Период изготовления: ноябрь 2023 года.
ВУЗ: неизвестно.
Работа сделана на примере города Барнаул.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 6
1.1 Сущность и содержание административного надзора 6
1.2 Характеристика административного надзора, как вида профилактики рецидивной преступности 12
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 16
2.1 Уголовная ответственность за нарушение административного надзора 16
2.2 Административная ответственность за нарушение административного надзора 22
2.3 Порядок и практика привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение административного надзора в городе Барнаул 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Актуальность. Современное общество сталкивается с рядом проблем, связанных с определением и регулированием административного надзора. Создание эффективного механизма, позволяющего государству защищать общество от потенциально опасных лиц и предотвращать преступления, становится все более актуальным. Однако, применение процедуры административного надзора, может иметь негативные последствия для общества в плане обеспечения прав человека. Кроме того, проблемой представляется широкий произвол правоприменительных органов, который может возникать при установлении административного надзора.
Разделение административного надзора и контроля в научных работах долгое время отсутствовало. Исследования в данной области начали активно проводиться после введения в действие Федерального закона № 64-2011 [6]. В данном исследовании были рассмотрены работы, посвященные уголовно-правовым, процессуальным, административно-правовым и криминологическим аспектам административного надзора.
Согласно части 1 статьи 4 указанного Федерального закона, судом на поднадзорное лицо накладываются ограничения и запреты. В Уголовный и Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». За неисполнение обязанностей, установленных судом, предусмотрены административная и уголовная ответственность [8].
Однако реализация нормативно-правовых актов вызывает вопросы, которые требуют разъяснений для обеспечения исполнения действующего законодательства. Существующие проблемы реализации Федерального закона должны быть рассмотрены для усовершенствования норм в сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением режима административного надзора.
Предметом данной работы является система правовых норм, регулирующих основания и порядок применения и осуществления режима административного надзора.
Целью данной работы является изучение и анализ института административного надзора как специфического правового режима.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и правовую природу административного надзора.
2. Исследовать сущность и содержание административного надзора.
3. Рассмотреть административный надзор как вид профилактики рецидивной преступности.
4. Исследовать уголовную и административную ответственность за нарушение административного надзора.
5. Изучить порядок и практику применения административного надзора полицией в городе Барнаул.
Теоретическую базу работы составили работы таких ученых, как А.О. Астахова, С.А. Бурлака, Е.А. Вызулин, Т.Н. Калинина, А.Д. Никитин, А.А., А.П. Фильченко и др.
Методами исследования являются диалектический метод познания, системный анализ, исторический метод, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, технико-юридический метод, системно-структурный метод и другие методы познания.
Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и другие законы.
Результаты данного исследования имеют теоретическую и практическую значимость. Они содержат выводы и предложения по проблемам, связанным с административным надзором полиции, правовой основой административного надзора, организацией контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и профилактикой рецидивной преступности.
Результаты данного исследования также могут быть полезны при разработке программ обучения юристов и преподавании предметов, таких как «Уголовное право», «Административная деятельность органов внутренних дел», «Криминология» и «Криминалистика».
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
В заключение проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Административный надзор представляет собой меру государственного принуждения, ограничивающую свободу лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в рамках уголовно-правовых отношений. Надзор не применяется в отсутствие судимости. Он имеет целью предотвращение преступлений и защиту государственных и общественных интересов. Административный надзор применяется только к наиболее опасным лицам. Установление надзора возможно только по решению суда по заявлению заинтересованных органов.
Административный надзор широко применялся в различные исторические периоды, и его эффективность была доказана. Современный российский административный надзор сохраняет континуитет с «советским» административным надзором. Однако следует отметить, что современная система имеет некоторую гуманизацию, судебный контроль над административным надзором.
Охрана и защита интересов личности, общества и государства могут осуществляться в разных мерах УК РФ и КоАП РФ: первый защищает наиболее ценные и важные для общества блага и интересы от преступлений, а второй – интересы и общественные отношения от посягательств, представляющих меньшую угрозу, чем преступления, и причиняющих меньший вред обществу (административные правонарушения). Что же касается Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об административном контроле за освобожденными лицами», то он определяет, кто, может быть подвергнут административному контролю, какие ограничения применяются и на какой срок, кто и как осуществляет контроль; права и обязанности субъектов.
Закон содержит также положение о том, что в случае несоблюдения установленных ограничений подконтрольное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 статьи 11 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об административном контроле за освобожденными лицами»).
Следует предположить, что, статья 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об административном контроле за освобожденными лицами» составлена некорректно и требует уточнения. Предлагаем изложить ее в следующем виде: «Статья 2. Задачи федерального закона: Административный контроль устанавливается для предупреждения совершения рецидивных преступлений и других правонарушений лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона».
Злостное уклонение от административного надзора является основой для уголовной ответственности, выраженной в частях 1 и 2 статьи 314.1 УК РФ. Предупреждение преступлений, включая повторные, является главной целью Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Своевременное пресечение и раскрытие преступлений является главной задачей правоохранительных органов. Обнаружение и раскрытие преступлений означает не только пресечение противоправных действий или бездействия, но и неотвратимость наказания за совершенные преступления, а также превентивные меры и предупреждение других преступлений.
В законодательные акты Российской Федерации были внесены поправки в результате принятия закона об административном надзоре. Главное изменение состоит в том, что теперь предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора. Основания для административной ответственности были расширены, а важно учесть причины и невозможность привлечения к уголовной ответственности при рассмотрении виновности лица, нарушающего административные ограничения или не выполняющего обязанности.
Лицо привлекается к ответственности только за нарушение ограничений, перечисленных в законе и указанных судом. Административные наказания назначаются уполномоченными лицами для обеспечения контроля и ответственности за соблюдение административного надзора. Введение административной ответственности помогает обеспечить эффективность системы административного надзора.
Таким образом, можно отметить, что контроль над лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и совершающими незаконные действия, является одной из эффективных профилактических мер, подтвержденных историческим опытом. За нарушение судом наложенных ограничений на поднадзорное лицо законодательство Российской Федерации предусматривает административную ответственность согласно частям 1 и 3 статьи 19.24 КоАП РФ, а неисполнение обязанностей соответствует части 2 указанной статьи.
В городе Барнаул усиленно проводится административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенные судимости за совершение тяжких преступлений. За анализируемый период сентября 2021 года по декабрь 2022 года Центральным районным судом вынесено несколько решений об установлении административного надзора и продлении сроков этого надзора.
Следует отметить, что судебные органы строго придерживаются законодательства при установлении административного надзора. Однако возникают случаи, когда некоторые судьи вызывают вопросы к отделам МВД, поскольку не всегда понимают основания для установления данного вида надзора.
Приведенные примеры заседаний суда показывают, что основой для установления административного надзора послужило совершение поднадзорными лицами нескольких административных правонарушений. Также становится ясно, что суды рассматривают жалобы отдельных лиц на решения, которые касаются их административного надзора, однако судебные решения остаются в силе и обязательны для выполнения.
Анализируя данные, можно заключить, что система административного надзора в городе Барнаул работает эффективно и строго придерживается законодательных норм. Применение административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы с непогашенными судимостями за тяжкие преступления, является важным инструментом для обеспечения общественного порядка и безопасности.
Таким образом, административный надзор в городе Барнаул активно используется для привлечения к ответственности лиц, совершивших нарушения общественного порядка и безопасности. Судебная практика показывает, что решения об установлении и продлении административного надзора принимаются в соответствии с законодательством, что способствует поддержанию общественной безопасности в городе.
1. Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 N 5364-VI (ред. от 22.09.1983) «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс]//Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru):Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения:22.11.2023).
2. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, от 04.10.2022 № 5-ФКЗ, от 04.10.2022 № 6-ФКЗ, 04.10.2022 № 7-ФКЗ, 04.10.2022 № 8-ФКЗ] // Российская газета. - 04.07.2020. - N 144.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 [в ред. от 24.09.2022] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - С.2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ [в ред. от 24.09.2022] // Российская газета. - N 256. - 31.12.2001.
5. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1, (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472.
6. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собр. законодательства РФ. − 2011. − № 15. − С. 2037.
7. Федеральный закон от 06.04.2011 № 66-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – С. 2039.
8. Федеральный закон от 31.12.2014 № 514-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 1. – С. 67.
Специальная литература
9. Адмиралова И.А. Реализация полицией административно–правовых средств обеспечения прав и свобод граждан. М., – 2016. – С. 185-186.
10. Астахова А.О. Уголовно–правовые последствия административного надзора и ограничения свободы // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. – № 2 (43). – С. 230-231.
11. Бурлака С.А. К вопросу о повышении эффективности административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / С.А. Бурлака // Проблемы правоохранительной деятельности. Белгород. – 2015. – № 2. – С. 107-108.
12. Васильев В. В. «Уголовная ответственность за нарушение административного надзора» – Москва: Статут, 2018. – 213 с.
13. Вызулин Е.А. Административное законодательство и организационно–тактические особенности расследования уклонения от административного надзора // Юридическая техника. – 2015. – № 9. – С. 183-184.
14. Вызулин Е.А. Профилактическое значение расследования преступлений, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской Академии МВД России. – 2016. – № 2(34). – С. 393-394.
15. Громов В.Г. О задачах административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Современное право. 2015.– № 2. – С. 9-10.
16. Калинина Т. Н. Правила применения административного надзора //Административное право и процесс. – 2013. – № 9. – С. 40-52.
17. Калинина Т.Н. Понятие и юридическая природа административного надзора //Административное право и процесс. – 2013. – № 8. – С. 48-49.
18. Князева И.М. О соотношении административной и уголовной ответственности за нарушение ограничений, устанавливаемых при административном надзоре / И.М. Князева, М.В. Серебров // Административное право и процесс. – 2016. – № 1 (8). – С. 6–7.
19. Куракин А.В. Административно-юрисдикционная деятельность полиции: проблемы теории // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 3. – С. 259 – 260.
20. Леонтьев В. Г. «Основы теории административного надзора» – Москва: Центр правовых услуг, 2019. – 212 с.
21. Максимов С.В. Цели административного надзора // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. М., 2013. – С. 54-55.
22. Никитин А. Д. К вопросу о целях административного надзора // Правовые проблемы укрепления российской государственности. – Томск. – 2014. – С. 59-67.
23. Никитин А. Д. Уклонение от административного надзора и его уголовно–правовые последствия // Правовые проблемы укрепления российской государственности. – Томск. – 2013. – № 58. – С. 88-89.
24. Соколов А.А. Административная ответственность: проблемы теории и практики. – М.: Юрайт, 2016. – 124 с.
25. Расторопов С. В. Объективная сторона уклонения от административного надзора (ст.314.1 УК РФ) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 2 (34). – С. 22-23.
26. Фильченко А. П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования // Административное право и процесс. – 2012. – № 2. – С. 50-61
27. Шиян В.И. Основные вопросы осуществления административного надзора // Наука. Мысль. – 2016. – № 5–1. – С. 123-124.
Судебная практика
28. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 21 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт обзора судебной практики «Судакт». Режим доступа: https:// sudact.ru/ (дата обращения:22.11.2023).
29. Решение Центрального районного суда от 18 апреля 2022 года (дело № 2а/775/2022) [Электронный ресурс] // Официальный сайт обзора судебной практики «Судакт». Режим доступа: https:// sudact.ru/ (дата обращения:22.11.2023).
30. Решение № 2А-2778/2021 от 11 сентября 2021 г. по делу № 2А–2778/2021 [Электронный ресурс] // Официальный сайт обзора судебной практики «Судакт». Режим доступа: https:// sudact.ru/ (дата обращения:22.11.2023).