Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры 7
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет 13
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет 18
Глава 2 Практическое применение сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет 27
2.1. Описание базы практики 27
2.2. Анализ рабочей программы воспитателя группы в разделе «Социально-коммуникативное развитие», организация игровой деятельности 31
2.3. Описание полученных результатов 37
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 57
Актуальность проблемы развития коммуникативных умений дошкольников определена необходимостью социального развития личности ребенка. Являясь одним из необходимых компонентов социокультурного взаимодействия, достаточный уровень коммуникативных умений предоставляет ему возможность успешного социального взаимодействия.
Этот вопрос стал предметом особого внимания педагогов и психологов. Исследования по формированию коммуникативных навыков и умений предприняты в работах таких авторов, как М.С. Соловейчик, А.В. Мудрик, Т.А. Репкин, А.А. Бодалев. С учетом специфики установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте социализации (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина и др.).
Одна из важных исследовательских задач – разработка методов развития коммуникативных умений, что связано с разработкой и внедрением эффективных методик, с помощью которых дети могут познавать мир через действия, которые им близки, доступны и способствует их развитию. Кроме того, большое внимание следует уделять занятиям, в которых дети могут полностью раскрыть свои способности и наиболее эффективно усваивать социальный и культурный опыт. Имеющийся опыт использования игровых технологий в исследованиях российских и зарубежных авторов доказывает, что коммуникативные умения рекомендуется формировать в процессе сюжетно-ролевых игр и использовать их как наиболее точную и доступную модель общения для детей.
...
В результаты написания выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы.
Коммуникативные умения – это важное условие, определяющее коммуникативные способности человека.
Коммуникативные умения – это система знаний, навыков и качеств человека, которые позволяют ему использовать язык и другие методы для общения с другими людьми в рамках социальных норм, используемых в обществе и группах, для эффективного взаимодействия с другими людьми.
Коммуникативные умения детей 4-5 лет, как и само общение, имеют определенные возрастные характеристики. В этом возрасте дошкольнику требуется ситуативно-деловое сотрудничество со сверстниками, которое предполагает распределение ролей и функций, необходимость учитывать действия и влияние партнеров. Основным содержанием общения становится совместная (в основном игровая) деятельность, в ходе которой необходимо уважать и признавать сверстников.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
...