически-системным методом анализа представляется возможным определить принадлежность проектов к тому или иному направлению. С помощью научного и критического подходов возможно оценить градостроительные концепции развития Санкт-Петербурга. В результате, с помощью дедуктивного метода исследования, будут выведены архитектурно-градостроительные концепции пространственного развития, характерные для Санкт-Петербурга XXI века.
Историографическая часть исследования была представлена на Международной научной студенческой конференции в 2017 году в секции «История и теория искусств». Тезисы исследования изданы в сборнике конференции1.
Данная работа посвящена анализу архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге XXI века.
Было проведено историографическое исследование соответствующих исторических описаний города, картографических и фотофиксационных источников. В работе использованы статьи искусствоведческого и публицистического характера, рассматривающие градостроительные концепции в Санкт-Петербурге XXI века. В работе проведён анализ литературы по градостроительству, отражающей взгляд исследователей, архитекторов и градостроителей на современные концепции пространственного развития, принятые в Санкт-Петербурге.
Проведён анализ статей, посвящённых архитектурным конкурсам, на которых на протяжении долгого времени происходил выбор проекта, по которому будет вестись застройка «Судебного квартала». Исследована отечественная и зарубежная литература по градостроительству и градопланированию.
Помимо аналитических статей автор работы обращается напрямую к источникам, так, в работе использованы материалы архитектурных конкурсов, проходивших в Санкт-Петербурге в XXI веке, для анализа используются непосредственно представленные на конкурсы проекты, мастер-планы и чертежи. В работе использованы топографические снимки территории Санкт- Петербурга, разновременные карты и генеральные планы развития города.
В работе проведено исследование архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге XXI века на примере территории, расположенной между Тучковым и Биржевым мостами на которой планируется возведение зданий по проекту, получившему название «Судебный квартал».
Также, в работе проведены описание и анализ современных архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития в Санкт-Петербурге.
Характер взятой для анализа территории сильно менялся на протяжении существования города. Фактически, территория, предназначенная для строительства по планам проекта «Судебный квартал» является намывной естественным и искусственным образом. Строительство и переустройство разного рода построек на данной территории практически непрерывно ведётся с середины XVIII века.
После объявления конкурса на проектирование застройки для описываемой территории в первую очередь было предложено организовать на всей территории парк. Вторым важным этапом в освоении территории в центе Петербурга оказалась неожиданная смена проектировщика после объявления результатов архитектурного конкурса. В следующий раз проект был полностью заменён в 2016 году. Территория, на которой планировалось возведение «Набережной Европы», была перепрофилирована для переезда Высших судов из Москвы в Петербург. На сегодняшний день на описываемой территории началось строительство комплекса по проекту «Судебный квартал».
В ходе работы удалось установить, что в Санкт-Петербурге XXI века получил распространение следующий ряд архитектурно-градостроительных концепций пространственного развития:
• Внимательное отношение к контексту для новой архитектуры;
• Стремление к распространению постмодернистких архитектурных форм в пределах исторического центра Петербурга;
• Соединение работ разных архитекторов в границах одного мастер - плана;
• Сохранение парков при строительстве новых жилых районов и создание новых зон атракции;
• Распространение высотного строительства на месте малоэтажного
• Первостепенность транспортной инфраструктуры над архитектурным планированием
• Использование генетического кода каркаса города для повышения эффективности деятельности городского сообщества
• Установление возможности круглосуточной транспортной связи внутри города
• Реформирование системы распределения транспортных и пешеходных потоков в зонах микрорайонной застройки
• Разработка поведенческих сценариев для пользователей территории, прежде создания архитектурно-градостроительного проекта развития
• Функциональное зонирование территорий в соответствии с ограничением «30/30/40»
• Сохранение строгой структуры Петербургской школы градостроительства (улица - двор - площадь)
• Превосходство ансамблевого пространства над индивидуальным объёмом
• Жёсткая регламентация архитектурно-градостроительного проектирования
• План возвращения к композиционному проектированию за пределами зон регулируемой застройки
Все концепции пространственного развития, которые могли быть применены для территории, на которой планируется возведение проекта «Судебный квартал» нашли отражение в градопланировщиков и архитекторов с участком.
Для определения наиболее подходящей к существующему контексту архитектуры было проведено 3 архитектурно-градостроительных конкурса. На протяжении каждого из которых архитектурные объединения, принимавшие участие, использовали советы и пожелания жюри, высказанные на предшествующих этапах.
Стремление к распространению постмодернистких архитектурных форм в пределах исторического центра Петербурга нашло отражение в проекте Дворца танца Б. Эйфмана. В проекте классические архитектурные элементы соединены с новейшими технологиями остекления больших пространств.
В границах одного мастер-плана работают две мастерские: архитектурное бюро Е. Герасимова и «SPEECH» С. Чобана. Также, архитекторы учитывают идеи, предложенные другими участниками архитектурно-градостроительных конкурсов на застройку территории Тучкова буяна.
На территории, предназначеной для строительства «Судебного квартала», планируется создание новой парковой зоны. В проекте Е. Герасимова и С. Чобана она получила название «Парк балетной славы».
Архитекторы используют генетический код каркаса данной территории для повышения эффективности деятельности городского сообщества. Территория «Судебного квартала» располагается непосредственно в историческом центре города и со всех сторон ограничена важнейшими внутригородскими транспортными магистралями. Проект Е. Герасимова и С. Чобана не замыкается внутри данной территории. Архитекторы живописно оформляют наиболее выигрышные видовые точки, которые остаются доступны для горожан и размещают жильё на наиболее успешном, с точки зрения передвижения транспорта, участке.
Поведенческих сценарий для пользователей данной территории, характеризуется особенностью организаций и контенгента, которые планируется разместить на данной территории.
Проект «Судебный квартал» полностью подчинён структуре градостроительства улица - двор - площадь. Территория квартала структурирована улицами. Жилой комплекс формирует полностью закрытый двор. Главный фасад Театра танца и парк формируют центральную площадь.
Единовременный подход к проектированию жилых, рабочих и рекреационных зон «Судебного квартала» иллюстрирует превосходство ансамблевого пространства над индивидуальным объёмом.
Все архитекторы, принимавшие участие в архитектурно-градостроительных конкурсах на застройку территории Тучкова буяна, столкнулись с жёсткой регламентацией архитектурно-градостроительного проектирования в центре Петербурга. Наиболее заметным ограничением является то, что максимальная высота зданий на данном участке не может превосходить 30 метров.
Проект «Судебный квартал» не отвечает рекомендации КГА по функциональному зонированию территории в соответствии с ограничением «30/30/40». Из-за особенностей расположения и требований общественности данная территория получила следующее функциональное распределение: 40 процентов рекреационных зон, 30 процентов рабочих зон и 30 процентов жилых пространств (Ил. 27).
Установление возможности круглосуточной транспортной связи внутри города не входило в задачи архитекторов, проектировавших «Судебный квартал», поскольку значительные преобразования в этой области были проведены до 2015 года и завершились открытием выхода со станции Спортивная на Васильевском острове.
Концепции возвращения к композиционному проектированию за пределами зон регулируемой застройки, реформирования системы распределения транспортных и пешеходных потоков в зонах микрорайонной застройки, распространения высотного строительства на месте малоэтажного не получили отражение в проекте «Судебный квартал» по понятным причинам.
В работе использован формально-стилевой анализ состоявшихся построек и неосуществлённых проектов в частном случае. Данный анализ позволяет в наибольшей степени раскрыть эстетические особенности архитектурных решений, предложенных для строительства в границах «Судебного квартала». С помощью теоретически-системного метода анализа определена принадлежность проектов к тому или иному направлению. С помощью научного и критического подходов оценены градостроительные концепции развития Санкт-Петербурга. В результате, с помощью дедуктивного метода исследования, выведены архитектурно- градостроительные концепции пространственного развития, характерные для Санкт-Петербурга XXI века.
1. Александров В. «Набережная Европы» заняла место парка // Деловой Петербург. 2009. 11 марта (41)
2. Асс К. Слабоволие // Проект Балтия. Общественное здание. 04/13-01/14. СПб., 2014.
3. Атаянц М. Архитектурная концепция зданий верховного суда и судебного департамента при верховном суде российской Федерации, а также театра танца Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург // Проект Балтия. Общественное здание. 04/13-01/14. СПб., 2014.
4. Афанасьев В. «Набережную Европы» заморозили // Невское время. СПб., 2012, 30 окт.
5. Басс В. Петербургская неоклассическая архитектура 1900-1910-х годов в зеркале конкурсов: слово и форма. СПб., 2010.
6. Березкин Л. Танцы с архитекторами // Санкт-Петербургские ведомости. СПб., 2009, 4 марта (№34).
7. В Императорском Обществе Архитекторов-художников: Отчёты о заседаниях // Архитектурно-художественный еженедельник. Л., 1915 №50.
8. Вучик В. К городу социального опиума. // Проект Балтия. Движение. 03/12. СПб, 2012.
9. Георги И. Г. Описание столичного города Санкт-Петербурга. Часть I. СПб., 1794.
10. Герасимов Е. Мне тесно в стилистических рамках. // Проект Балтия. Обитать. 04/15-01/16. СПб., 2016.
11. Горячковская В. А. Застройка территории Тучкова буяна в историческом центре Петербурга. Ретроспектива и перспективы // Материалы 55-й международной научной студенческой конференции. МНСК-2017. История и теория искусств. Новосибирск, 2017. С. 28.
12. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Том 1. Под ред. Е. В. Кириченко, М., 2001.
13. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Том 2. Под ред. Е. В. Кириченко, М., 2001.
14. Григорьев В. Все участники показали «третий Петербург». // Проект Балтия. Архитектурный ландшафт. 02/16-01/17. СПб., 2016.
15. Густоева Н. В. Несбывшийся Петербург. Тучков Буян // Петербургские чтения 97. СПб., 1997.
...