Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербальная репрезентация звуков неживой природы в русском языке (функционально-семантический аспект)

Работа №130494

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ЛЕКСИКЕ
1.1.1 Понятие «лексическое значение»
1.1.2. Типы лексических значений
1.2. Лексика как система и системные связи в лексике
1.2.1. Основные группировки в лексике
1.2.1.1. Понятие «лексико-семантическое поле»
1.2.1.2. Лексико-семантическая группа как оптимальный вариант
систематизации лексики в аспекте РКИ
1.2.1.3. Понятие «синонимический ряд»
1.3. Глаголы как часть словарного состава языка
ВЫВОДЫ
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ,
НАЗЫВАЮЩИХ ЗВУКИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
II. 1. Общий состав и классификация материала
II.2. Анализ семантики и функционирования глаголов, номинирующих звуки,
возникающие при ветре
II.2.1 Синонимический ряд глаголов с доминантой «выть» ............................. 35
II.2.2 Синонимический ряд глаголов с доминантой «свистеть»....................... 41
II.2.3 Глагол ГРЕМЕТЬ
II.2.4 Глагол ГУДЕТЬ
II.2.5 Глагол ЗВЕНЕТЬ.
II.2.6 Глагол ПЕТЬ.
II.2.7 Глагол ПЛАКАТЬ
II.2.8 Глагол РЕВЕТЬ
II.2.8 Глагол СТОНАТЬ.
II.2.9 Глагол СТУЧАТЬ
II.2.10 Глагол ШЕЛЕСТЕТЬ
II.2.11 Глагол ШИПЕТЬ
II.3. Анализ семантики и функционирования глаголов, номинирующих звуки,
возникающие под воздействием дождя
II.3.1 Глагол БАРАБАНИТЬ
II.3.2 Глагол СТУЧАТЬ
II.3.3 Глагол ТАРАБАНИТЬ
II.3.4 Глагол ХЛЕСТАТЬ
II.3.5 Глагол ШЕПТАТЬ
II.3.6 Глагол ШУМЕТЬ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СЛОВАРЕЙ И ИХ СОКРАЩЕНИЙ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глагольные единицы, номинирующие в русском языке звуки неживой природы составляют по количеству значительный пласт лексики. Лингвистическое описание данных единиц недостаточно представлено в научной литературе.
Лексемы с семантикой звуков неживой природы имеет национально-культурные отличия, слова, входящие в данное лексическое объединение, могут вступать в различные системные отношения между собой. Кроме того, употребление данных единиц вызывает трудность у иностранных учащихся в силу перечисленных особенностей.
Объект исследования: глагольные единицы, номинирующие звуки неживой природы в русском языке.
Предмет исследования: особенности семантики и функционирования данных единиц в русском языке.
Целью исследования является функционально-семантическое описание глагольных единиц, номинирующих звуки неживой природы. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования.
2. Отобрать русские существительные и глаголы, номинирующие звуки неживой природы, из лексикографических источников.
3. Определить объем и состав данных единиц, представить их классификацию.
4. Провести анализ семантики и функционирования отобранных единиц.
Материалом исследования являются данные лексикографических источников (русских толковых, синонимических, идеографических словарей), а также данные Национального корпуса русского языка.
Методы исследования: метод сплошной выборки материала из словарей, описательный метод, метод компонентного анализа, дистрибутивный метод и прием стилистической характеристики.
Научная новизна исследования заключается в функционально-семантическом анализе и последующей семантической классификации русских глаголов, обозначающих звуки неживой природы.
Гипотеза исследования заключается в том, что слова, входящие в данную лексико-семантическую группу (далее ЛСГ), отличаются парадигматическими и синтагматическими связями, а так же ситуацией употребления и выполняемыми в процессе коммуникации функциями.
Функционально-семантический анализ русских глаголов и существительных, обозначающих звуки неживой природы, позволит оптимизировать семантизацию единиц данной ЛСГ в иностранной аудитории.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Глаголы, номинирующие звуки неживой природы в русском языке, составляют значительное количество единиц.
2. Материал Национального корпуса русского языка позволяет получить адекватное представление о системе вторичных значений рассматриваемых лексем в соответствии с современным состоянием языка.
Оптимальный результат достигается при комплементарном использовании данных корпуса и толковых словарей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно может использоваться при разработке методологии изучения ЛСГ на материале русского языка. Выводы, представленные в работе, могут быть полезны при решении теоретических проблем лексикологии и лексикографии.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного, в практике преподавания лексикологии, в учебной лексикографии.
Структура работы: магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические основы изучения лексико-семантических групп.
Во второй главе определен объем и состав глаголов, номинирующих звуки
неживой природы, в русском языке, выделены синонимические ряды, входящие в данную ЛСГ, проанализированы семантика и функционирование выбранных глаголов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе рассмотрены основные теоретические положения, касающиеся вопросов системных связей в лексике, понятия лексико-семантической группы и синонимии. В качестве основы взяты определения таких известных лингвистов, как В.В. Виноградова, Е.И. Зиновьевой, И.П. Слесаревой и др. Из различных лексикографических источников были отобраны и проанализированы группы глаголов, номинирующих звуки, возникающие при ветре и под воздействием дождя, которые были систематизированы по признакам, свойственным данным глаголам.
Большинство глаголов встречаются в сочетании с фазовыми глаголами: начать, продолжить, перестать и т.д.
В результате нашего исследования были представлены прагматические характеристики глаголов – различия в их семантике, сочетаемости, стилистической принадлежности. На наш взгляд, прагматический компонент значения необходимо отражать в учебных словарях, ориентированных на иностранного адресата.
Результаты исследования могут быть использованы в изучении данных глаголов в аспекте РКИ, способствовать созданию учебных пособий и словарных минимумов, а также служить основанием для презентации русских глаголов, обозначающих звуки неживой природы в переносном значении


1. Азарова Е.В. Логические и лингвистические основания синонимии
[Текст] Е.В. Азарова // Вестник Челябинского государственного университета
Вып: № 16 / 2008
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 1.Синонимические средства
языка [Текст] / Ю.Д. Апресян // Лексическая семантика. -М., 1995. -472с.
3. Васильев Л.М. Семантика русского глагола [Текст] / Л. М. Васильев. /
- М.,1981, -16с.
4. Вердиева З.Н. Семантические поля в современном английском языке.
- М.: Высшая школа., -1986, С.120
5. Виноградов В.В. Избранные труды. // Лексикология и лексикография.
/ В.В. Виноградов. -М.: наука, 1977. 310 с.
6. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова [Текст]
/ В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. 1953. № 5.
7. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.
-М.-1947. С. 422.
8. Залевская А.А. Некоторые проблемы теории понимания текста /
А.А. Залевская // Вопросы языкознания. -2002. №3.
9. Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте
русского языка как иностранного [Текст] / Е. И. Зиновьева. –СПб., -2005.
10. Зиновьева Е.И. Типы поля в лингвометодических исследованиях
[текст] / Е.И. Зиновьева. // ХХХ Международная филологическая
конференция. Русский язык как иностранного и методика его преподавания
11-15 марта 2003 г. Вып. 15. -СПБ., -2003. -С. 108-112.
11. Караулов Ю.Н. Русский язык. Энциклопедия / 2-е изд. Под ред.
Ю.Н. Караулова. М., 199774
12. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972. –
202 с.
13. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. / И. М. Кобозева -М.,
2000. - 350 с.
14. Кузнецова Э.В. О пересекающемся характере
лексико-семантических групп слов / Э.В. Кузнецова // Семантика и структура
предложения: лексическая и синтаксическая семантика. -Уфа., -1978.
15. Куренкова Т.Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в
современной лингвистике [текст] / Т.Н.Куренкова // Вестник Сибирского
государственного аэрокосмического университета им. академика
М.Ф. Решетнева. Вып. № 4 / 2006 г.
16. Никандрова И.А. О соотношении понятий
«функционально-семантический класс слов» и «лексико-семантическая
группа» [Текст] / И. А. Никандрова // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. Вып. 3. - 2010.
17. Новиков Л.А. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология.
Словообразование. Морфология. Синтаксис.- 4-е изд. / Л.А. Новиков -СПб.
2003. - 864 с.
18. Новиков Л.А. Современный русский язык: фонетика, лексикология,
словообразование, морфология, синтаксис / Л.А. Новиков - М., 1999 - 200 С.
19. Покровский, М.М. Избранные работы по языкознанию / М.М.
Покровский. – М.: изд-во АН СССР, 1959. – 382с
20. Помпаева Г.В. Понятие «поля» в современных лингвистических
исследованиях / Г.В. Помпаева // Гегэрлт (Просвещение). - 2005. № 1,2. -С
124-127.
21. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской75
лексики / И.П. Слесарева -М., -2010,
22. Степанов Ю.С. Основны общего языкознания. / Ю.С. Степанов -М.,
-1975
23. Тодосиенко З.В. К проблеме семантической классификации
глагольной системы в разноструктурных языках [текст] / З. В. Тодосиенко //
Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2013.
Вып. № 6.
24. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы. А.А.
Уфимцева./ – М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1962. – 387 с.
25. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И.
Фомина 4-е изд., - М.: Высш. шк., 2001 - 415 с.
26. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики.[текст] /
Д.Н. Шмелев. -М.: Знание, 1973. С. 13-27.
27. Шубина О.Ю. Глагол в свете субъектно-предикатной и
вербоцентрической теорий / О.Ю. Шубина // Вестник КРСУ. -2011. Вып. № 1
28. Шхапацева М.Х. Пазова Л.М. К вопросу о лексическом значении
слов [Текст] / М.Х. Шхапацева // Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 2: филология и искусствоведение. Вып. № 1 – 2014.
30. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике / Г.С. Щур. М.: Наука, - 1974,
135 с.
СПИСОК СЛОВАРЕЙ И ИХ СОКРАЩЕНИЙ
31. Большой академический словарь русского языка. Т. 1-23. СПб.:
Наука. - 2004-2014. (БАС)
32. Большой толковый словарь русских глаголов: идеографическое76
описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты/ под
ред. Л.Г. Бабенко. - М., 2008.
33. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку.
Словарь лингвистических терминов. М., 2003. 181 с.)
34. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд. –
М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 703 с. (ЭРЯ)
35. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под ред. А.П. Евгеньевой.
- Л., 1970-1971.
36. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.:
Просвещение. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.. 1976.
37. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. - М., 2000.
(БЭС)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ