ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ 7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЕНДЕР» 11
ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЗАПАДНОЙ НАУКЕ 23
ИСТОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ 28
ГЛАВА 2 ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В УСТНОЙ РЕЧИ 30
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА 30
НЕЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ОБОИХ ПОЛОВ 31
РЕАЛИЗАЦИЯ МУЖСКИХ РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 32
РЕАЛИЗАЦИЯ ЖЕНСКИХ РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению того, как гендер проявляет себя в речи.
Гендерная лингвистика, как и другие науки, занимающиеся изучением гендера, является сравнительно молодой. Само понятие «гендер» возникло лишь в 70-е годы прошлого века на Западе как противопоставленное биологически детерминированному полу.
Гендер - это социокультурное явление, немыслимое вне общества. Находясь в социуме, мы перенимаем определенную манеру вести себя, воспринимать себя и других в рамках языковой модели, которой нас научили, ведь именно язык определяет то, как мы мыслим.
Исследование гендера стало актуально в связи с возросшим интересом гуманитарных наук к проблемам равноправия и развитием феминистского движения. Гуманитарные науки гендер интересует в первую очередь как параметр, который оказывает огромное влияние на развитие личности и общества.
Изучению этого вопроса посвящено большое количество научных работ. Фундаментальной исследованием является монография Р. Лакофф «Язык и место женщины» («Language and Woman’s Place»), которая одной из первых заметила наличие так называемых «мужского» и «женского» языков в естественном языке, а также то, что язык в целом по-разному «относится» к представителям полов.1
Среди зарубежных авторов также стоит отметить монографии американской исследовательницы Дж. Коутс «Женщины, мужчины и язык» («Women, Men and Language»), «Женщины, мужчины и повседневное общение» («Women, Men and Everyday Talk»), фокусирующиеся на выявлении вербальных гендерных особенностей в повседневной речи мужчин и женщин на материале спонтанной устной речи.
В США гендерной лингвистикой занималась Д. Таннен, выпустившая книгу «Ты просто меня не понимаешь» («You Just Don’t Understand»), а также такие работы как «Гендер и дискурс» («Gender and Discourse») и «Гендер и речевое взаимодействие» («Gender and Conversational Interaction»), посвященные разнице в «языках», которые используют мужчины и женщины, и коммуникативным неудачам, неизбежно в связи с этим возникающим.
В Италии в исследованиях чаще всего затронут вопрос сексизма в языке. Одной из главных работ, посвященной этому вопросу, является труд А.Сабатини «Сексизм в итальянском языке» («Il sessismo nella lingua italiana»). Целью этой работы исследователь видит выявление наиболее ярких сексистских аспектов в итальянском языке и «выравнивание» образа женщины в меняющемся мире.2 Академия Круска также занимается вопросами, которые можно причислить к такому направлению гендерной лингвистики, как феминистская критика языка. Проблемам референции посвящены следующие работы практической направленности под авторством члена Академии Ч. Робустелли «Справочник по использованию рода в административном языке» («Linee guida per l’uso del genere nel linguaggio amministrativo») и «Женщины, грамматика и СМИ. Предложения по использованию итальянского языка» («Donne, grammatica e media. Suggerimenti per l’uso dell’italiano») и др., адресованные журналистам и административным служащим с целью популяризации правильного использования феминитивов в итальянском языке.
Еще одним крупным исследователем как в области гендерной лингвистики, так и в философии, связанной с «женским» вопросом , является М. Сапеньо. Ее работа «Какой род языка? Сексизм и дискриминационная власть слов» («Che genere di lingua? Sessismo e potere discriminatorio delle parole») освещает проблемы сексизма в современном итальянском языке. Она состоит из трех частей. Первая посвящена историческим и культурным причинам этого явления, вторая - языку политики, а третья - важности изучения этой деликатной проблемы в школах и ее устранения из обыденного сознания.3
Среди отечественных исследователей большое внимание вопросам гендера в языке и речи уделяли А.В. Кириллина в своих работах «Гендер: лингвистические аспекты», «Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации», «Гендерные аспекты в лингвистике и теории коммуникации» и Е.И. Горошко в работах «Языковое сознание: гендерная парадигма», «Гендерные особенности Интернета», в сборнике статей «Гендерная проблематика в языкознании». Они исследуют историю возникновения науки о гендере, основные теоретические и философские подходы к гендерной проблематике.4 Кирилина занималась также выявлением гендерных стереотипов в паремиологии русского и немецкого языков. 5 Гендерным стереотипам русскоязычного населения посвящена диссертация И.В. Полевой «Речевые гендерные стереотипы и их реализация в российском телевизионном дискурсе».
Несмотря на то, что существует большое количество работ, фокусирующихся на выявлении особенностей, присущих одному из полов, на материале английского, русского, немецкого и других языков, такие исследования в случае с итальянским языком не представлены. Между тем, знания о существовании таких особенностей представляют не только научный интерес, но и могли бы помочь разрешить проблемы, возникающие при коммуникации представителей разных полов. Также полученные данные могут быть применены в криминалистике, например, при выявлении автора анонимного послания.
Цель работы - изучить гендерные особенности в речи мужчин и женщин - носителей языка.
Задачи работы:
1. На основании существующих исследований гендерной лингвистики выявить её основные проблемы
2. Используя научную литературу, изучить историю этой науки на Западе и в России
3. Выявить особенности мужской и женской речи на материале устной речи носителей итальянского языка
Языковой материал был получен методом сплошного отбора. Затем на основе гипотез, выдвинутых другими исследователями, была предпринята попытка обнаружить определенные различия между тем, как мужчины и женщины проявляют себя в вербальном общении.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изучение отечественных и зарубежных трудов по истории и теории гендерной лингвистики позволяет сделать вывод, что данная наука еще сравнительно молода и при этом открывает широкие перспективы для исследователей.
Данная наука занимательна тем, что неизбежно является междисциплинарной областью исследований, поскольку сама концепция гендера существует не только в языке, но и в повседневной жизни. А значит, она представляет интерес для историков, социологов, антропологов, психологов и представителей других наук, занимающихся обществом и человеком.
На сегодняшний день существуют разные теоретические подходы к модели гендера, из которых наиболее распространенными являются структурализм и интеракционизм. Кроме того, невозможно говорить о гендере, не упоминая о теории Гоффмана о институализации и ритуализации пола.
В ходе исследования мы рассматривали отдельно высказывания, принадлежащие мужчинам, и высказывания, принадлежащие женщинам, чтобы в ходе сравнения обнаружить общие черты для каждой из групп.
Нам действительно удалось заметить некоторые различия между речью мужчин и женщин. Например, в высказываниях женщин наиболее частотными оказались совсем другие выражения, чем в речи мужчин. Представительницы женского пола не использовали чисел и часто прибегали к однородным рядам прилагательных и однотипным грамматическим конструкциям в своей речи.
Хотя мужчины тоже использовали ряды прилагательных, чтобы охарактеризовать какое-либо явление или ситуацию, были и особенности, присущие сугубо им. Так, они часто используют превосходную степень прилагательных и наречий, риторические вопросы и восклицания.
Выявив характерные особенности на лексическом, грамматическом и поведенческом уровне, мы попытались объяснить причины данных различий. Сделать это, оставаясь объективными, чрезвычайно сложно, поскольку всегда возможна многозначная интерпретация того или иного высказывания.
Актуальность исследований по вопросам гендерных речевых особенностей не представляет сомнений. Гендер является важным параметром самоопределения личности, совокупностью качеств, которые во многом определяют поведение человека, его социальные роли и всю жизнь. Поэтому необходимо изучать его для более глубокого понимания других людей, самой сути языка, а также вырабатывать более многогранное понимание «женственности» и «мужественности» в языке, поскольку эти концепции не должны отставать от глобальных изменений, происходящих в современном обществе.
К тому же дальнейшие исследования в области гендера могут быть использованы для диагностирования пола участников коммуникации, намеренно скрывающих информацию о себе, например, в Интернете, поскольку параметры речи, которые мы выявили, не поддаются сознательному контролю. Это повысит уровень безопасности всех пользователей глобальной сети.
1. Горошко Е.И. Языковое сознание. Гендерная парадигма. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2003
2. Есперсен О. Философия грамматики. - М.: Издательство иностранной литературы, 1958
3. Кирилина А. В. Гендер: лингвистические аспекты. - М.: Институт социологии РАН, 1999
4. Полевая И.В. Речевые гендерные стереотипы и их реализация в российском телевизионном дискурсе. - М, 2014
5. Таннен Д. Ты меня не понимаешь! Почему женщины и мужчины не понимают друг друга. - М.: Вече, 1996
6. Brown R., Gilman A. Style in language. The pronouns of power and solidarity. - Cambridge: MIT-press, 1960
7. Coates J. Woman Men and Everyday T alk. - London: Palgrave Macmillan, 2013
8. Coates J. Women, Men and Language: A Sociolinguistic Account of Gender Differences in Language. - New York: Routledge, 2013
9. Garajova K. Manualetto di stilistica italiana. - Brno: Masarykova Univerzita, 2014
10. Gill R. Gender and the media. - Cambridge: Polity Press, 2007
11. Goffman E. Gender Advertisment. - New York: Harper Torchbooks, 1987
12. Hellinger M., Motschenbacher H. Gender across languages: The Linguistic Representation of Women and Men. Volume 4. - Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2015
13. Lakoff R. Language and woman’s place. - Cambridge: Cambridge University Press, 1973
14. Pollack W.S. Real Boys’ Voices. - New York: Random House, 1998
15. Romaine S. Variation in Language and Gender. The Handbook of Language and Gender. - Oxford: Blackwell Publishing, 2003.
...