Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ИСЛАМСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Работа №130336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы деятельности исламского банка 8
1.1 Исламская этика как основа исламского банкинга 8
1.2 Основные принципы функционирования исламского банка 13
1.3 Финансовые инструменты, используемые исламским банком 15
1.4 Структура баланса исламского банка 30
Глава 2. Развитие исламской банковской системы на современном этапе
33
2.1 Общая характеристика 33
2.2 Региональные и страновые особенности исламских финансов 35
2.3Анализ тенденций развития исламских банков за 2014-2017 г 45
Глава 3. Исламский банкинг в эпоху новых технологий 50
3.1 Феномен FinTech 50
3.2 Исламский FinTech 52
3.3 Перспективы развития FinTech на рынке исламских финансов 58
3.4 Технология blockchain в исламском банкинге 61
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 77

Исламская банковская индустрия уже на протяжении более 40 лет зарекомендовала себя как прогрессивная и жизнеспособная финансовая система, которая оказалась наименее подверженной кризисным явлениям. Стремительный рост исламского банкинга был связан с глобальным финансовым кризисом в 2008 году, а также с высокими ценами на нефть в странах, где существует большая часть исламских финансовых институтов. Считается, что такие принципы как принцип распределения прибыли и убытков, запрет процентов и этическое кредитование менее подвержены риску, и поэтому исламские финансовые институты показали свою устойчивость перед кризисом.
Тема развития исламского банкинга всегда будет актуальна. На это есть несколько причин. Во-первых, если на первоначальном этапе зарождения системы основной целью было «построить» теоретическую базу для дальнейшего развития, то на сегодняшний день главная задача состоит в анализе и обобщении деятельности исламских финансовых институтов. Стоит отметить, что, несмотря на религию, на основе которой построен исламский банкинг, такие факторы, как экономическая структура и регулирование, исторический фон, степень либерализации, социальные нормы и толкование религиозных указаний различаются между регионами. Поэтому для того, чтобы полностью понять принципы исламского банкинга, представляет интерес принять во внимание региональную перспективу при анализе данной отрасли.
Во-вторых, в условиях глобальной финансовой и геополитической нестабильности, постоянного неконтролируемого потока капиталов между финансовыми рынками, вызванными спекулятивными действиями,
возникают факторы торможения развития национальной и мировой экономики, такие как ценовая нестабильность, высокая стоимость заемных средств, неэффективное перераспределение денежных ресурсов. Для разрешения данной проблемы необходима диверсификация национальных рынков путем введения новых и эффективных принципов и инструментов, которыми обладает исламская банковская система.
Безусловно, тема исламского банкинга достаточно изучена на сегодняшний день. Однако будучи все еще «в молодом возрасте», эта сфера может оказаться под влиянием таких факторов, как нестабильная политическая ситуация на Ближнем Востоке (арабская весна, вооруженные конфликты в Сирии), резкое падение цен на нефть начиная с 2014 года, что, впоследствии, имеет отношение к изменению тенденций развития. Другими словами, на сегодняшний день, существует еще малоизученные сферы исламского банкинга, к примеру, использование финансовых технологий в деятельности исламского банкинга, которые, по словам экспертов, могут привнести в исламский финансовый мир колоссальные изменения.
Теоретические основы исследования включают труды отечественных и зарубежных ученых в области исламской экономики, в частности исламских финансов и исламского банковского дела. В российской науке тематика исламских финансов освещается в трудах А. Ю. Журавлева, Р. И. Беккина, Е.С. Бирюкова, Н. В. Жданова, Е. Н. Мирошник, В. В. Павлова, Л. Р.Сюкийянена. Среди современных зарубежных мусульманских экономистов необходимо отметить труды таких авторов, как Умара Чапры, Замира Игбаля, Мохаммеда Таки Усмани, Сидуна Харона, Вана Нурсофиза Вана Азми и др.
Источниками для проведения анализа тенденций развития послужили публикации международных организаций (Исламский банк развития, Организация бухгалтерского учета и аудита, Международный валютный 5
фонд); ежегодные отчеты центральных банков, а также аналитические материалы и исследования международных рейтинговых агентств (Ernst&Young, Thompson Reuters, Blossom и др.).
Цель исследования заключается в анализе тенденций развития исламской банковской системы на современном этапе и ее определении региональных особенностей в странах региона Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия), в Малайзии и Индонезии. В рамках поставленной цели, решаются следующие задачи:
1) Изучить принципы и основные финансовые продукты исламского банкинга;
2) Провести анализ динамики развития исламских банков на примере стран Персидского залива, Малайзии и Индонезии;
3) Изучить возможность применения новых финансовых технологий в исламском банкинге.
Объектом исследования выступают исламские финансовые институты вышеупомянутых стран. Предметом исследования являются особенности функционирования исламских банков в регионах и факторы развития исламской банковской индустрии на современном этапе.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания. В процессе работы будут использованы такие подходы как анализ, синтез, классификация и систематизация.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе мы рассмотрим теоретические основы деятельности исламского банкинга, а именно укажем основные принципы, на которых строится исламская экономическая модель в целом; рассмотрим финансовые инструменты с точки зрения формирования структуры исламского банка, а именно каким образом финансовые инструменты формируют активы и пассивы банка. Вторая глава посвящена анализу региональных особенностей и тенденций развития деятельности исламской банковской системы с 2014 по 2017 год. В третьей главе мы рассматриваем возможности применения исламскими банками финансовых технологий, таких как технология блокченй, биткойн и peer-to-peer - кредитование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исламскому банкингу, согласно своим целям, принципам, финансовым инструментам и механизмам необходимо прийти к общему знаменателю между моральными аспектами, провозглашенными в Исламе (запрет рибы, отсутствие элементов гарара и мейсира; стремление к социальной справедливости), и бизнесом, цель которого заключается в максимизации прибыли. С одной стороны, если в основе деятельности исламского банка стоит моральная сторона, то велика вероятность потерь и прекращения своей деятельности. С другой стороны, если приоритетной целью банка является получение прибыли, то этот факт пойдет вразрез основным концепциям исламской экономической системы: справедливость и равенство. Впоследствии в сознании общества исчезнет граница между традиционными и исламскими банками, и люди, с большей вероятностью предпочтут пользоваться услугами традиционного банка, который на протяжении долгого времени остается стабильным и эффективным, по сравнению с недавно зародившейся исламской банковской системой.
Однако анализ финансовых инструментов, используемых в исламском банкинге, показывает, что контракты, заключаемые на инвестиционных и долговых основах представляют собой уже устоявшуюся «альтернативу» традиционной банковской системе. По нашему мнению, именно принципы разделения прибыли и убытков, долевого участия и партнерского соглашения продвигают далеко вперед исламскую банковскую систему. Именно контракты, основанные на этих принципах должны получить наибольшее распространение. С целью наибольшего соответствия нормам исламского права, устранения внешнего сходства исламских и традиционных услуг, наиболее справедливого распределения финансовых результатов и развития исламской финансовой системы в целом, исламским институтам необходимо постепенно увеличивать объемы финансирования по принципу разделения прибылей и убытков. Что касается долгового финансирования, в частности, контракт «мурабаха» который получил широкое распространение как в мусульманских, так и не мусульманских странах, то он фактически не отличается от ростовщических операций, поскольку он также реализуется на основании процентной ставки, которая принимается во внимание при расчете цены продажи банками своих товаров клиентам.
Касательно вопроса региональных особенностей, то необходимо отметить, что в странах ССАГПЗ, Малайзии и Индонезии действует смешанная экономическая модель, при которой действует единая система регулирования при параллельном существовании исламских и традиционных исламских финансовых институтов. Ни одна из исследуемых стран не перешла на полную исламизацию экономики. Данная модель является более эффективной, по сравнению с монистической и традиционной моделями по той причине, что ее применение предоставляет равные условия для деятельности как исламских, так и традиционных банков. Дуалистическая модель также стимулирует конкуренцию между ними конкуренцию, которая может привести к появлению новых инновационных банковских продуктов. На сегодняшний день мы наблюдаем, как в каждой стране сосуществуют две банковские системы. Традиционные банки также предоставляют исламские окна.
Безусловно, основное развитие современной исламской банковской системы в странах Персидского залива происходило в результате появления
нефтяных месторождений в регионе. В течение нескольких десятилетий эти государства стали серьезными претендентами на роль главных участников в мировой финансовой системе. Саудовская Аравия продолжает региональным лидером и одним из мировых лидеров по количеству активов исламских банков. Помимо этого, исламский банкинг занимает главенствующее положение (более 50%) по отношению к традиционному, что нельзя сказать про ОАЭ, где традиционные банки являются основными поставщиками финансовых услуг. Мы можем это объяснить тем, что в ОАЭ поступает большой поток инвестиций, в основном, из западных стран, которым намного проще работать с традиционными банками. Катар и Кувейт находятся на таком же положении, как и ОАЭ. Бахрейн, желая стать мировым «хабом» в области исламского банкинга, разрабатывает новые пути развития в виде деятельности оптового банка, существующего только в этой стране, и, предлагая новый инструмент регулирования ликвидности «вакала», который является инвестиционной возможностью для розничных банков, имеющих избыточную ликвидность. Отличительной особенностью исламского банкинга в Омана является наличие «центрального»
шариатского совета, осуществляющего контроль за исламского банковской деятельностью в стране, в то время как в других странах региона при каждом банке существует свой совет шариата.
Правительства и финансовые учреждения Юго-Восточной Азии признают стратегическое значение использования огромного потенциала исламских рынков капитала и принимают долгосрочную перспективу, вкладывая средства в разработку продуктов и услуг для привлечения капиталовложений на Ближнем Востоке. Развитие исламских финансов в регионе можно охарактеризовать как либеральный путь развития. И именно за эту либеральность по многим шариатским вопросам, в которых малазийские ученые пошли на компромисс между нормами исламского права и общепринятой деловой практике подобное стремление подвергается критике. Ключевым игроком в инновациях считается Малайзия, которая уже имеет третий по величине исламский банковский рынок после Ирана и Саудовский Аравии.



1. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность, 2-е изд., испр. и доп., М. ИД Марджани. 2010.
2. Журавлев А. Ю. Теория и практика Исламского банковского дела. М. ИВ РАН. 2002.
3. Журавлев А. Ю. Исламский банкинг. М. «Садра». 2017.
4. Мохаммад Таки Усмани. Введение в исламские финансы. М.
Исламская книга. 2013.
5. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. Казань. Линова- Медиа. 2012.
На английском языке:
6. Dubai Islamic Bank. Global Islamic Finance Report. Overview of the Global Islamic Finance Industry, 2017(a).
7. Dubai Islamic Bank Global Islamic Finance Report. Islamic Finance Country Index, 2017(b).
8. EY. World Islamic Banking Competitiveness Report 2016. New Realities. New Opportunities.
9. Ernst and Young Global Ltd (2017), Banking in emerging markets: GCC FinTech play 2017.
10. Handbook of Islamic Banking / ed. By Hassan M.K., Lewis M.K. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2007.
11. Islamic Finance Outlook 2017 // S&P Global Ratings. September, 2016.
12. Islamic Finance Outlook 2018 // S&P Global Ratings. September, 2017.
13. Islamic Financial Services Industry Stability Report. IFSB, 2017.
14. Wilson R. The development of Islamic finance in the GCC. Kuwait Programme on Development, Governance and Globalisation in the Gulf States. London: London School of Economics and Political Science, 2009.
15. Lackmann B. G. The six Key Countries Driving Global Islamic Finance
Growth // Nomura Journal of Capital Markets, Vol. 6, No:2.
Литература
На русском языке:
16. Беккин Р.И. Механизмы финансирования, используемые в исламском банковском деле // Международное и зарубежное банковское право. 2007. №4. С.45
17. Беккин Р. И. Особенности шариатского надзора в исламских
финансовых институтах: современный опыт мусульманских и
немусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.
5. Выпуск 3. 2014. С. 148-165.
18. Беккин Р. И. Розничные услуги в исламском банковском деле // Банковский ритейл. - 2007. №4. - С. 128-138.
19. Бирюков Е. С. Страны ССАГПЗ на мировых рынках финансовых услуг. М. Экономика. 2007.
20. Жданов С. В. Арабские страны в мировой экономике. М. Панорама. 2006.
21. Журавлев А. Ю. Концептуальные начала исламской экономики // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М. 2000. С. 5-37.
22. Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М. 2004. С. 46-126.
23. Журавлев А. Ю. Размышления об исламской экономике // Азия и Африка сегодня. М. 2002. №5. С.34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ