Введение 3
Историография 8
Глава 1. Древний Египет в культуре Западной Европы конца XVIII - начала
XX века 26
1.1. Историко-культурные аспекты формирования «Египтомании» XVIII-
XX веков 27
1.2. Древнеегипетская стилистика в европейской искусстве XIX - начала
XX века 40
Глава 2. Эволюция древнеегипетских мотив и образов в западноевропейском прикладном искусстве конца XVIII - начала XX века 50
2.1. Темы, сюжеты, образы культуры Древнего Египта в произведениях
западноевропейских авторов Нового времени 52
2.2. Иконографические типы «Египтомании» и их развитие в памятниках
прикладного искусства 64
Глава 3. Развитие древнеегипетской стилистики в творчестве европейских художников-ювелиров конца XVIII - начала XX века 74
3.1. Формирование художественного видения западноевропейских мастеров-
ювелиров под влиянием искусства Древнего
Египта 75
3.2. Принципы формообразования и особенности декоративной интерпретации древнеегипетских элементов в предметах ювелирного искусства Западной Европы 80
Заключение 89
Список использованных источников и литературы
Эпоха европейского историзма в целом, а также сюжеты проникновения древних культур в искусство Западной Европы в XIX столетии, в последнее время обретают все больший интерес со стороны исследователей и широкой аудитории. Зачастую в кризисные моменты для развития искусства и общества мы отмечаем фокус и внимание к ясным формам тех парадигм и структур, которые сохранили, зафиксировали наибольшую полноту содержания. Такой гомогенностью для европейского вкуса отличались художественные традиции греческой классики, Древнего Египта, кельтов и готов. В развитии Всемирной истории искусства прослеживаются периоды, когда прикладные практики являют исключительно важную роль: сами принципы их составляют существо искусства в целом. Таковым этапом представляется XIX столетие, отмеченное стремлением к обновлению через синтез и преодоление искусства прошлого, как его художественных принципов, так и социально-культурного устройства.
Наследие страны «лотосов» и «уреев» - одно из фундаментальных, знаковых и весомых явлений в мировой истории искусства, получившее в позднее Новое время второе рождение в контексте европейской «Египтомании». Благодаря удивительным аутентичным объектам, на протяжении многих веков, Древний Египет не только не теряет, но и усиливает свою притягательность. В историческом контексте обращение и рост интереса к искусству и культуре Древнего Египта сопряжены с масштабными событиями:. Египетский поход Наполеона Бонапарта в конце XVIII века, организация и устройство Всемирных выставок со строительством и открытием Суэцкого канала в течении XIX века, а также обнаружение ряда гробниц в долине Царей на рубеже начале XX века. Все это содействовало появлению древнеегипетской стилистики в художественной практике Западной Европе. При этом, в зависимости от того или иного периода, а также художественных направлений и течений, коннотации данной стилистики принимали различные формы. Декоративно¬прикладное искусство особым образом демонстрирует реминисценции и эволюцию древнеегипетской стилистики, а также изменение семантического содержания памятников, отмеченных использованием древнеегипетской иконографии.
В тоже время, представления о египетской древности, как некогда пышущие цветом земли поглощенные пустыней, сохранялись под покровом пелены и скорее были окутаны различными домыслами. Отечественный египтолог - А.О.Большаков, - точно и емко констатирует, что «одной из причин, по которой Древний Египет представляется столь привлекательным для современного человека, является то, что жившие там три-пять тысяч лет назад люди выглядят личностями, индивидуальностями, чему в большей степени способствуют изобразительные памятники, лучшие из которых как минимум не уступают римскому портрету по степени индивидуализации. Это не более чем иллюзия. Великих портретов на самом деле немного, настенные изображения в гробницах отражают не конкретные события, а представления о норме, идеале; тексты, в которых сообщаются какие-то реальные детали из жизни определенного человека, хотя и относительно многочисленны, но крайне специфичны» . Однако, восприятие
последующими поколениями и широкое распространение в разных уголках планеты мотивов, орнаментальных рядов, символов и образов Древнего Египта свидетельствуют об определённой тенденции и устойчивой традиции во всемирном художественном процессе, в том числе, в западноевропейской культуре XIX столетия. Особую роль здесь сыграла материальная культура, предметы повседневного обихода и бытовые вещи лучшим образом восприняли и сохранили в своих композициях и художественных решениях черты названной «египтомании». Особое место здесь занимает ювелирное искусство, способное как буквально воплотить в материале (копировать, калькировать, имитировать) образы и сюжеты Древнего Египта в формах характерных для XIX века, так и предложить более сложные структурные и семантические прочтения древнеегипетской культуры в контексте европейского модерна.
Данная работа посвящена комплексному анализу генезиса и эволюции иконографии и семантического содержания образов и мотивов, заимствованных в культуре Древнего Египта, в прикладной практике мастеров искусства Западной Европы XIX столетия.
Декоративно-прикладное искусство, в том числе «долгого XIX века», не ограничивается формальным воспроизведением сюжета, иконографии или декоративного элемента. Сохраняя и развивая функциональную направленность, разнообразные по своему виду и назначению памятники отождествляют в создании и претворении визуально-целостных произведений эволюцию самой предметной основы. В этой связи, особую значимость приобретают традиции предшествующих эпох.
В ряду большого числа художественных изделий прикладных мастеров XIX - начала XX столетий, те предметы и объекты, которые выступают носителями мотивов, стилистических кодов и образных элементов Древнего Египта, выделяются не только наличием характерных мотивов и приметных атрибутов. Представляясь разными по уровню и качеству, в большей мере, все они наглядным образом демонстрируют явление «Египтомании» в западноевропейском пространстве и, таким образом, свидетельствуют о существенном потенциале древней культуры в качестве синтетического источника для развития творческих практик мастеров.
Изменения, которые в течение рассматриваемого периода чётко прослеживались в колебании и эволюции архитектурных или живописных решений, в предметах прикладного искусства носили более умеренный характер. В данном контексте, оказали влияние несколько факторов. Во- первых, определённая устойчивость самих форм и стабильность в применении материалов, методов и техник, которые обладали традиционным складом. Во-вторых, непосредственные ориентированность и назначение самих изделий до определённых моментов не подразумевали кардинальных изменений.
Тем не менее, вкусовые предпочтения заказчиков подвигали исполнителей к деликатному и тонкому умению оперировать символическими формами, образными кодами, стилистическими элементами и мотивами способными быть аутентичными - самостоятельными в прочтении - сопутствуя равнозначности гармонии и цельности идейного замысла. В этой связи Древнеегипетская стилистика предоставила богатый, неповторимый материал и показала устойчивость, а также универсальность собственных художественно-языковых норм в отношении к творческому проявлению в декоративно-прикладном искусстве.
Если в проектах начала XIX века выявляются прямые копирования и аналогии с Древнеегипетскими артефактами, то в эпоху историзма проявляется интерес к трактовке, определённому осмыслению и некоторым размышлениям на тему. Тогда как ко времени рубежа XIX-XX веков происходит яркая трансформация, демонстрирующая потенциал,
структурную гибкость и способности древнеегипетской стилистики быть претворенной в эффектных решениях западноевропейских авторов. Наряду с этим, рассмотренные изделия подчёркивают значимость данного вида творчества, а также наглядно определяют статус прикладных практик, приводя «сей род» из «художественного ремесла», умения и мастерства в пространство «Высоких» Искусств, раскрывающих красоту, гармонию и гений мироздания.
В целом, суммирование сделанных в работе выводов может быть сведено к констатации следующего порядка.
На разных исторических этапах обращение к древнеегипетским мотивам, образно-символическим сюжетам и элементам в искусстве Западной Европы происходило на фоне геополитических и социальных вибраций. Если в период Ампира тематика соответствовала общей патетике прославления имперского порядка, то в течение Историзма посредством Ориентализма фокус ориентирован несколькими положениями. С одной стороны, в согласованной с академическими традициями манерой изображения, внимание определяется любованием и изучением загадочных миров Востока в разных аспектах жизни, с другой стороны, характеризуется, напротив, активной экспансией ближневосточных диковин в западноевропейский уклад и окружение, в том числе, в интерьерное убранство. Вторая половина XIX века отмечена наличием некоторых изменений в коннотации на тему Древнего Египта. Художники Символизма, Эстетизма и других направлений времени Модерна обращаются не только к форме и содержанию тем, мотивов и образов. В прочтении представителей данных течений в искусстве скорее происходила попытка если некардинального переосмысления, а приятия, например, в рамках Эстетизма, то в значительной углубленной трансформации собственного восприятия посредством опыта и наследия древности, в случае Символизма.
Декоративно-прикладные практики не менее чутко реагировали на процессы включения в культурную мембрану столетия древнеегипетских элементов. Однако в своём творческом арсенале мастера закрепили наиболее приметные и основные иконографические типы. Такие образы как скарабей, крылатые символы, образы с точки зрения их пластических объемов и форм получают широкое распространение в мебели, памятниках скульптурной пластики, в бронзе, в керамике, в тканях. Сопоставление образцов прикладного искусства позволило продемонстрировать, каким образом происходит развитие типологических мотивов. К примеру, если в мебели архитектурные символы или элементы скульптуры влияют в прямой и непосредственной проекции на формообразование памятника, то в ткани, в силу характера материала, подобные типы иконографии не являются самостоятельными и сохраняются исключительно в аспекте декоративного контекста, поэтому не выявляют значительных преобразований и трансформаций. Другая интенция проявляется в отношении эволюции иконотипов. Показательным примером в этом случае выступает мотив скарабея, урея или солнечной ладьи. В рамках рассматриваемого периода формы указанных выше типов от прямого, калькированного копирования с подробной детализацией и фиксированным положением всех элементов преобразуются и сводятся либо к минимальному и условному абрису, силуэту, или выявляют исключительно геометрию формального признака.
Также переориентация и удаление от сакральности в применении древнеегипетских мотивов, образно-символических тем и структур, безусловно, свидетельствует о декоративной направленности обращения мастеров прикладного искусства к традициям древности. Тем не менее, перенесение ряда смысловых принципов в пространство декоративно- прикладного искусства, выработанных касательно семантической наполненности, позволяет констатировать живое развитие и отход от исключительно формального использования компонентов древней культуры. Появление многочисленных научных работ в части изучения истории и культурны Древнего Египта и более углубленного интереса в обществе содействовали художественным транскрипциям в предметах прикладного искусства, последние из которых обретают более сложный, богатый и продуманный стилистический уровень. К концу XIX столетия в характере заимствования выявляются интонационные ассоциации, определяемые в работах с древнеегипетскими темами более смысловой наполненностью и усугублением мистического прочтения. Особенностью авторских работ и уникатов зачастую становятся уже не прямые отсылки к древнеегипетской цивилизации, а творческий результат синтетического взаимодействия разнонаправленных художественных традиций древности и современности.
В целом, стилистические особенности использования древнеегипетских мотивов в декоративном решении памятников в эпоху Историзма и Модерна, а также сопоставление и проведение компаративного анализа образцов различных видов прикладных практик позволили выявить специфику явления «Египтомании» в европейском декоративно-прикладном искусстве Нового времени.
Таким образом, отразившийся в предметах инвариант восприятия и представления о Древнем Египте был в разной степени, но единым для всего периода, что собственно выявляет прочную преемственность в обращении к древнеегипетской тематике и укрепление определённой стилистической традиции в западноевропейском художественном процессе. Однако глубина прочтения и осмысления компонентов древней культуры на протяжении XIX столетия была неоднородной и разнонаправленной. Одновременно, благодаря столь полярному положению, в творчестве лучших представителей своей деятельности древнеегипетская стилистика, посредством традиционных и вновь возникших средств композиционной, пластической и художественной выразительности, достигла высокого уровня и уникального проявления.
1. Albersmeier S. Bedazzled. 5000 Years of Jewelry. The Walters Art Museum. Baltimor.UK, London, D Giles Limited. 2005. 64 p., ил.
2. Arwas V. Art Nouveau. The French Aesthetic. EU, Andreas Papadakis Publisher. 2002.
3. Ashton Sally-Ann. Roman Egyptomania. UK: GoIden House Publications. 2004;Trafton Scott. Egypt Land: Race and Nineteenth-Centery American Egyptomania. USA: DukeUni Press. 2004.
4. Becker V. Art Nouveau Jewelry. London, Thames & Hudson. 2010.
5. Becker Vivienne. Egyptian Revival Jewellery. // Antique Collector. November. 1978.
6. Benoist M.J. Bonaparte en Egypte ou le reve inassouvi. Paris, Pessin. 1978.
7. Blunt A.TheHypnerotomachiaPoliphili' inXVII Century France. // Journal of the Warburg and CourtauldInstituties. 1937-1938. No.1.
8. Braunstein Susan L. The Meaning of Egyptian-Style Objects in the Late Bronze Cemeteries of Tell el-Far’ ah (South). // Bulletin of the American schools f Oriental Research. 2011. No.364.
9. Brunhammer Y. Rene Lalique: Exceptional Jewellery 1890-1912. Italy, Milano, Skira. 2007. 288 p, ил.
10. Cappellieri A. Twentieth-century Jewellery. From Art Nouveau to
Contemporary in Europe and the United States. Italy, Milano, Skira. 2010.
11. Carrot Richard G. The Egiptian Revival: It's Sources, Monuments, and Meaning 1808-1858. USA: California, Berkeley: University of California Press. 1978.
12. Charrie P. Drapeaux et etendardars de la revolution et de 1’Empire. Paris. 1982.
13. Cheva11ire B. L’art de vivre au temps de Josephine. Paris. 1998.
14. Clifford A. Cut-Steel and Berlin Iron Jewellery. Adams & Dart.1971.
15. Colla Elliot Hutchinson. ConflictedAntiquities: Egyptology,
Egyptomania,Egyptian Modernity. USA: DukeUni Press. 2008.
16. Cranjean S. Empire Furniture 1800 to 1825. London. 1966.
17. Curl James Stevens. Egyptian Revival. Ancient Egypt as the Inspiration for Design Motifs in the West.New York. 2005.
18. Curran Brian A. The Egyptian Renaissance: The Afterlife of Ancient Egypt in EarlyModern Italy. Chicago. 2007; Ashton Sally-Ann. Roman Egyptomania. UK: GoIden House Publications. 2004.
19. Curran Brian A. The Egyptian Renaissance: The Afterlife of Ancient Egypt in EarlyModern Italy. Chicago: University of Chicago Press. 2007.
20. Curran Brian A.Obelisk: A History. USA: MIT Press. 2009; Colla Elliot
Hutchinson. ConflictedAntiquities: Egyptology, Egyptomania,Egyptian
Modernity. USA: DukeUni Press. 2008.
21. Denon D.V. Voyage dans la basse et la haute Egypte pendant les campagnes du generale Bonaparte. 2001.
22. Description de 1’Egypte ou Recueil des observations et des recherches qui out ete faites en Egypte pendant l’expedition de l’armie francaise. Paris. Imprimerie de C.L.F. Panckoucke. 1826. 10vol. and 11 vol.
23. Doterfield T. The Allure of Empire: Art in the service of French imperialism 1798-1896. Princeton, Princeton University Press. 1998.
24. Duncan A. The Paris Salon, 1895-1914. Art Nouveau Designers at The Paris Salon. Vol. I: Jewellery the Designers A-K. UK, Woodbridge, Suffolk, Antique Collectors’ Club Limited. 1995.
25. Duncan A. The Paris Salon, 1895-1914. Art Nouveau Designers at The Paris Salon. Vol. I: Jewellery the Designers A-K. UK, Woodbridge, Suffolk, Antique Collectors’ Club Limited. 1995.
26. Eckels Claire Wittler. The Egiptian Revival in America. // Archaeology. 1950. Vol.5, No.3.
27. Eichhorn-Johannsen M.,Rasche A. 25 000 Years of Jewelry. From the collections of the StaatlicheMuseenzu Berlin. Munich, London, New York, PrestelVerlag and StaatlicheMuseenzu Berlin PreubisherKulturbesitz. 2013.
28. Esposito Donato. From ancient Egypt to Victorian London: the impact of ancient Egyptian furniture of British art and design 1850-1900. // The Journal of the Decorative Arts Society 1850 - the Present. 2003.
29. Evans J. A history of Jewellery. 1100-1870. N.-Y.: Dover Publication. 1989.
30. Fontenay E. LesBijoux. Ancient et Modernes. Preface M.Victor Champier. Paris, Maison Quantin, 1887.
31. Gere Charlotte, RudoeJudy. Jewellery in the Age of Queen Victoria: A Mirror to the world. UK: British Museum Press. 2010.
32. Gibson M.F. Symbolism. Tashen. 1999.
33. Gorsline D. What people wore. A visual history of dress from Ancient Time to Twentieth-Century America. New-York: The Viking Press. 1952. 266 p., ил.
34. Grandry M.-N. de. Directoire, Consulat, Emprire. Paris. 1996.
35. Greenhalgh P. Art Nouveau, 1890-1914 / The Magazine Antiques; Apr 2000; 157, 4.
36. Hana Navratilova, Egyptian Revival in Bohemia 1850-1920. Orientalism and Egyptomania in Czech lands.Czech Institute of Egyptology, with a contribution by Roman Misek. Praha. 2003.
37. Heckscher William.Bernini's Elephant and Obelisk. // ArtBulletin.1947. Vol. 19, No.3
38. Hoffmann Julius jr. Der Moderne Stil. The Modern Style. Jugendstil. Art Nouveau. 1899-1905. Stuttgart, 2006.