Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая помощь классному руководителю в проектировании и реализации программы воспитания детей младшего школьного возраста (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет (Арзамасский филиал))

Работа №130486

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: школы г. Арзамас (Средняя школа №14, Школа №2 им. А.С. Пушкина, Средняя школа №10, Средняя школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов, МБОУ "Гимназия", МБОУ "Лицей").
Выборка: 28 педагогов.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы психолого-
педагогической помощи классному руководителю в проектировании и
реализации программы воспитания детей младшего школьного возраста …6
1.1 Воспитаниедетей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема6
1.2 Проблемы и трудности классного руководителя в воспитании детей младшего школьного возраста 14
1.3 Возможности психолого-педагогической помощиклассному руководителю в проектировании и реализации программы воспитания детей младшего школьного возраста 25
Выводы по первой главе 31
Глава 2.Психолого-педагогическая помощь классному руководителю в проектировании и реализации программы воспитаниядетей младшего школьного возраста……………32
2.1 Анализ опыта организации психолого-педагогической помощи классному руководителю ввоспитаниидетей младшего школьного возраста(на базеМБОУ «Лицей» г. Арзамас) 32
2.2Проектирование и реализация программы психолого-педагогической помощи классному руководителюввоспитании детей младшего школьного возраста…………………..………38
2.3Условия эффективностипсихолого-педагогической помощи классному руководителю в проектировании и реализации программы воспитаниядетей младшего школьного возраста43
Выводы по 2 главе 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Приложение 1 56
Приложение 2……………………………………………………………………57
Приложение 3……………………………………………………………………58
Приложение 4……………………………………………………………………59

Первоочередной задачей Российской Федерации является воспитание новых поколений, обладающих знаниями и навыками, отвечающими потребностям XXI века, разделяющих традиционные моральные ценности и готовых к мирному созиданию и защите Отечества. Важнейшим инструментом решения этой проблемы является организация воспитательной работы с детьми. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» образование рассматривается «деятельность, направленная на развитие личности и создание условий для самоопределения и социализации учащегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и общественного признания». «Правила поведения и нормы в интересах личности, семьи, общества и государства».
В младшем школьном возрасте жизнь ребенка характеризуется изменениями в образе жизни и поведении. На смену играм приходит новый вид деятельности: познавательная деятельность. Помимо новых знаний и навыков, ребенок приобретает еще и определенный социальный статус в школе. Меняются интересы, ценности и весь его образ жизни ребенка. Он стоит на пороге новой эры. Поэтому так важно правильно организовать систему образования, чтобы максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ребенка.
Кроме того, в этом возрасте ребенок активно осваивает социальный опыт, приобретает навыки социального общения и личностные качества, необходимые для жизни в обществе - процесса социализации. Процессы роста и социализации ребенка происходят постоянно. Однако в рамках образовательного процесса их продуктивнее проводить во внеклассное время после школы.
Вопросами теории и методики организации воспитательной системы в начальной школе занимались педагоги:
- организации воспитательного процесса (В.А. Караковский);
- идея личностно-ориентированного подхода в образовании (Б.Г. Ананьев [1], П. К. Анохин, Д. Б. Богоявленская, А. А. Гин, М.В.Григорьева, Н.В. Гродская, О.О.Денина, Е.В.Зарукина, Е.В. Коробова, М.И. Лисина, Н.А.Морева, В.Д.Небылицин, Р.В. Овчарова, В.А. Сластенин, И. С. Якиманская);
- психолого-педагогические положения о закономерностях духовного развития в младшем школьном возрасте (Л. С. Выготский, В. В. Зеньковский, Ж. Пиаже).
Воспитание строится на основе таких базовых для нашего общества ценностей как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье и осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, родителей, социальных партнеров школы путем организации общешкольных ключевых дел, деятельности детских общественных объединений, профориентационной работы, реализации воспитательного потенциала урока. Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок. Это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями. При этом оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал.
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для воспитанника именно тем человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
Технология наставничества, хорошо прописанная в работах современных авторов, позволяет применять ее для решения целого спектра проблем, с которыми сталкиваются трудные подростки: сложность выбора образовательной траектории или профессии, недостаточная мотивированность к учебе, трудности с адаптацией в школьном коллективе, самореализацией, выстраиванием индивидуальной траектории образования и самообразования и т. д.
Исследованием психологических особенностей детей младшего возраста занимались Гродская, Н. В, Овчинникова, Т. Н, Шадриков, В. Д., Шишкова, О. Г., Щетинина, В. В. - это школьник, который требует к себе особого отношения, пристального внимания учителей и коллектива класса, к которому больше, чем к кому-либо, необходим индивидуальный подход.
Позицию наставника, его функции, психолого-педагогические аспекты его деятельности изучали многие ученые. Так, Н.Ю. Синягина и Т.Ю. Райфшнайдер определяют наставничество как способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.
Анализ исследований по проблеме развития наставнической деятельности в условиях общеобразовательной школы позволил выявить существующее противоречие между высокой значимостью психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса.
Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в разработке программы психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предмет исследования: психолого-педагогическая помощь классному руководителю в проектировании и реализации программы воспитания детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организация наставнической деятельности в условиях общеобразовательной школы будет эффективной при условии, если разработанная программа будет направлена на: обучение способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; помощь участникам в коррекции своего поведения в сторону снижения его конфликтогенности; формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; развитие умения и навыков командного взаимодействия.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность проблемы развития наставнической деятельности в психолого-педагогической литературе;
2. Рассмотреть проблемы и трудности классного руководителя в организации системы наставнической деятельности в младших классах, а так же выявить возможности психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы;
3. Проанализировать опыт организации психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах (на базе школ города Арзамаса) и экспериментально апробировать программу психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы.
4. Выявить и экспериментально проверить условия эффективности психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах.
Методологическими основами исследования явились теория установки Д.Н. Узнадзе; концепция отношений В.Н. Мясищева; основные положения теории конфликта М. Дойча, К. Томаса, Н.В. Гришиной; возрастная периодизация Ш.Бюлер и стратегия молодежной политики РФ; структурно-динамическая концепция Е.В. Змановской; системный подход к изучению семьи и семейных отношений М. Боуэна, А.Я. Варги, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, М.П. Билецкой.
Теоретические основы исследования: работы в области педагогики и психологии, раскрывающие проблему развития наставнической деятельности (И.Г. МалкинаПых, А.Н. Елизаров, Р.Р. Калинина, Т.В. Андреева); труды ученых, в которых рассматривается роль наставничества в современном образовании и возможности его внедрения в системе общего образования (В.А. Сысенко, Э.Г. Эйдемиллер, В.А. Канн-Калик, С.В. Ковалев, В.П. Левкович, О. Нейпир, А.А. Реана и др.); труды ученых, в которых описываются возможности психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы (В.А. Сысенко, Н.Н. Обозов, Н.Н. Посысоева, О.Г. Прохорова).
Методы исследования: теоретические – анализ литературы и нормативных источников, эмпирические – методы опроса, анкетирование классных руководителей начальных классов, программа дополнительного профессионального повышения квалификации.
Опытно-экспериментальная базой исследования послужили В исследовании принимали участия учителя следующих школ: Средняя школа №14, Школа №2 им. А.С. Пушкина, Средняя школа №10, Средняя школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов, МБОУ "Гимназия", МБОУ "Лицей").
Исследования проводились в два этапа:
Первый этап (2021-2022 гг.) – определение проблемы исследования; изучение педагогической, психологической, научно-методической литературы; определение методологии и выбор методов исследования; изучение возможностей и опыта психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательных школ Нижегородской области; разработка программы психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы.
Второй этап (2022-2023 гг.) – апробация разработанной программы психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы; завершение формирующего эксперимента, обработка и интерпретация результатов повторной диагностики, обобщение и систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрыта история развития представлений о наставнической деятельности в психолого-педагогической литературе; охарактеризованы проблемы и трудности классного руководителя в организации системы наставнической деятельности в младших классах; рассмотрены возможности психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем проанализирован опыт организации психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах (на базе школ города Арзамаса); разработана и реализована программа психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах в условиях общеобразовательной школы; проанализирована динамика результатов по итогам реализации программы; сформулированы условия эффективности психолого-педагогической помощи классному руководителю в организации системы наставнической деятельности в младших классах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Педагогическая деятельность обучения младших школьников обусловлена повышенной напряженностью, что приводит к проявлению в личности учителя таких качеств, как несдержанность, грубость, нетерпимость, чувство апатии и постоянной усталости. Все это влияет на психическое здоровье педагога, которое характеризуется негативными психологическими состояниями.
Анализ научной литературы по проблеме исследования выявил, что эмоциональное выгорание является характерным явлением для тех профессиональных ниш, в которых существует постоянный эмоциональный контакт человека, что является одной из основных проблем и трудностей классного руководителя в воспитании детей школьного возраста. , что происходит при горении, человек подвергается множеству рисков: необратимым изменениям характера, ухудшению или потере здоровья, разрушению личных отношений, внезапному желанию уйти из профессии, потере накопленного опыта, статуса, интереса.
В настоящее время отсутствует единая точка зрения на структуру выгорания и его сущность. Общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, данное К. Маслач и С. Джексон, согласно которому эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений, возникающих у людей, работающих в системе человек-человек. Наиболее конструктивным представляется изучение динамики процесса выгорания с опорой на трехкомпонентную модель, предложенную К. Маслач и С. Джексон.
Исследования последних лет не только подтвердили оправданность данной структуры, но и позволили заметно расширить область ее распространения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это привело к тому, что понятие выгорания и его структуры несколько модифицировалось. К негативным последствиям «выгорания» относятся: личностные деформации; ухудшение качественных и количественных показателей работы; снижение работоспособности и адаптационных возможностей организма.
Для изучения проявления эмоционального выгорания в педагогической деятельности были использованы опросник на определение уровня психического выгорания (MBI) (авторы методики К. Маслач и С. Джексон), данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой и тест «Индекс удовлетворенности жизнью» (в адаптации Н.В. Паниной). В исследовании приняли участие 15 педагогов.
Результаты исследования показали, что большинство учителей можно отнести к группе риска по выраженности симптомов эмоционального выгорания. Кроме того, большинство учителей имеют средний или низкий рейтинг удовлетворенности жизнью; Этим педагогам свойственен высокий уровень эмоциональной напряженности и низкая психологическая напряженность.
По результатам исследования эмоционального выгорания и индекса удовлетворенности жизнью учителей была разработана и реализована программа профилактики эмоционального выгорания и гармонизации эмоционального состояния учителей. После реализации программы было установлено, что эмоциональное состояние учителей улучшилось. Реализованная программа позволила снизить уровень эмоционального истощения и повысить психологическое благополучие педагогов.
Поэтому тренинги – один из наиболее эффективных способов предотвращения эмоционального выгорания. Цель выпускной квалификационной работы достигнута и поставленные задачи решены.



1. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учеб.пособие для академического бакалавриата / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с.
2. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации: учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.
3. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 150 с.
4. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка : учебное пособие для вузов / М. К. Бардышевская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 153 с.
5. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
6. Бурлакова, Н. С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд : учебник для вузов / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
7. Вараксин, В. Н. Психолого-педагогический практикум : учеб.пособие для СПО / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
8. Галасюк, И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». Evaluationofchild-parentinteraction (ecpi-2. 0) :практ. пособие / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 223 с.
9. Зеер, Э. Ф. психология профессионального образования : учебник для академического бакалавриата / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.
10. Мандель, Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 350 с.
11. Матяш, Н. В. Возрастная психология / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва-Берлин :Директ-Медиа, 2020. – 268 с.
12. Москвина, Н. Б. Классное руководство: профилактика профессиональных деформаций учителя : учеб.пособие для СПО / Н. Б. Москвина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
13. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
14. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.
15. Пастернак, Н. А. Психология образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов ; под ред. А. Г. Асмолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с.
16. Пирлик, Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности : Учебное пособие / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2020. – 372 с.
17. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
18. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.
19. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
20. Психология молодежи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко, В. И. Бондин [и др.]. – Москва : РУСАЙНС, 2020. – 404 с.
21. Психология развития и возрастная психология / С. И. Самыгин, И. Н. Алексеенко, В. И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.
22. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.
23. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
24. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практическое пособие / Е. И. Рогов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 435 с.
25. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практическое пособие / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
26. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для вузов / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 235 с.
27. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
28. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
29. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с.
30. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / А. И. Савенков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 317 с.
31. Педагогическая психология : учеб.пособие для СПО / В. А. Гуружапов [и др.] ; под ред. В. А.
32. Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для СПО / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
33. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе : учеб.пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 352 с.
34. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : Учебник и практикум / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 406 с.
35. Черемошкина, Л. В. Память: закономерности воспроизведения учебного материала : монография / Л. В. Черемошкина, Т. Н. Осинина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
36. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 201 с.
37. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.
38. http://arzlicey.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ