Психологические особенности адаптации первоклассников к обучению в школе (Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г.Нижневартовска.
Выборка: 46 обучающихся 1-х классов.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 7
1.1 Понятие «адаптация» в научно-методической литературе 7
1.2 Характеристика психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 13
1.3 Формы и методы сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе 22
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 31
2.1 Анализ уровня адаптированности первоклассников к условиям обучения в школе 31
2.2 Разработка психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к обучению в школе 40
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 50
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 74
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г.Нижневартовска.
Выборка: 46 обучающихся 1-х классов.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 7
1.1 Понятие «адаптация» в научно-методической литературе 7
1.2 Характеристика психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 13
1.3 Формы и методы сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе 22
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 31
2.1 Анализ уровня адаптированности первоклассников к условиям обучения в школе 31
2.2 Разработка психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к обучению в школе 40
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 50
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 74
Актуальность исследования. Начало обучения в школе – это одно из важнейших событий в жизни ребенка. У каждого первоклассника этот период может проходить по-разному, в зависимости от того, как пройдет их психологическая адаптация. Большинство детей без проблем овладевают новой деятельностью – обучением, а также, осознают получение нового социального статуса – школьник, который несет за собой соблюдение определенных обязанностей и правил. Адаптация ребенка к обучению в школе напрямую зависит от психолого-педагогической готовности будущих первоклассников к школьной жизни. Прежде всего, психолого-педагогическая готовность никак не заключается в умении детей читать и писать. Главным приоритетом должно быть общее развитие ребенка. От положительной адаптации ребенка к школе в значительной степени зависит дальнейшая успеваемость и социализация учащегося.
Актуальность исследования заключается в том, что: для первоклассников и их родителей важным этапом в жизни является поступление в школу. Возникающие проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией – это комплексные проблемы, которые должны решаться путём взаимодействия учреждения образования и семьи ребёнка. От того, насколько успешно пройдёт адаптация в первые годы обучения, будет во многом зависеть успех всего дальнейшего образовательного процесса. Дезадаптированные первоклассники часто проявляют болезненное отношение к окружающим, к критике в свой адрес. Это способствует тому, что в ребёнке нарастает внутренний конфликт, что мгновенно оказывает негативное воздействие на мотивацию познавательной деятельности и активности. Сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения, а также формирование положительного отношения к обучению в школе считается одним из главных аспектов психологии образования.
Проблеме особенностей психологической адаптации первоклассников к новым условиям обучения в школе посвящены научные труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. В работах М.В. Мартыновой, В.С. Мухиной, Е.А. Пархоменко и др. дана характеристика возрастным особенностям первоклассников. Особенности адаптации и адаптации первоклассников в новых социальных условиях описаны Б.Ф. Олейник, Н.А. Пожарской, Э. Рыбиным и др. Методы психологической работы в период адаптации первоклассников к обучению в школе описаны А.А. Зиминой, З.С. Комлевой, Ю.Е. Криводоновой и др. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе, в силу своей значимости проблема остро стоит в настоящее время и не теряет своей актуальности.
Проблемой исследования является определение условий успешной адаптации первоклассников к обучению.
Объектом исследования является психологическая адаптация.
Предметом исследования – психологическая адаптация первоклассников к обучению
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить условия психологической адаптации первоклассников к обучению.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать составляющие психологической адаптации первоклассников к обучению.
2. Описать сущность психологической адаптации первоклассников к обучению в научной литературе.
3. Разработать систему сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению и реализовать ее в экспериментальном исследовании.
4. Определить эффективность системы сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: работа по психологической адаптации первоклассников к обучению будет эффективна, если в системе сопровождения:
- учитывать возрастные особенности детей;
- учитывать интересы и потребности детей;
- систему сопровождения проводить в комплексе: образовательный процесс, воспитательный процесс, адаптационный процесс, развивающая работа.
Методологическую основу исследования составили труды учёных, внесших вклад в разработку проблемы психологической адаптации первоклассников к обучению – Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина и др. Проблема психологической адаптации первоклассников к обучению раскрыта в трудах А.В. Перевозного, Э. Рыбина и др. Методы и приемы сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению определены в работах Б.Ф. Олейник, Н.А. Пожарской, Д.В. Тусаевой и др.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщения;
2) эмпирические – тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе подходов по проблеме психологической адаптации первоклассников к обучению.
Практическая значимость исследования – в работе рассматривается вопрос о психологической адаптации первоклассников к обучению и особое внимание уделяется проблеме значимости применения развивающих игр, направленных на сопровождение психологической адаптации первоклассников к обучению. Данная работа может быть использована учителями начальных классов, психологами, родителями в работе по сопровождению психологической адаптации первоклассников к обучению.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2022 года) организационно-подготовительный – изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2022 года – март 2023 года) содержательно-технологический – определялись уровни адаптации первоклассников к обучению. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (май 2023 года) – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования и выборка: в исследовании, приняли участие 46 детей – учащихся 1-го класса. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г.Нижневартовска.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Актуальность исследования заключается в том, что: для первоклассников и их родителей важным этапом в жизни является поступление в школу. Возникающие проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией – это комплексные проблемы, которые должны решаться путём взаимодействия учреждения образования и семьи ребёнка. От того, насколько успешно пройдёт адаптация в первые годы обучения, будет во многом зависеть успех всего дальнейшего образовательного процесса. Дезадаптированные первоклассники часто проявляют болезненное отношение к окружающим, к критике в свой адрес. Это способствует тому, что в ребёнке нарастает внутренний конфликт, что мгновенно оказывает негативное воздействие на мотивацию познавательной деятельности и активности. Сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения, а также формирование положительного отношения к обучению в школе считается одним из главных аспектов психологии образования.
Проблеме особенностей психологической адаптации первоклассников к новым условиям обучения в школе посвящены научные труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. В работах М.В. Мартыновой, В.С. Мухиной, Е.А. Пархоменко и др. дана характеристика возрастным особенностям первоклассников. Особенности адаптации и адаптации первоклассников в новых социальных условиях описаны Б.Ф. Олейник, Н.А. Пожарской, Э. Рыбиным и др. Методы психологической работы в период адаптации первоклассников к обучению в школе описаны А.А. Зиминой, З.С. Комлевой, Ю.Е. Криводоновой и др. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе, в силу своей значимости проблема остро стоит в настоящее время и не теряет своей актуальности.
Проблемой исследования является определение условий успешной адаптации первоклассников к обучению.
Объектом исследования является психологическая адаптация.
Предметом исследования – психологическая адаптация первоклассников к обучению
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить условия психологической адаптации первоклассников к обучению.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать составляющие психологической адаптации первоклассников к обучению.
2. Описать сущность психологической адаптации первоклассников к обучению в научной литературе.
3. Разработать систему сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению и реализовать ее в экспериментальном исследовании.
4. Определить эффективность системы сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: работа по психологической адаптации первоклассников к обучению будет эффективна, если в системе сопровождения:
- учитывать возрастные особенности детей;
- учитывать интересы и потребности детей;
- систему сопровождения проводить в комплексе: образовательный процесс, воспитательный процесс, адаптационный процесс, развивающая работа.
Методологическую основу исследования составили труды учёных, внесших вклад в разработку проблемы психологической адаптации первоклассников к обучению – Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина и др. Проблема психологической адаптации первоклассников к обучению раскрыта в трудах А.В. Перевозного, Э. Рыбина и др. Методы и приемы сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению определены в работах Б.Ф. Олейник, Н.А. Пожарской, Д.В. Тусаевой и др.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщения;
2) эмпирические – тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе подходов по проблеме психологической адаптации первоклассников к обучению.
Практическая значимость исследования – в работе рассматривается вопрос о психологической адаптации первоклассников к обучению и особое внимание уделяется проблеме значимости применения развивающих игр, направленных на сопровождение психологической адаптации первоклассников к обучению. Данная работа может быть использована учителями начальных классов, психологами, родителями в работе по сопровождению психологической адаптации первоклассников к обучению.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2022 года) организационно-подготовительный – изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2022 года – март 2023 года) содержательно-технологический – определялись уровни адаптации первоклассников к обучению. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (май 2023 года) – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования и выборка: в исследовании, приняли участие 46 детей – учащихся 1-го класса. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г.Нижневартовска.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Начало обучения в школе – один из важнейших периодов жизни ребенка. Это связано не только с изменением социальной ситуации развития ребенка, его статуса и занятием новой, «внутренней позиции школьника», но и с совокупностью разнообразных аспектов психического развития и формирования ребенка как личности. Адаптация к обучению в школе – это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.
Показателем успешной адаптации есть производительность в учебной деятельности, положительное эмоциональное самочувствие, отсутствие внутренней напряженности, подавленности. Эффективность процесса школьной адаптации в значимой степени описывает удачливость учебной деятельности, сохранение физического и психического здоровья дитя.
Большинство первоклассников адаптируется в школу довольно быстро, с удовольствием посещает занятия, выполняет задания и требования учителей и родителей. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Дезадаптированность первоклассников приводит к неадекватному, плохо контролируемому поведению, конфликтным отношениям, осложнениям в личностном развитии, проблемам в учебной деятельности.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах первоклассников большое количество детей с низким уровнем адаптации, есть дезадаптированные дети, большое количество детей имеет высокий уровень тревожности.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования обусловили разработку системы психолого-педагогического сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в школе. Работа проводилась с педагогическим коллективом (учителями первых классов, учителем физической культуры, музыки), с родителями первоклассников по оказанию консультативной помощи по проблеме успешного прохождения первоклассников к условиям обучения в школе. Также проводилась тренинговая работа с первоклассниками по снижению тревожности, воспитанию уверенности и гармонизации эмоционального состояния первоклассников.
Контрольный этап исследования выявил, что в экспериментальной группе снизилось количество детей с высокой тревожностью, увеличилось количество первоклассников с высоким уровнем адаптации, не выявлены дети с дезадаптацией. В контрольной группе положительная динамика прослеживается только у 1 первоклассника. Результаты, полученные в процессе диагностики в экспериментальной и контрольной группах первоклассников на контрольном этапе, позволяют утверждать, что разработанная система психолого-педагогического сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в школе эффективна и может быть рекомендована психологам общеобразовательных школ.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Показателем успешной адаптации есть производительность в учебной деятельности, положительное эмоциональное самочувствие, отсутствие внутренней напряженности, подавленности. Эффективность процесса школьной адаптации в значимой степени описывает удачливость учебной деятельности, сохранение физического и психического здоровья дитя.
Большинство первоклассников адаптируется в школу довольно быстро, с удовольствием посещает занятия, выполняет задания и требования учителей и родителей. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Дезадаптированность первоклассников приводит к неадекватному, плохо контролируемому поведению, конфликтным отношениям, осложнениям в личностном развитии, проблемам в учебной деятельности.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах первоклассников большое количество детей с низким уровнем адаптации, есть дезадаптированные дети, большое количество детей имеет высокий уровень тревожности.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования обусловили разработку системы психолого-педагогического сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в школе. Работа проводилась с педагогическим коллективом (учителями первых классов, учителем физической культуры, музыки), с родителями первоклассников по оказанию консультативной помощи по проблеме успешного прохождения первоклассников к условиям обучения в школе. Также проводилась тренинговая работа с первоклассниками по снижению тревожности, воспитанию уверенности и гармонизации эмоционального состояния первоклассников.
Контрольный этап исследования выявил, что в экспериментальной группе снизилось количество детей с высокой тревожностью, увеличилось количество первоклассников с высоким уровнем адаптации, не выявлены дети с дезадаптацией. В контрольной группе положительная динамика прослеживается только у 1 первоклассника. Результаты, полученные в процессе диагностики в экспериментальной и контрольной группах первоклассников на контрольном этапе, позволяют утверждать, что разработанная система психолого-педагогического сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в школе эффективна и может быть рекомендована психологам общеобразовательных школ.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Физическое воспитание как одно из средств адаптации школьников к учебному процессу (Тольяттинский государственный университет)
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа сопровождения адаптации первокурсников педагогического вуза
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2024 - ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Исследование личностных характеристик родителей с различной самооценкой адаптации к условиям дистанционного обучения детей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Особенности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТИЛЕЙ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



