Проведено онлайн-анкетирование на базе Google Формы. Участие в анкетировании приняли 11 человек.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Агрессивное поведение в подростковом возрасте: понятие, причины 5
1.2 Психолого-педагогические особенности проявления форм агрессивного поведения в подростковом возрасте 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 17
2.1 Выявление форм и причин проявления агрессивного поведения 17
2.2 Разработка программы коррекции агрессивного поведения старших подростков 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Актуальность. Агрессивное поведение в подростковом возрасте является актуальной и важной темой исследования, особенно в свете возрастающей проблемы агрессии среди подростков. Подростковый период характеризуется значительными изменениями не только в физическом и эмоциональном развитии, но и в процессе социализации и стремлениях к самостоятельности. Все это может влиять на их поведение, включая агрессивные проявления.
Проблема подростковой агрессии привлекает все больше внимания научного сообщества. Зарубежные психологи, такие как Р. Бэрон, Д. Ричардсон и другие, активно изучали эту проблему с разных точек зрения. В отечественной психологии тема агрессивного поведения в подростковом возрасте долго оставалась недостаточно разработанной и освещалась в основном в виде обзоров зарубежных работ.
Некоторые аспекты этой проблемы затрагивались в исследованиях отечественных ученых, таких как Г. Э. Бреслав, В.И. Долгова, Е.В. Змановская, С. Л. Колосова, Я.В. Латюшин, Н. М. Платонова, А.Н. Романин, М.И. Станкин, И. А. Фурманов и др. Однако до сих пор не решены важные вопросы, касающиеся природы и происхождения агрессии, несмотря на большое количество публикаций по этой теме. Ученые разных направлений предлагают разные подходы к определению сущности агрессивного поведения и его психологических механизмов. Обычно агрессия понимается как умышленное причинение психического или физического вреда другому человеку при всех различных интерпретациях этого явления.
Основная проблема заключается в девиантном и делинквентном поведении. Стоит отметить, что проблемами агрессии занимаются во многих учреждениях, особенно в образовательных, например в Институте изучения детства, семьи и воспитания российской академии образования, ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии им. П. Сербского и т.д. Несмотря на то, что программы по снижению агрессии разработаны хорошо, они требуют конкретизации и адаптации для каждого конкретного образовательного учреждения. Это связано с тем, что количество подростков с агрессивным поведением увеличивается, но помощь им уменьшается.
Однако, несмотря на все усилия, существуют конкретные проблемы и противоречия в этой области. Во-первых, нет единого определения агрессивного поведения, что затрудняет его изучение и понимание. Во-вторых, многие программы по снижению агрессии не учитывают индивидуальные особенности подростков и их конкретные обстоятельства. В-третьих, несмотря на большое количество исследований, многие вопросы о природе и происхождении агрессии остаются нерешенными. В-четвертых, существует нехватка ресурсов и поддержки для подростков с агрессивным поведением, что усугубляет проблему. Эти проблемы требуют дальнейшего изучения и решения.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования: формы проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования: исследовать формы проявления агрессивного поведения старших подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие, причины и формы проявления агрессивного поведения подростков;
2. выявить психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков;
3. провести исследование форм проявления агрессивного поведения старших подростков;
Методы исследования: анализ специализированной литературы по теме исследования, анкетирование.
В ходе работы было выявлено, что агрессивное поведение в подростковом возрасте проявляется в различных формах и имеет серьезные последствия как для самих подростков, так и для окружающих. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои особенности, связанные с психологией. Эти особенности зависят от социально-экономического положения агрессивного подростка и его места в обществе.
Причины повышенной агрессивности в переходном возрасте могут быть разные:
1. Биологические факторы.
2. Личностные факторы.
3. Семейная обстановка.
4. Уровень жизни и социальный статус семьи сильно влияют на подростка.
Было выявлено, что агрессивное поведение у подростков формируется тремя ключевыми элементами: когнитивным, импульсивным и целеустремленным.
Предпосылки каких-либо действий подростков, носящие агрессивный характер последствий, могут характеризоваться в таком образе как:
1. Способ реализации значимой цели.
2. Метод достижения желаемого, путем самоутверждения.
3. Средство получения психологического расслабления.
Было отмечено, что агрессивное поведение может проявляться в различных формах:
1. Физическая агрессия.
2. Вербальная агрессия.
3. Социальная агрессия.
4. Пассивная агрессия.
Для выявления форм и причин проявления агрессивного поведения было проведено онлайн-анкетирование на базе Google Формы. Участие в анкетировании приняли 11 человек. Была использована диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки). Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Исходя из представленных данных, было выявлено, что наивысший средний балл наблюдается по шкале «Физическая агрессия» (4,9). Это означает, что респонденты, в среднем, проявляют высокий уровень физической агрессии. Большинство респондентов (50%) демонстрируют высокий уровень физической агрессии, в то время как 30% и 20% демонстрируют средний и низкий уровни соответственно.
В ходе работы была разработана коррекционно-развивающая программа по коррекции агрессивного поведения у подростков. Цель программы состоит в коррекции агрессивного поведения подростков.
1. Агрессивные модели поведения как фактор формирования дисфункциональных убеждений подростков и юношей, склонных к антисоциальному поведению : учебное пособие / [Мазуров Валерий Анатольевич, Стародубцева Мария Александровна, Табурова Татьяна Сергеевна, Келепова Елена Сергеевна] ; под редакцией В. А. Мазурова [и др.]. - Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2022. - 129 с.
2. Волков, А. А. Психологические особенности представлений подростков об агрессивном поведении в условиях телевизионного влияния : монография / А. А. Волков, О. В. Чурсинова. - Ставрополь : Секвойя, 2017. - 223 с.
3. Волкова, Е. Н. Психология подросткового буллинга : монография / Е. Н. Волкова, И. В. Волкова. - Нижний Новгород : Мининский университет, 2021. - 204 с.
4. Дементий, Л. И. Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения [Текст] : монография / Л. И. Дементий, В. Е. Купченко, М. В. Криворучко. - Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2018. - 204 с.
5. Добреньков, В. И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 040201 "Социология" и другим гуманитарным специальностям / В. И. Добреньков. - Москва : Альфа-М, 2006 (Смоленск : Смоленская обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 446 с.;
6. Дядиченко, Е. А. Психолого-педагогическая проблема проявления агрессивности и особенности интернет-зависимых подростков поколения альфа : монография / Е. А. Дядиченко. - Москва : Знание-М, 2021. - 124 с.
7. Евлашкина, Н. М. Психологические факторы и формы проявления агрессии у подростков с девиантным поведением : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.13 / Евлашкина Наталья Михайловна; [Место защиты: Моск. гор. психол.-пед. ин-т]. - Москва, 2012. - 27 с.
8. Егоров, А. Ю. Расстройства поведения у подростков : клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. - СПб. : Речь, 2005 (ППП Тип. Наука). - 434 с.
9. Егоров, А. Ю. Расстройства поведения у подростков : клинико-психологические аспекты / А. Ю. Егоров, С. А. Игумнов. - СПб. : Речь, 2005 (ППП Тип. Наука). - 434 с.
10. Князева, О. Н. Формы агрессивного поведения учащихся общеобразовательных школ : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04. - Нижний Новгород, 2001. - 170 с.
11. Лоренц, К. Агрессия [Текст] : (так называемое "зло") / Конрад Лоренц ; [пер. с нем. Швейника Г. Ф. ]. - Москва : РИМИС, 2009. - 349 с.
12. Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков [Текст] : клинические особенности и принципы терапии / Ю. Б. Можгинский. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 86 с.
13. Можгинский, Ю. Б. Агрессия детей и подростков : клинические особенности и принципы терапии / Ю. Б. Можгинский. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 86 с.
14. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова; Рос. акад. образования. Психол. ин-т. - Москва : Наука, 2001. - 191 с.
15. Новикова, К. В. Коррекция агрессивности у детей и подростков посредством арт-технологий : учебно-методическое пособие / К. В. Новикова. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2023. - 149 с.
16. Петрова, А. Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст] : практическое руководство : учебное пособие / А. Б. Петрова ; Российская акад. образования, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный ин-т". - 2-е изд. - Москва : Флинта : МПСИ, 2011. - 148 с.
17. Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании [Текст] : коллективная монография / [Нагорнова А. Ю., Андруник А. П., Клейберг Ю. А., и др. ; отв. ред. А. Ю. Нагорнова]. - Ульяновск : Зебра, 2018. - 180 с.
18. Профилактика агрессивного и экстремистского поведения среди подростков и юношей : (учебно-методическое пособие) / К. А. Идрисов, И. С. Хажуев, А. И. Байханов, А. А. Саидов ; ФГБОУ ВО "Чеченский государственный педагогический университет". - Грозный : ЧГПУ ; Махачкала : АЛЕФ, 2021 (Махачкала). - 87 с.
19. Фирсов, К. Н. Формирование умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Фирсов Кирилл Николаевич; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»]. - Грозный, 2020. - 242 с.
20. Хван, А. А. Стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки : метод. рекомендации / Хван А. А., Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А. ; Кузбас. гос. пед. акад., Фак. пед. и психологии, Лаб. психол. исслед. - Кемерово : КРИПКиПРО, 2006 (Кемерово : Типография КРИПКиПРО). - 68 с.