Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прилагательные с суффиксами -уч- и -ач- в русском языке XV—XVII века

Работа №130462

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формирование класса прилагательных с суффиксами -уч- и -ач- 7
1.1. Действительные причастия настоящего времени 7
1.2. Условия адъективации и принципы разграничения причастий и прилагательных 11
1.3. Отглагольные прилагательные с суффиксами -уч-, -ач- в истории русского языка 18
Глава 2. Прилагательные с суффиксами -уч- и -ач- в XV—XVII вв. на фоне предшествующего и последующего исторических периодов 26
2.1. Прилагательные с суффиксами -уч- и -ач- в старорусский период (XV—XVII вв.) 26
2.1.1. Морфологическая характеристика прилагательных с суффиксами -уч- и -ач- 28
2.1.2. Семантическая характеристика прилагательных с суффиксами -уч- и -ач- 41
2.2. Прилагательные с суффиксами -уч- и -ач- в древнерусский период (XI — XIV вв.) 48
2.3. Прилагательные с суффиксами -уч- и -ач- в XVIII—XIX вв 59
Заключение 74
Источники 78
Словари 80
Литература 82

Класс прилагательных с суффиксами -уч- и -ач- генетически восходит к действительным причастиям настоящего времени, образованным с помощью суффикса *-nt- от основы настоящего времени. Этот суффикс реализовывался в причастиях или в генетически южнославянском варианте - ущ-, -ащ-, или в восточнославянском уч-, -ач-.
Старорусский период (XV—XVII вв.) — время активного развития класса прилагательных с суффиксами -уч- и -ач-: увеличивается его состав, расширяется семантическая структура слов, наращиваются качественные признаки, вследствие чего образуются новые устойчивые и терминологические словосочетания. В это время образования с суффиксами - уч- и -ач- в полной форме крайне редко употребляются в качестве причастий, что было характерно для древнерусского периода (XI—XIV вв.). Таким образом, класс прилагательных с суффиксами -уч- и -ач- в текстах старорусского периода представляет научный интерес.
Предметом исследования является функционирование класса прилагательных с суффиксами -уч- и -ач- в текстах старорусского периода. Также в работе проводится сравнение полученных данных с данными предыдущего (древнерусского) и последующего (XVIII—XIX вв.) периодов. Следует подчеркнуть, что в поздний период (XVIII—XIX вв.) мы не исследуем диалектный материал и не рассматриваем данные диалектных словарей. Привлечение диалектного материала привело бы к существенному качественному и количественному расширению работы, которая в таком случае вышла бы за рамки квалификационной работы данного уровня.
Источниками исследования послужили:
1. исторические и толковые словари:
• «Словарь древнерусского языка (XI—XIV вв.)» (далее — словарь XI—XIV вв.);
• «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И. И. Срезневского (далее — словарь И. И. Срезневского);
• «Словарь русского языка XI—XVII вв.» (далее — словарь XI—XVII вв.);
• «Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI—XVII вв.» (7 изданных томов до буквы «З»; далее — СОРЯ);
• «Словарь Академии Российской» (далее — САР);
• «Словарь русского языка XVIII века» (далее — СлРЯ XVIII);
• «Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля» (далее словарь В. И. Даля);
• «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (далее — словарь под ред. Д. Н. Ушакова).
2. Тексты электронной библиотеки литературы Древней Руси (БЛДР) 1;
3. Национальный корпус русского языка (старорусский подкорпус)2;
4. Национальный корпус русского языка (XVIII—XIX вв.) (НКРЯ);
5. Картотека, предназначенная для составления СОРЯ, которая хранится в Межкафедральном словарном кабинете им. Б. А. Ларина на филологическом факультете СПбГУ;
6. Источники «Словаря обиходного русского языка Московской Руси»: 10 региональных исторических словарей, 23 научно подготовленных издания со словоуказателями.
В отношении работы со словарями стоит отметить, что поиск словоупотреблений осуществлялся и по отдельным словарным статьям на прилагательные исследуемого класса, и по статьям соответствующих глаголов, что связано с необходимостью выявления причастных и деепричастных образований с суффиксами -уч-, -ач- в текстах древнерусского и старорусского периода. Сбор языкового материала в БЛДР осуществлялся методом полуавтоматического поиска. Сфера употребления прилагательных с суффиксами -уч-, -ач- в основном ограничивается памятниками деловой и бытовой письменности, что обусловливает привлечение к исследованию «Словаря обиходного русского языка Московской Руси», а также картотеки словаря и источников словаря, так как они значительно дополняют другие материалы.
Целью работы является анализ функционирования класса прилагательных с суффиксами -уч- и -ач- в текстах старорусского периода (XV—XVII вв.)
Задачи исследования:
1. изучить и описать теоретические основания темы (историю формирования класса отглагольных прилагательных с суффиксами -уч-, -ач-, историю функционирования причастий с указанными суффиксами, особенности адъективации причастий, принципы разграничения причастий и прилагательных);
2. отобрать языковой материал из указанных источников, установить состав и семантические характеристики исследуемого класса слов;
3. выявить особенности развития исследуемого класса в старорусский период (XV—XVII вв.) на фоне предшествующего (XI—XIV вв.) и последующего (XVIII—XIX вв.) периодов.
Основное содержание работы представлено в двух главах. Первая глава посвящена теоретическому аспекту проблемы. В ней описываются история действительных причастий настоящего времени, условия адъективации причастий и принципы разграничения прилагательных и причастий в языке древнерусского и старорусского периодов и класс прилагательных с суффиксами -уч- и -ач- в истории русского языка. В первой главе рассматриваются работы разных ученых, связанные с изучением прилагательных с суффиксами -уч-, -ач-.
В исследовательской главе систематизируется информация из разных источников, анализируются полученные данные, выявляются тенденции в функционировании класса прилагательных с суффиксами -уч-, -ач- для старорусского периода.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы был изучен и описан теоретический материал по истории класса прилагательных с суффиксами -уч-, -ач-, история действительных причастий. Была затронута проблема адъективации причастий, условий разграничения причастий и прилагательных в древнерусский и старорусский периоды. Были составлены списки исследуемых слов, бытовавших в разные периоды формирования класса прилагательных с суффиксами -уч- и -ач-. В ходе работы было выявлено, что самое большое количество входящих в рассматриваемый класс лексем, зафиксировано в текстах старорусского периода. Для этого периода насчитывается 60 соответствующих лексем, часть из которых со временем утрачивается, а часть закрепляется в русском языке. Их анализ осуществлялся на материале исторических и толковых словарей, БЛДР, НКРЯ, картотеки, предназначенной для составления СОРЯ и научно подготовленных изданий памятников.
Для удобства описания было выделено три периода:
1. Старорусский период (XV—XVII вв.);
2. Древнерусский период (XI—XIV вв.);
3. XVIII—XIX вв.
Периоды даны в таком порядке потому, что старорусский период наиболее значим в формировании класса прилагательных с суффиксами -уч- и -ач-. Данные по двум другим периодам приводятся для того, чтобы в сравнении с ними особенности исследуемого класса в старорусский период стали более очевидными. В отношении XVIII—XIX вв. не учитывался диалектный материал и не рассматривались данные диалектных словарей , так как это привело бы к значительному качественному и количественному расширению работы, которая вышла бы за рамки квалификационной работы данного уровня.
Способы описания разных периодов отличаются. Прежде всего, это связано с объемом материала, а также с теми особенностями, на которые стоит обратить внимание на каждом этапе развития класса.
Прилагательные, зафиксированные в старорусский период, были разделены на две группы, в соответствии с которыми проводился анализ, представляющий собой описание особенностей класса:
1. Прилагательные, образованные от глаголов 1, 2, 3 и 5 праславянских классов;
2. Прилагательные, образованные от глаголов 4 праславянского класса.
Для двух других периодов (древнерусского и XVIII—XIX вв.) осуществлялось описание каждого слова, и их разграничение проводилось по степени адъективированности лексемы. Таким образом, было выделено 3 группы:
1. Лексемы, зафиксированные только в роли прилагательных;
2. Лексемы, зафиксированные и в качестве прилагательных, и в качестве причастий;
3. Лексемы, зафиксированные только в роли причастий.
В XVIII—XIX вв. для третьей группы не было зафиксировано ни одного словоупотребления.
По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
1) Старорусский период (XV—XVII вв.) — время активного формирования класса прилагательных с суффиксами -уч- и -ач-. В это время наблюдается самый широкий состав класса (60 лексем) (ср. древнерусский период — 13 лексем; XVIII—XIX вв. — 34 лексемы; современный русский язык — 46 лексем).
2) В это время фиксируется большое количество морфологических особенностей класса. Например, в текстах древнерусского периода фиксируется четыре приставочных образования, в текстах старорусского периода — 11 приставочных образований, в XVIII—XIX вв. — одно слово неминучий, сохранившееся в современном русском языке. Нерегулярными были образования от основы настоящего времени глаголов 3 класса (невысыхаючий, протекаючий, прирастаючий и др.) и глаголов 2 класса (пахнучий, неминучий).
3) В старорусский период также развиваются морфологические особенности, возникшие уже в древнерусский период. Например, морфологические пары горячий — горючий, висячий — висучий, летячий — летучий.
4) В старорусский период полные формы с суффиксами -уч- и -ач- в основном употребляются как прилагательные, но нередко встречаются причастия от соответствующих глаголов. В это время уже не встречаются образований с суффиксами -уч-, -ач- исключительно в функции причастия, как это было характерно для древнерусского периода. Состав класса в старорусский период содержит 60 лексем, из которых 49 зафиксировано только в роли прилагательных. 11 слов допускают употребление в качестве причастий. Большая часть причастных образований с суффиксами -уч- и -ач- производна от глаголов движения и нахождения в пространстве. В текстах XVIII—XIX вв. встречаются уже только единичные примеры употребления деепричастий на -учи, -ачи от тех же глагольных основ, от которых образовались исследуемые прилагательные. Возможно, их устойчивая связь с глаголом также объясняется тем, что почти все они обозначают глаголы движения и нахождения в пространстве. Исключением является глагол жить, от которого в XVIII—XIX вв. чаще всего образуется деепричастие. Только в XX веке такое употребление исчезает. В текстах этого времени можно встретить только прилагательное с суффиксом -уч живучий.
5) Основной чертой старорусского периода является расширение семантической структуры рассматриваемых прилагательных. В текстах этого периода фиксируется большое количество терминологических и устойчивых сочетаний, в состав которых входят прилагательные с суффиксами -уч- и -ач- . В связи с этим особенно выделяются прилагательные ходячий, лежачий, горючий, горячий, стоячий, зафиксированные еще в древнерусский период (XI—XIV вв.). В XVIII—XIX вв. процесс расширения структуры продолжается, но уже не так интенсивно, как в старорусский период.
6) В текстах старорусского периода зафиксированы прилагательные с суффиксами -уч- и -ач- в составе топонимов. Некоторые из них сохранились в современном русском языке и такой в форме больше ни в каких контекстах не употребляются (Гремячий Колодезь, Гремячая гора).
7) Чем раньше прилагательное вошло в активное употребление, тем шире становится его семантическая структура к XIX веку; чем позже, тем более велика вероятность того, что значение, в котором слово начинает функционировать, сохранится либо без дополнений и изменений, либо с незначительными дополнениями.


1. Абдулхакова Л. Р. Развитие категории деепричастия в русском языке. Казань, 2007.
2. Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. М., 2000.
3. Бахарев А. И. Адъективация причастий в историко-теоретическом освещении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1972.
4. Бедняков A. C. Переход причастий в прилагательные // Русский язык в школе. М., 1947. № 2. С.16—23.
5. Богданов А. В. Семантика и синтаксис отглагольных адъективов: автореферат дис канд. филол. наук. М., 2010.
6. Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. М., 2006.
7. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / под ред. Г. А. Золотовой. М., 2001.
8. Голубева Е. Л. Прилагательные с суффиксами -уч- (-юч-), -ач- (-яч-) в русских памятниках XVII века // Kalbotyra. 1963. №6. С. 217—227.
9. Голубева А. Ю., Акай О. М. Адъективация и адвербиализация как способы словообразования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2017. №11-2. С. 60—62.
10. Запольская Н. Н. Функционирование причастий в русском литературном языке конца XVII—XVIII вв.: дис. ... канд. филол. наук. М., 1985.
11. Зверковская Н. П. К истории прилагательных с суф. -уч-, -ач- в русском языке (на материале памятников XI—XVII вв.) // Общеславянский лингвистический атлас. Материалы и исследования. 1985. № 16.
12. Иванникова Е. А. О так называемом процессе адъективации причастий // Вопросы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. К 80-летию члена-корреспондента АН СССР Р. Г. Бархударова / под ред. Ф. П. Филина, Р. И. Аванесова. М., 1974.
13. Иссерлин Е. М. Лексика русского литературного языка XVII в. М., 1961.
14. Ким Сан Хен Эволюция причастий и деепричастий в русском литературном языке XVIII в. — первой трети XIX в. (морфологические формы и синтаксические функции): автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2007.
15. Кожин А. Н. Литературный язык Московской Руси. М., 1984.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ