СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТАНАМИ БРИКС В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И АВИАСТРОЕНИЯ
|
Введение
Глава 1. Значение сферы гражданской авиапромышленности для развития стран
БРИКС на современном этапе 6
1.1. Авиастроение и его роль в современной глобальной коммуникации
1.2. Авиастроение в странах БРИКС
Глава 2. Сотрудничество России с Китаем в сфере гражданской авиации и авиастроения в рамках БРИКС 29
2.1. Сотрудничество стран БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения
2.2. Сотрудничество России и Китая в сфере гражданской авиации и авиастроения
Глава 3. Перспективы развития сотрудничества между странами БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения 35
3.1. Перспективы развития сотрудничества между Россией и Китаем гражданской авиации и авиастроения в рамках группы БРИКС
3.2. Рекомендации, направленные на укрепление сотрудничества стран группы БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения 41
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Значение сферы гражданской авиапромышленности для развития стран
БРИКС на современном этапе 6
1.1. Авиастроение и его роль в современной глобальной коммуникации
1.2. Авиастроение в странах БРИКС
Глава 2. Сотрудничество России с Китаем в сфере гражданской авиации и авиастроения в рамках БРИКС 29
2.1. Сотрудничество стран БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения
2.2. Сотрудничество России и Китая в сфере гражданской авиации и авиастроения
Глава 3. Перспективы развития сотрудничества между странами БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения 35
3.1. Перспективы развития сотрудничества между Россией и Китаем гражданской авиации и авиастроения в рамках группы БРИКС
3.2. Рекомендации, направленные на укрепление сотрудничества стран группы БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения 41
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. Мировое авиастроение имеет многовековую историю. На протяжении всего времени существования конкуренция в сфере авиастроения отличалась особой жесткостью. В конце XX века в 80-90-х годах в сфере авиационной промышленности произошли кардинальные изменения – масштабная консолидация активов с кардинальным сокращением модельного ряда самолетов и вывод на рынок новых
оптимизированных рыночных продуктов (самолетов). В результате этого конкуренция
приобрела глобальный масштаб, а ее регулирование вышло на наднациональный уровень. В современном мире в условиях становления инновационной экономики основными факторами социально-экономического развития становятся научно-технический прогресс, информационные технологии, широкое распространение и использование инноваций. В связи с этим вопросы конкурентных отношений в разных отраслях промышленности, в том числе в сфере авиастроения, приобретают первостепенное значение. Более того,
авиационная промышленность и ее смежные отрасли играют важнейшую социальную
функцию, обеспечивая высококвалифицированные рабочие места на производстве, в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, высших учебных заведениях и техникумах. К числу основных сегментов данной отрасли следует относить самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение и авиаприборостроение.
Одной из важнейших целей, объединяющей страны БРИКС, основной на
взаимовыгодном и взаимодополняющем сотрудничестве, является экономическая
модернизация и развития высоких технологий, расширение емкости внутреннего рынка, улучшение качества жизни собственного населения. «Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года», принятая летом 2015 года в рамках саммита в Уфе предполагает решение задач, связанных с укреплением связей в наукоемких отраслях, одной из которых является авиационная сфера.
Учитывая совокупный потенциал и объем разных ресурсов стран БРИКС их сотрудничество в сфере авиации видится нам весьма перспективным и актуальным, поскольку оно выступает средством преодоления технологического отставания от ведущих мировых авиастроительных держав в данной области. Более того, в связи с текущим положением России на международном рынке, когда требуется искать решения для минимизации ущерба от санкций со стороны ведущих мировых центров авиастроения4
– США и ЕС, а также Украины, тесное сотрудничество с которой теперь невозможно, кооперация с другими странами объединения выглядит для России еще более актуальной.
Степень изученности проблемы. Проблемы сотрудничества стран БРИКС исследуются многими отечественными и зарубежными учеными, среди которых –Н.М. Ахтямова1,Клочков В.В2, А.В. Белолипецкая3, А.В. Вергун4, Н. Костенко5, А. Кузнецов6, А.А. Пахомов7,. Титаренко. Конкретно вопросы сотрудничества в сфере гражданской авиации и авиастроения стран БРИКС изучены Ф. Жаном 8 , Ю. Зайцевым 9 , В.П. Махитько10.
Объектом настоящего исследования является гражданская авиация и авиастроение в странах БРИКС.
В качестве предмета рассматриваются вопросы сотрудничества стран БРИКС в сфере
гражданской авиации и авиастроения.
Целью настоящего исследования является обретение выявление особенности сотрудничества России со странами БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение ряда частных задач:
1) Проанализировать актуальное состояние авиационной отрасли в каждой из стран группы БРИКС;
2) Оценить актуальную ситуацию сотрудничества стран БРИКС в сфере гражданского авиастроения;
3) Представить перспективы сотрудничества России со странами БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения;
4) Разработать рекомендации совершенствования сотрудничества БРИКС в сфере гражданского авиастроения.
Методология исследования. В рамках исследования использован комплекс общенаучных и частных методов, необходимых для достижения целей и решения задач, а
также изучения особенностей предмета исследования. В частности, использован системный, сравнительный и аналитический подходы. С помощью метода системного подхода было рассмотрено современное состояние гражданской авиации и авиастроения в странах группы БРИКС. Сравнительный подход позволил проанализировать сферу гражданской авиации и авиастроения с позиций разных стран группы БРИКС. практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы при разработке учебных программ в высших учебных заведениях, лекционных материалов.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе направлений и перспектив сотрудничества стран БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения.
Были проанализированы китайские источники, которые ранее не были задействованы в
российских исследованиях в частности в сфере сотрудничества стран БРИКС
Апробация работы. Основные положения работы были отражены в научных статьях и докладах, выступлениях на научных конференциях, посвященных актуальным вопросам и проблемам сотрудничества стран БРИКС.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 71 страницу.
оптимизированных рыночных продуктов (самолетов). В результате этого конкуренция
приобрела глобальный масштаб, а ее регулирование вышло на наднациональный уровень. В современном мире в условиях становления инновационной экономики основными факторами социально-экономического развития становятся научно-технический прогресс, информационные технологии, широкое распространение и использование инноваций. В связи с этим вопросы конкурентных отношений в разных отраслях промышленности, в том числе в сфере авиастроения, приобретают первостепенное значение. Более того,
авиационная промышленность и ее смежные отрасли играют важнейшую социальную
функцию, обеспечивая высококвалифицированные рабочие места на производстве, в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, высших учебных заведениях и техникумах. К числу основных сегментов данной отрасли следует относить самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение и авиаприборостроение.
Одной из важнейших целей, объединяющей страны БРИКС, основной на
взаимовыгодном и взаимодополняющем сотрудничестве, является экономическая
модернизация и развития высоких технологий, расширение емкости внутреннего рынка, улучшение качества жизни собственного населения. «Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года», принятая летом 2015 года в рамках саммита в Уфе предполагает решение задач, связанных с укреплением связей в наукоемких отраслях, одной из которых является авиационная сфера.
Учитывая совокупный потенциал и объем разных ресурсов стран БРИКС их сотрудничество в сфере авиации видится нам весьма перспективным и актуальным, поскольку оно выступает средством преодоления технологического отставания от ведущих мировых авиастроительных держав в данной области. Более того, в связи с текущим положением России на международном рынке, когда требуется искать решения для минимизации ущерба от санкций со стороны ведущих мировых центров авиастроения4
– США и ЕС, а также Украины, тесное сотрудничество с которой теперь невозможно, кооперация с другими странами объединения выглядит для России еще более актуальной.
Степень изученности проблемы. Проблемы сотрудничества стран БРИКС исследуются многими отечественными и зарубежными учеными, среди которых –Н.М. Ахтямова1,Клочков В.В2, А.В. Белолипецкая3, А.В. Вергун4, Н. Костенко5, А. Кузнецов6, А.А. Пахомов7,. Титаренко. Конкретно вопросы сотрудничества в сфере гражданской авиации и авиастроения стран БРИКС изучены Ф. Жаном 8 , Ю. Зайцевым 9 , В.П. Махитько10.
Объектом настоящего исследования является гражданская авиация и авиастроение в странах БРИКС.
В качестве предмета рассматриваются вопросы сотрудничества стран БРИКС в сфере
гражданской авиации и авиастроения.
Целью настоящего исследования является обретение выявление особенности сотрудничества России со странами БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение ряда частных задач:
1) Проанализировать актуальное состояние авиационной отрасли в каждой из стран группы БРИКС;
2) Оценить актуальную ситуацию сотрудничества стран БРИКС в сфере гражданского авиастроения;
3) Представить перспективы сотрудничества России со странами БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения;
4) Разработать рекомендации совершенствования сотрудничества БРИКС в сфере гражданского авиастроения.
Методология исследования. В рамках исследования использован комплекс общенаучных и частных методов, необходимых для достижения целей и решения задач, а
также изучения особенностей предмета исследования. В частности, использован системный, сравнительный и аналитический подходы. С помощью метода системного подхода было рассмотрено современное состояние гражданской авиации и авиастроения в странах группы БРИКС. Сравнительный подход позволил проанализировать сферу гражданской авиации и авиастроения с позиций разных стран группы БРИКС. практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения работы могут быть использованы при разработке учебных программ в высших учебных заведениях, лекционных материалов.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе направлений и перспектив сотрудничества стран БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения.
Были проанализированы китайские источники, которые ранее не были задействованы в
российских исследованиях в частности в сфере сотрудничества стран БРИКС
Апробация работы. Основные положения работы были отражены в научных статьях и докладах, выступлениях на научных конференциях, посвященных актуальным вопросам и проблемам сотрудничества стран БРИКС.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 71 страницу.
Таким образом, нами были рассмотрены вопросы сотрудничества России со странами БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения.
В первой главе настоящего исследования рассматривалось значение сферы гражданской авиапромышленности для развития стран БРИКС на современном этапе.
Анализировалось авиастроение и его роль в современной глобальной коммуникации.
Выяснено, что в современном мире сфера авиастроения имеет особую стратегическую
важность для любого государства. Прежде всего это обусловлено тем вкладом, который
вносит авиастроение в развитие страны, в том числе в экономическом и социальном плане.
Это же имеет решающее значение в рамках продвижения национальных интересов государства на международном уровне. Так, развитая сфера авиастроения, высокоуровневый и высокотехнологичный авиапромышленный комплекс в государстве
предполагает тесное сотрудничество со странами, которые не являются преуспевающими в этом сегменте. Все это позволяет стране занять лидирующее влиятельное место на
международной арене в этом секторе для продвижения национальных интересов. Кроме того, такое тесное сотрудничество позволяет наладить международные взаимоотношения
и выйти на новый уровень международного взаимодействия. В связи с этим изучение данной сферы в странах группы БРИКС и из взаимного сотрудничества представляет для нас особый практический интерес и актуальность.
Авиапромышленность – одна из ключевых и стратегически важных для экономики страны. Сегодня мировая авиация постепенно выходит из кризиса, который случился в
последние несколько лет, мировые авиакомпании постепенно увеличивают пассажирооборот и наращивают объемы грузоперевозок, соответственно увеличивается
производство воздушных машин. Однако, несмотря на хорошие показатели и45 положительную тенденцию, ситуация во многих странах все еще оставляет желать
лучшего. Влияние гражданской авиапромышленности на государственную политику очень велико. Прежде всего, во многом авиапромышленность обеспечивает
направленность государственной политики в том или ином вопросе, определяет ее роль и причастность к решению ключевых международных проблем.
Отдельно было проанализировано состояние авиастроения в странах группы БРИКС.
Сегодня гражданская авиапромышленность в России переживает кризис, связанный с падением спроса на производство отечественных воздушных машин. Связано это прежде всего с тем, что российская авиационная промышленность не соответствует
высшему мировому уровню и стандартам. В связи с этим, перспективы развития данной сферы видятся на прежде всего в том, чтобы решить общесистемные задачи, которые
определены в Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года. Решение задач позволит вывести
сферу гражданской авиапромышленности России из кризиса и вывести ее на должный
уровень развития.
Сфера гражданской авиапромышленности в Китае развивается сегодня особо быстрыми темпами. Она располагает значительной научно-технической и
производственной базой, оснащенной современным оборудованием и позволяющей выпускать гражданские авиационные машины разных типов. Сегодня Китай является
вторым мировым рынком гражданского авиастроения. Перспективы развития данной отрасли весьма положительные, поскольку Китай способен производить пассажирские самолеты высокого мирового класса.
Сфера гражданской авиапромышленности в современной Индии развита не так хорошо, как отрасль военного авиапроизводства. В основном, гражданские воздушные машины закупаются из ряда других стран. Связано это прежде всего с тем, что индийские
гражданские самолеты с технологической точки зрения во многом уступают самолетам, произведенным другими странами. Сегодня Индия в основном обеспечивает технические
условия для развития мировой авиационной промышленности. В целом, перспективы развития данной отрасли могут быть не плохими, однако для этого индийская
гражданская авиапромышленность должна быть ориентирована прежде всего на международные стандарты обеспечения качества гражданского авиастроения.46
Бразилия является безусловным лидером гражданской авиапромышленности среди всех стран группы БРИКС. В этой стране сегодня располагается большое количество
фабрик и заводов, работающих в данной отрасли, которые составляют основу национального авиастроения. Особенностью бразильских компаний авиационной
промышленности является то, что они все сотрудничают с государством и осуществляют обслуживание крупных перевозчиков, национальных рейсов. В целом, перспективы
развития гражданской авиапромышленности в Бразилии весьма внушительные, при таких же темпах развития страна в скором времени сможет приблизиться к масштабам
авиапроизводства США, которые сегодня – безусловный мировой лидер.
Участие Африки в производстве гражданской авиации минимально по сравнению с другими континентами. В основном это обусловлено недостаточной технологической
развитостью предприятий, недостаточным финансированием данной отрасли. В ближайшем будущем вероятнее всего африканская гражданская авиапромышленность
останется на том же уровне развития и будет заниматься производством лишь мелких лайнеров, осуществляющих местные воздушные перевозки.
Во второй главе анализировалось сотрудничество России с Китаем в сфере гражданской авиации и авиастроения в рамках БРИКС. Отдельно было рассмотрено сотрудничество стран БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения. Выяснено,
что на сегодняшний день страны группы БРИКС реализуют ряд совместных проектов в сфере гражданской авиации и авиастроения, а именно – происходит открытие новых
маршрутов и направлений, снижение таможенных пошлин, реализуется строительство самолетов, а также совместное развитие инновационных технологий. Индия и Китая
входят в отдельную категорию государств, обеспечивающих технические условия для развития мировой авиационной промышленности. Проблемы взаимоотношений между
странами в данной отрасли заключаются прежде всего в технологическом отставании в развитии некоторых стран. Безусловным лидером среди стран БРИКС сегодня является
Бразилия, наиболее отстающим участником – ЮАР. Кроме того, одним из главных препятствий для развития национальной авиапромышленности БРИКС являются структурные диспропорции, свойственные экономике этих стран. К их числу можно отнести низкий спрос на высокотехнологическую продукцию, секторные дисбалансы,
неэффективное использование природных ресурсов, значительные социально-экономические различия. Все эти проблемы обуславливают ряд трудностей не
только для развития авиационной промышленности, но и для интеграции стран БРИКС в47 систему мировой экономики. Все эти проблемы обуславливают ряд трудностей не только
для развития авиационной промышленности, но и для интеграции стран БРИКС в систему мировой экономики.
Рассмотрены отдельно вопросы сотрудничества России и Китая в сфере гражданской авиации и авиастроения. Отправной точкой дружбы двух стран в авиационной сфере стало подписание контракта в 1999 году на поставку в Китай 40
Су-30МКК, которые сегодня составляют основную ударную мощь ВВС НОАК. Затем к
первой партии «сушек» были прибавлены ещё 43 единицы. Россия имеет отношение не
только к комплектованию ВВС Китая, но и к становлению его современной авиационной индустрии. В своё время им была передана лицензия на производство Су-27СК, что позволило Китаю наладить собственное производство комплекса под обозначением F/J-11.
«Русский след» есть и в других проектах китайских истребителей – J-10, JF-17, L-15.
Палубный истребитель J-15 является, по сути, китайской «репликой» Су-33.
В рамках третьей главы настоящего исследования обозначены перспективы развития сотрудничества между странами БРИКС в сфере гражданской авиации и
авиастроения. В частности, выдвинуты перспективные направления развития сотрудничества между Россией и Китаем в сфере гражданской авиации и авиастроения в
рамках группы БРИКС. Выяснено, что страны БРИКС в международной системе авиапромышленного производства сегодня занимают разные позиции и выполняют
разные функции. В краткосрочных и среднесрочных планах у стран-участников группы наблюдается расширение рамок международного сотрудничества в сфере исследований и
развития производства (авиапроизводители сегодня создают совместные предприятия, распространяют лицензии на выпуск запатентованного оборудования).
Что касается перспектив сотрудничества между Россией и Китаем, то в настоящее
время существуют все предпосылки для масштабного сотрудничества между Россией и Китаем именно в этой области. В частности, у России существует большое количество разработок, которые могут быть использованы в совместных проектах с Китаем (а именно
– новый среднемагистральный самолет МТА, опыт по разработке турбовинтовых машин и прочее). Одним из главных элементов российского предложения китайской стороне
является создание совместной единой платформы для пассажирского и транспортного самолета. Сотрудничество в сфере гражданской авиации предполагает организацию
новых российско-китайских проектов полного цикла. Речь идет о том, что Россия и Китай, используя национальных технологические базы, совместно проектируют, производят и48
продвигают на авиарынок совместные продукты, как равноправные участники партнерства. Основой взаимодействия в сегменте гражданской авиации должен стать проект широкофюзеляжного дальне-магистрального самолета. На текущий момент стороны находятся на этапе создания эскизного проекта. Если странами удастся именно таким образом организовать сотрудничество, то это фактически будет означать создание нового мирового центра авиастроения.
Также в рамках третьей главы нами были составлены некоторые рекомендации, направленные на укрепление сотрудничества стран группы БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения. Основным направлением развития и укрепления сотрудничества стран группы БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения нам видится, прежде всего – формирование институциональной системы многостороннего сотрудничества, которая позволила бы странам БРИКС решить общие проблемы, существующие в национальных структурах промышленного производства, в том числе в секторе авиапромышленности, через привлечение экспертных навыков, использование ресурсов, обмен данными. Кроме того, необходимо работать над эффективным использованием синергии, которая проявляется в результате сотрудничества между странами в секторе авиаиндустрии. Еще одним немаловажным направлением нам видится обмен опытом в сфере гражданской авиапромышленности с более развитыми и отстающими странами группы БРИКС.
Таким образом, цель, поставленная перед началом исследования достигнута, все задачи успешно разрешены
В первой главе настоящего исследования рассматривалось значение сферы гражданской авиапромышленности для развития стран БРИКС на современном этапе.
Анализировалось авиастроение и его роль в современной глобальной коммуникации.
Выяснено, что в современном мире сфера авиастроения имеет особую стратегическую
важность для любого государства. Прежде всего это обусловлено тем вкладом, который
вносит авиастроение в развитие страны, в том числе в экономическом и социальном плане.
Это же имеет решающее значение в рамках продвижения национальных интересов государства на международном уровне. Так, развитая сфера авиастроения, высокоуровневый и высокотехнологичный авиапромышленный комплекс в государстве
предполагает тесное сотрудничество со странами, которые не являются преуспевающими в этом сегменте. Все это позволяет стране занять лидирующее влиятельное место на
международной арене в этом секторе для продвижения национальных интересов. Кроме того, такое тесное сотрудничество позволяет наладить международные взаимоотношения
и выйти на новый уровень международного взаимодействия. В связи с этим изучение данной сферы в странах группы БРИКС и из взаимного сотрудничества представляет для нас особый практический интерес и актуальность.
Авиапромышленность – одна из ключевых и стратегически важных для экономики страны. Сегодня мировая авиация постепенно выходит из кризиса, который случился в
последние несколько лет, мировые авиакомпании постепенно увеличивают пассажирооборот и наращивают объемы грузоперевозок, соответственно увеличивается
производство воздушных машин. Однако, несмотря на хорошие показатели и45 положительную тенденцию, ситуация во многих странах все еще оставляет желать
лучшего. Влияние гражданской авиапромышленности на государственную политику очень велико. Прежде всего, во многом авиапромышленность обеспечивает
направленность государственной политики в том или ином вопросе, определяет ее роль и причастность к решению ключевых международных проблем.
Отдельно было проанализировано состояние авиастроения в странах группы БРИКС.
Сегодня гражданская авиапромышленность в России переживает кризис, связанный с падением спроса на производство отечественных воздушных машин. Связано это прежде всего с тем, что российская авиационная промышленность не соответствует
высшему мировому уровню и стандартам. В связи с этим, перспективы развития данной сферы видятся на прежде всего в том, чтобы решить общесистемные задачи, которые
определены в Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года. Решение задач позволит вывести
сферу гражданской авиапромышленности России из кризиса и вывести ее на должный
уровень развития.
Сфера гражданской авиапромышленности в Китае развивается сегодня особо быстрыми темпами. Она располагает значительной научно-технической и
производственной базой, оснащенной современным оборудованием и позволяющей выпускать гражданские авиационные машины разных типов. Сегодня Китай является
вторым мировым рынком гражданского авиастроения. Перспективы развития данной отрасли весьма положительные, поскольку Китай способен производить пассажирские самолеты высокого мирового класса.
Сфера гражданской авиапромышленности в современной Индии развита не так хорошо, как отрасль военного авиапроизводства. В основном, гражданские воздушные машины закупаются из ряда других стран. Связано это прежде всего с тем, что индийские
гражданские самолеты с технологической точки зрения во многом уступают самолетам, произведенным другими странами. Сегодня Индия в основном обеспечивает технические
условия для развития мировой авиационной промышленности. В целом, перспективы развития данной отрасли могут быть не плохими, однако для этого индийская
гражданская авиапромышленность должна быть ориентирована прежде всего на международные стандарты обеспечения качества гражданского авиастроения.46
Бразилия является безусловным лидером гражданской авиапромышленности среди всех стран группы БРИКС. В этой стране сегодня располагается большое количество
фабрик и заводов, работающих в данной отрасли, которые составляют основу национального авиастроения. Особенностью бразильских компаний авиационной
промышленности является то, что они все сотрудничают с государством и осуществляют обслуживание крупных перевозчиков, национальных рейсов. В целом, перспективы
развития гражданской авиапромышленности в Бразилии весьма внушительные, при таких же темпах развития страна в скором времени сможет приблизиться к масштабам
авиапроизводства США, которые сегодня – безусловный мировой лидер.
Участие Африки в производстве гражданской авиации минимально по сравнению с другими континентами. В основном это обусловлено недостаточной технологической
развитостью предприятий, недостаточным финансированием данной отрасли. В ближайшем будущем вероятнее всего африканская гражданская авиапромышленность
останется на том же уровне развития и будет заниматься производством лишь мелких лайнеров, осуществляющих местные воздушные перевозки.
Во второй главе анализировалось сотрудничество России с Китаем в сфере гражданской авиации и авиастроения в рамках БРИКС. Отдельно было рассмотрено сотрудничество стран БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения. Выяснено,
что на сегодняшний день страны группы БРИКС реализуют ряд совместных проектов в сфере гражданской авиации и авиастроения, а именно – происходит открытие новых
маршрутов и направлений, снижение таможенных пошлин, реализуется строительство самолетов, а также совместное развитие инновационных технологий. Индия и Китая
входят в отдельную категорию государств, обеспечивающих технические условия для развития мировой авиационной промышленности. Проблемы взаимоотношений между
странами в данной отрасли заключаются прежде всего в технологическом отставании в развитии некоторых стран. Безусловным лидером среди стран БРИКС сегодня является
Бразилия, наиболее отстающим участником – ЮАР. Кроме того, одним из главных препятствий для развития национальной авиапромышленности БРИКС являются структурные диспропорции, свойственные экономике этих стран. К их числу можно отнести низкий спрос на высокотехнологическую продукцию, секторные дисбалансы,
неэффективное использование природных ресурсов, значительные социально-экономические различия. Все эти проблемы обуславливают ряд трудностей не
только для развития авиационной промышленности, но и для интеграции стран БРИКС в47 систему мировой экономики. Все эти проблемы обуславливают ряд трудностей не только
для развития авиационной промышленности, но и для интеграции стран БРИКС в систему мировой экономики.
Рассмотрены отдельно вопросы сотрудничества России и Китая в сфере гражданской авиации и авиастроения. Отправной точкой дружбы двух стран в авиационной сфере стало подписание контракта в 1999 году на поставку в Китай 40
Су-30МКК, которые сегодня составляют основную ударную мощь ВВС НОАК. Затем к
первой партии «сушек» были прибавлены ещё 43 единицы. Россия имеет отношение не
только к комплектованию ВВС Китая, но и к становлению его современной авиационной индустрии. В своё время им была передана лицензия на производство Су-27СК, что позволило Китаю наладить собственное производство комплекса под обозначением F/J-11.
«Русский след» есть и в других проектах китайских истребителей – J-10, JF-17, L-15.
Палубный истребитель J-15 является, по сути, китайской «репликой» Су-33.
В рамках третьей главы настоящего исследования обозначены перспективы развития сотрудничества между странами БРИКС в сфере гражданской авиации и
авиастроения. В частности, выдвинуты перспективные направления развития сотрудничества между Россией и Китаем в сфере гражданской авиации и авиастроения в
рамках группы БРИКС. Выяснено, что страны БРИКС в международной системе авиапромышленного производства сегодня занимают разные позиции и выполняют
разные функции. В краткосрочных и среднесрочных планах у стран-участников группы наблюдается расширение рамок международного сотрудничества в сфере исследований и
развития производства (авиапроизводители сегодня создают совместные предприятия, распространяют лицензии на выпуск запатентованного оборудования).
Что касается перспектив сотрудничества между Россией и Китаем, то в настоящее
время существуют все предпосылки для масштабного сотрудничества между Россией и Китаем именно в этой области. В частности, у России существует большое количество разработок, которые могут быть использованы в совместных проектах с Китаем (а именно
– новый среднемагистральный самолет МТА, опыт по разработке турбовинтовых машин и прочее). Одним из главных элементов российского предложения китайской стороне
является создание совместной единой платформы для пассажирского и транспортного самолета. Сотрудничество в сфере гражданской авиации предполагает организацию
новых российско-китайских проектов полного цикла. Речь идет о том, что Россия и Китай, используя национальных технологические базы, совместно проектируют, производят и48
продвигают на авиарынок совместные продукты, как равноправные участники партнерства. Основой взаимодействия в сегменте гражданской авиации должен стать проект широкофюзеляжного дальне-магистрального самолета. На текущий момент стороны находятся на этапе создания эскизного проекта. Если странами удастся именно таким образом организовать сотрудничество, то это фактически будет означать создание нового мирового центра авиастроения.
Также в рамках третьей главы нами были составлены некоторые рекомендации, направленные на укрепление сотрудничества стран группы БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения. Основным направлением развития и укрепления сотрудничества стран группы БРИКС в сфере гражданской авиации и авиастроения нам видится, прежде всего – формирование институциональной системы многостороннего сотрудничества, которая позволила бы странам БРИКС решить общие проблемы, существующие в национальных структурах промышленного производства, в том числе в секторе авиапромышленности, через привлечение экспертных навыков, использование ресурсов, обмен данными. Кроме того, необходимо работать над эффективным использованием синергии, которая проявляется в результате сотрудничества между странами в секторе авиаиндустрии. Еще одним немаловажным направлением нам видится обмен опытом в сфере гражданской авиапромышленности с более развитыми и отстающими странами группы БРИКС.
Таким образом, цель, поставленная перед началом исследования достигнута, все задачи успешно разрешены
Подобные работы
- ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИТАЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



