ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ А. И. АДЖУБЕЯ КАК ЖУРНАЛИСТА И РЕДАКТОРА 6
1.1 Социально-политический контекст периода «оттепели» как один из факторов формирования «методов Аджубея» 6
1.2. Начало творческого пути: А. Аджубей — редактор газеты «Комсомольская правда» 12
1.3. Публицистическая деятельность А. Аджубея в «Комсомольской правде» 22
ГЛАВА 2. А. И. АДЖУБЕЙ — РЕДАКТОР НОВОГО ТИПА 33
2.1. Основные направления редакционного менеджмента А. Аджубея в газете «Известия»: формирование «редакторского кредо» 33
2.2. Инновационная политика А. Аджубея в методах сбора, обработки и распространения информации 45
2.3. Новые методы работы «Известий» с читательской аудиторией 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
I. Источники 63
II. Литература 63
III. Электронные ресурсы 64
На протяжении многих лет процесс развития отечественной журналистики вызывает серьезный научный интерес. В первую очередь потому, что является отражением изменений в социальной, экономической и политической сферах общественной жизни.
Опыт развития советской и российской журналистики, сочетающий как периоды бурного роста, так и периоды стагнации, представляет собой широкую базу для исследования процесса взаимодействия средств массовой информации и общества на различных этапах изменения общественного строя и применения результатов исследований в развитии современных СМИ. Процесс развития журналистики происходит неотрывно от деятельности ее выдающихся представителей. Предпосылки их креативного подхода, уникального для каждого СМИ, и анализ вклада в развитие журналистики представляют собой большую научную ценность, позволяют составить целостную картину процесса становления и развития советских и российских СМИ.
Вследствие этого, актуальность настоящего исследования обуславливается необходимостью изучения журналистской деятельности А. И. Аджубея с целью выявления креативного опыта организации работы редакций центральных газет СССР — «Комсомольской правды» и «Известий», анализа возможностей применения этого опыта в работе современных СМИ.
Период максимального развития лидерских и управленческих качеств А. И. Аджубея приходится на период «оттепели», именно в это время он достигает пика деятельности, возглавляя флагман отечественной журналистики — газету «Известия». Несмотря на сложность и противоречивость того времени, деятельность Аджубея-редактора процветала. По словам Я. Н. Засурского в печати периода десталинизации «...происходит значительное оживление — мотором его становится газета «Известия», которую возглавил А. И. Аджубей... Он по существу создал новую школу в журналистике»1.
Ценность наследия А. И. Аджубея состоит в качестве, профессионализме и гуманистической направленности его публицистической и редакторской деятельности. Подход редактора к работе с читателем, инновационные методы сбора, обработки и распространения информации создавали огромный интерес читателя к СМИ, вызывали доверие и уважение, эмоциональный отклик. Возможности применения проанализированного в исследовании редакторского опыта в организации работы современных СМИ придают работе и практическую значимость.
Объект исследования — редакторская и публицистическая деятельность А. И. Аджубея как реформатора советской журналистики.
Предмет исследования — креативные аспекты и формы редакторской деятельности А. И. Аджубея в «Комсомольской правде» и «Известиях».
Цель работы — раскрыть особенности креативного подхода Алексея Ивановича Аджубея к реформированию советской журналистики.
В соответствии с поставленной целью автор решает в работе следующие задачи:
1) выявить отличительные черты периода «оттепели», повлиявшие на становление А. И. Аджубея как редактора и публициста;
2) исследовать работу А. И. Аджубея в газете «Комсомольская правда», выявить особенности его становления в качестве редактора и публициста;
3) раскрыть особенности публицистической деятельности А. И. Аджубея в газете «Комсомольская правда»;
4) изучить направления редакционного менеджмента А. И. Аджубея в газете «Известия»;
5) определить основные принципы инновационной политики в методах сбора, обработки и распространения информации, новые методы взаимодействия с аудиторией, разработанные А. И. Аджубеем в период его работы в «Известиях».
Теоретическую базу работы составляют труды Т. А. Волковой, Н. Л. Волковского, А. В. Пыжикова, А. И. Стреляного, Н. Х. Исмаиловой, Я. Н. Засурского и др., а также мемуары А. И. Аджубея.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили выпуски газет «Комсомольская правда» (1950-1959 гг.), «Известия» (1959-1964 гг.).
Структура выпускной квалификационной работы. Структура выпускной квалификационной работы построена в соответствии с ее целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
До сих пор история отечественной журналистики имеет пробелы. Роль многих ее видных деятелей недооценивается, не воспринимается опыт предыдущих поколений. Зачастую современные журналисты говорят о том, что до настоящего момента журналистики в чистом виде не существовало, в изданиях печатались только писатели, и, таким образом, СМИ не выполняли свойственных им функций. Тем не менее, стоит отметить, что без изданий прошлого не возникло бы той системы журналистики, которую мы можем наблюдать сегодня.
Алексей Иванович Аджубей начал свою журналистскую деятельность еще при тоталитарном режиме И. В. Сталина, но пик его реформаторской деятельности пришелся на противоречивый период «оттепели», который послужил одним из тех важных факторов, которые поспособствовали раскрытию его творческого потенциала.
А. И. Аджубея по праву можно назвать реформатором советской журналистики не только потому, что он изменил облик и суть центральных газет СССР — «Комсомольской правды» и «Известий», но также создал новые для своего времени формы, методы и принципы журналистской деятельности.
Занимая пост главного редактора «Комсомольской правды», А. Аджубей смог модернизировать издание в рамках целей и задач, поставленных ЦК ВЛКСМ. Ему удалось внести коррективы в структурную модель издания, что привлекло к газете новых читателей, что позволило без труда формировать нужное партии мнение в обществе. Редактируя «Комсомольскую правду», Аджубею удалось ввести в советскую журналистику новый жанр, известный сегодня как «колумнистика». Кроме того, редактор внес в свою газету элемент развлекательности. Обращаясь к публицистическим достижениям А. И. Аджубея в «Комсомольской правде», отметим, что автор обращался к различным темам. Он писал о спорте, международных отношениях, освещал морально-этический аспект.
Работая в «Известиях», А. И. Аджубей в корне изменил газету. Ему удалось перестроить структуру издания, он создал приложение для семейного чтения «Неделя», расширив таким образом читательскую аудиторию. Именно в «Известиях» он провозгласил курс на строительство «социализма с человеческим лицом». С его помощью, газета стала на путь защиты простого человека. Редактору удалось разработать огромный спектр тем, наладить обсуждение морально-этических аспектов. Он создал новую школу журналистики. Его новации, примененные на площадке «Известий», стали использоваться и другими советскими изданиями.
В соответствии с целью, поставленной в выпускной квалификационной работе, были проанализированы социально-политические аспекты периода «оттепели», как одного из факторов формирования «методов Аджубея»; исследована работа А. И. Аджубея в газете «Комсомольская правда», выявлены особенности его становления в качестве редактора и публициста; раскрыты особенности публицистической деятельности А. И. Аджубея в газете «Комсомольская правда»; изучены основные направления редакционного менеджмента А. И. Аджубея в газете «Известия»; определены основные принципы инновационной политики в методах сбора, обработки и распространения информации, новые методы взаимодействия с аудиторией, разработанные А. И. Аджубеем в период его работы в «Известиях».
Изучение журналистской деятельности Алексея Ивановича Аджубея важно, так как позволяет с точки зрения научных подходов понять, чего не хватает современным СМИ, к чему в идеале нужно стремиться. Темы духовного воспитания человека, освещение проблем и интересов личности в современной социальной системе могли бы стать центральными для российской журналистики, повысив при этом качество изданий и профессионализм сотрудников СМИ.
I. Источники
1. Известинец. 1959. №11-12, 14.
2. Известия. 1959. №158, 160.
3. Известия. 1962. №286.
4. Комсомольская правда. 1950. №214, 223.
5. Комсомольская правда. 1952. №161.
6. Комсомольская правда. 1955. №300.
7. Комсомольская правда. 1955-1956. №269-51.
8. Комсомольская правда. 1957. №99, 232, 264.
9. Комсомольская правда. 1958. №115, 184.
10. Правда. 1959. №189.
11. Читающая Россия. 1994. №1.
II. Литература
1. Аджубей А.И. Те десять лет. М., 1989.
2. Аджубей А.И. Те десять лет. М., 1992.
3. Алексей Аджубей в коридорах четвертой власти. М., 2003.
4. Волкова Т.А. А.И. Аджубей — редактор и публицист: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2009.
...