Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №130529

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ 6
1.1. Адаптация и интеграция: теоретические основы 6
1.2. Обоснование необходимости государственного регулирования социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов 11
1.2.1. Трудовая миграция: тенденции в России 11
1.2.2. Политика интеграции и адаптации в контексте иностранных трудовых мигрантов 14
1.2.3. Антимигрантские настроения в российском обществе 17
1.3. Анализ мер государственного регулирования интеграции иностранных граждан в зарубежных странах 19
1.4. Подходы к оценке адаптации и интеграции мигрантов 24
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. АНАЛИЗ ИНТЕГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2. Анализ нормативно - правовых актов федерального уровня, регулирующих социальную и культурную адаптацию трудовых мигрантов в Российской Федерации 29
2.3. Анализ нормативно - правовых актов регионального уровня, регулирующих социальную и культурную адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов 44
2.4. Результаты экспертных интервью 52
2.5. Результаты опроса иностранных трудовых мигрантов 58
2.6. Рекомендации федеральным и региональным органам власти по совершенствованию государственного регулирования социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов 64
Выводы по Главе 2 67
Заключение 68
Приложения 70
Приложение 1. Вопросы для интервью с экспертами 70
Приложение 2. Вопросы для опроса иностранных трудовых мигрантов 71
Список использованной литературы 72

В настоящее время перед Россией стоит серьезный вызов: покрыть дефицит российского рынка труда путем привлечения временных трудовых мигрантов, привлечь иммигрантов на постоянное проживание для смягчения демографических проблем, и ограничить миграционный приток с целью обеспечения национальной безопасности. Уже сейчас растет нетто-миграция, которая по мнению экспертов связана со стабилизацией социально-экономического положения страны после кризиса. Присутствие большого количества трудовых мигрантов на территории страны вызывает резкие антимигрантские настроения. Государство не может игнорировать проблемы, вызванные большим притоком иностранных трудовых мигрантов, и требуется грамотное регулирование данной сферы, чтобы поспособствовать адаптации и интеграции мигрантов с целью уменьшения риска возникновения межнациональных конфликтов, снижения уровня антимигрантских настроений и повышения интеграционного потенциала населения. Регулирование данной сферы начато в 2012 году, когда впервые на федеральном уровне признали присутствие проблем, связанных с низкой адаптированностью иностранных граждан, проживающих на территории России. Однако в настоящее время регулирование данности области все еще несовершенно и имеет определенные недостатки, которые препятствуют адаптации и интеграции трудовых мигрантов. В результате, основной проблемой, исследуемой в рамках данной выпускной квалификационной работы, является недостаточный уровень государственного регулирования социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов.
Объектом работы является процесс социальной и культурной адаптации и интеграции, предметом - меры государственного регулирования данной сферы.
Цель работы заключается в разработке ряда рекомендаций для федерального и регионального уровней власти по совершенствованию государственного регулирования социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов. Для достижения данной цели поставлены следующие задач:
• оценить уровень трудовой миграции в Российской Федерации;
• проанализировать имеющий зарубежный опыт по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов;
• идентифицировать проблемы, препятствующие социальной и культурной адаптации иностранных мигрантов в России;
• проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие социальную и культурную адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов на федеральном и региональном уровнях;
• выявить экспертные мнения насчет существующего государственного регулирования данной области;
• провести опрос среди трудовых мигрантов г. Санкт-Петербург.
Структурно работа разделена на две главы. Первая глава посвящена теоретическому изучению особенностей адаптации и интеграции трудовых мигрантов, обоснованию необходимости государственного регулирования данной сферы, а также изучению опыта зарубежных стран. Помимо этого, одним из основных результатов первой главы является разработанный список критериев, согласно которым будет производиться оценка существующего государственного регулирования, осуществляемого на федеральном уровне.
Вторая глава посвящена исследованию имеющегося государственного регулирования социальной и культурной адаптации и интеграции трудовых мигрантов и разработке рекомендаций по его совершенствованию. Исследование разделено на 3 этапа. На первом этапе осуществляется анализ нормативно-правовой базы федерального уровня и ее оценка согласно разработанным критериям. Также на первом этапе исследования производится анализ государственных программ по адаптации и интеграции мигрантов всех 85 субъектов Российской Федерации с целью поиска лучших практик, которые можно использовать в качестве рекомендаций для совершенствования государственного регулирования адаптации и интеграции на региональном уровне.
На втором этапе исследования автором проводится ряд полуструктурированных экспертных интервью со специалистами в данной сфере с целью более глубокого изучения исследуемой проблемы, выявления наиболее проблемных точек, а также возможных вариантов решений проблем.
На третьем этапе проводится опрос трудовых мигрантов, чтобы узнать, помогли ли им предпринятые государством меры адаптироваться и интегрироваться. По результатам исследования разрабатываются рекомендации для федерального и регионального уровней власти по совершенствованию государственного регулирования социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов.
В работе используются труды известных зарубежных и отечественных авторов (Дж. Берри, Мукомель В.И. и т.д), с некоторым из которых удалось провести интервью. Основными источниками вторичной информации, используемых в данной работе, являются нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней власти. Источником первичной информации служит ряд экспертных интервью с ведущими специалистами в данной области, а также face-to-face опрос с трудовыми мигрантами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе исследовалась проблема связанная с недостаточным уровнем государственного регулирования социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов. Данная проблема становится все более актуальной в связи с увеличением потока трудовых мигрантов из стран СНГ, а также высоким уровнем антимигрантских настроений в российском обществе. Целью работы являлась разработка рекомендаций для федерального и регионального уровней власти по совершенствованию государственного регулирования социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов. В ходе достижения данной цели был оценен уровень трудовой миграции в Российской Федерации, проанализирован имеющий зарубежный опыт по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов, были идентифицированы проблемы, препятствующие социальной и культурной адаптации иностранных мигрантов в России, на основе ряда критериев проведен анализ нормативно-правовые актов, регулирующих социальную и культурную адаптацию и интеграцию трудовых мигрантов на федеральном и региональном уровнях, выяснены экспертные мнения насчет существующего государственного регулирования данной сферы, а так же проведен опрос среди трудовых мигрантов г. Санкт- Петербург.
По результатам первой главы была обоснована необходимость государственного регулирования социальной и культурной адаптации мигрантов, изучен опыт зарубежных стран, который является полезным для России. Также выведены критерии, на основе которых анализируется государственное регулирование во второй главе. Анализ нормативно-правовой базы федерального и регионального уровня показал, что в настоящее время основное регулирующие воздействие происходит на региональных уровнях, однако оно осложнено тем фактом, что данной вопрос практически не проработан на федеральном уровне, что в итоге это создает барьеры при осуществлении новых полномочий по адаптации и интеграции мигрантов на уровне субъектов. Несмотря на это, программы некоторых субъектов (например, Самарская область, Ленинградская область) могут служить хорошим примером для других областей, так как являются разносторонними и охватывают широкий круг проблем, появляющихся в процессе адаптации и интеграции.
Экспертные интервью позволили, в первую очередь, понять реально происходящую ситуацию с трудовыми мигрантами, проблемами их адаптации и интеграции, а также влиянии существующих мер государственного регулирования на весь процесс в целом. Также на основе интервью были определены стратегически важные направления развития: создание системы дошкольного и школьного образование для детей мигрантов, направленной на обучение их русскому языку, а также проведение работы с населением с целью уменьшения антимигрантских настроений в российском обществе.
Результаты опроса позволили сделать вывод, что большая часть опрошенных испытывает сложность в доступе на российский рынок труда (один из наиболее важных критериев интеграции), которая, в первую очередь, обусловлена слишком высокой стоимостью патента. Также проведенный опрос позволил сделать вывод, что мера по введению экзамена по русскому языку не оказала сильного влияния на их адаптацию, и меньше всего данный экзамен помог молодому поколению мигрантов, так как они не смогли ответить на вопросы анкеты в связи с незнанием русского языка.
Таким образом, проведенное исследование помогло оценить существующее государственное регулирование социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, и сделать вывод о том, что имеющиеся меры не только недостаточны, но и не несут в себе явного положительного влияния. В ходе экспертных интервью и анализа опыта других стран были разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования сферы адаптации и интеграции трудовых мигрантов. Данные рекомендации касаются наиболее проблемных точек: уже существующего регулирования, а также особо важных направлений развития - работы с детьми мигрантами, принимающим российским населением и самими трудовыми мигрантами. Использование данных рекомендаций позволит упорядочить государственное регулирование на федеральном и региональных уровнях власти, а также поспособствует созданию и реализации наиболее результативных программ по адаптации и интеграции иностранных трудовых мигрантов.


1. АНО “Левада-Центр” [Электронный ресурс] // Интолерантность и ксенофобия. - Режим доступа: http://www.levаdа.ru/2016/10/11/intolerаntnost-i-ksenofobiyа/ (дата обращения: 09.03.2017)
2. В Оренбурге, в рамках пилотного проекта АМС России, открылся второй в стране Центр социальной адаптации трудовых мигрантов [Электронный ресурс] // Оренбуржье: портал Правительства Оренбургской области. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/news/economic/2013-09-17-19-55-44/ (дата обращения: 24.04.2017)
3. Владимир Мукомель, Интеграция мигрантов: Российская Федерация, CARIM-East RR 2013/01, Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, 2013.
4. Глобальный доклад о миграции 2015 [Электронный ресурс] Международная организация по миграции (МОМ). - Режим доступа: http://moscow.iom.int/russiаn/publicаtions/WMR_2015_RUS.pdf (дата обращения: 15.02.2017)
5. Двадцать успешных практик интеграции мигрантов / под ред. Е. Варшавер. - Мск. : - Московский институт социально-культурных программ, 2014 - с.20
6. Демографический прогноз до 2030 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demo graphy/ (дата обращения: 15.03.2017)
7. Дмитриев А.В Пядухов Г.А. Региональный социум: диаспоры и посредники в трудовой миграции [Электронный ресурс] // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-sotsium-diaspory-i-posrednikiv-trudovoy- migratsii (дата обращения 15.04.2017)
8. Дудко С.А. К проблеме социально-педагогической интеграции детей мигрантов в России / С.А. Дудко // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28 - С. 757 - 761
9. Интеграция и адаптация мигрантов - важнейший участок миграционной политики [Электронные ресурс] // Русский век. Портал для российских соотечественников. - 2011. - Режим доступа: http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=10378 (дата обращения: 20.04.2017)
10. Ионцев В, Ивахнюк И., Модели интеграции мигрантов в современной России, CARIM-East RR 2013/12, / Ионцев В, Ивахнюк И// Robert Schuman Centre for Advanced Studies, San Domenico di Fiesole (FI): European University Institute, - 2013. - 17 с.
11. Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года: заявленные планы и реальная жизнь [Электронный ресурс] // Комитет гражданских инициатив, Фонд Миграция 21 век. - Режим доступа: http^/migrantm/wp- соп1еп1/ирМ8/2015/06/%П0%9Л%П0%БЕ%П0%БП%П1%86%П0%Б5%П0%ВР %D1%86%D0%B8%D1 %8F- %D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0% BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9- %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8- %D0%B4%D0%BE-2025.pdf
12. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 года [Электронный ресурс]. - 2017. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения: 20.04.2017)
13. Малахов B.C. Интеграция мигрантов: концепции и практики / В.С. Малахов. - М. : Фонд "Либеральная Миссия", 2015. - 271 с.
14. Малахов, В. С. Интеграция мигрантов: европейский опыт и перспективы России: рабочая тетр. / [В. С. Малахов; гл. ред. И. С. Иванов]; [Российский совет по между- нар. делам]. - М.: Спецкнига, 2014. - 24 с.
15. Мигранты в России: на пути к интеграции [Электронные ресурс] // Сетевое издание «РИЛ Новости». - 2014. - Режим доступа: https://ria.ru/politics/20121218/915210284.html (дата обращения: 20.04.2017)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ