Введение 3
Глава 1. Политическая мысль Альтюссера 6
§1.1. Луи Альтюссер 6
§1.2. Субъект Альтюссера 8
Глава 2. Психоанализ Лакана 14
§2.1. Жак Лакан 14
§2.2. Желание 17
§2.3. Роль символического. Граф желания 26
§2.4. Фантазм 32
§2.5. Этика желания 37
§2.6. Влечение к смерти 40
Глава 3. Политическая мысль Жижека 45
§3.1. Реконструкция этапов 45
§3.2. Радикальная демократия 46
§3.3. Апроприация теологического 48
§3.4. Революция и проблема насилия 51
§3.5. К новому миру 62
Заключение 63
Список литературы 65
Быть может, с определенного исторического момента один из главных вопросов философии - это вопрос «что значить быть современным?». Если верить Мишелю Фуко в такой режим вопрошания мы входим вместе с Кантом и его работой «Что такое Просвещения?», пытаясь ухватить «сегодняшний день» как мотив или как установку для актуального мышления1. Нашему современнику словенскому философу Славою Жижкеку, похоже, удается воплощать в себе образ постмодернистского текучего мира, бесконечно быстро меняющего свои образы, не для того ли, чтобы скрыть более глубокое внутреннее постоянство и некую изощренную форму консерватизма? Идущий путем сверх-человека загадывает свою загадку, и не стоит слишком спешить с ее пониманием, чтобы оно не обернулось пониманием карлика.
В нашей работе мы постараемся приблизиться к прояснению политической мысли Жижека, для чего придется предпринять двойное усилие. С одной стороны, необходимо основательно фундироваться в двух дискурсивных системах, которые оказали на становление его мысли наибольшее влияние: теорию идеологии Луи Альтюссера и психоанализ Жак Лакана. В 60-х годах именно Альтюссер начал последовательно реабилитировать теоретическую ценность классического марксизма, к тому времени изрядно поколебленную XX съездом, венгерскими событиями и постепенно проникающей на запад правдой о сталинских процессах. Французский философ взвалил на себя тяжелейшую философскую задачу переосмысления всего марксистского наследия: заново продумать связь молодого Маркса и Маркса зрелого, оценить роль гегелевской диалектики в диалектике марксовой, найти во всем этом место для ленинской мысли. Долгое время почти в полном одиночестве Альтюссер будет утверждать радикальную этическую ценность классического марксизма. Его концепты
1 Фуко М. Что такое просвещение? //Фуко М. Интеллектуалы и власть. Т. 1. С. 344. интерпеллированного субъекта и функции идеологии глубоко затронут Славоя Жижека, хотя последнему и предстоит в корне их переосмыслить.
Что касается второй части теоретического фундамента, то интересом к лакановскому психоанализу отмечена уже 400-страничная магистерская диссертация (не допущенная к защите по причине политической неблагонадежности) Славоя Жижека «О теоретической и практической актуальности французского структурализма» (1975), в которой наряду с Делезом, Леви-Строссом, Альтюссером, Дерридой, Кристевой присутствует и фамилия Жака Лакана . Впоследствии молодой словенский философ присоединился к группе исследователей лакановского психоанализа, в составе которой принял участие в создании Общества Теоретического Психоанализа в Любляне. В 1981 году Жижек впервые приезжает в Париж, где знакомиться с Жаком Аленом Миллером. Миллер - особая фигура в психоанализе. Зять Лакана, душеприказчик лакановского архива, он будет руководить публикацией знаменитых семинаров, и именно его комментарии и интерпретации будут считаться наиболее близкими по духу к лакановскому учению. К слову, по мнению Жижека, только Миллеру удалось сделать Лакана «читаемым» (речь идет о знаменитых Ecrits - сборнике немногочисленных письменных работ, о которых Лакан однажды высказался, что «для чтения они вовсе не предназначены» ). Жижек присоединиться к семинарам Миллера в Ecole de la Cause Freudienne, где, постранично разбирая лакановские тексты, приобретет глубокие познания в психоанализе.
Почувствовав твердую почву под ногами, мы хотели бы совершить переход непосредственно к политической позиции словенского философа. Но тут нас поджидает своеобразная неудача. Если где-нибудь мысль Жижека и живет наиболее прихотливо и энергично, то это в сферах критической и политической теорий. Усваивая и перерабатывая самые модные и современные идеи, мысль эта непрестанно трансформируется, стремясь откликнуться на наиболее актуальные глобальные события: войны, мировые финансовые кризисы, вспышки массового насилия или свежеиспеченный голливудский блокбастер. В этих условиях мы не смогли придумать ничего лучше, чем попытаться рассмотреть процесс становления мысли философа как последовательность этапов, каждому из которых соответствует специфический поворот винта, добавочное движение, радикально меняющее направление всего философствования.
Итак, в качестве целей нашего исследования мы предлагаем следующее:
1. рассмотрение базовых оснований политической философии Жижека;
2. периодизация творчества словенского философа.
3. особое внимание уделить проблеме связи революции и насилия, показав формы взаимодействия этих понятий в философии Жижека, исследовать состав участников революционного процесса и специфическую роль каждого.
Академическое письмо выставляет пишущего на рискованный фронтир: с одной стороны, величие оригинала повергает в трепет, ведущий к скованности и утрате всякой способности говорить; другая возможность куда более рискованна, всегда есть опасность переоценить силу собственного взгляда, небрежно распрощаться с оригиналом как с пройденным этапом, не побывав даже у подножия обещанного, но утаенного сокровища. Как замечает Александр Смулянский: «действует правило, согласно которому любое вторичное изложение, ставящее перед собой скромную задачу «ознакомления аудитории» с тем или иным учением, невольно иллюстрирует те стороны этого учения, которые из пересказа выпали. Именно по этой причине нет такого академического текста о Ницше или Хайдеггере, который не был бы обесчещен несопоставимостью задач его изложения с оригиналом - механизм этого обесчещивания больше всего бросается в глаза, притом что он является по большей частью воображаемым. В гораздо большей степени вторичное изложение первоисточника изувечено именно методологически - как правило, оно отмечено теми чертами, которые описываемое оригинальное учение относит к наиболее нестерпимым изъянам мысли» .
Чтобы избежать этих крайне неприятных провалов, мы постарались удержаться внутри невозможной задачи (излюбленный прием Жижека):
1. Закрепиться внутри строго философского каркаса мысли;
2. Проделать за/вместо/вместе с Жижеком маршрут понятийного самообновления и осуществить фиксацию пройденного пути в форме наиболее крупных этапов.
3. Установить основных акторов революционного действия, раскрыть их роль в процессе принятия политического решения, показать их взаимодействие друг с другом.
Нам кажется, что в отношении последнего пункта нам удалось добиться наибольшей ясности (настолько, насколько это было возможно). Нам пришлось столкнуться с фундаментальными тупиками, внутренними противоречиями концепции Жижека, что не позволило нам взвесить все надлежащим образом, и расставить все на свои места. Если в области в такой рискованной области этико-политического как революция, что-то вообще может быть на своем месте.
1. Althusser L. Lenin and philosophy and other essays. London: Monthly Review Press, 2001.
2. Althusser L., Balibar E. Reading Capital. London: New Left Books, 1979.
3. Bosteels В. Enjoy Your Truth: Lacan as Vanishing Mediator between Badiou and Zizek// Agon Hamza. Repeating Zizek, Sic.9. New York: Duke University Press, 2015.
4. Dean J. Zizek’s Politics. Oxford: Routledge, 2006.
5. Myers T. Slavoj Zizek (Routledge Critical Thinkers). Oxford: Routledge, 2003.
6. Timofeeva О. The Two Cats: Zizek, Derrida and Other Animals // Agon Hamza. Repeating Zizek, Sic.9. New York: Duke University Press, 2015.
7. Zizek S. Less Than Nothing: Hegel and the shadow of Dialectical Materialism. London: Verso, 2012.
8. Zizek S. The Parallax View. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2006.
9. Zizek S. Revolution at the gates: Zizek on Lenin, the 1917 Writings. London: Verso, 2002.
10. Бадью А. Философия и событие. Беседы с кратким введением в
философию Алена Бадью. - М.: Институт Общегуманитарных
Исследований, 2013.
11. Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
12. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.1. М.: Мысль, 1972.
13. Дашевский Г.М. Избранные статьи. - М.: Новое издательство, 2015.
14. Делез Ж. Критика и Клиника. СПб.: Издательство Machina, 2011.
15. Жижек С. 13 опытов о Ленине. М.: Ад Маргинем, 2003.
16. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. Пер. с англ. В. Софронова. М.: Художественный журнал, 1999.
17. Жижек С. Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом. М.: Издательство Европа, 2009.
18. Жижек С. Накануне Господина: сотрясая рамки. М.: Издательство Европа, 2014.
19. Жижек С. О насилии. М.: Издательство Европа, 2010.
20. Жижек С. Размышления в красном цвете. М.: Издательство Европа, 2011.
21. Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. М.:
Издательство Европа, 2008.
22. Жижек С. Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие. М.: Художественный журнал, 2004.
23. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М.: Изд. Дом Дело РАНХиГС, 2014.
24. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. СПб.: Наука, 2013.
25. Лакан Ж. Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда. - М.: Логос, 1997.
26. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954). М.: Издательство Гнозис/Логос, 1998.
27. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954-1955). М.: Издательство Гнозис/Логос, 1999.
28. Лакан Ж. Семинары. Книга 3. Психозы (1955-1956). - М.:
Издательство Гнозис/Логос, 2014.
29. Лакан Ж. Семинары. Книга 5. Образования бессознательного (1957¬1958). М.: Издательство Гнозис/Логос, 2002.
30. Лакан Ж. Семинары. Книга 7. Этика психоанализа (1959-1960). М.: Издательство Гнозис/Логос, 2006.
31. Лакан Ж. Семинары. Книга 10. Тревога (1962-1963). М.: Издательство Гнозис/Логос, 2010.
32. Лакан Ж. Семинары. Книга 17. Изнанка психоанализа (1969-1970). М.: Издательство Гнозис/Логос, 2008.
33. Лакан Ж. Семинары. Книга 20. Еще (1972-1973). М.: Издательство Г нозис/Логос, 2011.
34. Лапланш Ж. Жизнь и смерть в психоанализе. СПб.: Владимир Даль, 2011.
35. Лапланш Ж., Понтиалис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Издательство Гнозис / Центр гуманитарных инициатив, 1996.
36. Лефор К. Политические очерки (XIX-XX века). М.: Российская политическая энциклопедия, 2000.
37. Магун А. Демократия, или Демон и гегемон. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016.
38. Мазин В. Введение в Лакана. М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2004.
39. Мамардашвили М. Философские чтения. М.: Азбука-классика, 2002.
40. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический проект, 2010.
41. Назио Х.-Д. Пять уроков по теории Жака Лакана. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015.
42. Ницше Ф. В. Веселая наука. СПб.: Азбука, 2015.
43. Смулянский А. О метоже Жижека // Логос, №3, (99). 2014. С. 21-32.
44. Соболева И. Введение в понятия acting out (отыгрывание) et passage а 1’acte (переход к акту) в Семинаре «Тревога» Жака Лакана //Gazette, №7, сентябрь 2011. Электронный доступ [на 20.04.2016]: http://www.lacanien.ru/gazette/nomer-7-sentabr-2011
45. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Х.: Фолио, 2010.
46. Фрейд З. Проблемы метапсихологии. М.: АСТ Москва, 2009.
47. Фуко М. Интеллектуалы и власть. В 3-х тт. Т. 1. - М.: Праксис, 2002.