Введение 5
1. Постановка задачи 7
2. Обзор существующих решений 8
2.1. Физическая интерпретация положения мяча в пространстве 8
2.2. Отслеживание мяча в пространстве 9
2.3. Особенности и отличия предлагаемого подхода 11
3. Основная часть 12
3.1. Физическая интерпретация положения мяча в пространстве 12
3.1.1. Сила тяжести 12
3.1.2. Сила сопротивления воздуха 13
3.1.3. Сила Магнуса 13
3.1.4. Решение системы уравнений 14
3.2. Используемые технологии 14
3.3. Описание используемых алгоритмов и моделей 15
3.3.1. Модель камеры-обскуры 16
3.3.2. Представление изображений объектов на плоскости изображения 18
3.3.3. Внутренние параметры камеры 19
3.3.4. Внешние параметры камеры 19
3.3.5. Триангуляция точек в трехмерном пространстве 20
3.3.6. Алгоритм скелетонизации 24
3.4. Распознавание объектов в видеопотоке 24
3.4.1. Получение объектов, изменивших свое положение 24
3.4.2. Классификация объектов, изменивших свое положение 25
3.4.3. Определение траектории в двухмерном случае 28
3.5. Определение трехмерной траектории мяча с помощью стереопары 29
3.5.1. Нахождение соответствующих точек на изображениях с двух камер 30
3.5.2. Предлагаемая реализация подхода построения трехмерной траектории мяча с помощью стереопары 31
3.5.3. Проверка правильности работы предлагаемого подхода 32
3.6. Дальнейшее развитие 33
Заключение 34
Список литературы 35
В современный мир всё глубже и глубже проникают информационные технологии. Они затрагивают многие деятельности современного человека, начиная от его досуга и заканчивая прикладными программами и алгоритмами, отвечающими за жизнь людей. Поддерживая текущий вектор информатизации и компьютеризации общества и его задач, математики, программисты и многие другие ученые и исследователи занимаются поиском решений и алгоритмов для вычислительных систем, направленных на упрощение и улучшение жизни человека. Так, например, активно развивается интеграция компьютерных систем в сферу соревновательного спорта. Практически в каждом виде спорта сейчас так или иначе присутствуют решения, позволяющие делегировать обязанности судей и людей, ответственных за контроль игровых ситуаций, компьютерной системе.
Для примера рассмотрим такой вид спорта как большой теннис. В 2001 году миру была представлена система Hawk-Eye, позволяющая во время матча разрешать конфликтные ситуации по поводу попадания мяча в корт. Она отслеживает и предсказывает траекторию полета мяча с высокой точностью, и в настоящее время данная система используется во всех официальных теннисных матчах. Однако, данная система, несмотря на ее высокую точность, зрелищность для зрителя и повсеместное применение, отличается своей высокой ценой и большим количеством обслуживающего персонала, необходимого для поддержания работоспособности всей системы.
Этот фактор сильно препятствует ее внедрению в повседневный тренировочный процесс профессиональных игроков, и на текущий момент времени во время тренировки спортсменов на корте есть необходимость использовать людей, в обязанности которых входит:
• Отслеживание активности игроков и их перемещений по корту;
• Отслеживание траекторий полета мячей для оценки эффективности и правильности техники спортсменов;
Отслеживание физических показателей игроков для оценки их спортивной формы.
Благодаря развитию современных технологий, в частности, компьютерного зрения, часть этих задач можно делегировать компьютерной системе, которая могла бы отслеживать игроков и траектории полета мячей, что позволит освободить человека от такой рутинной и монотонной работы как скрупулезное заполнение многостраничных отчетов о прошедшей тренировке.
Задачу реализации такой системы можно разбить на несколько этапов, первым из которых является разработка системы отслеживания траектории полета мяча в реальном времени. Для реализации такого решения необходимо рассмотреть и реализовать подход к отслеживанию компактных скоростных объектов с помощью системы камер, что и являются целью настоящей работы.
В рамках бакалаврской работы были выполнены все поставленные задачи.
1. Выполнен поиск и обзор существующих подходов к вычислению траектории движущихся объектов. Предложенная физическая модель готова к реализации для уточнения работы алгоритма, вычисляющего трехмерное положение теннисного мяча.
2. Разработан алгоритм распознавания объектов в видеопотоке на примере задачи об отслеживании траектории теннисного мяча.
3. Разработан подход к построению трехмерной траектории полета мяча на основе ректифицированной стереопары.