Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕЧЕБНЫЕ САДЫ. Методы терапевтического ландшафтного дизайна н а примере детского оздоровительного городка «Малыш»

Работа №130505

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы104
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Исторический и современный опыт формирования лечебных садов 12
1.1. Предпосылки формирования ландшафтной терапии 12
1.2. История создания терапевтических садов 16
1.3. Возможности целительных эффектов лечебных садов 20
1.4. Требования к созданию лечебного сада 28
1.5. Международный опыт формирования лечебных садов 31
Выводы 36
Глава 2. Терапевтический ландшафтный дизайн для детей: специфика целевой аудитории 37
2.1. Нормы и правила (обеспечение безопасности, гигиенические
требования, обеспеченность площадями) 37
2.2. Основные принципы проектирования лечебного сада для
детей 49
2.3. Взаимодействие детей с природой 50
2.4. Возрастные и физические особенности. Выбор оборудования 51
2.5. Познание и творчество как вид деятельности 54
Выводы 54
Глава 3. Концепция дизайна среды детского оздоровительного комплекса «Малыш». Сценарное моделирование 55
3.1 Миссия оздоровительного комплекса. Историческая справка 55
3.2 Природно-экологические и ландшафтные особенности района 57
3.3. Анализ территории ДОК «Малыш». Лечебно-терапевтический потенциал развития. Предпроектный Swot-анализ 59
3.4 Концепция реорганизации внутренних помещений корпуса и комплекса территории городка Малыш 62
3.5 Основные положения методики формирования лечебного сада оздоровительного комплекса Малыш. Концепция лечебного ландшафта как пример применения избранной методики 64
Выводы 76
Заключение 76
Апробации исследования 78
Список использованной литературы 79
Приложение

Магистерская диссертация посвящена исследованию проблемы благоустройства ландшафтов здравоохранительных учреждений, как уникальной терапевтической среды, способной влиять на самочувствие и ускоренное выздоровление больного, а также, оказывать профилактическое и общеукрепляющее воздействие на здоровье, как пациентов, так и персонала медицинских учреждений. Изучены разнообразные примеры терапевтических ландшафтов и теоретические исследования, посвящённые их эффективности и принципам организации. В частности, рассмотрены лечебные сады, ориентированные на укрепление здоровья детей. Сделанные выводы использованы для разработки концепции развития ландшафта детского оздоровительного городка в Ленинградской области.
Актуальность исследования.
Ландшафтотерапия это одна из важных составляющих курортологии,
эстетотерапии, а так же профилактики разных психосоматических болезней.
Сейчас человек находится под постоянным влиянием стрессовых факторов, которые способствуют развитию постоянного напряжения, депрессивного состояния постоянной агрессии и приводит к других психическим заболеваниям. В то же время, когда человек прибывает в окружении природы, ее комплексное взаимодействие влияет на психоэмоциональное состояние через органы чувств, в связи с чем, значительно улучается общее самочувствие. Безусловно, это во многом зависит от климатических особенностей и погодных условияй, влияния воздуха и географического расположения курорта, но, во многом, эффект достигается с помощью эстетических впечатлений пациента и полученных эмоций.
Воздействие природного окружения многообразно. Если человек в течение нескольких дней находится в природной среде, это заметно уменьшает раздражительность, тревожность и усталость. В то же время, наличие зелени вдоль дорог способствует уменьшению напряжения у водителей, о чем свидетельствуют показатели артериального давления и сердечной деятельности. Благодаря наличию растений, в интерьерах помещений для умственного труда повышается работоспособность и снижается эмоциональное напряжение.
Лечебные сады могут помогать в работе с различными целевыми группами: в больницах, домах престарелых, реабилитационных центрах,
онкологических центрах, хосписах, местах жительства, а также других медицинских и жилых средовых комплексах. Несмотря на столь богатые возможности, лечебные ландшафты в России имеются только в курортных зонах. При этом в научных исследованиях поднимаются исключительно климатологические и санитарно-гигиенические аспекты, а оздоровительный потенциал визуально-эстетического и сенсорно-кинестетического восприятия ландшафта практически не исследуется. Очевидная терапевтическая ценность лечебных ландшафтов определяет необходимость их внимательного изучения и внедрения в среду различных медицинских и оздоровительных учреждений.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что в нем на основании анализа и обобщения обширной, но разрозненной информации о лечебных садах, предпринята попытка создания концепции лечебного сада для детей на примере оздоровительного комплекса ДОГ «Малыш».
Степень научной разработанности проблемы.
Данная тема активно изучалась как в отечественной, так и в зарубежной науке в конце XIX-го начале ХХ-го вв. С конца 80-х гг. ХХ века она вновь оказалась в центре внимания междисциплинарных исследований. При этом, история самого направления прослеживается с древнейших времён.
В качестве одного из типологических прототипов лечебных садов рассматривается монастырский сад. Учитывая, что культурная идентичность терапевтических садов признаётся одним из важных принципов их дизайна, русским дизайнерам-исследователям следует принимать во внимание прототипы в соответствующей отечественной традиции. Особенностям формирования русского монастырского сада, его ландшафтной организации и принципам устройства посвящены диссертации отечественных исследователей А. А. Медведевой и Т.П.Смирновой [15, 23].
Исследователи уделяют в своих работах непосредственное внимание принципам дизайна лечебных садов и терапевтическим аспектам их воздействия. Особое место во многих научных работах занимает проблема измеряемых показателей воздействия садов на здоровье человека. Первооткрывателем этой темы, давшим старт возобновлению интереса к ней в конце ХХ века, можно назвать австрийского учёного Роджера Ульриха, впервые доказавшего, что контакт с природой способен не только улучшать самочувствие человека, но и уменьшать болевой синдром в постоперационный период, снижая, в результате, употребление обезболивающих лекарственных средств. Позднее им же, вместе с другими учеными, была доказана возможность сокращения пребывания больных в медучреждениях при наличии на их территориях терапевтических ландшафтов [52-54]. Различным методикам лечения, связанным с природой и многообразным аспектам формирования лечебных садов уделено внимание следующих зарубежных авторов: Клер Купер-Маркус, Наоми Сакс, Каролин Дональд, Даниэля Винтерботтома и др. [29-35, 45, 37, 59].
Значению реабилитационного пребывания человека в естественных природных условиях посвящена статья «Научное подтверждение оздоровительного эффекта японской практики «Лесного купания» . Подчеркиваются лечебные свойства леса, воздействие терапии «лесное купание», ставшей национальной практикой оздоровления в Японии. Автор статьи описывает особенности этого метода и лечебные эффекты, а также опыт распространения метода в других странах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате предусмотренных в проекте изменений, ландшафтная среда рассмотренного в исследовании модельного объекта может приобрести ряд новых качеств, которые заметно повысят её терапевтический потенциал. В первую очередь, благодаря созданию Лесного маршрута от жилых корпусов до оздоровительного центра, будет более полно использоваться ресурс соснового леса, как исцеляющего пространства, согласно принципам японского "лесного купания" шинрин-йоку. Во-вторых, создание лечебного сада с различными вариантами взаимодействия детей с ландшафтом и разным характером пространства вокруг оздоровительного центра позволит реализовать принцип свободы выбора сценария пребывания в саду. В-третьих, расширение ассортимента растений повысит биоразнообразие ландшафта, что также считается важным фактором. Наличие пространства с яркой полихромной колористикой, контрастирующей с почти монохромным лесным массивом, а также новых цветовых акцентов, рассчитанных на зимний период, позволит повысить сезонную изменчивость ландшафта, его декоративность в период межсезонья и привлекательность в зимний период. Игровое оборудование, рассчитанное на комплексное развитие физического здоровья и интеллектуального развития ребенка, создаст условия для непринуждённого выполнения детьми полезных для их здоровья упражнений, а именно: для улучшения координации движения предусмотрены полосы препятствий и паркуры, для развития чувства баланса - балансиры, с учетом возраста делящиеся на группы для детей от двух до четырех лет и от четырех до семи.
Для развития творческого потенциала, креативного мышления, воображения и познавательных навыков предусмотрены песочницы, различные тактильные устройства, водные устройства и специфические интерактивные механизмы и инструменты. Они предусмотрены как в игровой зоне, так и на территории сенсорного сада пяти чувств. Чтобы воспитать у детей бережное отношение к природе, предусмотрен тактильный зоопарк с енотами и кроликами, а также терапия-огородничество. Зимний сад и теплица позволят детям круглогодично контактировать с растениями, что оказывает заметный положительный эффект для снижения стресса. Водоемы перед террасой и в зимнем саду, а также водные игровые устройства обеспечивают возможность контакта с водой, который относится к базовым психологическим потребностям человека. Рельеф в сенсорном саду является одним из важных элементов ландшафта, так как создает не только визуальное, но и кинестетическое разнообразие среды. Росписи на стенах здания, цветные элементы оборудования, вечерняя подсветка также способствуют снижению стресса, связанного с дефицитом колористических и световых впечатлений в зимний период.
Таким образом, благодаря комплексному взаимодействию малых архитектурных форм и ландшафтной среды будет обеспечен лечебный эффект не только от процедур в оздоровительном центре, но и от пребывания на его территории, а также прогулки к нему.



1. Александер Розмари, Бэтстоун Карена. Дизайн сада. Профессиональный подход. Кладезь, 2006. 136 с.
2. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. - 220 с.
3. Бумагина О.И. Архитектурно-ландшафтная символика монастырских садов: на примере Москвы. Дисс. ...канд. архитектуры. Москва.1994. 121с.
4. Варданян К.К., Айрапетян А.К., Думанян К.Г. Оценка реорганизационных мер по улучшению состояния озеленения больничных учреждений ЕГМУ // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2012, №2. С. 251-258.
5. Веселова С.С. Зимние сады в российских дворцах, домах и особняках XVIII - начала XX вв. Дисс. ...канд. искусствоведения. Москва, 2011. 311с.
6. Войтова А.С., Герасименко Е.М., Убирайлова В.Г., Жуковская Э.А.
МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И РУСИ. Материалы IX Международной студенческой научной конференции "СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2017" URL:
http://www.scienceforum.ru/2017/2269/32085 Дата посещения: 10.02.2018
7. Делиль Жак. Сады. Отв. ред. Н.А. Жирмунский. Ленинград: Наука, 1987. 228с.
8. Дэй Кристофер. Места, где обитает душа. Архитектура и среда как лечебное средство. Пер. с англ. В.Л.Глазычева. М.: Ладья, 2000. 280с.
9. Керимова H.A. Бореальная флора южной тайги в экологическом дизайне ландшафтов общественных зданий Санкт-Петербурга// Москва: Новости МЦЛХП Т.1, No 13 / Под. ред. М. Чубинского. СПб.: СПбГЛТУ, 2012. C. 16-17, C.87-88.
10. Касаткина, Г.М. Влияние физических упражнений разной
направленности на развитие движений и психики детей 3-7 лет: Автореф. дис.канд. псих. Наук.-М., 1982.-16 с.
11. Керимова Н.А. Использование природных растительных сообществ
Северо-Запада России в озеленении общественных зданий как способ повышении устойчивости среды и экологического просвещения населения. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2011. № 9. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-prirod. (Дата обращения: 06.03. 2018).
12. Керимова Н.А. Ландшафтная организация территорий общественно- деловых центров: на примере Санкт-Петербурга. Автореф. дисс. ...к. с.-х. н. Москва. 2012. 21с.
13. Корт Беверли, Копытин Алексей. Техники ландшафтной арт-терапии. Москва: Когито-Центр. 2013. 83с.
14. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. 2-е изд. Л.: Наука, 1982. 341с.
15. Медведева А. А. Русские монастырские сады: вопросы ландшафтной организации. Дисс. ... кандидат архитектуры. Санкт-Петербург, 2002. 251с.
16. Митькина А., Яруллина Ю. Современные тенденции в ландшафтной архитектуре и их связь с выставками. VI Международная студенческая электронная научная конференция. Студенческий научный форум. - URL: https://www.rae.ru/forum2012/266/1413 (дата обращения: 07.03.2017).
17. Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. М.: Арт- Родник, 2007г. 256 с.
18. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. Санкт- Петербург, 2002 г. С. 295.
19. Нефёдов В.А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды: дисс. ... д. архитектуры. Санкт-Петербург.
2005. 329 с.
20. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Серия "Мастера психологии". СПб: Питер, 2017. С.304.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ