Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА УКРАИНЕ (НОЯБРЬ 2013 - МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 2014 ГОД) INFORMATION WAR BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE UNITED STATES OF AMERICA IN THE CONTEXT OF THE POLITICAL CRISIS IN UKRAINE (NOVEMBER, 2013 - MINSK PROTOCOL, 2014)

Работа №130316

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Информационная борьба как феномен современного информационного общества.
10
§ 1. Концепция современного информационного общества 10
§ 2. Понятие и сущность информационной войны 19
Глава 2. Политический кризис на Украине 2013-2014 гг 29
§ 1. Причины и ход политического кризиса на Украине 29
§ 2. Позиции ведущих мировых держав относительно политической ситуации на
Украине в 2013-2014 гг 36
Глава 3. Политический кризис на Украине в контексте информационной войны США
против РФ 42
§ 1. Реализация концепции информационной войны США против РФ 42
§ 2. Результаты информационного противостояния США и РФ 49
Выводы 54
Список источников и литературы: 57
Приложения 66
Приложение


Одной из главных отличительных характеристик современного общества является рост зависимости всех сфер жизни от информационных технологий и достижений технического прогресса, что также подразумевает соответствующие изменения и в сфере международных отношений. Информация, становясь главным ресурсом, сегодня является не только источником новых знаний, но и способом оказания влияния. Если ранее важными факторами, определяющими могущество государства на мировой арене, были геополитические характеристики, такие как территория, выходы к морю, наличие тех или иных природных ресурсов, то сегодня их роль постепенно снижается. Все больше внимания государства начинают уделять вопросам развития информационных технологий, которые можно обменять на необходимые ресурсы. Благодаря этому происходит значительный рост роли электронных средств коммуникации и Интернета, которые изначально были предназначены для передачи кодированного сигнала военными, затем стали средством прямой и обратной связи, а на сегодняшний день являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Более того, в связи со столь широким распространением информационных технологий, государства получают все больше возможностей по оказанию влияния и формированию таких образов себя, политических союзников или противников среди широких масс людей, которые бы способствовали легитимации предпринимаемых ими действий. В сфере международных отношений достижения информационных технологий применяются в разведывательной деятельности, а также дипломатическом противостоянии, а само информационное воздействие на государства оказывается тем более эффективным, чем более развитыми являются технологии.
Таким образом, информационное противостояние сегодня становится одной из современных форм взаимодействия государств, вышедшей на новый уровень благодаря широкому распространению информационных технологий. При этом важно отметить, что при всей новизне данной формы противоборства, низкие затраты на её реализацию по сравнению с другими формами межгосударственного противостояния объясняет растущую популярность проведения как отдельных кампаний, так и кампаний в поддержку силовых операций. Одним из недавних примеров такого противостояния стала Грузино-Южноосетинская война, когда СМИ широко использовались США для создания негативного имиджа РФ в глазах мировой общественности. В августе 2008 года американский канал CNN показал кадры из разрушенного южноосетинского города Цхинвал, принадлежащие компании Russia Today, при этом утверждая, что данный материал был снят в грузинском городе Гори .
Политические процессы, происходящие в Украине с конца 2013 года и находящиеся в центре внимания и по сей день, также используются США как способ формирования негативного имиджа РФ в мире. Зачастую Россию представляют в качестве агрессора, который препятствует проведению независимой политики Украиной в силу сохраняющегося влияния России после распада СССР.
В исследовании вопроса использования средств коммуникации для информирования широкой общественности о событиях, происходящих в мире, можно выделить несколько направлений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изобретение компьютерных технологий и внедрение их в нашу повседневную жизнь коренным образом меняет уклад современного общества. Широкое распространение современных средств коммуникации и возможность моментальной передачи информации в любую точку мира, где эти технологии также имеются, соответственно накладывает отпечаток и на международные отношения. Страны, обладающие наиболее развитыми информационными технологиями, получают дополнительные возможности по оказанию воздействия на соперников. В связи с этим, такими странами начинает разрабатываться соответствующее законодательство, которое с одной стороны позволяет стране определить вектор развития информационного общества и информационных технологий в стране, а с другой стороны закрепить за собой статус лидера на международной арене. РФ и США, являющиеся на сегодняшний день одними из наиболее влиятельных акторов международных отношений, а также имеющие длительную историю противостояния имеют достаточную законодательную базу по вопросам изменений, происходящих в мире в связи с повсеместным распространением информационных технологий, а также последствий применения этих технологий для оказания воздействия на соперника. При этом важно отметить, что в США законодательные документы по данному вопросу в большей степени нацелены непосредственно на оказание воздействия, в то время как в РФ данные документы, как правило, формулируют общие направления развития станы в данном векторе, а также регулируют правоотношения, возникающие в связи с повсеместным распространением информационных технологий.
Все большую популярность приобретают информационные операции при реализации внешней политики странами, обладающими наиболее развитыми технологиями. При этом информационные компании, как правило, проводятся на базе значимых событий в международной жизни, тем самым позволяя привлечь максимальное количество внимания по всему миру и сформировать необходимую точку зрения среди населения, на которое оказывается воздействие. За последние два десятилетия примерами такого информационного противостояния послужила и война в Ираке, и Грузино-Южноосетинский конфликт, и Олимпийские игры в Сочи. Сегодня информационное противостояние разворачивается между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америке в контексте политического кризиса на Украине.
Ситуация, разворачивающаяся на Украине с ноября 2013 года и продолжающаяся и по сегодняшний день, не могла не привлечь к себе внимание мировой общественности. В связи с отказом президента Украины В.Януковича от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в стране начались массовые акции протеста, ставшие одними из самых кровопролитных за всю историю страны. Более того, сложившаяся ситуация наглядно продемонстрировала проблему уже длительное время существующую в стране - разделение украинского обществ на два лагеря: ориентированный на сотрудничество запад и русскоговорящий и ориентированный на сотрудничество с Россией восток. В связи с этим западная часть страны пытается всячески отстаивать линию углубления сотрудничества с западом и ЕС в частности, восточная же часть тяготеет к сотрудничеству с Российской Федерацией, более того, жители полуострова Крым провели референдум, по результатам которого подавляющее большинство населения выразило желание войти в состав России.
На этой почве развернулось информационное противостояние Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Международное сообщество при этом поделилось на два лагеря: тех, кто поддерживает США и тех, кто поддерживает РФ. К первой группе можно отнести наиболее развитые страны мира, которые изначально поддерживали Америку, а также отреагировали на происходящие события введением санкций против России. Однако в дальнейшем лидеры этих стран (Германия, Франция, Италия) неоднократно отмечают, что принятые меры сильно отражаются и на них самих. В связи с этим в середине 2014 года Германия и Франция выступили инициаторами примирения сторон конфликта. К группе стран, поддержавших позицию РФ, можно отнести станы, входящие БРИКС, ЕврАзЭс - то есть те объединения, в которых лидером является Россия.
Стоит отметить, что США удалось провести достаточно широкомасштабную информационную компанию против России, характеризуя ее в выступлениях официальных лиц страны, а также в законодательных актах как агрессора, захватчика и нарушителя территориальной целостности Украины. В дальнейшем данные стране характеристики использовались СМИ и транслировались широкой аудитории по всему миру. В противоположность США Россия заняла достаточно сдержанную позицию: как правило, в ответных комментариях представителей РФ на заявления США внимание уделялось тому, что США проводится масштабная антироссийская кампания, в которой реальные факты искажаются.
Тем не менее, в результате данного информационного противостояния пострадали не только противоборствующие стороны, но и Украина, которая выступила в роли площадки, на которой данное противостояние осуществлялось, поскольку страна оказалась под информационным воздействием обеих сторон конфликта.
Подводя итог данной работе, стоит также отметить, что на сегодняшний день информационное воздействие становится одной из форм противостояния стран, обладающих развитыми технологиями, в то время как платформой для их осуществления зачастую становятся внутренние конфликты менее развитых в технологическом отношении стран.



1. "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации" (утв.
Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895). URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=28679 (дата обращения 20.04.2016)
2. "Основы государственной политики Российской Федерации в области
международной информационной безопасности на период до 2020 года" (утв. Президентом РФ 24.07.2013 N Пр-1753). URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178634 (дата обращения 26.04.2016)
3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности". URL: http://svr.gov.ru/svr_today/doc4.htm (дата обращения 20.04.2016)
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016). URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144689;fld=134;dst=429496 7295;rnd=0.025940965861082077;from=133341-271 (дата обращения 20.04.2016)
5. Закон РФ «О Государственной тайне». URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121414 (дата обращения 20.04.2016)
6. Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с
Министром иностранных дел Украины Л.А.Кожарой, Мюнхен, 1 февраля 2014года. МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/ua/-
/asset_publisher/ktn0ZLTvbbS3/content/id/78558 (дата обращения 20.04.2016)
7. Комментарий МИД России по ситуации вокруг Украины. МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/kommentarii/-/asset_publisher/2MrVt3CzL5sw/content/id/66014 (дата обращения 20.04.2016)
8. Комментарий официального представителя МИД России А.К. Лукашевича в связи с заявлением Госдепартамента США по событиям на Украине. МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/kommentarii/-/asset_publisher/2MrVt3CzL5sw/content/id/76198 (дата обращения 20.04.2016)
9. Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича в связи с «фактологическими выкладками» Госдепартамента США по ситуации на Украине. МИД
РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/kommentarii/-
/asset_publisher/2MrVt3CzL5sw/content/id/71994 (дата обращения 20.04.2016)
10. Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича в связи с
утечкой в американских СМИ о «внутреннем докладе» разведсообщества США по следам бостонского теракта. МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/kommentarii/-
/asset_publisher/2MrVt3CzL5sw/content/id/65950 (дата обращения 20.04.2016)
11. Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича в связи с подготовкой четырехсторонней встречи по Украине. МИД РФ. URL: http://www.mid.rU/web/guest/kommentarii/-/asset_publisher/2MrVt3CzL5sw/content/id/65926 (дата обращения 20.04.2016)
12. Меморандум об исполнении положений Протокола по итогам консультаций
Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина. ОБСЕ. URL:
http://www.osce.org/ru/home/123807?download=true (дата обращения 21.04.2016)
13. Меморандум об исполнении положений Протокола по итогам консультаций
Трехсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина. ОБСЕ. URL:
http://www.osce.org/ru/home/123807?download=true (дата обращения 21.04.2016)
14. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=178634 (дата обращения 26.04.2016)
15. Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина. ОБСЕ. URL: http://www.osce.org/ru/home/123258?download=true (дата обращения 21.04.2016)
16. Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П.Порошенко и инициатив Президента России В.Путина. ОБСЕ. URL: http://www.osce.org/ru/home/123258?download=true (дата обращения 21.04.2016)
17. PR в международных отношениях. Прикладные аспекты. / Под редакцией Р.С. Выходца. Санкт-Петербург, 2015. 192 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ