Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г.Нижневартовска.
Выборка: 46 обучающихся 1-х классов.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 7
1.1 Понятие «адаптация» в научно-методической литературе 7
1.2 Характеристика психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 13
1.3 Формы и методы сопровождения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе 22
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психологических особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе 31
2.1 Анализ уровня адаптированности первоклассников к условиям обучения в школе 31
2.2 Разработка психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к обучению в школе 40
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования 50
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 74
Актуальность исследования. Начало обучения в школе – это одно из важнейших событий в жизни ребенка. У каждого первоклассника этот период может проходить по-разному, в зависимости от того, как пройдет их психологическая адаптация. Большинство детей без проблем овладевают новой деятельностью – обучением, а также, осознают получение нового социального статуса – школьник, который несет за собой соблюдение определенных обязанностей и правил. Адаптация ребенка к обучению в школе напрямую зависит от психолого-педагогической готовности будущих первоклассников к школьной жизни. Прежде всего, психолого-педагогическая готовность никак не заключается в умении детей читать и писать. Главным приоритетом должно быть общее развитие ребенка. От положительной адаптации ребенка к школе в значительной степени зависит дальнейшая успеваемость и социализация учащегося.
Актуальность исследования заключается в том, что: для первоклассников и их родителей важным этапом в жизни является поступление в школу. Возникающие проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией – это комплексные проблемы, которые должны решаться путём взаимодействия учреждения образования и семьи ребёнка. От того, насколько успешно пройдёт адаптация в первые годы обучения, будет во многом зависеть успех всего дальнейшего образовательного процесса. Дезадаптированные первоклассники часто проявляют болезненное отношение к окружающим, к критике в свой адрес. Это способствует тому, что в ребёнке нарастает внутренний конфликт, что мгновенно оказывает негативное воздействие на мотивацию познавательной деятельности и активности. Сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения, а также формирование положительного отношения к обучению в школе считается одним из главных аспектов психологии образования.
Проблеме особенностей психологической адаптации первоклассников к новым условиям обучения в школе посвящены научные труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др. В работах М.В. Мартыновой, В.С. Мухиной, Е.А. Пархоменко и др. дана характеристика возрастным особенностям первоклассников. Особенности адаптации и адаптации первоклассников в новых социальных условиях описаны Б.Ф. Олейник, Н.А. Пожарской, Э. Рыбиным и др. Методы психологической работы в период адаптации первоклассников к обучению в школе описаны А.А. Зиминой, З.С. Комлевой, Ю.Е. Криводоновой и др. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме адаптации первоклассников к обучению в школе, в силу своей значимости проблема остро стоит в настоящее время и не теряет своей актуальности.
Проблемой исследования является определение условий успешной адаптации первоклассников к обучению.
Объектом исследования является психологическая адаптация.
Предметом исследования – психологическая адаптация первоклассников к обучению
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить условия психологической адаптации первоклассников к обучению.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать составляющие психологической адаптации первоклассников к обучению.
2. Описать сущность психологической адаптации первоклассников к обучению в научной литературе.
3. Разработать систему сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению и реализовать ее в экспериментальном исследовании.
4. Определить эффективность системы сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в экспериментальном исследовании.
Гипотеза исследования: работа по психологической адаптации первоклассников к обучению будет эффективна, если в системе сопровождения:
- учитывать возрастные особенности детей;
- учитывать интересы и потребности детей;
- систему сопровождения проводить в комплексе: образовательный процесс, воспитательный процесс, адаптационный процесс, развивающая работа.
Методологическую основу исследования составили труды учёных, внесших вклад в разработку проблемы психологической адаптации первоклассников к обучению – Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина и др. Проблема психологической адаптации первоклассников к обучению раскрыта в трудах А.В. Перевозного, Э. Рыбина и др. Методы и приемы сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению определены в работах Б.Ф. Олейник, Н.А. Пожарской, Д.В. Тусаевой и др.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщения;
2) эмпирические – тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе подходов по проблеме психологической адаптации первоклассников к обучению.
Практическая значимость исследования – в работе рассматривается вопрос о психологической адаптации первоклассников к обучению и особое внимание уделяется проблеме значимости применения развивающих игр, направленных на сопровождение психологической адаптации первоклассников к обучению. Данная работа может быть использована учителями начальных классов, психологами, родителями в работе по сопровождению психологической адаптации первоклассников к обучению.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2022 года) организационно-подготовительный – изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2022 года – март 2023 года) содержательно-технологический – определялись уровни адаптации первоклассников к обучению. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (май 2023 года) – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования и выборка: в исследовании, приняли участие 46 детей – учащихся 1-го класса. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г.Нижневартовска.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Начало обучения в школе – один из важнейших периодов жизни ребенка. Это связано не только с изменением социальной ситуации развития ребенка, его статуса и занятием новой, «внутренней позиции школьника», но и с совокупностью разнообразных аспектов психического развития и формирования ребенка как личности. Адаптация к обучению в школе – это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает 3-6 месяцев.
Показателем успешной адаптации есть производительность в учебной деятельности, положительное эмоциональное самочувствие, отсутствие внутренней напряженности, подавленности. Эффективность процесса школьной адаптации в значимой степени описывает удачливость учебной деятельности, сохранение физического и психического здоровья дитя.
Большинство первоклассников адаптируется в школу довольно быстро, с удовольствием посещает занятия, выполняет задания и требования учителей и родителей. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Дезадаптированность первоклассников приводит к неадекватному, плохо контролируемому поведению, конфликтным отношениям, осложнениям в личностном развитии, проблемам в учебной деятельности.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что в экспериментальной и контрольной группах первоклассников большое количество детей с низким уровнем адаптации, есть дезадаптированные дети, большое количество детей имеет высокий уровень тревожности.
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования обусловили разработку системы психолого-педагогического сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в школе. Работа проводилась с педагогическим коллективом (учителями первых классов, учителем физической культуры, музыки), с родителями первоклассников по оказанию консультативной помощи по проблеме успешного прохождения первоклассников к условиям обучения в школе. Также проводилась тренинговая работа с первоклассниками по снижению тревожности, воспитанию уверенности и гармонизации эмоционального состояния первоклассников.
Контрольный этап исследования выявил, что в экспериментальной группе снизилось количество детей с высокой тревожностью, увеличилось количество первоклассников с высоким уровнем адаптации, не выявлены дети с дезадаптацией. В контрольной группе положительная динамика прослеживается только у 1 первоклассника. Результаты, полученные в процессе диагностики в экспериментальной и контрольной группах первоклассников на контрольном этапе, позволяют утверждать, что разработанная система психолого-педагогического сопровождения психологической адаптации первоклассников к обучению в школе эффективна и может быть рекомендована психологам общеобразовательных школ.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абдуллаева, С. З. Адаптация первоклассников к школьному обучению / С. З. Абдуллаева // Студенческий вестник. – 2021. – № 12-1 (157). – С. 23-25.
2. Авершина, Н. А. Изучение адаптации первоклассников к школе / Н. А. Авершина // В сборнике : Психология, педагогика и образование в условиях международного сотрудничества и интеграции. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. С. 3-5.
3. Антонова, А. Д. Психология образования / А. Д. Антонова. – Москва : Академия, 2014. – 521 с.
4. Балкизова, Ф. Б. Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школьной жизни / Ф. Б. Балкизова // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 36-38.
5. Баранова, Э. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школьной жизни / Э. А. Баранова // В сборнике : Начальное общее образование: вопросы развития, методического и кадрового обеспечения. Материалы V Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. – Иркутск, 2023. – С. 73-79.
6. Безменова, Е. И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в период подготовки к школе / Е. И. Безменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2018 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2018. – С. 22-24.
7. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сборник статей / ред. А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. – Москва : Международный образовательный и психологический колледж, 1995. – С. 132-142.
8. Власова, М. В. Адаптация первоклассников / М. В. Власова // Вестник научных конференций. – 2022. – № 8-1 (84). – С. 18-20.
9. Выготский, Л. С. Общая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия. 2015. – 458 с.
10. Габитова, Э. Р. Задачи психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации первоклассников в соответствии ФГОС / Э. Р. Габитова // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 10 (52). – С. 251-253.
11. Галахова, Т. В. К вопросу об адаптации первоклассников к условиям школьного обучения / Т. В. Галахова // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пространстве образования. Материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы образования, молодых ученых, студентов и обучающихся. – 2023. – С. 368-370.
12. Гордон, Л. А. Социальная адаптация в современных условиях / Л. А. Гордон // Социологические исследования. – 2018. – № 8-9. – С. 3–15.
13. Градинар, Е. В. Исследование проблем адаптации первоклассников к школе / Е. В. Градинар // Методы науки. – 2016. – № 1 (1). – С. 55-56.
14. Григорьева, Е. В. Факторы адаптации детей к школьному обучению / Е. В. Григорьева // Сборник научных трудов. – № 2 – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2017. – С. 63-68
15. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н. И. Гуткина. – Москва : Академический проспект. – 2017. – 312 с.
16. Долинская, Л. А. Успешность адаптации первоклассников как следствие уровня развития произвольности психических процессов / Л. А. Долинская // В книге : Неделя науки и образования в интересах мира и развития. Итоговые материалы. Под редакцией Л. В. Дудовой, М. А. Кривенькой. – 2018. – С. 28-29.
17. Едунова, Е. Н. Организация психологического сопровождения процесса адаптации первоклассников / Е. Н. Едунова // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-1 (52). – С. 42-44.
18. Жупикова, Л. В. Адаптация первоклассников / Л. В. Жупикова // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-1 (52). – С. 48-49.
19. Журба, В. В. Адаптация детей к первому классу, особенности адаптации первоклассников / В. А. Журба // В сборнике : Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 63-66.
20. Закирова, А. М. Адаптационный период первоклассников / А. М. Закирова // В сборнике : Общество, государство, личность: влияние цифровых технологий. Материалы XXII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. – Казань, 2022. – С. 175-178.
21. Зимина, А. А. Организационный аспект психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к школьному обучению / А. А. Зимина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 34. – С. 191-201.
22. Кабакова, С. А. Сопровождение первоклассников в период адаптации к обучению / С. А. Кабакова // В сборнике : Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 75-78.
23. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
24. Кичак, Т. Н. Педагогика и психология / Т. Н. Кичак. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 541 с.
25. Клюшникова, М. А. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников / М. А. Клюшникова // В сборнике : Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия : Т. Н. Рябченко, Е. И. Бурьянова. – 2017. – С. 348-350.
26. Комлева, З. С. Адаптация первоклассников к школьной среде / З. С. Комлева // Студенческий. – 2022. – № 31-2 (201). – С. 8-10.
27. Кормушина, Н. Г. Роль психологической поддержки первоклассника на этапе адаптации к школе / Н. Г. Кормушина // В сборнике : Итоги научно-исследовательской деятельности 2017 : изобретения, методики, инновации. XXIX Международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 513-514.
28. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация : монография / И. А. Коробейников. – Саратов : ПЕР СЭ, 2019. – 192 c.
29. Криводонова, Ю. Е. Влияние мотивации первоклассников на их адаптацию в школьной ситуации / Ю. Е. Криводонова // В сборнике : Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 40-44.
30. Кузьминов, Н. Н. Адаптация первоклассников к образовательно-воспитательной среде школы как условие их социального взросления / Н. Н. Кузьминов // В сборнике : Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор О. И. Кабалина. – 2019. – С. 266-272.
31. Лебедева, О. В. Психологические трудности адаптации первоклассников в школе / О. В. Лебедева // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1. – № 1. – С. 161-170.
32. Локтева, Е. В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у первоклассников / Е. В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 3. – С. 27-35.
33. Майорова, О. С. Условия благополучной адаптации первоклассников к школе / О. С. Майорова // Студенческий вестник. – 2022. – № 3-1 (195). – С. 81-84.
34. Мартынова, М. В. Психология образовательной деятельности / М. В. Мартынова. – Томск, 2016. – 121 с.
35. Махмутов, М. И. Современный урок : вопросы теории / М. И. Махмутов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 462 с.
36. Метлина, Л. С. Готовность к школьному обучению / Л. С. Метлина. – Москва : Эксмо, 2013. – 458 с.
37. Мозговая, Н. Н. Исследование мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе / Н. Н. Мозговая // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация : материалы Международной научно-практической конференции. – 2020. – № 8. – С. 224-228.
38. Мошкина, П. В. Исследование вопроса адаптации первоклассников в школе / П. В. Мошкина // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2021. – № 2. – С. 275-280.
39. Мухина, В. C. Возрастная психология: феноменология развития / В. C. Мухина. − 10- е изд. − Москва : Изд. центр «Академия», 2006. − 607 с
40. Олешков, М. Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации / М. Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения : Сборник научных трудов. – Екатеринбург : РГППУ, 201. – С. 5-19.
41. Олейник, Б. Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста / Б. Ф. Олейник. – Москва : ТЦ Сфера, 2019. – 352 с.
42. Пархоменко, Е. А. Особенности сформированности компонентов готовности детей к обучению в школе с учетом образовательной среды / Е. А. Пархоменко // В сборнике : Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Материалы международной научно-практической конференции. –Краснодар, 2020. – С. 137-138.
43. Перевозный, А. В. Педагогические основы дифференциации современного образования / А. В. Перевозный. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 518 с.
44. Перминова, Н. В. Факторы адаптации младших школьников / Н. В. Перминова // В сборнике: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. – Барнаул, 2021. – С. 50-54.
45. Петрова, С. С. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школе у первоклассников / С. С. Петрова // В сборнике : Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции: в 2 Частях. – Уфа, 2021. – С. 93-108.
46. Платонов, К. К. Психология развития личности / К. К. Платонов. – Москва .: АСТ, 2020. – 458 с.
47. Пожарская, Н. А. Адаптация первоклассников к обучению / Н. А. Пожарская // Технологии образования. – 2022. – № 2 (16). – С. 68-71.
48. Половинкина, М. А. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / М. А. Половинкина // В сборнике : Современное профессионально-педагогическое образование : опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2022. – С. 125-130.
49. Рамазанова, Э. А. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школе / Э. А. Рамазанова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 163-165.
50. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме = Adaptation of a person in a society : Теоретико-методол. аспект: [Монография] / М. В. Ромм. – Новосибирск: Наука, 2002. – 272 с.
51. Рубинштейн, С. Л. Общая психология / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 748 с.
52. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2018. – №8. – С. 25-28.
53. Сергеева, Л. Г. Психолого-педагогическая адаптация первоклассников к школьному обучению / Л. Г. Сергеева // В сборнике : Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения. Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С. В. Хусаиновой. – Казань, 2021. – С. 173-175.
54. Смирнова, Н. В. Модель организации деятельности педагогов-психологов по психологическому сопровождению процесса адаптации первоклассников к обучению / Н. В. Смирнова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. – 2021. – № 19. – С. 437-455.
55. Спенсер, Г. Основные начала / Г. Спенсер. – Санкт-Петербург : Питер, 1999. – 458 с.
56. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов на Дону : Феникс, 2016. – 784 с.
57. Сыпко, Е. В. Тьюторское сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к школе / Е. В. Сыпко // Инновационная наука. –2022. – № 9-1. – С. 65-68.
58. Ткаченко, Ю. Н. Модель психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации в общеобразовательной школе / Ю. Н. Ткаченко // В сборнике : Молодежный научный форум. сборник статей по материалам LXIV студенческой международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 32-36.
59. Толстолуцкая, И. И. Адаптация первоклассников / И. И. Толстолуцкая // Альманах мировой науки. – 2019. – № 7 (33). – С. 48-50.
60. Тусаева, Д. В. Использование развивающих игр как средство подготовки ребенка к школе / Д. В. Тусаева // В сборнике : Инноватика в современном мире : опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2020. – С. 215-218.
61. Узденова, Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к школе / Л. И. Узденова // В сборнике : Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. сборник статей по материалам LXI студенческой международной научно-практической конференции. – Москва, 2023. – С. 10-14.
62. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
63. Федорова, П. А. Теоретический анализ проблемы понятия «адаптация» к обучению первоклассников в отечественной и зарубежной психологической литературе / П. А. Федорова // В сборнике : Научные труды магистрантов и аспирантов. Сборник научных трудов. Отв. редактор Д. А. Погонышев. – Нижневартовск, 2020. – С. 77-80.
64. Харланова, А. О. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся первых классов / О. А. Харланова // В сборнике : Высшее педагогическое образование в провинции: традиции и новации. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией О. В. Бессчетновой, П. А. Шацкова. – Саратов, 2023. – С. 631-635.
65. Чернова, Л. А. Работа педагога-психолога в период адаптации первоклассников к школе / Л. А. Чернова // В сборнике : Социально-психологическая служба и вызовы современного образования. Материалы VII Всероссийской конференции педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей и воспитателей образовательных учреждений, специалистов, работающих в системе среднего профессионального и высшего образования. Сост. П. П. Кучегашева ; науч. ред. А. Г. Крицкий, А. Н. Кузибецкий. – 2018. – С. 71-75.
66. Чернышова, Е. А. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам адаптации первоклассника (младшего школьника) в условиях сельской школы / Е. А. Чернышова // В сборнике : Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов. В 2-х томах. Ответственный за выпуск Л. А. Метлякова. – 2018. – С. 170-173.
67. Эльконин, Д. Б. Детский возраст / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2016. – 554 с.
68. Юстус, К. Г. Проблемы адаптации первоклассников к условиям обучения / К. Г. Юстус // Концепт. – 2021. – №3. – С. 223-225.
69. Ярославкина, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации первоклассников / Е. В. Ярославкина // В сборнике : Актуальные проблемы психологии личности. Сборник научных трудов. Под научной редакцией Н. Н. Васягиной, Е. Н. Григорян. – Екатеринбург, 2021. – С. 219-224.
70. Durkheim, E. Critical Assessment. Peter Hamilton (ed.). Vol. III. / Е. Durkheim. – London & N. Y. 1990. – 352 р.