Введение 3
Глава 1. Содержание и особенности формирования концепции стратегических партнерств 8
1.1. Эволюция концепции внешней политики КНР 8
1.2 Классификация стратегических партнерств Китая 12
1.3 Создание механизмов стратегического партнерства 16
Глава 2. Стратегические партнерства КНР 22
2.1 Стратегическое партнерство КНР и США 22
2.2. Стратегическое партнерство КНР со странами Латинской Америки 28
2.3.1 Стратегическое партнерство КНР с Европейским Союзом 30
2.3.2 Возможности КНР для реализации партнерств со странами Европейского Союза 44
2.4 Китайско-российское стратегическое партнерство 49
Глава 3. Эффективность стратегических партнерств в условиях глобализации 65
3.1 Эффективность китайско-американского партнерства 65
3.2 Эффективность партнерств КНР со странами Латинской Америки 70
3.3. Эффективность китайско-европейского партнерства 75
3.4 Эффективность китайско-российского стратегического партнерства 78
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 92
Актуальность
В контексте многополярного мира одним из важнейших полюсов становится Китай. Он является одной из самых крупных мировых держав, самой густонаселенной страной и древнейшей из существующих цивилизаций. По состоянию на 2018 г.1 Китай занимает второе место по величине экономики в мире по номинальному ВВП и имеет самый большой паритет покупательной способности (ППС). Китай также является крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером товаров2. КНР является членом Организации Объединенных Наций. Китай также является членом огромных формальных и неформальных многонациональных организаций, включая Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Всемирную торговую организацию (ВТО), Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), БРИКС, Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и Большую двадцатку (G20).
В основе политической концепции КНР лежит три принципа: национализм, демократия, благоденствие3. Национализм - это единство китайского народа, демократия - принцип народовластия, который в настоящее время осуществляется через Коммунистическую партию Китая (КПК), и благоденствия - принцип народного благосостояния. До 1949 г. Китай был достаточно закрытой страной, только после принятия Конституции в 1954 г. ситуация изменилась, государство стало наращивать не только экономическую мощь, но и свой потенциал.
В настоящее время благодаря растущему влиянию КНР и участию его на международной политической и экономической арене в последние десятилетия заметно выросла необходимость в понимании дипломатии стратегического партнерства, поскольку от этого зависит успех в построении сотрудничества с Китаем. Быстрый и продолжительный экономический рост вместе с его принятием глобализации включает ускоренное китайское взаимодействие как на глобальном, так и на региональном уровнях, а также на многостороннем и двустороннем уровнях в рамках политики Китая в области развития и Стратегии мирного развития. Китай разработал дипломатический механизм для расширения своего международного влияния путем установления стратегических партнерств. Начиная с 2000-х гг. Пекин создал стратегические партнерские отношения с более чем пятьюдесятью странами и организациями по всему миру.
Дипломатия государства подчеркивает вовлеченность КНР не только в стабилизацию внутренней политики, но и завоевания ведущего места на международной арене. Определенно, что так называемый «бум стратегического партнерства»4 является продуктом глобализации Китая и многомерной дипломатии. Само понятие «бум» партнерства было введено китайскими учеными-теоретиками в 2014 г. для определения создания многочисленных партнерств КНР за небольшой период времени. Этот процесс отражает адаптацию Китая к миру и его усилия по формированию благоприятного мирового порядка. Пекин нарабатывает опыт в успешном использовании стратегических партнерских отношений. По мере того, как Китай поднимается, международное сообщество начинает относится к данному процессу всё более подозрительно. Возможно, в скором времени дипломатия Пекина столкнется с беспрецедентными проблемами и, вероятно, станет еще более активной и непредсказуемой. Всё это, несомненно, говорит об актуальности исследования.
Основной вопрос диссертации сформулирован следующим образом: какова специфика феномена стратегического партнерства КНР в международных отношениях?
Объектом исследования - внешняя политика КНР.
Предметом исследования стал феномен политики стратегического партнерства КНР Цель исследования - определить феномен стратегического партнерства КНР.
Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:
Во-первых, проанализировать содержание, формы, механизмы и значение стратегических партнерств.
Во-вторых, выявить основные направления стратегических партнерств КНР с США, со странами Латинской Америки, ЕС, Российской Федерацией.
В-третьих, определить эффективность политики стратегических партнерств для КНР.
Степень разработанности темы.
В современной научной литературе как отечественной, так и зарубежной, существует немало исследований по внешней политике Китая, хотя именно в данной постановке проблемы работы практически отсутствуют.
В ходе исследования был изучен широкий круг источников и литературы, включая материалы научно-практических конференций, статьи электронных журналов, монографии ведущих исследователей КНР.
Источниковую базу составили:
Основной нормативно-правовой акт КНР «Новая концепция безопасности Китая» от 2002 г. и «Сотрудничество Юг-Юг» (Наньнань хэцзо, Ж Ж ^ №) от 24 августа 2006 г. и Политический документ «Политика КНР в отношении ЕС» от 30 октября 2003 г.
Документы касающиеся регионального партнерства КНР делятся на:
Во-первых, нормативные документы посвященный российско-китайским отношениям, в основе которых лежат «Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР 1992 г.», «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» от 16 июля 2001. Одним из последних документов между КНР и РФ стало «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики» 2016 г.
Во-вторых, источники Европейского законодательства относительно КНР и европейско-китайские договоры и стратегии: «Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Европейским экономическим сообществом и Китайской Народной Республикой» 1985 г., «К новой азиатской стратегии» Европейской Комиссии от 13 июля 1994 г., Политический документ Европейской комиссии «Созревающее партнерство - общие интересы и проблемы в отношениях между ЕС и Китаем» от 10 сентября 2003 г., «Стратегия ЕС в отношении Китая: реализация коммуникационных и будущих шагов 1998 г. для более эффективной политики ЕС» 2011 г., «Коммюнике для прессы Саммита между лидерами Китая и стран Центральной и Восточной Европы» 2012 г., «Совместная декларация о культурном сотрудничестве между ЕС и Китаем» 2015 г. и др.
В-третьих, документы Соединенных Штатов Америки и совместные китайско- американские заявления и коммюнике, например, «Совместное заявление Китая и США» от 29 октября 1997 г., «Совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки» от 1 января 1979 г., «Совместное коммюнике между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки (Китай-США 17 августа коммюнике)» от 17 августа 1982 г., «Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки» 2002 г.
Для решения задач, поставленных в исследовании, большое значение имел анализ работ китайских ученых Фэн Чжао, Фэй Сюй, Хуань Гуна, Цзянь Шао, Лю Юн и др., акцентировавших свое внимание на отношениях КНР с другими странами.
Среди российских ученых, исследовавших двухстороннее сотрудничество КНР с РФ, особого внимания заслуживают работы Бордачёва Т., Корнейко О.В., Коршунова С.А., совместная работа Олесика Т.А. и Терновской А.Д., Титаренко М.Л.
Политикой стратегического партнерства КНР и Латинской Америки посвятили свои работы ряд таких авторов, как Каспарук В.А., Старовойтова, О. Е., Gallagher K., Porzecanski R., Rubiolo M.-F., Baroni P.-A.
Непростые отношения КНР с США были исследованы в работах Дегтяревой А. В., Лю Да Нянь и Уткина А.И. В каждом исследовании данных авторов была изложена двусторонняя точка зрения относительно китайско-американского партнерства.
Основными исследователями в области отношений ЕС и КНР в работе стали Носов М.Г. Frank Ching, Waldner B.F. Благодаря им автору удалось рассмотреть китайско- европейское стратегическое партнерство как в узком, так и в широком смысле.
Теоретико-методологической основой исследования является сравнительный анализ.
В основе работы положена теория рационального выбора. В теории рационального выбора основным инструментом для принятия решений по поддержанию мира являются мотивы и действия нации или правительства как единого национального актора. Рациональные действия государств являются частью классической школы при принятии решений. В данной школе информация воспринимается из ситуационного контекста, где принимается решение о максимизации полезности целей5.Во внешней политике Китая подчеркивается создание международной обстановки, способствующей мирному сосуществованию и развитию государств, что является базой, вокруг которой формируются отношения Китая с другими странами. Учитывая возможные варианты и их последствия для китайского руководства, основной вопрос заключается в том, какой вариант имеет самую высокую прибыль. При рассмотрении разных вариантов очевидно, что дипломатия стратегических партнерств является эффективным инструментом продвижения целей КНР. Функция поддержания мира в этих отношениях заключается в том, чтобы обеспечивать другие виды китайской дипломатии посредством новых партнерств.
Рациональное действие наиболее эффективно рассматривается как аналитический инструмент, который прагматично объясняет принятие Китаем решений о создании стратегических партнерств, а значит и поддержание мира на их основе. Действия, предпринимаемые Китаем на международной арене сосредоточены на максимизации достижения целей, а безопасность и интересы являются основной категорией, в которой Китай реализует свои планы. Главной целью КНР является получение доступа к природным ресурсам других стран (на примере Латинской Америки) и защита интересов (на примере Соединенных Штатов Америки). Рациональное действие предполагает, что акторы индивидуалистичны по своей природе, и в этой работе основное внимание уделяется поведению Китая, как единому актору. Стоит учитывать миротворческие намерения Китая, которые в разной мере обеспечивают безопасную среду для ведения бизнеса и защиты интересов Пекина. Ядром рациональных действий является индивидуальный выбор, который в решающей степени зависит от убеждений лиц (руководства КНР), принимающих решения, и того, каким образом желания и убеждения влияют на принятие рациональных решений. Анализ действий Китая выдвинул сильную гипотезу о его действиях. Что еще более важно, Пекин в своей политике делает расчеты по нескольким вариантам, и выбирает альтернативы, которые лучше всего продвигают его интересы. Дополнением этого логического порядка событий является готовность или нежелание Китая рисковать в том или ином направлении.
Сравнительный анализ был использован для проведения сравнения взаимодействия Китая с его стратегическими партнерами. Контент-анализ был применен в отношении деклараций и совместных заявлений сторон в изучаемых отношениях, например, в документе «Политика ЕС в отношении Китая» 2003 г., «Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» между РФ и КНР 2001 г. и др.
Методология многофакторного равновесия6 позволяет проанализировать международные отношения в исторических рамках без которых невозможно проследить динамику изменения различных факторов в контексте политики КНР. Методика помогает выявить прошлые и нынешние обстоятельства, которые повлияли на то или иное решение государства.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к феномену политики стратегического партнерства как инструмента процесса принятия стратегических решений.
Работа состоит из Введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Дипломатия стратегических партнерств появилась в Китае после окончания «холодной» войны. В настоящее время почти четверть всех стран мира стала стратегическими партнерами Китая, несмотря на то, что среди основных держав Китай - единственная страна, которая не поддерживает политические альянсы после неудачного опыта с Советским Союзом 1950-1970-х гг. Пекин разработал различные названия и механизмы для различных стратегических партнерских отношений, которые отражают различные характеристики каждого партнерства и которые могут меняться со временем. В этом и заключается феноменальность самой политики стратегических партнерств.
Понятие стратегического партнерства постоянно развивается и модифицируется. Ранее термин «партнерство» имел примерно похожее значение для всех партнеров КНР. В настоящее время наблюдается диверсифицированный подход к государствам в зависимости от степени приоритетности и важности партнерства для Китая, а также от степени их готовности помогать Китаю в реализации его целей.
В ходе работы было выделено четыре особенности партнерских отношений.
Во-первых, они основываются на паритете, при котором страны будут относиться друг к другу как к равным. Во-вторых, все контакты носят сугубо мирный характер. Сотрудничество, консультации, поиск взаимной выгоды, поиск точек совпадения или близости взаимных интересов являются основными инструменты партнерства.
В-третьих, сохраняется основная идея КНР, при которой нужно иметь как можно больше друзей и не вступать ни в какие-либо альянсы.
Четвертой характерной особенностью партнерства называется необходимость преодоления различий в социальном строе и идеологии КНР и других стран.
Хотя итоговые цели по каждому стратегическому партнерству различны, в целом они призваны защищать основные интересы Китая (защитная логика) и строить более благоприятные условия для подъема именно Китая (настойчивая логика). Китай также использовал стратегические партнерства для удовлетворения дипломатических непредвиденных обстоятельств и урегулирования двусторонних отношений с теми странами, с которыми не смог найти решений по политическим вопросам. В целом, стратегические партнерства помогли Китаю конструктивно взаимодействовать с миром. Следует понимать, что по мере роста Китая, длинный список стратегических партнерских отношений будет все менее уместен в решении приоритетов внешней политики Китая. Некоторые признаки указывают на то, что Пекин проявляет инициативу по регулированию важных отношений, не включенных в рамки стратегического партнерства, для установления более тесных отношений с определенными стратегическими партнерами и для объединения рамок стратегического партнерства с другими дипломатическими инструментами, такими как многостороннее взаимодействие и инициативы.
На протяжении всей истории КНР избегала войны или серьезной конфронтации с крупными державами и успешно перешла в новый многополярный мир. Отношения Китая с Россией и Индией, с которыми Китай воевал на границе в 1950-х и 1960-х гг. стабилизировались отчасти благодаря стратегическим партнерствам. Китай также получил огромные экономические выгоды от партнерских отношений. И ЕС, и АСЕАН являются главными торговыми партнерами и инвесторами в Китае. Нефтегазовые проекты в сотрудничестве с Россией, а также стратегические партнеры в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан) и Латинской Америке (Бразилия, Венесуэла, Аргентина) смягчили давление спроса на энергию в Китае. Разрабатывая и определяя приоритеты повесток дня со своими стратегическими партнерами, Китай распространил такие понятия, как многополярность, невмешательство и различные новые модели развития. В то время как некоторые конкретные цели (снятие эмбарго на поставки оружия ЕС) не были достигнуты. Политика стратегического партнерства, в основном, выполнила свою задачу - помочь Китаю превратиться в крупную державу в условиях глобализации.
Самый большой недостаток политики стратегического партнерства Китая заключается в том, что партнерства не подготовили Китай к тому, чтобы стать великой державой в будущем. Построение стратегических партнерских отношений - это почти единственный метод, используемый Китаем для управления важными двусторонними отношениями. Дипломатия в области стратегического партнерства не смогла урегулировать некоторые из наиболее важных и конфликтных отношений, таких как китайско-японские или китайско-американские отношения. Например, диалога с США на основе стратегического партнерства не получилось. В январе 2018 г. Вашингтон объявил КНР официальным стратегическим конкурентом. Кроме того, несмотря на то, что стратегические партнёрства помогли решить споры внутри страны, они оказались не очень многообещающими в решении морских споров. Из-за сложного характера и происхождения таких споров, стратегические партнерства, которые в основном воплощены в двусторонних дипломатических декларациях, показали свои границы.
Длинный список стратегических партнеров также отвлекает от сосредоточения внимания на отдельных характеристиках и ценностях различных партнерских отношений. Чтобы укрепить свой рост, Китаю необходимо уделять особое внимание только некоторым стратегическим партнерствам, а не всем сразу. Другими словами, политика стратегического партнерства должна быть более «настроенной». Стратегия стратегического партнерства в основном используется в качестве двустороннего дипломатического документа. По мере роста Китая требуется более сложное использование его дипломатического инструментария. Необходимо модернизировать сеть стратегических партнерств, и это может быть достигнуто только в рамках более широкого проекта, который выходит за рамки стратегических партнерств. На горизонте уже несколько попыток.
В 2012 г. во время своего визита в США Си Цзинпин предложил концепцию «новый тип отношений большой власти»1 для решения китайско-американских отношений. Хотя эта концепция также использовалась для описания китайско-российских отношений во время визита президента Си Цзинпина в Россию в 2013 г. По словам президента КНР, данная концепция совсем не означает конфликта или конфронтации, а наоборот определяет взаимное уважение и беспроигрышное сотрудничество. В 2013 г. министр иностранных дел Китая Ван Йи предложил некоторые руководящие принципы для этого нового типа отношений: укрепление стратегического доверия, содействие практическому сотрудничеству, активизация обмена кадрами и культурными обменами, укрепление сотрудничества в международных и региональных горячих точках, и направление первоочередного внимания сотрудничеству по вопросам Азиатско-Тихоокеанского региона2.
Вопрос относительно того, должен ли Китай иметь квази-союзников или «стратегические стержни» для защиты своих интересов во всем мире остается до сих пор открытым. Некоторые утверждают, что по мере роста присутствия Китая в мире Пекину необходимо наладить особые отношения, которые лежат где-то между партнерством и альянсом3. Дискуссия по-прежнему ограничена академическими кругами. Но на практике есть признаки того, что Пекин может выйти за рамки дипломатии стратегического партнерства (хотя он по-прежнему четко придерживается формата стратегического партнерства). Например, отношения Китая с Россией и АСЕАН. Китайско-российское сотрудничество ускорилось после визита президента Си Цзинпина в Россию в марте 2013 г. Чиновники обеих сторон часто говорят, что в настоящее время двусторонние отношения проявляются «в лучшем виде»». Крупная китайско-российская сделка по газу на фоне кризиса в Украине в конце мая 2014 г. привлекла международное внимание. Примерно в то же время президенты обоих стран подписали в Шанхае совместное заявление о расширении сотрудничества во всех областях. Тем не менее, стоит отметить, что Пекин не хочет идти на союз с Россией или взаимодействовать с Россией ценой своих отношений с другими крупными державами. Другим примером служит АСЕАН. 3 октября 2013 г., в речи озаглавленной «Совместное строительство общей судьбы сообщества Китая и АСЕАН» Си Цзинпин сказал: « Наши отношения теперь стоят в новой исторической отправной точке»4. По сравнению с западными стратегическими партнерствами, основанными на равенстве и индивидуализме, концепция «сообщества общей судьбы» более сродни азиатской культуре и затрагивает более глубокие связи.
Китай пытается сочетать свои стратегические партнерские отношения с формами многосторонности. До сих пор одной из немногих успешных комбинаций является китайско-российское сотрудничество в ООН и БРИКС. В последние годы Китай стал более активным в различных международных организациях и расширил свое сотрудничество. В целях содействия ШОС, самой успешной региональной организации безопасности, в которой Китай является движущей силой, Пекин установил стратегические партнерские отношения со всеми членами ШОС. Партнерские отношения особенно повысили эффективность ШОС, а также влияние Китая на организацию. Китай также использует политику стратегического партнерства для продвижения новых многосторонних соглашений, таких как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) и Группа 20 (G20). Все страны БРИКС являются стратегическими партнерами Китая. Китай также консультирует и координирует своих стратегических партнеров, которые являются членами G20. Это Франция, Германия, Южная Африка, Бразилия, Аргентина, Индия, Индонезия и Южная Корея.
Таким образом, стратегические партнерства являются важным инструментом во внешней политике Китая и будут таким в предстоящие годы. В то же время присутствие Китая в мире потребует более всеобъемлющего стратегического дизайна и более сложной дипломатической тактики как от самого Пекина, так и от его стран-партнеров. Поэтому Китаю необходимо быть более активным и творческим наряду с другими дипломатическими инструментами в мобилизации стратегических партнерств в качестве основного инструмента политики.
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 // Официальный сайт Министрества Иностранных Дел РФ // URL: http://www.mid.rU/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870 (дата обращения 17.03.2018).
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ О РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ НА ЕЕ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ /Бюллетень международных договоров, . 2005. N 11. С.76 - 79., Собрание законодательства Российской Федерации, . 8 августа 2005 г. N 32. Ст. 3270.
3. Коммюнике для прессы Саммита между лидерами Китая и стран Центральной и Восточной Европы // Официальный сайт Правительства КНР// 20 1 2 // URL : http://www.gov.cn/jrzg/2012-04/27/content_2124462.htm. (дата обращения 18.02.2018).
4. Резолюция 1373 (2001) «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами» / URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/557/45/PDF/N0155745.pdf?OpenElement (дата обращения 03.03.2018).
5. Сборник российско-китайских документов // М., 2007 // Стр. 143—151
6. Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР 1992 год // URL: http://www.crc.morcom.gov.cn/crweb/rcc/ info/Artide.jsp?col_no=46&а_ no=40336 (дата обращения 27.02.2018).
7. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики 2016 г. // Официальный сайт Президента РФ // URL:http://www.kremlin.ru/supplement/5100 (дата обращения 18.02.2018).
8. Сотрудничество Юг-Юг (Наньнань хэцзо, Ж Ж ^ №) // Заявление МИД КНР от 24.08.2006 // URL: http://www.fmprc.gov.cn/chn/pds/ziliao/tytj/t24777.htm (дата обращения 17.02.2018).
9. Agreement on Trade and Economic Cooperation between the European Economic Community and the People's Republic of China // URL: http://investmentpolicyhub.unctad.org/Download/TreatyFile/3104 _(дата обращения 10.07.2016).
10. A maturing partnership — shared interests and challenges in EU-China relations // The European Commissions policy paper // September 10, 2003 // from The European Union and China (1948-2008): Dasic documents and Commentary (Part 1), written and edited by Francis Snyder, the Chinese edition translated by Li Kun et al., Social Sciences Academic Press (China), 2013. pp. 342-370
11. China’s EU Policy Paper // People’s Republic of China Government // October 2003 // URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/topics/ceupp/t27708.htm (дата обращения 11.03.2018).
12. Chinese Ministry of Foreign Affairs, Speech by H.E. Wen Jiabao, Premier of the State Council of the People’s Republic of China, at the China-EU Investment and Trade Forum // 6 May 2004 // URL: http://www.chinamission.be/eng/zt/t101949.htm ( дата обращения 28.04.2018)
13. Communication of the Commission. A Long Term Policy for China-Europe Relations. // COM (1995) 279 // URL: http://www.eeas.europa.eu/archives/docs/china/docs/com95_279_en.pdf (дата обращения 10.06.2017).
14. Cooperation Plan (2015-2019) // China-CELAC Forum // 23.01.2015 // URL: http://www.chinacelacforum.org/eng/zywj_3/t1230944.htm (дата обращения 05.05.2017).
15. China former Premier Wen Jiabao full speech // Vigorously Promoting Comprehensive Strategic Partnership Between China and the EU at the China-EU Investment and Trade Forum in Brussels // Foreign Ministry of the People’s Republic of China. - May 2004. - URL: http://www.fmprc.gov.cn/ce/cebe/eng/zt/t101949.htm (дата обращения 28.04.2018).
...