Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эвфемизмы в современных российских СМИ

Работа №130384

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Эвфемизмы и их функционирование 7
§1. Эвфемизм: идентификация понятия 7
§2. Типологический и структурный аспекты эвфемизации 15
§3. Функции эвфемизмов в массмедиа 28
ГЛАВА II. Функционирование эвфемизмов в периодических печатных изданиях 33
§1. Эвфемизмы в газете «Аргументы и факты» 33
§2. Эвфемизмы в газете «Коммерсант» 43
§3. Эвфемизмы в «Российской газете» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Язык, являясь основным средством общения, всегда отзывается на любые изменения жизни общества. Так как с течением времени постоянно происходит изменение социума, его структуры, характера и ориентации, язык также находится в непрекращающемся движении, трансформации. Отследить перемены в языке можно, проанализировав тексты средств массовой информации. Такая возможность обусловлена тем, что СМИ являются одной из важнейших форм отражения речевой и культурной действительности российского общества.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью исследования процесса эвфемизации в современных СМИ. Это связано с тем, что сейчас в русском языке достаточно отчетливо проявляется две противоположные тенденции: к огрублению речи и к ее эвфемизации1. Тягу к употреблению эвфемизмов можно объяснить несколькими причинами.
Первая причина — стремление к широкому употреблению эвфемизмов — связана со склонностью к политкорректности в политической коммуникации. В ситуации межкультурной коммуникации, активного сотрудничества стран политкорректность необходима для поддержания дружественных связей, для создания мира и доверительных отношений.
Вторая причина активного обращения к эвфемистическим заменам, являющаяся обратной стороной предыдущей, — это склонность к манипулятивному воздействию на человека путем сокрытия тех или иных нежелательных фактов и явлений. Главным образом это проявляется в политической сфере, потому что «политический дискурс относится к особому типу общения с высокой степенью манипулирования, которая достигается с помощью эвфемизмов»2. Возможно это, так как эвфемизмы являются средством камуфлирования действительности. Эта функция эвфемистических замен помогает языку политики воздействовать на сознание читателя, влиять на общественное мнение.
И, наконец, третья причина — желание предотвратить коммуникативные конфликты. Прослеживается стремление к избеганию коммуникативного дискомфорта как у говорящего, так и у слушающего. Особое значение в этом случае имеют эвфемизмы, относящиеся к теме секса, болезни, смерти, то есть охватывающие социальную сферу общества, а также связанные с различными происшествиями.
Новизна исследования состоит в попытке проведения сравнительно-сопоставительного анализа процесса эвфемизации в изданиях различного типа: «Аргументы и факты» (массовая газета), «Коммерсант» (деловая пресса), «Российская газета» (официальное издание Правительства РФ).
Выбор изданий обусловлен несколькими факторами. Во-первых, это одни из крупнейших изданий страны. У газеты «Аргументы и факты» тираж составляет 2,2 миллиона экземпляров в неделю, а читательская аудитория одного номера — 6 548 000 человек3. Ежедневный тираж «Коммерсанта» составляет 120 000 экземпляров, аудитория одного номера — 113 700 человек4. «Российская газета» имеет ежедневный тираж 160 000 экземпляров и аудиторию — 951 300 человек5. Во-вторых, издания относятся к разным типам газет: «Аргументы и факты» — массовая газета, «Коммерсант» — деловая, «Российская газета» — официальное издание Правительства РФ.
Объектом исследования данной дипломной работы является процесс эвфемизации в современной российской прессе. Предмет — способы и приемы эвфемизации речи, функции эвфемизмов в текстах изданий различных типов.
Цель работы — проанализировать особенности эвфемизации речи в изданиях различного типа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать определение понятию эвфемизма, выявить его виды и функции;
2. определить функциональные особенности эвфемизмов каждого издания;
3. провести сравнительный анализ выявленных эвфемизмов;
4. выявить тематические особенности использования эвфемизмов в СМИ, их функциональную нагрузку в текстах изданий различных типов.
Несмотря на то, что проблема эвфемизации актуальна, степень научной разработанности этой темы невысока. На протяжении прошлого века эвфемизация активно изучалась в Европе и Америке. В отечественной лингвистике эвфемизмы рассматривались лишь как древние табу, то есть в историческом аспекте. В 80-90-е годы двадцатого столетия была поднята тема эвфемизмов. Тогда и была создана теоретическая база, описывающая цели, средства эвфемизации, ее типы. Однако, несмотря на наличие работ по теме, в русистике нет фундаментального исследования проблемы эвфемизации. Ученые, в частности Е. П. Сеничкина6, говорят о том, что на данный момент изучение эвфемизмов русского языка находится на стадии накопления материала.
Теоретической базой исследования являются работы по теории эвфемии (Б. А. Ларин, В. П. Москвин, Л. П. Крысин, А. М. Кацев, Г. Н. Мухамедьянова, Н. В. Прядильникова, К. Джорджанели, М. Л. Ковшова, Е. П. Сеничкина, Л. Н. Саакян, Н. С. Болотнова, Н. Е. Петрова, Л. В. Рацибурская, О. Д. Цибуляк), по лингвистике и стилистике (С. Г. Кара-Мурза, В. Г. Костомаров, Е. Г. Эткинд, В. В. Виноградов, А. Н. Беззубов), по теории журналистики (Б. Я. Мисонжников, М. А. Шишкина и др.), словари (Н. Г. Комлев, В. Д. Стариченок, О. Н. Лагута, О. Ю. Шмидт).
Эмпирической базой исследования стали материалы газет «Аргументы и факты», «Коммерсант», «Российская газета». Хронологические рамки — с июня 2015 года по май 2016 года.
В качестве методов исследования были выбраны общенаучные (сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и эмпирические (контент-анализ, структурно-тематический анализ, лингвистический анализ, интенционально-стилистический анализ) методы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как показала практика, тенденция к эвфемизации речи широко представлена в газетном тексте. Журналист прибегает к использованию замен в том случае, когда его представления о нравственности, этике, морали диктуют необходимость замещения одной номинации другой. Таким образом, эвфемизмы являются своеобразным индикатором уровня нравственного развития человека, что делает тему эвфемизации актуальной и значимой.
В ходе научно-исследовательской работы установлено, что эвфемизмом называют слово или выражение, употребляемое взамен другого, которое по каким-либо причинам неудобно или нежелательно произнести. Замены помогают не только избегать эстетически грубых слов и слов из табуированных тем, но и камуфлировать негативные реалии действительности, выражать субъективную оценку и влиять на мнение читателя (слушателя).
В процессе изучения научной литературы по теме было обнаружено, что она мало проработана. Большое число исследований затрагивает вопрос эвфемизации в английском языке либо функционирование замен в политическом дискурсе. Фундаментального исследования эвфемизмов русского языка в различных тематических группах нет. Ученые объясняют это тем, что не накоплено достаточно эмпирического материала для полноценного исследования. Таким образом, данная дипломная работа может быть полезной при разработке проблемы эвфемизации.
Сравнительный анализ показал, что в зависимости от типа издания на первый план выходят различные функции эвфемистических замен.
Так, в газетах массового типа самая широкая тематическая сфера, в публикациях которой используются эвфемизмы, — это политика. Здесь главной функцией является маскирующая. Именно эта функция позволяет изданию выступать в защиту политический позиции России, создавать противопоставление между Россией и ее соперниками. Кроме того, наблюдается создание субъективной модальности, которое возможно при выборе того или иного эвфемизма.
Замечено, что в социальной сфере эвфемистические замены встречаются крайне редко, что связано с целью издания — показать истинное положение дел в сфере общества. В остросоциальных материалах используются слова с отрицательной коннотацией, что повышает градус сообщения, сгущает краски и воздействует на психику человека, вызывая бурные эмоции.
В деловом издании эвфемизмы можно чаще всего встретить в политике и экономике, а также в социальной сфере и сфере происшествий. Важным отличительным моментом является тот факт, что замены не мешают объективной передаче фактов, описанию явлений, реальность не искажается, так как основная функция эвфемизмов здесь — нормирующая. Эвфемизмы смягчают явление, но не мешают читателям понять реальное положение дел, потому что в себе они содержат негативные семы.
В ходе исследования было замечено, что в деловом издании эвфемизмы употребляются и в материалах, касающихся иностранных героев. То есть позиция «наши — не наши» не выражена как в изданиях массового типа.
Для официального издания Правительства характерно преобладание эвфемизмов в социальной сфере, где они нужны для смягчения нежелательных, негативных явлений. Сферу политики эвфемизмы не затрагивают, это связано с тем, как преподносится политический материал, связано с выбором тем — по большому счету эвфемизмы оказываются ненужными. В связи с этим можно говорить об эвфемизации смыслов: замалчиваются определенные темы, которые могут быть неудобными в том или ином смысле для редакции издания.
Для всех типов изданий присуща способность эвфемизмов создавать ироническую интонацию в повествовании, что помогает им выполнять нормирующую и маскирующую функции. А также снижать градус напряженности в текстах на острые темы.
В ходе исследования было замечено, что многие слова-заменители экономической и политической сферы — это научные термины или заимствования, которым есть русский эквивалент и которые уже стали привычны слуху, но не всегда до конца понятны читателю. В связи с тем, что подобные термины часто употребляются, они постепенно утрачивают свои функции, теряют «облагораживающие» свойства. Особенно это характерно для медицинских терминов, названий болезней. Объясняется это тем, что маскирующее свойство эвфемизмов основывается на разрыве между означаемым и означающим, а когда слова становятся общеупотребимыми, означающее сливается с означаемым. В таком случае скоро понадобятся новые заменители для неудобных слов.
Изучение процесса эвфемизации имеет практическую значимость как для аудитории, так и для самих журналистов. В первом случае подкованный в теории читатель сможет избежать создаваемой с помощью эвфемизмов измененной реальности. За скрытыми, смягченными значениями слов он будет видеть реальную картину мира. Во втором случае автор текста, умело управляющийся с эвфемизмами, запросто сможет создавать тот смысл, который нужен ему или редакции.


1. Беззубов А. Н. Стилистические приемы газетной речи. СПб., 2000.
2. Болотнова Н. С. Эвфемизация в современном словоупотреблении и языковая компетенция личности. Новосибирск, 1998.
3. Булаховский Л. А. Курс русского литературного языка, том I. Киев, 1953.
4. Виноградов В. В. История слов. М., 1999.
5. Джорджанели К. Эвфемизмы и словесные табу. Тбилиси, 2005.
6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
7. Кацев А. М. Языковое табу и эвфемия. Л., 1998.
8. Кацев А. М. Языковое табу и эвфемия: учеб. пособие к спецкурсу. Л., 1988.
9. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.
10. Крикунов Ю. А. Рецензия в газете. М., 1975.
11. Крысин Л. П. Эвфемизмы в современной русской речи. / Русистика — №1-2. Берлин, 1994.
12. Крысин Л. П. Эвфемизмы в современной русской речи. / Русский язык конца ХХ столетия / отв. ред. Е. А. Земская. М., 1996.
13. Массмедиа российского мегаполиса. Типология печатных СМИ. / под ред. Б. Я. Мисонжникова., М. А. Шишкиной. СПб., 2009.
14. Москвин В. П. Эвфемизмы в лексической системе современного русского языка. М., 2010.
15. Мухамедьянова Г. Н. Эвфемия в современной общественно-политической речи: монография. Уфа, 2009.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ