Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования поведенческих особенностей детей с выраженной креативностью 7
1.1. Подходы к рассмотрению креативности в отечественной и зарубежной науке 7
1.2. Развитие творческих способностей в детском возрасте 24
1.3. Теоретические и экспериментальные исследования детской кретивности34
Глава 2. Эмпирическое исследование поведенческих особенностей детей с выраженной креативностью 41
2.1. Организация и методики исследования 41
2.2. Представление результатов исследования 48
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 55
2.4. Разработка практических рекомендаций 57
Заключение 62
Список литературы 67
Актуальность исследования. Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала креативной личности. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сензитивным периодом для развития проявлений креативности является раннее детство и дошкольный возраст.
Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности, большой вклад в развитие которой внесли такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин В.А. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, К. Хеллер, Дж. Гилфорд и многие другие отечественные и зарубежные психологи.
В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. Самый большой интерес в изучении креативности представляет именно дошкольный возраст. Большой вклад в её развитие внесли такие отечественные и зарубежные ученые, как В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, Д.Б. Богоявленская, В.А. Кудрявцев, О.М. Дьяченко, A.M. Матюшкин, К. Хеллер, Н.С. Лейтес, Дж. Гилфорд и другие. В своих трудах психологи рассматривают креативность как специфическую черту мышления, которая отличает её от остальных психических процессов. Они связывают креативность с личностными особенностями детей и с их воображением.
...
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что креативность является уровнем творческой одаренности и способности к творчеству, которая составляет относительно устойчивую характеристику личности, она является необходимым качеством личности современного человека, т.к. современному человеку нужно достаточно быстро меняться, всё время развиваться и расти, чтобы быть востребованным в обществе. Для развития креативности сензитивным периодом является дошкольный возраст в связи с тем, что в этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность, с возрастом, начиная с 6 лет, у детей происходит снижение креативности, которое происходит вследствие поступления ребенка в школу.
Начальная диагностика уровня креативности дошкольников показала, что в группе присутствуют дети с различными уровнями сформированности творческого мышления, креативности, воображения, активности. Мы констатировали, что все дети на каком-либо уровне проявляли творческую активность. Результаты диагностики на первом этапе опытной работы при этом показали, что творческая активность преимущественного количества дошкольников характеризуется средним и низким уровнями ее сформированности, что предполагает большие резервы для более интенсивного развития данного качества.
...
1. Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4–7 лет) : дисс. … канд. психол. наук / Е.В. Алфеева. – М., 2020. – 235 с.
2. Бабаева Ю.Д. Роль эмоций в творчестве: проблемы и перспективы исследований // Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е.Е.Кравцовой, В.Ф.Спиридонова, Ю.Е.Кравченко. М.: РГГУ, 2018. – 231 с.
3. Барышева Т. А. «Креативность. Опыт самопознания» - технология рефлексивной самоорганизации (self-examination - development) студентов в информационной образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена . — СПб. — 2017. — N 158. - С. 26 - 36.
4. Беляева Е. Н. Развитие креативности в сензитивный период/ Е. Н. Беляева // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 4. - C. 65 - 71.
5. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская - М.: МИОО, 2015. - 176 с.
6. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2017. – 343 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2021. – 421 с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 2021. – 457 с.
9. Бурцева О. В. Дидактические игры в развитии изобразительного творчества детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 7-8.
10. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребёнка и возможности его активизации / Н. Е. Веракса // Вестник МГПУ. - 2020. - № 2. - С. 46 - 53.
11. Выготский Л.С. Воображение, творчество в детском возрасте. /Психологический очерк кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2021. – 386 с.
12. Грановская Р.М. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб: Питер, 2020. – 364 с.
13. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт. - сост.: И. В. Хромова, М. С. Коган. - Новосибирск, 2013. - 44 с.
14. Диалектическая психология / А. К. Белолуцкая, Е. В. Воробьева, Е. В. Глядешина, С. В. Горохов, И. И. Дубинина, Е. Е. Крашенинников; Под ред. Е. Е.Крашенинникова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. - 116 с.
15. Дорфман Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов, Н. Н. Захаров, Е. М. Березина, Л. Я. Дорфман, В. М. Петров, К. Мартиндейл. - Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры. - 2020. - С. 89-120.
... всего 49 источников